Роль внешнего благочестия в жизни верующего
Какова роль внешнего благочестия в жизни верующего? Писание говорит: для того, чтобы Слово вселялось в сердце, необходимо отложить прежний образ (гнев, помыслы, похоти и проч.), оставшийся от прошлой жизни. Внешнее само по себе ничто, но для человека неутверждённого очень сильно, так что может подавить собой и внутреннее. Слово само даёт силу для того, чтобы всё это оставить. И человек оставляет это с той целью, чтобы Слово вселялось, чтобы расти духовно. Если же внешнее становится самоцелью, а Слово при этом оставляется, то это лишь вид благочестия, без внутренней силы. Это закон. если мы делаем упор на внешнее, пренебрегая внутренним мы будем деградировать духовно. Пред Богом ничто наша одежда, речь, поведение. Это нужно не Богу, а нам самим, для того, чтобы дать дорогу Слову. А Слово сделает своё дело.
Есть образ, который даёт этот мир. Суть этого мира мирская мудрость, удел которой во временном и внешнем. Образ, форма это выражение внутренней сути. Если мы вглядимся внимательнее в образ этого мира, то увидим: весь он (дела, поведение, речь, даже одежда, жесты и проч.) направлен на то, чтобы утвердить себя в мире сём, упрочить своё положение во временном, «найти свою нишу». Слово же напротив призывает возненавидеть себя в мире сём. Так, за образом ясно прослеживается суть.
Слово Божие тоже несёт свой образ. Суть Слова небесная мудрость, которая обитает в ВЕЧНОСТИ, и она также имеет свою форму и внешнее выражение. И это образ иной, он противоречит образу этого мира. Он связан с кротостью (чего нет в мире) и одновременно с возвышением голоса за правду (чего также нет в мире), он явлен в речи, делах, поведении. Он являет, что человек не от этого мира, не живёт для этого мира и ценностями этого мира и не желает ими жить. Он живёт для Вечного. Так, за образом опять же ясно прослеживается суть. И через образ к ней можно приобщиться.
Плоть приобщается к сути (Духу) через образ, через внешнее выражение. И на самом деле внешнее само по себе ничто в глазах истины. Но не для человека. Если мы, внутренне ревнуя о Вечном, продолжаем делать дела этого мира, подразумевая, что мы свободны, что мы не под законом, это внешнее окажется сильнее для нас и подавит собой внутреннее, угасит дух. Поэтому надо прилагать немало усилий для того, чтобы всё это отложить, сообразуясь не с временным, а с Вечным.
Итак, всё внешнее происходит от внутренней наполненности. То, чем наполнен человек, будет явлено в его внешней жизни. Если он внутренне наполнен миром, то мир будет и на устах. Всё внешнее имеет внутренний корень, который один, и даёт множество побегов. Необходимо исторгнуть корень. Этот корень есть человеческая тьма, идущая от непросвещённого разума. Это есть привязанность к временному и преходящему этот мир. Мир есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Мир внутри побеждается внутренним светом, заключённым в Слове Духом, верой. Слово очищает нас изнутри, при этом давая силу и для внешнего очищения от «побегов». И к этому мы должны прилагать старание:
- телесно, отказывая себе в плотском излишестве и научаясь довольствоваться необходимым;
- душевно, учась не поддаваться худым мыслям и настроениям, не руководствоваться чувствами, научаясь кротости и послушанию пред высшими, трудящимися и несущими Слово, очищение речи;
- духовно, укрепляясь в благодати и исполняясь духом через молитву духом, пение псалмов, чтение Слова, делание добрых дел. И если Слово побеждает мир внутри, очищая собою сердце, то мы, получая силу от слова, побеждаем мир снаружи, в нашем внешнем хождении. Так, при совокупности внешнего и внутреннего, достигается благоприятный результат.
Есть образ, который даёт этот мир. Суть этого мира мирская мудрость, удел которой во временном и внешнем. Образ, форма это выражение внутренней сути. Если мы вглядимся внимательнее в образ этого мира, то увидим: весь он (дела, поведение, речь, даже одежда, жесты и проч.) направлен на то, чтобы утвердить себя в мире сём, упрочить своё положение во временном, «найти свою нишу». Слово же напротив призывает возненавидеть себя в мире сём. Так, за образом ясно прослеживается суть.
Слово Божие тоже несёт свой образ. Суть Слова небесная мудрость, которая обитает в ВЕЧНОСТИ, и она также имеет свою форму и внешнее выражение. И это образ иной, он противоречит образу этого мира. Он связан с кротостью (чего нет в мире) и одновременно с возвышением голоса за правду (чего также нет в мире), он явлен в речи, делах, поведении. Он являет, что человек не от этого мира, не живёт для этого мира и ценностями этого мира и не желает ими жить. Он живёт для Вечного. Так, за образом опять же ясно прослеживается суть. И через образ к ней можно приобщиться.
Плоть приобщается к сути (Духу) через образ, через внешнее выражение. И на самом деле внешнее само по себе ничто в глазах истины. Но не для человека. Если мы, внутренне ревнуя о Вечном, продолжаем делать дела этого мира, подразумевая, что мы свободны, что мы не под законом, это внешнее окажется сильнее для нас и подавит собой внутреннее, угасит дух. Поэтому надо прилагать немало усилий для того, чтобы всё это отложить, сообразуясь не с временным, а с Вечным.
Итак, всё внешнее происходит от внутренней наполненности. То, чем наполнен человек, будет явлено в его внешней жизни. Если он внутренне наполнен миром, то мир будет и на устах. Всё внешнее имеет внутренний корень, который один, и даёт множество побегов. Необходимо исторгнуть корень. Этот корень есть человеческая тьма, идущая от непросвещённого разума. Это есть привязанность к временному и преходящему этот мир. Мир есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Мир внутри побеждается внутренним светом, заключённым в Слове Духом, верой. Слово очищает нас изнутри, при этом давая силу и для внешнего очищения от «побегов». И к этому мы должны прилагать старание:
- телесно, отказывая себе в плотском излишестве и научаясь довольствоваться необходимым;
- душевно, учась не поддаваться худым мыслям и настроениям, не руководствоваться чувствами, научаясь кротости и послушанию пред высшими, трудящимися и несущими Слово, очищение речи;
- духовно, укрепляясь в благодати и исполняясь духом через молитву духом, пение псалмов, чтение Слова, делание добрых дел. И если Слово побеждает мир внутри, очищая собою сердце, то мы, получая силу от слова, побеждаем мир снаружи, в нашем внешнем хождении. Так, при совокупности внешнего и внутреннего, достигается благоприятный результат.
«Поучающий кощунника наживёт себе бесславие, и обличающий нечестивого пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя. Дай мудрому, и он будет ещё мудрее, научи правдивого, и он преумножит знание». Пр. 9:7-9
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Мф 7:6
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Мф 7:6
Кто же эти «свиньи», «кощунники» и «нечестивые», о которых говорит Писание? Это все мы, люди, и определения эти даются нам в отношении нашего сердца к учению Иисуса Христа, которое и есть драгоценный жемчуг. Сущность человеков такова, что все они ненавидят духовное учение, ненавидят мудрость. И в этом нет исключения. Это необходимо признать, как факт, как действительность, ибо без осознания этого, без осознания и осуждения своей природной сущности невозможно двигаться дальше. Должна быть исходная точка, некий «0», от которого начинается истинный путь, постижение Божьей мудрости и возрастание через питание и служение ею. Эта точка опоры, именуемая основанием, и есть осуждение себя, своих путей в Боге, признание своей греховности и испорченности, иными словами, смерть души во имя жизни духа. Божье учение духовно, человеки же есть плоть. Духовное Учение Христа невозможно принять и уразуметь необновлённым и неочищенным человеческим разумом, как невозможно возлюбить Бога и Его Слово лукавым сердцем. Однако, подавляющее большинство верующих не желает этого признавать, предпочитая обольщать себя.
Итак, прежде чем принять учение, «свинье» надлежит стать человеком и обрести человеческое сердце. Человеческое сердце отличается от свиного тем, что оно очищено от гордости, от своего «Я», от приоритета собственных пониманий. Оно скорбит от собственного несовершенства и жаждет приобщиться к небесной мудрости, в которой видит своё освобождение и спасение.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Мф 5:8 Чистое, очищенное сердце! Только такое сердце способно принять, понять и растворить верою слово, и только для такого сердца оно будет полезно, так как будет сохранено и принесёт добрый плод. Как и написано в другом месте Св.Писания: «а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». Лк 8:15
Посему, может быть слово, и много хлеба, и путь открыт, и известны все тайны, но тем не менее всё окажется тщетно, если нет сердца, способного всё это принять и оценить по достоинству жемчуг. А оценить значит воспользоваться к жизни.
Изначально в природе нет чистых сердец. «Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?"» Пр 20:9 «Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». Рим 3:10-12 А как же человеку сохранить слово и принести плод, имея такое сердце? Следовательно, сердце необходимо очищать. И это очищение исходит от самого человека, это его осознанные, последовательные шаги навстречу Богу, и совершаются они тогда, когда человек видит свет в Боге через Его слово, а в себе - тьму. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». 1Ин 3:3
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Мф 5:8 Чистое, очищенное сердце! Только такое сердце способно принять, понять и растворить верою слово, и только для такого сердца оно будет полезно, так как будет сохранено и принесёт добрый плод. Как и написано в другом месте Св.Писания: «а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». Лк 8:15
Посему, может быть слово, и много хлеба, и путь открыт, и известны все тайны, но тем не менее всё окажется тщетно, если нет сердца, способного всё это принять и оценить по достоинству жемчуг. А оценить значит воспользоваться к жизни.
Изначально в природе нет чистых сердец. «Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?"» Пр 20:9 «Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». Рим 3:10-12 А как же человеку сохранить слово и принести плод, имея такое сердце? Следовательно, сердце необходимо очищать. И это очищение исходит от самого человека, это его осознанные, последовательные шаги навстречу Богу, и совершаются они тогда, когда человек видит свет в Боге через Его слово, а в себе - тьму. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». 1Ин 3:3
Здесь уместно задаться вопросом: что происходит сначала?
1.Слово ли попадает в сердце человека и очищает его собою?
2.Или же человек должен сперва очистить своё сердце, чтобы туда, в уже приготовленное сердце попало слово?
И правильно будет первое, ибо второе неизбежно приведёт нас на путь закона, когда мы будем пытаться улучшить свою греховную природу собственными средствами, чтобы стать «достойными» Бога. Но это невозможно человекам. Как и написано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Ин 1:1-4 И Христос сказал: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Ин 15:3 Слово Божие просвещает человека светом Вечности, и тем самым очищает его сердце от наслоений суетного и временного плотского от мира. Человек порабощён этим миром, связан грехом только вследствие своего духовного невежества и незнания, ибо полагает своё основание во временном и тленном, не видя Вечного. Слово Божие открывает Вечность, освобождая человеческую душу от пут. И правильнее было бы сказать, что сам человек не способен себя очистить: очищает Слово. Какое именно слово служит к очищению нашего сердца? Это слово об основании слово о кресте.
Человек, непросвещённый Словом, пытается угодить Богу своими делами, своей благочестивой жизнью и.т.д., но достигает обратного результата, потому что законом Богу угодить невозможно, закон не может животворить нас, а наоборот дает силу для греха. Он всё более и более привязывает нас к земле, затягивая в болото и умерщвляя. Но Слово Божие говорит нам, что мы предназначены для Вечности. Оно говорит также, что все мы, люди, по сути своей злы и, как бы ни пытались, не можем ни угодить Богу, ни спасти свою душу от вечной смерти. Но всем нам, обреченным на смерть, Бог дарует спасение и Вечную жизнь, к которой мы и предназначены, не по нашим делам, а даром, по вере. Уразумев это, человек освобождается от земных привязанностей (какой смысл жить ценностями этого, мира, если есть жизнь иная, лучшая, Вечная?) и от привязанности к делам (потому что оправдание всё равно не по делам, а по вере). Это слово одновременно убивает и животворит его: убивает душевную и плотскую жизнь и пробуждает жизнь духа. И это Слово слово об основании и есть та точка отсчёта, с которой начинается наш истинный путь. Важно поставить его во главу угла нашего строения. Если мы забываем и отвергаем это, всё наше строение приобретает уже иной характер ложный.
Но какое очищение в таком случае требуется от человека?
Здесь мы подходим к теме учения о благочестии. Само по себе оно мало и является лишь вспомогательной частью главного, но без него невозможно и главное. Слово Божие очищает нас от мира, но наша задача прилагать все усилия к тому, чтобы хранить себя от этого мира неосквернёнными, не принимая в свою жизнь и гнушаясь всего того, что предлагает он нам. Образ этого мира хотя и ничтожен по сути, но очень силён для неутверждённого в истине человека. А таковыми мы все являемся изначально, ибо утверждение в истине это долгий процесс. Часто верующие делают большую ошибку: обретя свободу внутри через Слово, они начинают думать, что свободны и внешне, вольны делать что угодно и жить так, как им нравится. И в этом случае Божья благодать становится для таких верующих поводом к распутству. Потому проходит некоторое время, и этот мир, подобно морской волне, гасит едва зародившуюся искорку света, увлекая в свою пучину ещё одну человеческую душу, не ревновавшую о том, чтобы удаляться от мира и хранить себя. Слово Божие оказывается тщетным.
Вспомогательные и второстепенные истины не означает ненужные, а у нас часто происходит именно так. Мы пренебрегаем внешним очищением, благочестием, желая сразу же принимать внутреннее духовное слово и не понимая, что без них мы просто не можем его принять. Мы можем объединиться вокруг учения, почитать его истинным, провозглашать его другим. Но при всём при этом оно так и останется вне нас, а мы вне его, и мы постоянно будем ощущать на себе это несоответствие между словами и жизнью. Пёс возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи. Так и мы слушаем учение, но поскольку сердце наше не способно его принять, то мы снова возвращаемся к своей повседневности. А между тем думаем, что обладаем чем-то великим, чего нет у других.
Итак, с одной стороны внешнее очищение это удаление от мира и неприятие образа этого мира в свою жизнь, а с другой стороны добрые дела, которые способствуют удалению от мира и зла. Написано: «вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель». 2Пет 1:5
Так, внешнее очищение также само по себе имеет внешнюю сторону и внутреннюю. Внутренняя заключается в действии, внешняя же наоборот в бездействии и покое. Внутренняя (действие, направленное на очищение) заключается в том, чтобы поддерживать горение духа: молитва, добрые дела, служение, жертва. Внешняя направлена на то, чтобы не допустить никакого осквернения извне, от мира, и заключается в хранении себя: это касается поведения, речи и проч.
Делание добрых дел помогает хранить себя от мира, хранить огонь, зажжённый Словом в сердце. Делая добрые дела, человек тем самым свидетельствует этому миру, что он не такой, что он не от мира и не приемлет образ этого мира и его мудрости, поступая в противность ей. Делание добрых дел это жертва, которое помогает исторгнуть мирские корни и привязанности к земному. Однако, если во главе угла у верующего стоить истинное основание, он никогда не будет связан этими добрыми делами, т.е. не будет искать в них жизни и оправдания, не будет строить на них свою праведность. Он будет понимать их соподчинённую и вспомогательную роль и будет разуметь главное праведность от веры.
1.Слово ли попадает в сердце человека и очищает его собою?
2.Или же человек должен сперва очистить своё сердце, чтобы туда, в уже приготовленное сердце попало слово?
И правильно будет первое, ибо второе неизбежно приведёт нас на путь закона, когда мы будем пытаться улучшить свою греховную природу собственными средствами, чтобы стать «достойными» Бога. Но это невозможно человекам. Как и написано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Ин 1:1-4 И Христос сказал: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Ин 15:3 Слово Божие просвещает человека светом Вечности, и тем самым очищает его сердце от наслоений суетного и временного плотского от мира. Человек порабощён этим миром, связан грехом только вследствие своего духовного невежества и незнания, ибо полагает своё основание во временном и тленном, не видя Вечного. Слово Божие открывает Вечность, освобождая человеческую душу от пут. И правильнее было бы сказать, что сам человек не способен себя очистить: очищает Слово. Какое именно слово служит к очищению нашего сердца? Это слово об основании слово о кресте.
Человек, непросвещённый Словом, пытается угодить Богу своими делами, своей благочестивой жизнью и.т.д., но достигает обратного результата, потому что законом Богу угодить невозможно, закон не может животворить нас, а наоборот дает силу для греха. Он всё более и более привязывает нас к земле, затягивая в болото и умерщвляя. Но Слово Божие говорит нам, что мы предназначены для Вечности. Оно говорит также, что все мы, люди, по сути своей злы и, как бы ни пытались, не можем ни угодить Богу, ни спасти свою душу от вечной смерти. Но всем нам, обреченным на смерть, Бог дарует спасение и Вечную жизнь, к которой мы и предназначены, не по нашим делам, а даром, по вере. Уразумев это, человек освобождается от земных привязанностей (какой смысл жить ценностями этого, мира, если есть жизнь иная, лучшая, Вечная?) и от привязанности к делам (потому что оправдание всё равно не по делам, а по вере). Это слово одновременно убивает и животворит его: убивает душевную и плотскую жизнь и пробуждает жизнь духа. И это Слово слово об основании и есть та точка отсчёта, с которой начинается наш истинный путь. Важно поставить его во главу угла нашего строения. Если мы забываем и отвергаем это, всё наше строение приобретает уже иной характер ложный.
Но какое очищение в таком случае требуется от человека?
Здесь мы подходим к теме учения о благочестии. Само по себе оно мало и является лишь вспомогательной частью главного, но без него невозможно и главное. Слово Божие очищает нас от мира, но наша задача прилагать все усилия к тому, чтобы хранить себя от этого мира неосквернёнными, не принимая в свою жизнь и гнушаясь всего того, что предлагает он нам. Образ этого мира хотя и ничтожен по сути, но очень силён для неутверждённого в истине человека. А таковыми мы все являемся изначально, ибо утверждение в истине это долгий процесс. Часто верующие делают большую ошибку: обретя свободу внутри через Слово, они начинают думать, что свободны и внешне, вольны делать что угодно и жить так, как им нравится. И в этом случае Божья благодать становится для таких верующих поводом к распутству. Потому проходит некоторое время, и этот мир, подобно морской волне, гасит едва зародившуюся искорку света, увлекая в свою пучину ещё одну человеческую душу, не ревновавшую о том, чтобы удаляться от мира и хранить себя. Слово Божие оказывается тщетным.
Вспомогательные и второстепенные истины не означает ненужные, а у нас часто происходит именно так. Мы пренебрегаем внешним очищением, благочестием, желая сразу же принимать внутреннее духовное слово и не понимая, что без них мы просто не можем его принять. Мы можем объединиться вокруг учения, почитать его истинным, провозглашать его другим. Но при всём при этом оно так и останется вне нас, а мы вне его, и мы постоянно будем ощущать на себе это несоответствие между словами и жизнью. Пёс возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи. Так и мы слушаем учение, но поскольку сердце наше не способно его принять, то мы снова возвращаемся к своей повседневности. А между тем думаем, что обладаем чем-то великим, чего нет у других.
Итак, с одной стороны внешнее очищение это удаление от мира и неприятие образа этого мира в свою жизнь, а с другой стороны добрые дела, которые способствуют удалению от мира и зла. Написано: «вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель». 2Пет 1:5
Так, внешнее очищение также само по себе имеет внешнюю сторону и внутреннюю. Внутренняя заключается в действии, внешняя же наоборот в бездействии и покое. Внутренняя (действие, направленное на очищение) заключается в том, чтобы поддерживать горение духа: молитва, добрые дела, служение, жертва. Внешняя направлена на то, чтобы не допустить никакого осквернения извне, от мира, и заключается в хранении себя: это касается поведения, речи и проч.
Делание добрых дел помогает хранить себя от мира, хранить огонь, зажжённый Словом в сердце. Делая добрые дела, человек тем самым свидетельствует этому миру, что он не такой, что он не от мира и не приемлет образ этого мира и его мудрости, поступая в противность ей. Делание добрых дел это жертва, которое помогает исторгнуть мирские корни и привязанности к земному. Однако, если во главе угла у верующего стоить истинное основание, он никогда не будет связан этими добрыми делами, т.е. не будет искать в них жизни и оправдания, не будет строить на них свою праведность. Он будет понимать их соподчинённую и вспомогательную роль и будет разуметь главное праведность от веры.
Комментарий