из монографии Опарина: "И как было во дни Ноя"
Идолы в церкви
Не делай себе кумира и никакого изображения Не поклоняйся им и не служи им ибо Я Господь, Бог твой (Исход 20:4, 5)
Иконы Такое привычное понятие для христианина славянского происхождения. Всю жизнь, от рождения до самой смерти эти немые свидетели сопровождали практически каждого человека. К устам заболевшего младенца, едва появившегося на свет, прикладывали икону; умирающий старец с благоговением лобызал также икону, не сводя угасающего взора с лика, изображенного на ней, свято веря, что святые заступники умолят Господа о спасении души умирающего. Перед решением важнейших вопросов в политической жизни страны древние государи также с мольбой обращались к святым заступникам, причем в этих случаях у наиболее почитаемых икон. Воины всех времен юноши в кольчугах, вооруженные пиками, русские солдаты в киверах во время войны с Наполеоном, перед сражением, опять же прикладывались к иконам с мольбой о победе и даровании жизни. Иконы были в каждом доме в красном углу, который украшали вышитыми полотенцами, цветами, но были и чудотворные иконы, которые, как свято в это верили люди, могли исцелить от любого недуга, даровать победу в сражении, отвести беду. Православным верующим хорошо известны нерукотворные образа, которые находили при необычайных ситуациях и автором которых был, как в это верили, Бог. Здесь хочется быть особенно деликатными, чтобы не оскорбить самых сокровенных чувств читателя. Мы неоднократно спрашивали людей, почитающих иконы, почему они это делают? Разве Бог только на иконе, в красном углу в доме или в храме? На что получили самые разнообразные ответы, которые можно объединить следующим образом: 1. Икона помогает особым образом настроиться на молитву легче обращаться к Богу или святому, видя перед собой образ; 2. Икона (сама по себе) приносит счастье, и чем больше размер иконы, или их количество, и чем древнее образ, тем больше счастья в доме; 3. Наиболее частый ответ так принято, так поступали православные предки, так поступать настоятельно рекомендует предание.
Дорогие читатели! Давайте выйдем за рамки фразы Так говорят люди, откроем Священное Писание Библию, и вместе прочитаем, что говорит об этом Бог: книга Исход, 20 глава, с первого по пятый текст (первые две заповеди Закона Божьего): И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой Сейчас кто-то, быть может, скажет: Ну причем же здесь иконы! Ведь тут речь, очевидно, идет о языческих божествах! Ведь кумиры это скульптуры! Дорогой читатель, мы предлагаем вновь сделать акцент на прочитанном: Не делай кумира (т. е. скульптуры), и никакого изображения (!). А теперь мы предлагаем открыть Библию, книгу Второзаконие, 4 главу, 15 и 16 стихи, и вместе прочитать: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину.
Все то, что выходит за пределы Библии, когда нельзя сказать: Так говорит Господь, так написано! принадлежит не Богу, но людям. Один диакон высказал такое мнение: А что плохого в том, чтобы обратиться к Богу, глядя на икону, если так легче молиться! Но мы опять вернемся к уже прочитанным строкам из Библии: дабы вы не развратились так говорит нам Господь, ибо в глазах Божьих развращение может быть и духовным, а именно, когда нетленному вечному Богу придают образ слабого тленного человека. Хочется еще раз подчеркнуть незыблемость Закона Божьего всех десяти заповедей: Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Лк. 16:17), и привести слова Иисуса Христа, записанные в Евангелии от Иоанна 14:15: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Ни в одном тексте Библии не сказано, что какая-либо заповедь отменена, более того, в Послании апостола Иакова 2:10 мы читаем следующие слова: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, и это указание не человека, но Бога. А теперь давайте посмотрим, как относится Бог к преданию человеческому: откроем Евангелие от Марка, 7 главу, и прочитаем тексты с 6 по 9, и 13, где записан ответ Иисуса Христа фарисеям на их вопрос, почему ученики Христа не поступают по преданию старцев: Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим; Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили, и делаете многое сему подобное. Заметьте, дорогие читатели: предание ВАШЕ, которое ВЫ установили! Христос наш Господь и Спаситель, четко разграничил два несопоставимых понятия: Слово Божие, Заповедь Божию и предание человеческое: ваше предание, то есть иными словами, не исходящее от Бога, не благословенное Богом, но человеческое, и тем более то предание, которое слабый грешный человек поставил выше Божьего, устранив первую заповедь Закона Божьего (об этом будем говорить ниже), и вторую заповедь, и вопреки повелению Господа создал изображения, иконы (образа), при этом вольно или невольно поклоняясь этим образам, против чего предостерегал Бог. Кто-то, быть может, возразит, что это не так поклоняются не самой иконе, а образу, представленному на ней! Нет, дорогой читатель! В Библии, в книге Исход, в 32 главе мы читаем не об языческих богах: Когда народ увидел, что Моисей долго не сходил с горы, то обратился к Аарону сделай нам бога, который бы шел перед нами он сделал литого тельца И сказали они: вот бог твой Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон провозгласил, говоря: завтра, праздник господу. Обратите внимание, что здесь речь идет об изображении Бога, Творца вселенной, который вывел тебя из земли Египетской древний израильский народ хорошо знал, что Господь вел их в землю обетованную!
И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон (кн. Исход, 32 глава).
Начало отступления
Как мы видим, вторая Божья заповедь, взятая эпиграфом к этой главе, просто и ясно выражает волю нашего Господа. К каждому из нас обращается Бог с четким указанием: никакого изображения (!). Но как же случилось, что в евангельское учение Иисуса Христа вкрались и затем прочно обосновались языческие суеверия? Ведь в Библии никакого основания для этого нет.
Как и всякое заблуждение, иконы входили в религиозное служение постепенно. Если христиане IIII веков с негодованием отвергали поклонение какому-либо изображению или предмету, то уже с конца III и начала IV века в церковь вкрадывается почитание изображение креста и мощей святых. Началось это с того, что постепенно стали носить нательные кресты, что церковные иерархи обосновали тем, что древние иудеи носили на лбу и на руке молитвенный знак, и поэтому и христианам следует носить особенный отличительный знак. Затем кресты стали изображать и на одежде служителей. Лишь после этого подготовительного этапа кресты появляются в церкви, где становятся объектом поклонения. Почти одновременно с почитанием креста в церковь проникает почитание святых. Вначале к святым начали обращаться с молитвой о заступничестве перед грозным и жестоким Богом, якобы, только желающим наказать человека (тогда же, кстати, было грубо изменено и представление о любвеобильном Божьем характере). После этого стали проникать в церковь предания о сверхъестественных чудесах, совершающихся у гробниц святых, и, якобы, засвидетельствованные монахами и странниками. Понятно, что церковь или монастырь, владевшие подобными реликвиями, имели громадный доход от простодушных верующих и поэтому, где таких реликвий не было, их создавали искусственно, причем в огромном количестве, придумывая имена никогда не существовавших мучеников. После того, как поклонение реликвиям твердо осело, началось введение изображений святых. Вначале оно предназначалось лишь для того, чтобы язычникам, в религии которых существовали изображения богов и героев, было легче принимать христианство, а также для того, чтобы верующим было, якобы, легче сосредоточиться на молитве. Но затем все чаще практикуется молитва перед изображениями, с просьбой о помощи и защите. Спустя немного времени, перед ними уже становились на колени, зажигали светильники и воскуряли ладан. Словом, поклонение святым уже ничем не отличалось от поклонения языческим кумирам. Почти одновременно с изображениями на иконах святых и девы Марии вводятся и иконы с изображениями Христа. Для хоть какого-то обоснования введения в христианские церкви языческих обычаев, священники распространили несколько преданий, которые должны были оправдать их действия и опровергнуть утверждение о том, что не сохранилось прижизненных изображений Иисуса Христа. Во-первых, было объявлено, что бронзовая статуя в городе Панеаде, в Палестине, изображающая закутанного в плащ человека и стоящей перед ним на коленях женщины, и есть изображение Христа (женщина же изображена та, которую Христос исцелил от кровотечения). Сегодня известно, что эта статуя изображает либо философа Аполлония, либо императора Веспасиана, а женщина олицетворяет собой один из городов, преклоняющихся перед ними. Во-вторых, была, якобы, обнаружена переписка между Христом и одним из сирийских царей Авгарем. В ходе этой переписки Иисус, якобы, желая вознаградить Авгаря, прислал ему плат со своим изображением. Пролежав в одном из тайников несколько столетий, плат затем, будто бы был обнаружен одним из епископов, и после этого много раз спасал город Эдессу от иноземных захватчиков. Однако светские историки того времени, в частности, Прокопий Кесарийский, повествуя о тех же событиях, вообще не упоминает ни об одном из указанных чудес, хотя это были верующие люди. Предание также утверждало, что Эдесса никогда не будет взята неверными, благодаря чудодейственной силе плата. Но из истории прекрасно известно, что город много раз был в руках чужеземцев, которые в течение 300 лет владели и самой реликвией, пока та не была выкуплена Византией за огромные деньги. Кроме этого плата, подобные реликвии стали появляться во всех городах Малой Азии. Большой известностью также пользовалась иерусалимская вероник (плат), которым Христос якобы утер свое лицо, и которая запечатлела следы кровавого пота Христа. Но, пожалуй, наибольшей известностью пользовалась туринская плащаница, первое упоминание о которой мы находим в 1353 году, когда она появилась во Франции, во владениях графа Шарни. Плащаница представляла собой льняное полотно размером 4,3х1,1 метра, на нем отпечаталось изображение мужчины со следами крови, соответствующие местам пронзенных рук. Уже через три года к плащанице начинается огромное паломничество верующих, которым сообщили, что в нее был завернут Христос после снятия с креста. Вопросы о подлинности плащаницы велись до 1986 года, пока Ватикан не был вынужден официально через Туринского архиепископа всенародно объявить, что в результате экспертизы, проводившейся тремя независимыми друг от друга группами, было определено время создания плащаницы, относящееся к 12601300 годам. Вероятнее всего, в то время данного человека подвергли той же казни, что и Христа, а затем выдали его отпечатки на полотне за изображение Иисуса.
В дальнейшем, следом за изображениями Христа, чудесным образом обнаружились тысячи изображений святых и девы Марии, некоторые из которых были сделаны якобы евангелистом Лукой в 1 веке по Р. Хр. Сегодня доподлинно известно, что самые ранние из этих изображений относятся к концу III века, и, следовательно, более чем на 250 лет моложе евангельских событий. И снова история донесла до нас следы спекуляции этими искусственно создаваемыми реликвиями, которые приносили церкви немалые доходы. В средине века при Ватикане и в других городах работали целые заводы по производству реликвий. Многие из последних порой представляли собой кости мамонта или других животных и выдавались за останки какого-либо святого и искренно верующие люди становились жертвами гнуснейшего обмана. Однако далеко не все христиане соглашались с этими языческими нововведениями, продолжая отстаивать чистоту Христова учения. За тысячи лет до Реформации стали появляться первые христиане-протестанты, высказывавшие протест против союза христианства и язычества, церкви и государства.
Идолы в церкви
Не делай себе кумира и никакого изображения Не поклоняйся им и не служи им ибо Я Господь, Бог твой (Исход 20:4, 5)
Иконы Такое привычное понятие для христианина славянского происхождения. Всю жизнь, от рождения до самой смерти эти немые свидетели сопровождали практически каждого человека. К устам заболевшего младенца, едва появившегося на свет, прикладывали икону; умирающий старец с благоговением лобызал также икону, не сводя угасающего взора с лика, изображенного на ней, свято веря, что святые заступники умолят Господа о спасении души умирающего. Перед решением важнейших вопросов в политической жизни страны древние государи также с мольбой обращались к святым заступникам, причем в этих случаях у наиболее почитаемых икон. Воины всех времен юноши в кольчугах, вооруженные пиками, русские солдаты в киверах во время войны с Наполеоном, перед сражением, опять же прикладывались к иконам с мольбой о победе и даровании жизни. Иконы были в каждом доме в красном углу, который украшали вышитыми полотенцами, цветами, но были и чудотворные иконы, которые, как свято в это верили люди, могли исцелить от любого недуга, даровать победу в сражении, отвести беду. Православным верующим хорошо известны нерукотворные образа, которые находили при необычайных ситуациях и автором которых был, как в это верили, Бог. Здесь хочется быть особенно деликатными, чтобы не оскорбить самых сокровенных чувств читателя. Мы неоднократно спрашивали людей, почитающих иконы, почему они это делают? Разве Бог только на иконе, в красном углу в доме или в храме? На что получили самые разнообразные ответы, которые можно объединить следующим образом: 1. Икона помогает особым образом настроиться на молитву легче обращаться к Богу или святому, видя перед собой образ; 2. Икона (сама по себе) приносит счастье, и чем больше размер иконы, или их количество, и чем древнее образ, тем больше счастья в доме; 3. Наиболее частый ответ так принято, так поступали православные предки, так поступать настоятельно рекомендует предание.
Дорогие читатели! Давайте выйдем за рамки фразы Так говорят люди, откроем Священное Писание Библию, и вместе прочитаем, что говорит об этом Бог: книга Исход, 20 глава, с первого по пятый текст (первые две заповеди Закона Божьего): И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой Сейчас кто-то, быть может, скажет: Ну причем же здесь иконы! Ведь тут речь, очевидно, идет о языческих божествах! Ведь кумиры это скульптуры! Дорогой читатель, мы предлагаем вновь сделать акцент на прочитанном: Не делай кумира (т. е. скульптуры), и никакого изображения (!). А теперь мы предлагаем открыть Библию, книгу Второзаконие, 4 главу, 15 и 16 стихи, и вместе прочитать: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину.
Все то, что выходит за пределы Библии, когда нельзя сказать: Так говорит Господь, так написано! принадлежит не Богу, но людям. Один диакон высказал такое мнение: А что плохого в том, чтобы обратиться к Богу, глядя на икону, если так легче молиться! Но мы опять вернемся к уже прочитанным строкам из Библии: дабы вы не развратились так говорит нам Господь, ибо в глазах Божьих развращение может быть и духовным, а именно, когда нетленному вечному Богу придают образ слабого тленного человека. Хочется еще раз подчеркнуть незыблемость Закона Божьего всех десяти заповедей: Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Лк. 16:17), и привести слова Иисуса Христа, записанные в Евангелии от Иоанна 14:15: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Ни в одном тексте Библии не сказано, что какая-либо заповедь отменена, более того, в Послании апостола Иакова 2:10 мы читаем следующие слова: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, и это указание не человека, но Бога. А теперь давайте посмотрим, как относится Бог к преданию человеческому: откроем Евангелие от Марка, 7 главу, и прочитаем тексты с 6 по 9, и 13, где записан ответ Иисуса Христа фарисеям на их вопрос, почему ученики Христа не поступают по преданию старцев: Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим; Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили, и делаете многое сему подобное. Заметьте, дорогие читатели: предание ВАШЕ, которое ВЫ установили! Христос наш Господь и Спаситель, четко разграничил два несопоставимых понятия: Слово Божие, Заповедь Божию и предание человеческое: ваше предание, то есть иными словами, не исходящее от Бога, не благословенное Богом, но человеческое, и тем более то предание, которое слабый грешный человек поставил выше Божьего, устранив первую заповедь Закона Божьего (об этом будем говорить ниже), и вторую заповедь, и вопреки повелению Господа создал изображения, иконы (образа), при этом вольно или невольно поклоняясь этим образам, против чего предостерегал Бог. Кто-то, быть может, возразит, что это не так поклоняются не самой иконе, а образу, представленному на ней! Нет, дорогой читатель! В Библии, в книге Исход, в 32 главе мы читаем не об языческих богах: Когда народ увидел, что Моисей долго не сходил с горы, то обратился к Аарону сделай нам бога, который бы шел перед нами он сделал литого тельца И сказали они: вот бог твой Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон провозгласил, говоря: завтра, праздник господу. Обратите внимание, что здесь речь идет об изображении Бога, Творца вселенной, который вывел тебя из земли Египетской древний израильский народ хорошо знал, что Господь вел их в землю обетованную!
И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон (кн. Исход, 32 глава).
Начало отступления
Как мы видим, вторая Божья заповедь, взятая эпиграфом к этой главе, просто и ясно выражает волю нашего Господа. К каждому из нас обращается Бог с четким указанием: никакого изображения (!). Но как же случилось, что в евангельское учение Иисуса Христа вкрались и затем прочно обосновались языческие суеверия? Ведь в Библии никакого основания для этого нет.
Как и всякое заблуждение, иконы входили в религиозное служение постепенно. Если христиане IIII веков с негодованием отвергали поклонение какому-либо изображению или предмету, то уже с конца III и начала IV века в церковь вкрадывается почитание изображение креста и мощей святых. Началось это с того, что постепенно стали носить нательные кресты, что церковные иерархи обосновали тем, что древние иудеи носили на лбу и на руке молитвенный знак, и поэтому и христианам следует носить особенный отличительный знак. Затем кресты стали изображать и на одежде служителей. Лишь после этого подготовительного этапа кресты появляются в церкви, где становятся объектом поклонения. Почти одновременно с почитанием креста в церковь проникает почитание святых. Вначале к святым начали обращаться с молитвой о заступничестве перед грозным и жестоким Богом, якобы, только желающим наказать человека (тогда же, кстати, было грубо изменено и представление о любвеобильном Божьем характере). После этого стали проникать в церковь предания о сверхъестественных чудесах, совершающихся у гробниц святых, и, якобы, засвидетельствованные монахами и странниками. Понятно, что церковь или монастырь, владевшие подобными реликвиями, имели громадный доход от простодушных верующих и поэтому, где таких реликвий не было, их создавали искусственно, причем в огромном количестве, придумывая имена никогда не существовавших мучеников. После того, как поклонение реликвиям твердо осело, началось введение изображений святых. Вначале оно предназначалось лишь для того, чтобы язычникам, в религии которых существовали изображения богов и героев, было легче принимать христианство, а также для того, чтобы верующим было, якобы, легче сосредоточиться на молитве. Но затем все чаще практикуется молитва перед изображениями, с просьбой о помощи и защите. Спустя немного времени, перед ними уже становились на колени, зажигали светильники и воскуряли ладан. Словом, поклонение святым уже ничем не отличалось от поклонения языческим кумирам. Почти одновременно с изображениями на иконах святых и девы Марии вводятся и иконы с изображениями Христа. Для хоть какого-то обоснования введения в христианские церкви языческих обычаев, священники распространили несколько преданий, которые должны были оправдать их действия и опровергнуть утверждение о том, что не сохранилось прижизненных изображений Иисуса Христа. Во-первых, было объявлено, что бронзовая статуя в городе Панеаде, в Палестине, изображающая закутанного в плащ человека и стоящей перед ним на коленях женщины, и есть изображение Христа (женщина же изображена та, которую Христос исцелил от кровотечения). Сегодня известно, что эта статуя изображает либо философа Аполлония, либо императора Веспасиана, а женщина олицетворяет собой один из городов, преклоняющихся перед ними. Во-вторых, была, якобы, обнаружена переписка между Христом и одним из сирийских царей Авгарем. В ходе этой переписки Иисус, якобы, желая вознаградить Авгаря, прислал ему плат со своим изображением. Пролежав в одном из тайников несколько столетий, плат затем, будто бы был обнаружен одним из епископов, и после этого много раз спасал город Эдессу от иноземных захватчиков. Однако светские историки того времени, в частности, Прокопий Кесарийский, повествуя о тех же событиях, вообще не упоминает ни об одном из указанных чудес, хотя это были верующие люди. Предание также утверждало, что Эдесса никогда не будет взята неверными, благодаря чудодейственной силе плата. Но из истории прекрасно известно, что город много раз был в руках чужеземцев, которые в течение 300 лет владели и самой реликвией, пока та не была выкуплена Византией за огромные деньги. Кроме этого плата, подобные реликвии стали появляться во всех городах Малой Азии. Большой известностью также пользовалась иерусалимская вероник (плат), которым Христос якобы утер свое лицо, и которая запечатлела следы кровавого пота Христа. Но, пожалуй, наибольшей известностью пользовалась туринская плащаница, первое упоминание о которой мы находим в 1353 году, когда она появилась во Франции, во владениях графа Шарни. Плащаница представляла собой льняное полотно размером 4,3х1,1 метра, на нем отпечаталось изображение мужчины со следами крови, соответствующие местам пронзенных рук. Уже через три года к плащанице начинается огромное паломничество верующих, которым сообщили, что в нее был завернут Христос после снятия с креста. Вопросы о подлинности плащаницы велись до 1986 года, пока Ватикан не был вынужден официально через Туринского архиепископа всенародно объявить, что в результате экспертизы, проводившейся тремя независимыми друг от друга группами, было определено время создания плащаницы, относящееся к 12601300 годам. Вероятнее всего, в то время данного человека подвергли той же казни, что и Христа, а затем выдали его отпечатки на полотне за изображение Иисуса.
В дальнейшем, следом за изображениями Христа, чудесным образом обнаружились тысячи изображений святых и девы Марии, некоторые из которых были сделаны якобы евангелистом Лукой в 1 веке по Р. Хр. Сегодня доподлинно известно, что самые ранние из этих изображений относятся к концу III века, и, следовательно, более чем на 250 лет моложе евангельских событий. И снова история донесла до нас следы спекуляции этими искусственно создаваемыми реликвиями, которые приносили церкви немалые доходы. В средине века при Ватикане и в других городах работали целые заводы по производству реликвий. Многие из последних порой представляли собой кости мамонта или других животных и выдавались за останки какого-либо святого и искренно верующие люди становились жертвами гнуснейшего обмана. Однако далеко не все христиане соглашались с этими языческими нововведениями, продолжая отстаивать чистоту Христова учения. За тысячи лет до Реформации стали появляться первые христиане-протестанты, высказывавшие протест против союза христианства и язычества, церкви и государства.
Комментарий