Антисионизм не антисемитизм и не радикализм
Сионистская утопия об исключительно еврейском государстве препятсвует миру на Ближнем Востоке
Теперь это трудно представить, но в 1944 г., шесть лет спустя после Хрустальной ночи (волны еврейских погромов в нацистской Германии), глава Американского совета за Иудаизм Лессинг Розенвальд не постеснялся приравнять сионистские идеалы еврейской государственности к «концепции расистского государства - концепции Гитлера». На протяжении большей части прошлого столетия принципиальная оппозиция сионизму была очень распространена среди американских иудеев.
Даже после создания израильского государства антисионизм не мог считаться еретической позицией. Интегрированные в западное общество иудеи-реформисты, вроде Розенвальда, были убеждены, что Иудаизм должен оставаться в рамках религии и не переходить на политику; наиболее консервативные и ортодоксальные из них видели в еврейской государственности нечестивую попытку «управлять рукой Всевышнего»; а евреи-марксисты в числе которых были и мои деды воспринимали сионизм и все виды национализма как попытку увильнуть в сторону от более серьезных вещей, таких как классовая борьба.
Антисионизм это нетерпимость?
Как меня научили еще в детстве, быть евреем означает воспринимать себя членом народа, который снова и снова подвергается гонениям, жестокому обращению, убийствам.
Тысячелетия притеснений так и не дали нам родины или права на справедливую самооборону. Если нам и предлагали нечто исключительное, это было сделано с перспективой дальнейшего угнетения или из соображений обязательства, связанного с пророческими традициями, защищать угнетенных и бороться с угнетателем.
В течение последних десятилетий, однако, было совершенно невозможно бороться с израильским государством, не получив клейма антисемита, или еще хуже. Подвергать сомнению не только действия, но даже и сионистские идеи, на которых основано это государство, издавна воспринималось как страшное богохульство.
И все же невозможно продолжать с честной совестью убеждать себя, что плачевные условия, в которых живут и умирают палестинцы в Газе, стали результатом политического курса, действий лидеров или партий двух сторон этого тупика. Проблема здесь фундаментальная создание современного государства с одной исключительной национальной или религиозной идентичностью на территории, изначально многонациональной и мультирелигиозной, неизбежно ведет к политике дискриминации (представьте концлагерь площадью 139 кв. миль, в который превратилась Газа!) или массовым этническим чисткам. Проще говоря, проблема здесь сионизм.
Ведется много споров о том, что сионизм анахронизм, пережиток идеологии, оставшийся от романтического национализма XIX века, неудачно вписавшийся в геополитическую картину века XIX. Но сионизм не просто устарел.
Даже до 1948 г. одно из его основных «упущений» уже стало очевидным наличие палестинцев в Палестине. Это привело к тому, что некоторые из известнейших еврейских мыслителей прошлого века, преимущественно сионистов, стали отвергать идею чисто еврейской государственности.
Движение «Брит-Шалом» (ивр. букв. - «мирный договор»), основанное в 1925 г. и поддерживаемое в разное время Мартином Бубером, Ханой Арендт и Гершомом Шолемом, выступало за светское, двунациональное государство в Палестине, в котором евреи и арабы были бы наделены равными правами. Их озабоченность была как моральной, так и прагматической. Создание еврейского государства, как опасался Бубер, означало бы «преднамеренный общенациональный суицид».
Судьба, которую предрекал Бубер, все-таки постигла нас. Мы имеем нацию, живущую десятилетия в состоянии войны; четверть миллионное арабское население со статусом «второсортного»; и более 5 млн. палестинцев, лишенных основополагающих человеческих прав, политических прав.
Если два десятка лет назад сравнения с южноафриканским апартеидом казались гиперболой, то теперь они представляются вполне оправданными. Белый южноафриканский режим апартеида, при всех его многочисленных преступлениях, никогда не совершал таких набегов на бантустаны, как Тель-Авив на сектор Газа в минувшем декабре и январе, когда более 1300 палестинцев были убиты, треть из которых дети.
Два или единое государство?
Израильская политика сделала когда-то очевидный и неизбежный выход из кризиса в форме создания двух государств гораздо менее осуществимым.
Годы строительства израильских поселений на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме методично уменьшали жизнеспособность палестинского государства. Новый премьер-министр Беньямин Нетаньяху вообще отверг идею о независимом палестинском государстве.
Все это привело к возрождению идеи «Брит-Шалом» о едином светском двунациональном государстве, в котором евреи и арабы имеют равные политические права. Препятствий для этого, конечно, немерено.
Сюда относится не только болезненная израильская привязанность к идее исключительно еврейского государства, но и ее палестинский аналог идея об исключительно арабско-мусульманском государстве. Обеим сторонам надо дать гарантии взаимной безопасности.
Какую именно форму должно принять такое государство строгую демократию или более сложную федеральную систему? Уйдут годы на проблематичный переговорный процесс, понадобятся более мудрые руководители, чем имеются на сей день, а также бескомпромиссная поддержка этой идеи со стороны остального мира, в частности, Соединенных Штатов.
Антисионизм
В то же самое время мнение об антисионизме как эпидемии, более опасной чем антисемитизм, раскрывает лишь несостоятельность позиции, которую вынуждены занимать защитники идеи исключительно еврейского государства. Столкнувшись с осуждением международного сообщества, они пытаются ограничить обсуждение этого вопроса, возвести стены, очерчивающие границы дозволенных и недозволенных разговоров.
Толку от этого мало. Противостояние сионизму не антисемитизм и не радикализм. Это требует самостоятельного беспристрастного исследования, чтобы, как говорится в книге Амоса, не «превратить справедливость в горькую полынь и швырнуть на землю благодетельность».
Создание светского плюралистического демократического правительства на израильской и палестинской территории означает отход от мечты сионистов. Но это также означает оживление иудейских идеалов о справедливости, которые уходят корнями к пророку Иеремии.
Бен Эренрейх, писатель, автор романа «The Suitors»
«Los Angeles Times»
Сионистская утопия об исключительно еврейском государстве препятсвует миру на Ближнем Востоке
Теперь это трудно представить, но в 1944 г., шесть лет спустя после Хрустальной ночи (волны еврейских погромов в нацистской Германии), глава Американского совета за Иудаизм Лессинг Розенвальд не постеснялся приравнять сионистские идеалы еврейской государственности к «концепции расистского государства - концепции Гитлера». На протяжении большей части прошлого столетия принципиальная оппозиция сионизму была очень распространена среди американских иудеев.
Даже после создания израильского государства антисионизм не мог считаться еретической позицией. Интегрированные в западное общество иудеи-реформисты, вроде Розенвальда, были убеждены, что Иудаизм должен оставаться в рамках религии и не переходить на политику; наиболее консервативные и ортодоксальные из них видели в еврейской государственности нечестивую попытку «управлять рукой Всевышнего»; а евреи-марксисты в числе которых были и мои деды воспринимали сионизм и все виды национализма как попытку увильнуть в сторону от более серьезных вещей, таких как классовая борьба.
Антисионизм это нетерпимость?
Как меня научили еще в детстве, быть евреем означает воспринимать себя членом народа, который снова и снова подвергается гонениям, жестокому обращению, убийствам.
Тысячелетия притеснений так и не дали нам родины или права на справедливую самооборону. Если нам и предлагали нечто исключительное, это было сделано с перспективой дальнейшего угнетения или из соображений обязательства, связанного с пророческими традициями, защищать угнетенных и бороться с угнетателем.
В течение последних десятилетий, однако, было совершенно невозможно бороться с израильским государством, не получив клейма антисемита, или еще хуже. Подвергать сомнению не только действия, но даже и сионистские идеи, на которых основано это государство, издавна воспринималось как страшное богохульство.
И все же невозможно продолжать с честной совестью убеждать себя, что плачевные условия, в которых живут и умирают палестинцы в Газе, стали результатом политического курса, действий лидеров или партий двух сторон этого тупика. Проблема здесь фундаментальная создание современного государства с одной исключительной национальной или религиозной идентичностью на территории, изначально многонациональной и мультирелигиозной, неизбежно ведет к политике дискриминации (представьте концлагерь площадью 139 кв. миль, в который превратилась Газа!) или массовым этническим чисткам. Проще говоря, проблема здесь сионизм.
Ведется много споров о том, что сионизм анахронизм, пережиток идеологии, оставшийся от романтического национализма XIX века, неудачно вписавшийся в геополитическую картину века XIX. Но сионизм не просто устарел.
Даже до 1948 г. одно из его основных «упущений» уже стало очевидным наличие палестинцев в Палестине. Это привело к тому, что некоторые из известнейших еврейских мыслителей прошлого века, преимущественно сионистов, стали отвергать идею чисто еврейской государственности.
Движение «Брит-Шалом» (ивр. букв. - «мирный договор»), основанное в 1925 г. и поддерживаемое в разное время Мартином Бубером, Ханой Арендт и Гершомом Шолемом, выступало за светское, двунациональное государство в Палестине, в котором евреи и арабы были бы наделены равными правами. Их озабоченность была как моральной, так и прагматической. Создание еврейского государства, как опасался Бубер, означало бы «преднамеренный общенациональный суицид».
Судьба, которую предрекал Бубер, все-таки постигла нас. Мы имеем нацию, живущую десятилетия в состоянии войны; четверть миллионное арабское население со статусом «второсортного»; и более 5 млн. палестинцев, лишенных основополагающих человеческих прав, политических прав.
Если два десятка лет назад сравнения с южноафриканским апартеидом казались гиперболой, то теперь они представляются вполне оправданными. Белый южноафриканский режим апартеида, при всех его многочисленных преступлениях, никогда не совершал таких набегов на бантустаны, как Тель-Авив на сектор Газа в минувшем декабре и январе, когда более 1300 палестинцев были убиты, треть из которых дети.
Два или единое государство?
Израильская политика сделала когда-то очевидный и неизбежный выход из кризиса в форме создания двух государств гораздо менее осуществимым.
Годы строительства израильских поселений на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме методично уменьшали жизнеспособность палестинского государства. Новый премьер-министр Беньямин Нетаньяху вообще отверг идею о независимом палестинском государстве.
Все это привело к возрождению идеи «Брит-Шалом» о едином светском двунациональном государстве, в котором евреи и арабы имеют равные политические права. Препятствий для этого, конечно, немерено.
Сюда относится не только болезненная израильская привязанность к идее исключительно еврейского государства, но и ее палестинский аналог идея об исключительно арабско-мусульманском государстве. Обеим сторонам надо дать гарантии взаимной безопасности.
Какую именно форму должно принять такое государство строгую демократию или более сложную федеральную систему? Уйдут годы на проблематичный переговорный процесс, понадобятся более мудрые руководители, чем имеются на сей день, а также бескомпромиссная поддержка этой идеи со стороны остального мира, в частности, Соединенных Штатов.
Антисионизм
В то же самое время мнение об антисионизме как эпидемии, более опасной чем антисемитизм, раскрывает лишь несостоятельность позиции, которую вынуждены занимать защитники идеи исключительно еврейского государства. Столкнувшись с осуждением международного сообщества, они пытаются ограничить обсуждение этого вопроса, возвести стены, очерчивающие границы дозволенных и недозволенных разговоров.
Толку от этого мало. Противостояние сионизму не антисемитизм и не радикализм. Это требует самостоятельного беспристрастного исследования, чтобы, как говорится в книге Амоса, не «превратить справедливость в горькую полынь и швырнуть на землю благодетельность».
Создание светского плюралистического демократического правительства на израильской и палестинской территории означает отход от мечты сионистов. Но это также означает оживление иудейских идеалов о справедливости, которые уходят корнями к пророку Иеремии.
Бен Эренрейх, писатель, автор романа «The Suitors»
«Los Angeles Times»
Комментарий