У большинства христиан современной церкви, а также у молодых (новых) членов церкви Христовой возникает множество вопросов касательно типа и методов богослужения. Цель этой работы освятить значимость и правомочность современного богослужения. Рассмотрению подлежит не определенная христианская конфессия, а скорее общие и самые яркие общие черты большинства церквей.
Итак при рассмотрении литургии (богослужения) мы постараемся определить самые яркие и распространенные составляющие служения: 1.Обращение к посредникам (святым);
2. Существование алтаря, как образа завесы;
3. Учение о жертвенности и десятинах;
4. Учение о мире и клире;
(Важно отметить, что в современной церкви все эти пункты не обязательно присутствуют все вместе, скорее обязательное проявление хотя бы одной из них)
При внимательном рассмотрении литургии, вы без труда отметите, что основа богослужения лежит в книгах Ветхого Завета, в частности в Пятикнижии Моисея. В писании законы предписанные Моисеем называются Книгой Закона (Втор.31:24-27). Именно законы, касающиеся Скинии Завета и установления, её касающиеся, нашли отражение в служении современной церкви. В некоторых конфессиях перенято само устроение скинии, в других образы и части служения. Постараемся ответить на очень важный вопрос: «Является ли заимствование образов и методов богослужения из книги Моисея отступлением или истиной?».
Для поиска истины мы обратимся к посланию Евреям апостола Павла. В предыдущей работе о книге Второзаконие мы определили, что книга закона скорее свидетельствовала о непокорности народа, в Евр.9:18-22 автор подтверждает эту мысль и поясняет, что и книга закона нуждалась в очищении кровью, так как являлась свидетельством греха народа: «19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог». Но прежде этих слов мы находим утверждение касающиеся книги Закона: «7Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. 8 Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» Евр.8 гл. причина недостатка завета не в Боге, скорее в непокорности народа. И в то время необходимо было обращаться к книге Моисея для определения величины виновности перед Богом, в Завете Новом закон Божий находится в сердце (центре) человека. Следовательно для определения проблемы нет необходимости искать книгу закона, но обратится к откровению Бога, это откровение внутри человека, в центре их жизни. Павел пишет, что именно по откровению определяется Его народ: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом». Именно для освобождения сердца человека Бог истребил книгу Моисея, пригвоздив ко кресту, и поместил в центр нашей жизни откровение Своей воли.
Таким образом Павел подчеркивает идею несовместимости двух законов: Ветхого и Нового. Идею не новую, идею которая лежит в основе учения Христа: «36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. 37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; 38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое». Лука 5 глава. Павел также продолжает Евр.8:7-13. «Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.. потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению».
Именно по этой причине Павел рассказывая в Евр.9:1-5 о святилище и устройстве служения подчеркивает, что это уже не важно: «о чем не нужно теперь говорить подробно». Не нужно подробно разбирать Святилище так как оно завершено и больше сказать истреблено смертью Сына Божьего. Но касались ли эти слова только лишь скинии и её устроения, или также касалось служителей, приношений, даров и т.д.?
Левитство, как институт священнодействия установленный Богом в сорокалетнем странствовании также, по мнению Павла устранен, но Бог не просто устранил Левитство, но показал священство другое: «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона». Евр.7:11,12. Заметьте, что закон не существовал отдельно от левита, но именно «на левитстве народ законоустроен» -оригинал. Фундаментом закона являлся институт Левитского служения, посредством священнодействия колена Левия народ освобождался от греха- но все это являлось лишь образом, слабой копией будущего. Несовершенство Левитского служения привело к необходимости восстать Иного Первосвященника по чину Мелхиседека.
Итак мы определили, что весь ветхий Завет и служение в скинии сопряжен с левитством. Ответим на другой вопрос: « Возможно, ли восстановить служение левита полностью, или восстановить частично?» Левит в первую очередь служитель скинии, храма и восстановление левитства неизбежно приведет к необходимости восстановления храмового служения. В начале работы мы перечислили те черты служения которые свидетельствуют о попытке вернуться к храмовому служению: устроение храмов с алтарем, отделение священства от народа (клир и мир), признание посредника по образу левита, возвращение к десятине как святыне и т.д.
Многие по своей слепоте или скудоумию просто не видят разницы между левитом и Мелхиседеком. Давайте попытаемся освятить этот вопрос, так как с правильным его пониманием зависит наше спасение. В таблице приведенной ниже мы перечислим основные отличия между левитом и Мелхиседеком.
ЛЕВИТ СМЕРТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Служитель закона (ветхого завета)
Служитель земной скинии
С кровью жертвы очищает лишь плоть
Служит многократно
МЕЛХИСЕДЕК ВЕЧЕН- воссел одесную престола величия на небесах.
Служитель Нового завета
Служитель Истинной скинии (не таковой) Евр.9:11
Своей кровью очистил совесть Евр.9: 13,14
Послужил единократно Евр.10:10
Итак разница очевидна: один служитель плотской и для плоти, Другой Есть служитель Духовный. Восстановление храмового служения и введение в служение храмовых заповедей (десятина, подати, жертвы) есть возвращение от служения по духу к служению плотскому. Приношения сделанные по Закону служат тени небесного (Евр.8:3-6), но Христос не питается от скинии земной. Также написано: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии».Евр.13:10- таким образом проводится черта между плотским служением левита и служением Христа. Духовная слепота, нежелание отказаться от святынь и храмовых (плотских) заповедей возвращает христианина и христианство вообще, к возрождению Книги Закона в своем сердце, заменив таким образом Личное Откровение Бога на плотскую заповедь. В Новозаветной Церкви невозможно присутствие плотской заповеди и Бога, смешение плоти и Духа приведет к гибели плоти и потере Духа. Именно по этой причине Христос, Павел не заостряли внимания на плотских заповедях сопряженных с левитством, но проповедовали Бога в Духе.
« Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» Евр13:13
Итак при рассмотрении литургии (богослужения) мы постараемся определить самые яркие и распространенные составляющие служения: 1.Обращение к посредникам (святым);
2. Существование алтаря, как образа завесы;
3. Учение о жертвенности и десятинах;
4. Учение о мире и клире;
(Важно отметить, что в современной церкви все эти пункты не обязательно присутствуют все вместе, скорее обязательное проявление хотя бы одной из них)
При внимательном рассмотрении литургии, вы без труда отметите, что основа богослужения лежит в книгах Ветхого Завета, в частности в Пятикнижии Моисея. В писании законы предписанные Моисеем называются Книгой Закона (Втор.31:24-27). Именно законы, касающиеся Скинии Завета и установления, её касающиеся, нашли отражение в служении современной церкви. В некоторых конфессиях перенято само устроение скинии, в других образы и части служения. Постараемся ответить на очень важный вопрос: «Является ли заимствование образов и методов богослужения из книги Моисея отступлением или истиной?».
Для поиска истины мы обратимся к посланию Евреям апостола Павла. В предыдущей работе о книге Второзаконие мы определили, что книга закона скорее свидетельствовала о непокорности народа, в Евр.9:18-22 автор подтверждает эту мысль и поясняет, что и книга закона нуждалась в очищении кровью, так как являлась свидетельством греха народа: «19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог». Но прежде этих слов мы находим утверждение касающиеся книги Закона: «7Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. 8 Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» Евр.8 гл. причина недостатка завета не в Боге, скорее в непокорности народа. И в то время необходимо было обращаться к книге Моисея для определения величины виновности перед Богом, в Завете Новом закон Божий находится в сердце (центре) человека. Следовательно для определения проблемы нет необходимости искать книгу закона, но обратится к откровению Бога, это откровение внутри человека, в центре их жизни. Павел пишет, что именно по откровению определяется Его народ: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом». Именно для освобождения сердца человека Бог истребил книгу Моисея, пригвоздив ко кресту, и поместил в центр нашей жизни откровение Своей воли.
Таким образом Павел подчеркивает идею несовместимости двух законов: Ветхого и Нового. Идею не новую, идею которая лежит в основе учения Христа: «36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. 37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; 38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое». Лука 5 глава. Павел также продолжает Евр.8:7-13. «Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.. потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению».
Именно по этой причине Павел рассказывая в Евр.9:1-5 о святилище и устройстве служения подчеркивает, что это уже не важно: «о чем не нужно теперь говорить подробно». Не нужно подробно разбирать Святилище так как оно завершено и больше сказать истреблено смертью Сына Божьего. Но касались ли эти слова только лишь скинии и её устроения, или также касалось служителей, приношений, даров и т.д.?
Левитство, как институт священнодействия установленный Богом в сорокалетнем странствовании также, по мнению Павла устранен, но Бог не просто устранил Левитство, но показал священство другое: «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона». Евр.7:11,12. Заметьте, что закон не существовал отдельно от левита, но именно «на левитстве народ законоустроен» -оригинал. Фундаментом закона являлся институт Левитского служения, посредством священнодействия колена Левия народ освобождался от греха- но все это являлось лишь образом, слабой копией будущего. Несовершенство Левитского служения привело к необходимости восстать Иного Первосвященника по чину Мелхиседека.
Итак мы определили, что весь ветхий Завет и служение в скинии сопряжен с левитством. Ответим на другой вопрос: « Возможно, ли восстановить служение левита полностью, или восстановить частично?» Левит в первую очередь служитель скинии, храма и восстановление левитства неизбежно приведет к необходимости восстановления храмового служения. В начале работы мы перечислили те черты служения которые свидетельствуют о попытке вернуться к храмовому служению: устроение храмов с алтарем, отделение священства от народа (клир и мир), признание посредника по образу левита, возвращение к десятине как святыне и т.д.
Многие по своей слепоте или скудоумию просто не видят разницы между левитом и Мелхиседеком. Давайте попытаемся освятить этот вопрос, так как с правильным его пониманием зависит наше спасение. В таблице приведенной ниже мы перечислим основные отличия между левитом и Мелхиседеком.
ЛЕВИТ СМЕРТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Служитель закона (ветхого завета)
Служитель земной скинии
С кровью жертвы очищает лишь плоть
Служит многократно
МЕЛХИСЕДЕК ВЕЧЕН- воссел одесную престола величия на небесах.
Служитель Нового завета
Служитель Истинной скинии (не таковой) Евр.9:11
Своей кровью очистил совесть Евр.9: 13,14
Послужил единократно Евр.10:10
Итак разница очевидна: один служитель плотской и для плоти, Другой Есть служитель Духовный. Восстановление храмового служения и введение в служение храмовых заповедей (десятина, подати, жертвы) есть возвращение от служения по духу к служению плотскому. Приношения сделанные по Закону служат тени небесного (Евр.8:3-6), но Христос не питается от скинии земной. Также написано: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии».Евр.13:10- таким образом проводится черта между плотским служением левита и служением Христа. Духовная слепота, нежелание отказаться от святынь и храмовых (плотских) заповедей возвращает христианина и христианство вообще, к возрождению Книги Закона в своем сердце, заменив таким образом Личное Откровение Бога на плотскую заповедь. В Новозаветной Церкви невозможно присутствие плотской заповеди и Бога, смешение плоти и Духа приведет к гибели плоти и потере Духа. Именно по этой причине Христос, Павел не заостряли внимания на плотских заповедях сопряженных с левитством, но проповедовали Бога в Духе.
« Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» Евр13:13
Комментарий