Преподобный Нил Сорский ввёл совершенно новый образ монашеского жительства некий «серединный путь» по отношению к тому, что было до этого. Были общежительные монастыри, где все вместе, и всё общее, и были отшельники, которые никак не сообщались с братией, полностью затворяясь от окружающего мира и обрезая всякие связи. То, что ввёл Нил Сорский это скитское житие, когда братья поселяются на удалении один от другого, на таком расстоянии, когда можно только слышать голос друг друга.
Отец Александр Мень в своей работе «Таинство, Слово и Образ» пишет: «Сам Христос учил о необходимости молиться в тиши уединения. Но в то же время Он обещал пребывать среди людей, если двое или трое собраны во имя Его». И в этом замечании тоже можно проследить серединный путь.
Серединный путь узкий. Человеку свойственно уклоняться направо или налево, а это ведет к падению, так как справа и слева расположены пути широкие. Весь наш духовный путь подобен балансировке на тонком канате, натянутом высоко над землёй. И как надо бодрствовать и трезвиться, как надо уметь сохранять равновесие, чтобы этот канат не ушёл из-под ног!
В чём же именно серединный путь?
Посмотрим на символ креста. Крест Христов это то, что должно быть в нас. Крест пересечение вертикальной и горизонтальной составляющих, и в центре этого пересечения должны быть мы. Там, где Христос. Вертикальная составляющая креста внутренний путь к Богу от земли к Небу, наше основание, наша центральная ось, наш стержень, на котором всё держится. Горизонталь наше взаимодействие с этим внешним миром, наши внешние дела, наше служение, наше общение с ближними. Горизонталь держится на вертикали, и без вертикали не может быть.
Мы можем, полностью отказавшись от внешнего, сконцентрироваться на внутреннем пути к Богу (размышлении, молитве), рассудив, что в этом духовность. Мы можем, напротив, расточать себя на дела внешние, на разнообразные внешние формы служения, пренебрегая при этом внутренним очищением и освящением. (Тот и другой уклон можно видеть часто в христианской жизни.) В первом случае мы всегда впадаем в прелесть псевдодуховности, некоей избранности и отделённости, и неизбежно падаем по причине гордости. Отделяя себя от «плоти» и «плотских», от «грешников» и «отступников», мы просто не видим себя, не видим, и потому не хотим и не можем признать, что и мы таковы, если не хуже!
Пускаясь же в океан внешнего служения, в добрые дела, исполнения наложенных на себя правил, служение ближним, но без внутреннего освящения и очищения, мы тоже неизбежно падаем. И всё по причине той же гордости: «Я делаю! Я служу! Я творю!» И не видим, что без Христа не можем творить ничего, а значит, заслуг наших в том нет, и мы не лучше тех, которые не делают, не служат и не творят...
Так вот, эти две части Креста должны пересечься в нашей жизни! Точка пересечения их и есть узкий путь, которым идут немногие!
Как же умудриться соединить эти две составляющие? Возможно ли человеку уравновесить их в своей жизни и управить свой путь как должно? Что там, в центре Креста? Какая тайна и премудрость там сокрыта?
И что же мы видим там, в центре Креста, при ближайшем рассмотрении?
Мы видим Христа распятого!
Соблазн и безумие!
Христос Распятый, как узкие врата, ведущие к пути узкому. Дверь овцам. Никто не входит иначе. Кто перелазит инде тот вор и разбойник.
Христос Распятый осуждение наших путей к Богу и осуждение наших дел «во имя Бога»! И «никто не может прийти к Отцу, как только через Меня», то есть через осуждение своих дел и путей, и праведности этих дел и путей.
Человек может всю жизнь свою решать головоломку, как же сложить в своей жизни крест, чтобы этим крестом прийти к Богу и спастись. Но только впадает в крайности и запутывается, ибо гордость убивает всё, губит все добрые начинания и стремления. Да, человек испорчен, продан греху, влечётся в эти уклоны греха и побеждается ими. Пытается встать, и падает. Снова пытается и снова падает. Но видит себя способным и достойным спасения, если бы не видел, то и не пытался бы! И тут наступает некий предел, время исчерпано, чаша наполнена, и приходит Христос. Свет пришёл в мир. Но люди возлюбили более тьму, нежели свет, потому что дела их (их добрые, благочестивые, духовные дела!) были злы!
И вот от неожиданности этого парадокса, Крест, который так долго не складывался, вдруг сложился у нас как-то сам собою, и вот мы кричим: «Распни Его!» Итог и плод наших дел! «Человек этот грешник! (в отличии от нас)» - итог и плод нашего «духовного видения».
Ещё скажем, что этот крест сам по себе символизирует заповедь Моисея, первую и наиглавнейшую, в которой и заключается весь закон - «возлюби Бога и ближнего».
И на этом символе любви к Богу и ближнему распят ... Бог и ближний Господь Иисус Христос. Потому что Он и Бог, как Сын Божий по природе своей, и ближний как совершенный человек, оказавший нам милость... Вспомним, как в притче Христа - «кто мой ближний?»
И вот Христос на кресте «исполненная» нами заповедь. И Бога и ближнего мы до такой степени «возлюбили», что распяли...
И вот теперь, когда мы взираем на крест как символ закона, к которому приходим с рвением, чтобы исполнить (хотим возлюбить Бога, идти Его путём, очищая и освящая себя, и творить дела добра, правды и милосердия возлюбить ближнего) мы видим там Христа распятого!
И должны понимать, что нет пути через закон! Да, он был, но был до Христа. Он дискредитировал себя, потому что не мог животворить, а напротив, являлся всегда и для всех во все века орудием пытки и казни. Высшей же точкой и развязкой, когда чаша наполнилась, стало казнь Бога и Ближнего, отдание на смерть, вместо любви. Вот цена наших путей!
Отец Александр Мень в своей работе «Таинство, Слово и Образ» пишет: «Сам Христос учил о необходимости молиться в тиши уединения. Но в то же время Он обещал пребывать среди людей, если двое или трое собраны во имя Его». И в этом замечании тоже можно проследить серединный путь.
Серединный путь узкий. Человеку свойственно уклоняться направо или налево, а это ведет к падению, так как справа и слева расположены пути широкие. Весь наш духовный путь подобен балансировке на тонком канате, натянутом высоко над землёй. И как надо бодрствовать и трезвиться, как надо уметь сохранять равновесие, чтобы этот канат не ушёл из-под ног!
В чём же именно серединный путь?
Посмотрим на символ креста. Крест Христов это то, что должно быть в нас. Крест пересечение вертикальной и горизонтальной составляющих, и в центре этого пересечения должны быть мы. Там, где Христос. Вертикальная составляющая креста внутренний путь к Богу от земли к Небу, наше основание, наша центральная ось, наш стержень, на котором всё держится. Горизонталь наше взаимодействие с этим внешним миром, наши внешние дела, наше служение, наше общение с ближними. Горизонталь держится на вертикали, и без вертикали не может быть.
Мы можем, полностью отказавшись от внешнего, сконцентрироваться на внутреннем пути к Богу (размышлении, молитве), рассудив, что в этом духовность. Мы можем, напротив, расточать себя на дела внешние, на разнообразные внешние формы служения, пренебрегая при этом внутренним очищением и освящением. (Тот и другой уклон можно видеть часто в христианской жизни.) В первом случае мы всегда впадаем в прелесть псевдодуховности, некоей избранности и отделённости, и неизбежно падаем по причине гордости. Отделяя себя от «плоти» и «плотских», от «грешников» и «отступников», мы просто не видим себя, не видим, и потому не хотим и не можем признать, что и мы таковы, если не хуже!
Пускаясь же в океан внешнего служения, в добрые дела, исполнения наложенных на себя правил, служение ближним, но без внутреннего освящения и очищения, мы тоже неизбежно падаем. И всё по причине той же гордости: «Я делаю! Я служу! Я творю!» И не видим, что без Христа не можем творить ничего, а значит, заслуг наших в том нет, и мы не лучше тех, которые не делают, не служат и не творят...
Так вот, эти две части Креста должны пересечься в нашей жизни! Точка пересечения их и есть узкий путь, которым идут немногие!
Как же умудриться соединить эти две составляющие? Возможно ли человеку уравновесить их в своей жизни и управить свой путь как должно? Что там, в центре Креста? Какая тайна и премудрость там сокрыта?
И что же мы видим там, в центре Креста, при ближайшем рассмотрении?
Мы видим Христа распятого!
Соблазн и безумие!
Христос Распятый, как узкие врата, ведущие к пути узкому. Дверь овцам. Никто не входит иначе. Кто перелазит инде тот вор и разбойник.
Христос Распятый осуждение наших путей к Богу и осуждение наших дел «во имя Бога»! И «никто не может прийти к Отцу, как только через Меня», то есть через осуждение своих дел и путей, и праведности этих дел и путей.
Человек может всю жизнь свою решать головоломку, как же сложить в своей жизни крест, чтобы этим крестом прийти к Богу и спастись. Но только впадает в крайности и запутывается, ибо гордость убивает всё, губит все добрые начинания и стремления. Да, человек испорчен, продан греху, влечётся в эти уклоны греха и побеждается ими. Пытается встать, и падает. Снова пытается и снова падает. Но видит себя способным и достойным спасения, если бы не видел, то и не пытался бы! И тут наступает некий предел, время исчерпано, чаша наполнена, и приходит Христос. Свет пришёл в мир. Но люди возлюбили более тьму, нежели свет, потому что дела их (их добрые, благочестивые, духовные дела!) были злы!
И вот от неожиданности этого парадокса, Крест, который так долго не складывался, вдруг сложился у нас как-то сам собою, и вот мы кричим: «Распни Его!» Итог и плод наших дел! «Человек этот грешник! (в отличии от нас)» - итог и плод нашего «духовного видения».
Ещё скажем, что этот крест сам по себе символизирует заповедь Моисея, первую и наиглавнейшую, в которой и заключается весь закон - «возлюби Бога и ближнего».
И на этом символе любви к Богу и ближнему распят ... Бог и ближний Господь Иисус Христос. Потому что Он и Бог, как Сын Божий по природе своей, и ближний как совершенный человек, оказавший нам милость... Вспомним, как в притче Христа - «кто мой ближний?»
И вот Христос на кресте «исполненная» нами заповедь. И Бога и ближнего мы до такой степени «возлюбили», что распяли...
И вот теперь, когда мы взираем на крест как символ закона, к которому приходим с рвением, чтобы исполнить (хотим возлюбить Бога, идти Его путём, очищая и освящая себя, и творить дела добра, правды и милосердия возлюбить ближнего) мы видим там Христа распятого!
И должны понимать, что нет пути через закон! Да, он был, но был до Христа. Он дискредитировал себя, потому что не мог животворить, а напротив, являлся всегда и для всех во все века орудием пытки и казни. Высшей же точкой и развязкой, когда чаша наполнилась, стало казнь Бога и Ближнего, отдание на смерть, вместо любви. Вот цена наших путей!