11В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; 12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, 13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; 15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Кол. 2:11-15
Большинство христианских конфессий при прочтении Кол. 2: 11-15 приходят к общему мнению, что Христос пригвоздил ко кресту закон и тем самым освободил человечество от соблюдения закона. Но в то же время на вопрос: «Какой закон пригвоздил Иисус? Каким образом Он это сделал?» затрудняются дать исчерпывающий и полный ответ. Ответ на эти вопросы и является целью написания этой статьи о «пригвожденном рукописании».
Важно отметить, что Христос не изменил но «истребил» рукописание, истребил взяв из среды. Истребил ли он декалог (10 заповедей)? При более тщательном рассмотрении 14 стиха мы видим что Христос истребил «рукописание (с) учением», то есть учение написанное человеком, его рукой. Декалог же был начертан самим Богом, Его перстом (Исх. 32: 15,16). Впоследствии Моисей, из-за отступничества народа разбивает данные Богом скрижали, но Господь по Своей Милости повелевает сделать другие каменные плиты в которые Он вписал десять заповедей (Исх.34:1, 27,28). Декалог по своей сути не является учением, но «откровением» Бога (Исх.34:29), словами завета. Таким образом, мы читаем, что сам декалог, как откровение, не мог быть истреблен и уничтожен.
Для того , что бы ответить на интересующие нас вопросы постараемся составить уравнение с одним неизвестным:
X + Y = Z
Х - неизвестное рукописание
Y-Крест (Кол 2:14)- «пригвоздил ко кресту»
Z- Жизнь и Прощение грехов (Кол. 2:13) « оживил вместе с Ним, простив нам все грехи»
Для того что бы определить неизвестное попытаемся определить , что нам о нем известно:
Законом и учением в библии часто называется комментарий Синайского Завета (книги Второзаконие, Исход и Левит). Мы же будем рассматривать в основном книгу Второзаконие, в ней Моисей подводит итог своего служения и в общих чертах повторяет сказанное Богом к народу в период сорокалетнего странствования в пустыне. Мог ли Христос «истребить» эти рукописи? Являются ли они ветхим учением? Являются постановления и законы из книги Второзаконие свидетельством «против нас»?
Итак рассмотрим первое утверждение: Рукописание с учением. Верно утверждение о том, что Книга Второзаконие является рукописанием (в отличии от Декалога). Сам Моисей в Второзаконии называет уставы и повеления, заповеди учением:
Второзаконие 4. 1 Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам. 2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую. 3 Глаза ваши видели [все], что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя; 4 а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне. 5 Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; 6 итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.
Важно отметить: евреи были свидетелями того как Бог провозглашал десять заповедей на горе Синай, остальные постановления народ получал непосредственно от Моисея. Моисей называет эти постановления и заповеди своими, Иудеи времен Иисуса также называли эти постановления Моисеевыми: Матф.8: 4, Мар.10: 4. Также и верно утверждение о том, что заповеди данные Моисеем являлись рукописным законом, и находилась она рядом с ковчегом завета (одесную):
24 Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца,
25 тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав:
26 возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя;
(Втор.31:24-26)
Вы наверное отметили слова «и она там будет свидетельством против тебя»- эти слова являются вторым доказательством о том что в Кол.2 главе апостол Павел упоминает именно заповеди из книги Второзаконие. Для пояснения мы прочтем это утверждение в контексте слов Моисея:
26 возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя;
27 ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей?
(Втор.31:26,27)
Заповеди данные Моисеем являлись свидетельством о жестоковыйности и упорстве народа, о непослушании и противлении Богу. Иисус поясняет о том, что заповеди даны по жестокосердию человеческому (Матф. 19:8). Зная, что народ в состоянии испорченной, греховной сущности не способен исполнить предложенный Им Завет (Синайский) проявляет милость к своему народу, предлагает выход из этой ситуации в виде заповедей о заместительной жертве, заповедей связанных со служением в Скинии Завета . Пролитие крови животного является не просто установлением, но проявлением любви к человеку, именно пролитие крови могло спасти человека от наказания (смерти) в случае нарушения соглашения с Богом. Моисей являлся посредником между Богом и людьми только при передаче вести, но он не был левитом, носителем греха за народ. Именно носителем греха:
21 а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; 22 и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: 23 пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела. (Числа 18:21-23).
На первый взгляд, Моисеев, рукописный закон не мог находиться в центре, так как центром являлись скрижали с декалогом находящиеся в ковчеге завета. Но при внимательном прочтении Нового Завета мы отмечаем, что именно Книга Закона написанная Моисеем являлась центральной в жизни Иудеев, в то время скрижали и ковчег были утрачены народом как в духовном так и в материальном смысле. Иисус Сам неоднократно отмечает заблуждение Своего народа:
Иоан.5:45 «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
Иоан.6:32 «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес».
Но писания Моисея были отвергнуты народом как «тень будущих благ» и превращены в инструмент достижения самоправедности:
Иоан.5:46 «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне».
Деян.15:5 «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев».
Рим.10:3 «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией».
Апостол Павел подчеркивает в Рим.10:3: «они не покорились праведности Божией». Во времена странствования по пустыне и становления Израиля, как государства, вся жизнь народа вращалась вокруг ковчега завета, внутри которого находились скрижали завета. Замете завета, а не закона. Завет же есть завещание, завещание может вступить в силу только после смерти Завещателя, Христа. Каким образом начинает действовать Завет Новый? Так как нельзя «вливать новое вино в ветхие меха», то есть смешивать Ветхое и Новое, Бог искореняет из сердца христианина, посредством Креста (Сына), ветхую букву закона и перемещает Скрижали Завета в сердце человека: «31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». Иереем.31 глава. Десять заповедей, как откровение Бога находятся в центре нового человека, и христианин живет отныне не учением Моисея, но откровением Бога, как центральной личности жизни. Отныне человек становится учеником Того Кто спас и освободил от греха, и нет нужды восставать иным учителям: « И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:34). Закон Моисеев не есть проявление благодати, но проявление милости к Своему народу со стороны Бога: Бог по великой милости дарует через Моисея Закон, регламентирующий порядок служения и принесения заместительной жертвы, не желая их смерти, но отсрочивая её до определенного времени. Христиане, которые признают в своей жизни Христа, как Истинную Заместительную Жертву, живут отныне под Благодатью и являются наследниками Бога. Те, в жизни которых присутствует закон Моисея, пытаются противопоставить праведности Христа, свою праведность- это есть упорство и непокорность «праведности Божией».
Итак мы определили что все три утверждения верны в отношении Книги Закона Моисея- Второзакония. Книга Второзаконие со всеми постановлениями о служении в скинии, о чистой и нечистой пище, о нечистоте, о десятине и приношениях, о разрешении разводов, о левитстве была пригвождена к кресту и упразднена. Со смертью Христа именно этот закон, закон ЦЕРИМОНИАЛЬНЫЙ, освободил человека от обвинения (свидетельства) в бунте против Бога. Освободил верующего от притязаний и обвинений со стороны «начальств и властей» (левита и первосвященника) предав их позору. Теперь центром нашей жизни становится не закон Моисея со всеми предписаниями, а Сам Христос. Мало того Слово подчеркивает, что соблюдение постановлений и заповедей Моисея возвращает человека в состояние врага Бога, так как свидетельствует против нас. Свидетельствует о том, что человек не принял Истинной Жертвы, свидетельствует о том, что и вся его жизнь «имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела». Теперь этот закон не существует, не просто «не действует», а не существует. Пытающиеся восстановить закон Моисея, даже отчасти, возвращаются в пустыню и попадают под осуждение Бога, но опасно другое: эти лжепророки и лжеучителя ведут с собой толпы людей не подозревающих об обмане, так как слепы: «Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека».(Матф.15:13-20)
Нет осуждения со стороны тех кто называет себя пророком и смущает вас своим мнимым благочестием и служением. Каждый призван жить откровениями Бога, и нет нужды восставать иному священника и учителю:
«11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. (Гал.1:11,12)
Большинство христианских конфессий при прочтении Кол. 2: 11-15 приходят к общему мнению, что Христос пригвоздил ко кресту закон и тем самым освободил человечество от соблюдения закона. Но в то же время на вопрос: «Какой закон пригвоздил Иисус? Каким образом Он это сделал?» затрудняются дать исчерпывающий и полный ответ. Ответ на эти вопросы и является целью написания этой статьи о «пригвожденном рукописании».
Важно отметить, что Христос не изменил но «истребил» рукописание, истребил взяв из среды. Истребил ли он декалог (10 заповедей)? При более тщательном рассмотрении 14 стиха мы видим что Христос истребил «рукописание (с) учением», то есть учение написанное человеком, его рукой. Декалог же был начертан самим Богом, Его перстом (Исх. 32: 15,16). Впоследствии Моисей, из-за отступничества народа разбивает данные Богом скрижали, но Господь по Своей Милости повелевает сделать другие каменные плиты в которые Он вписал десять заповедей (Исх.34:1, 27,28). Декалог по своей сути не является учением, но «откровением» Бога (Исх.34:29), словами завета. Таким образом, мы читаем, что сам декалог, как откровение, не мог быть истреблен и уничтожен.
Для того , что бы ответить на интересующие нас вопросы постараемся составить уравнение с одним неизвестным:
X + Y = Z
Х - неизвестное рукописание
Y-Крест (Кол 2:14)- «пригвоздил ко кресту»
Z- Жизнь и Прощение грехов (Кол. 2:13) « оживил вместе с Ним, простив нам все грехи»
Для того что бы определить неизвестное попытаемся определить , что нам о нем известно:
- Рукописание с учением (оригинал);
- Свидетельствует против нас;
- Взят из среды (в оригинале с греч. «взят из середины, центра»).
Законом и учением в библии часто называется комментарий Синайского Завета (книги Второзаконие, Исход и Левит). Мы же будем рассматривать в основном книгу Второзаконие, в ней Моисей подводит итог своего служения и в общих чертах повторяет сказанное Богом к народу в период сорокалетнего странствования в пустыне. Мог ли Христос «истребить» эти рукописи? Являются ли они ветхим учением? Являются постановления и законы из книги Второзаконие свидетельством «против нас»?
Итак рассмотрим первое утверждение: Рукописание с учением. Верно утверждение о том, что Книга Второзаконие является рукописанием (в отличии от Декалога). Сам Моисей в Второзаконии называет уставы и повеления, заповеди учением:
Второзаконие 4. 1 Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам. 2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую. 3 Глаза ваши видели [все], что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя; 4 а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне. 5 Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; 6 итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.
Важно отметить: евреи были свидетелями того как Бог провозглашал десять заповедей на горе Синай, остальные постановления народ получал непосредственно от Моисея. Моисей называет эти постановления и заповеди своими, Иудеи времен Иисуса также называли эти постановления Моисеевыми: Матф.8: 4, Мар.10: 4. Также и верно утверждение о том, что заповеди данные Моисеем являлись рукописным законом, и находилась она рядом с ковчегом завета (одесную):
24 Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца,
25 тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав:
26 возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя;
(Втор.31:24-26)
Вы наверное отметили слова «и она там будет свидетельством против тебя»- эти слова являются вторым доказательством о том что в Кол.2 главе апостол Павел упоминает именно заповеди из книги Второзаконие. Для пояснения мы прочтем это утверждение в контексте слов Моисея:
26 возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя;
27 ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей?
(Втор.31:26,27)
Заповеди данные Моисеем являлись свидетельством о жестоковыйности и упорстве народа, о непослушании и противлении Богу. Иисус поясняет о том, что заповеди даны по жестокосердию человеческому (Матф. 19:8). Зная, что народ в состоянии испорченной, греховной сущности не способен исполнить предложенный Им Завет (Синайский) проявляет милость к своему народу, предлагает выход из этой ситуации в виде заповедей о заместительной жертве, заповедей связанных со служением в Скинии Завета . Пролитие крови животного является не просто установлением, но проявлением любви к человеку, именно пролитие крови могло спасти человека от наказания (смерти) в случае нарушения соглашения с Богом. Моисей являлся посредником между Богом и людьми только при передаче вести, но он не был левитом, носителем греха за народ. Именно носителем греха:
21 а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; 22 и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: 23 пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела. (Числа 18:21-23).
На первый взгляд, Моисеев, рукописный закон не мог находиться в центре, так как центром являлись скрижали с декалогом находящиеся в ковчеге завета. Но при внимательном прочтении Нового Завета мы отмечаем, что именно Книга Закона написанная Моисеем являлась центральной в жизни Иудеев, в то время скрижали и ковчег были утрачены народом как в духовном так и в материальном смысле. Иисус Сам неоднократно отмечает заблуждение Своего народа:
Иоан.5:45 «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
Иоан.6:32 «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес».
Но писания Моисея были отвергнуты народом как «тень будущих благ» и превращены в инструмент достижения самоправедности:
Иоан.5:46 «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне».
Деян.15:5 «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев».
Рим.10:3 «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией».
Апостол Павел подчеркивает в Рим.10:3: «они не покорились праведности Божией». Во времена странствования по пустыне и становления Израиля, как государства, вся жизнь народа вращалась вокруг ковчега завета, внутри которого находились скрижали завета. Замете завета, а не закона. Завет же есть завещание, завещание может вступить в силу только после смерти Завещателя, Христа. Каким образом начинает действовать Завет Новый? Так как нельзя «вливать новое вино в ветхие меха», то есть смешивать Ветхое и Новое, Бог искореняет из сердца христианина, посредством Креста (Сына), ветхую букву закона и перемещает Скрижали Завета в сердце человека: «31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». Иереем.31 глава. Десять заповедей, как откровение Бога находятся в центре нового человека, и христианин живет отныне не учением Моисея, но откровением Бога, как центральной личности жизни. Отныне человек становится учеником Того Кто спас и освободил от греха, и нет нужды восставать иным учителям: « И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:34). Закон Моисеев не есть проявление благодати, но проявление милости к Своему народу со стороны Бога: Бог по великой милости дарует через Моисея Закон, регламентирующий порядок служения и принесения заместительной жертвы, не желая их смерти, но отсрочивая её до определенного времени. Христиане, которые признают в своей жизни Христа, как Истинную Заместительную Жертву, живут отныне под Благодатью и являются наследниками Бога. Те, в жизни которых присутствует закон Моисея, пытаются противопоставить праведности Христа, свою праведность- это есть упорство и непокорность «праведности Божией».
Итак мы определили что все три утверждения верны в отношении Книги Закона Моисея- Второзакония. Книга Второзаконие со всеми постановлениями о служении в скинии, о чистой и нечистой пище, о нечистоте, о десятине и приношениях, о разрешении разводов, о левитстве была пригвождена к кресту и упразднена. Со смертью Христа именно этот закон, закон ЦЕРИМОНИАЛЬНЫЙ, освободил человека от обвинения (свидетельства) в бунте против Бога. Освободил верующего от притязаний и обвинений со стороны «начальств и властей» (левита и первосвященника) предав их позору. Теперь центром нашей жизни становится не закон Моисея со всеми предписаниями, а Сам Христос. Мало того Слово подчеркивает, что соблюдение постановлений и заповедей Моисея возвращает человека в состояние врага Бога, так как свидетельствует против нас. Свидетельствует о том, что человек не принял Истинной Жертвы, свидетельствует о том, что и вся его жизнь «имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела». Теперь этот закон не существует, не просто «не действует», а не существует. Пытающиеся восстановить закон Моисея, даже отчасти, возвращаются в пустыню и попадают под осуждение Бога, но опасно другое: эти лжепророки и лжеучителя ведут с собой толпы людей не подозревающих об обмане, так как слепы: «Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека».(Матф.15:13-20)
Нет осуждения со стороны тех кто называет себя пророком и смущает вас своим мнимым благочестием и служением. Каждый призван жить откровениями Бога, и нет нужды восставать иному священника и учителю:
«11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. (Гал.1:11,12)
Комментарий