ЧТО ТАКОЕ ДАВА?
Подобно христианству, ислам обладает миссионерским измерением, и его представители активно стремятся обращать людей в свою веру. Дава (что в буквальном переводе означает «призвание» или «призыв») − это термин, которым мусульмане называют миссионерскую работу, то есть призыв к обращению в ислам. Мусульмане активно практикуют миссионерскую деятельность по всему миру, как в мусульманском, так и в немусульманском окружении, особенно в Африке. Подобная миссионерская работа активно совершается и на Западе.
Йахъя (Джонатан) Бирт, сын лорда Бирта, бывший директор Би-би-си, который был обращен в ислам, сказал в интервью лондонской газете «Ашарк Алавсат» (Asharq Alawsat) в августе 2006 года, что в Британии в ислам обращено 16 000 человек. Он заявил, что среди них есть немало знаменитостей. Некоторые обозреватели считают, что это число намного больше и по одному из предположений составляет 60 000 человек. Среди знаменитостей, обращенных в ислам, находятся: Юсуф Ислам (Кэт Стивенс) поп-исполнитель, обращенный в 1977 году; Джемима Голдсмит, светская знаменитость и дочь миллионера, которая вышла замуж за звезду крикета Имрана Хана в 1995; Ивон Ридли, журналистка, взятая в плен талибами, которая сменила веру после освобождении в 2001 году; чемпион мира по снукеру (разновидность бильярда) Ронни ОСулливан, обращенный в 2003 году.
Подобная тенденция по обращению в ислам наблюдается во всех западных странах. Исследование, профинансированное немецким федеральным Министерством Внутренних Дел и проведенное Центральным Институтом Исламских Архивов, показало, что только в 2006 году в Германии в ислам обратились приблизительно 4 000 человек. В США подсчитали, что число обращенных в ислам достигает 1,2 миллиона человек, из которых примерно 55% являются афро-американцами.
Существенное число обращенных на Западе это белые женщины, разочарованные отсутствием единства и упадком духовности в западном обществе. Другие влюбляются в мужчин-мусульман и стремятся выйти за них замуж.1 В исламе брак с женщиной-немусульманкой − это вполне законное средство исламского миссионерства. Некоторые мусульмане сознательно преследуют чувствительных западных женщин, чтобы вступить с ними в брак. Одни делают это с целью получения виз, другие же − для временного общения и удовлетворения сексуальных потребностей на время пребывания за границей.
Некоторые их обращенных на Западе − это мужчины-заключенные, часто африканского или карибского происхождения, которые принимают ислам как способ отомстить обществу, заточившему их в неволю. Один из примеров − это Ричард Райд, террорист 2001 года. Множество книг, буклетов и Интернет сайтов предоставляют руководство по переходу в ислам. Они подчеркивают простоту акта принятия ислама, который состоит в произнесении исламского символа веры (shahada): «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед − пророк его».
Все, что требуется от человека, это безотлагательно произнести «Шахада». «Шахада» − это первый и самый важный из пяти столпов, на которых зиждется ислам. Произнося это свидетельство или «Шахада» с искренней верой и убежденностью, человек попадает в лоно ислама. 2
ДАВА В ИСЛАМСКИХ ИСТОЧНИКАХ
Термин дава в смысле призыва или приглашения принять ислам используется в Коране более десятка раз. Ключевой текст состоит в следующем:
Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ним тем, что лучше! Поистине, Господь твой - Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо! (К 16:126)
Предания хадисы, в которых записаны слова и деяния Мухаммеда, провозглашают dawa в качестве основной деятельности Мухаммеда и, следовательно, примера для подражания для его последователей. Например, один из хадисов содержит сообщение о том, что Мухаммед послал одного из своих последователей в Йемен, чтобы обращать людей в ислам:
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, посылая в Йемен Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ему): «Поистине, ты приедешь к людям из числа обладателей Писания, и когда ты явишься к ним, призови их (принести) свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха. Если они подчинятся тебе в этом, сообщи (этим людям), что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно. Если они подчинятся тебе в этом, сообщи им, что Аллах обязал их (выплачивать) садаку, которую следует брать с богатых среди них и отдавать бедным из их числа» (Сахих Ал-Бухари, Хадисб 26: 719. (1496)).
РАЗМАХ исламского миссионерства
Исламский призыв имеет две составляющие, внешняя и внутренняя. Внешняя подразумевает призыв, обращенный к немусульманам, принять ислам, тогда как внутренняя составляющая направлена на мусульман с тем, чтобы обновить их веру и преданность. Дава не ограничивается попытками обратить отдельных людей. Цель исламского миссионерства − обратить все общество, чтобы установить исламское государство или, по меньшей мере, анклав, управляемый исламом. Идея состоит в том, что подобные анклавы будут служить демонстрацией мусульманской силы и преимуществ для немусульман, а также станут базой для дальнейшего распространения ислама.
Дава − это обязанность не только отдельных мусульман, но и мусульманских государств в целом, которые, следуя модели Мухаммеда, несут на себе ответственность за обращение немусульманских государств в ислам. В этом заключается импульс, стоящий за интенсивными миссионерскими усилиями, прилагаемыми со стороны мусульманских государств, как, например, Саудовской Аравии (см. ниже).
Для некоторых современных мусульман приоритетное направление дава в данный момент истории заключается в том, чтобы учредить истинно исламские государства в мусульманских странах. Поэтому они подвизаются изменить режимы большинства мусульманских стран и заменить их истинно мусульманскими государствами, то есть управляемыми шариатом.
ДАВА И ДЖИХАД
Исламское миссионерство также связано с джихадом, поскольку их цели − распространение ислама и его господства − совпадают. Дава можно рассматривать как призыв к джихаду против тех, кто отвергает ислам. В классическом понимании ислама исламское государство призывает своих врагов (немусульман) подчиниться исламу. Это можно сделать либо обратившись в ислам, либо приняв статус дхимми со всеми его унизительными правилами. Если они отвергают оба варианта, то против них объявляется священная война. Таким образом, джихад создал условия, при которых обращение в ислам может произойти легко, поскольку оно поддерживается государством, обеспечивающим отсутствии оппозиции со стороны враждебных сил.
Тогда как дава может распространяться мирным путем посредством убеждения, джихад дает ему возможность функционировать свободно в полную силу. Дава имеет наибольшую эффективность, когда государство проводит шариат и поддерживает дава всеми своими ресурсами. Таким образом, исламистские движения, такие как Мусульманское Братство, преданы как идеям дава, так и джихаду. Более того, они воспринимают оба направления как различные ступени одного и того же процесса. Фатхи Якан, лидер ливанского ответвления Мусульманского Братства, объясняет связь джихада и дава следующим образом:
[Дава] − это призыв к джихаду, поскольку призывает приготовиться к джихаду всеми своими формами и средствами, чтобы истина могла обладать силой защищать себя, и чтобы мусульманское миссионерство могло бы встречаться с трудностями и уничтожать препятствия Сила − это самый верный способ установить истину, и как было бы прекрасно, если бы истина и сила шли бок о бок. Таким образом, джихад, служащий распространению ислама, и защита святых мест ислама есть одна из обязанностей, которые Аллах возложил на мусульман
Современные принудительные обращения как часть дава-джихада
К сожалению, в наше время есть много примеров принудительного обращения в ислам в контексте джихада. Эти примеры включают в себя гражданскую войну в Судане (1983-2005) и анти-Сулавеси (1998-2002). В Ираке со времени падения режима Саддама в 2003 году радикально настроенные исламисты угрожали убить христиан, мандеев и йазидов, если те не обратятся в ислам.
Подобное отношение проявляется и в тех случаях, когда мусульмане предлагают помощь и освобождение немусульманским жертвам природных бедствий или войн при условии принятия ислама. Подобные случаи имели место в Судане во время гражданской войны и в Индонезии после землетрясения.
В Пешаваре, в Пакистане, письмо с угрозами призывало немусульман обратиться в ислам или умереть:
Бог велик
Да здравствует ислам
Да здравствует джихад (священная война)
Смерть неверным
Все жители открыто призываются отвергнуть неверную религию, то есть христианство, принять ислам и стать мусульманами, и вы обретете себе жилище на небесах
В противном случае
ваша колония будет разрушена. Вы будете в ответе за смерть и разорение ваших семей.
Будьте готовы.
Это не просто угроза, наши смертники сотрут вас с лица земли.
В пост-Саддамском Ираке подобные письма посылались христианам как суннитскими, так и шиитскими радикально настроенными военными. Христиане облагались налогом джизьа (знак обладания статусом дхимми). Тем, кто отказывался, угрожали смертью, если только они не убегут.
Обращенные в ислам как прикрытие
Совершенно другая связь между дава и джихадом существует среди тех обращенных в ислам, которые принимают активное участие в наиболее жестоких формах джихада. Один из преступников-смертников, который участвовал во взрыве бомб в июле 2005 в Лондоне, Герман Линдси, обратился в ислам за пять лет до этого. Муриэль Дегок, террористка-смертница бельгийского происхождения, обращенная в ислам, совершила нападение на американские войска около Багдада в ноябре 2005. Из 14 человек, арестованных из-за связи с ней, половина была обращена в ислам. Трое из подозреваемых, которые в 2006 году замышляли теракты в трансатлантических лайнерах, были обращены в ислам незадолго до этого. Двое из троих подозреваемых, арестованных в Германии в сентябре 2007 по обвинению в заговоре взорвать мощные бомбы, изготовленные из концентрированной перекиси водорода, были также обращены в ислам.
Филиппинцы, которые обратились в ислам во время работы в Саудовской Аравии и в районе Персидского Залива, по возвращении домой сформировали экстремистское движение Раджи Солаймана (Rajah Solaiman Movement), базирующееся в Маниле и северном Лусоне. Оно было связано с крупными исламистскими террористическими группировками на юге и помогало им внедряться в сельские местности.
Создается впечатление, что новообращенные становятся легкой добычей для радикальных исламистских вербовщиков. Известно, что вдохновляемые Аль-Кайдой активисты сознательно ищут искренне обращенных в ислам людей, а особенно тех, которые не подпадают под «террористический стереотип» и могут благодаря этому избежать внимания служб безопасности. Обращенные в ислам люди знают местную культуру и легко вписываются в нее. Их нельзя депортировать. Их можно научить скрывать свою новую веру, рекомендуя не заходить в мечети, и даже в качестве прикрытия употреблять алкоголь и принимать наркотики. Составители одного руководства советовали будущим смертникам, отправляющимся в Ирак, «носить джинсы, есть пончики и не расставаться со своим плеером».
Подобно христианству, ислам обладает миссионерским измерением, и его представители активно стремятся обращать людей в свою веру. Дава (что в буквальном переводе означает «призвание» или «призыв») − это термин, которым мусульмане называют миссионерскую работу, то есть призыв к обращению в ислам. Мусульмане активно практикуют миссионерскую деятельность по всему миру, как в мусульманском, так и в немусульманском окружении, особенно в Африке. Подобная миссионерская работа активно совершается и на Западе.
Йахъя (Джонатан) Бирт, сын лорда Бирта, бывший директор Би-би-си, который был обращен в ислам, сказал в интервью лондонской газете «Ашарк Алавсат» (Asharq Alawsat) в августе 2006 года, что в Британии в ислам обращено 16 000 человек. Он заявил, что среди них есть немало знаменитостей. Некоторые обозреватели считают, что это число намного больше и по одному из предположений составляет 60 000 человек. Среди знаменитостей, обращенных в ислам, находятся: Юсуф Ислам (Кэт Стивенс) поп-исполнитель, обращенный в 1977 году; Джемима Голдсмит, светская знаменитость и дочь миллионера, которая вышла замуж за звезду крикета Имрана Хана в 1995; Ивон Ридли, журналистка, взятая в плен талибами, которая сменила веру после освобождении в 2001 году; чемпион мира по снукеру (разновидность бильярда) Ронни ОСулливан, обращенный в 2003 году.
Подобная тенденция по обращению в ислам наблюдается во всех западных странах. Исследование, профинансированное немецким федеральным Министерством Внутренних Дел и проведенное Центральным Институтом Исламских Архивов, показало, что только в 2006 году в Германии в ислам обратились приблизительно 4 000 человек. В США подсчитали, что число обращенных в ислам достигает 1,2 миллиона человек, из которых примерно 55% являются афро-американцами.
Существенное число обращенных на Западе это белые женщины, разочарованные отсутствием единства и упадком духовности в западном обществе. Другие влюбляются в мужчин-мусульман и стремятся выйти за них замуж.1 В исламе брак с женщиной-немусульманкой − это вполне законное средство исламского миссионерства. Некоторые мусульмане сознательно преследуют чувствительных западных женщин, чтобы вступить с ними в брак. Одни делают это с целью получения виз, другие же − для временного общения и удовлетворения сексуальных потребностей на время пребывания за границей.
Некоторые их обращенных на Западе − это мужчины-заключенные, часто африканского или карибского происхождения, которые принимают ислам как способ отомстить обществу, заточившему их в неволю. Один из примеров − это Ричард Райд, террорист 2001 года. Множество книг, буклетов и Интернет сайтов предоставляют руководство по переходу в ислам. Они подчеркивают простоту акта принятия ислама, который состоит в произнесении исламского символа веры (shahada): «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед − пророк его».
Все, что требуется от человека, это безотлагательно произнести «Шахада». «Шахада» − это первый и самый важный из пяти столпов, на которых зиждется ислам. Произнося это свидетельство или «Шахада» с искренней верой и убежденностью, человек попадает в лоно ислама. 2
ДАВА В ИСЛАМСКИХ ИСТОЧНИКАХ
Термин дава в смысле призыва или приглашения принять ислам используется в Коране более десятка раз. Ключевой текст состоит в следующем:
Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ним тем, что лучше! Поистине, Господь твой - Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо! (К 16:126)
Предания хадисы, в которых записаны слова и деяния Мухаммеда, провозглашают dawa в качестве основной деятельности Мухаммеда и, следовательно, примера для подражания для его последователей. Например, один из хадисов содержит сообщение о том, что Мухаммед послал одного из своих последователей в Йемен, чтобы обращать людей в ислам:
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, посылая в Йемен Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ему): «Поистине, ты приедешь к людям из числа обладателей Писания, и когда ты явишься к ним, призови их (принести) свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха. Если они подчинятся тебе в этом, сообщи (этим людям), что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно. Если они подчинятся тебе в этом, сообщи им, что Аллах обязал их (выплачивать) садаку, которую следует брать с богатых среди них и отдавать бедным из их числа» (Сахих Ал-Бухари, Хадисб 26: 719. (1496)).
РАЗМАХ исламского миссионерства
Исламский призыв имеет две составляющие, внешняя и внутренняя. Внешняя подразумевает призыв, обращенный к немусульманам, принять ислам, тогда как внутренняя составляющая направлена на мусульман с тем, чтобы обновить их веру и преданность. Дава не ограничивается попытками обратить отдельных людей. Цель исламского миссионерства − обратить все общество, чтобы установить исламское государство или, по меньшей мере, анклав, управляемый исламом. Идея состоит в том, что подобные анклавы будут служить демонстрацией мусульманской силы и преимуществ для немусульман, а также станут базой для дальнейшего распространения ислама.
Дава − это обязанность не только отдельных мусульман, но и мусульманских государств в целом, которые, следуя модели Мухаммеда, несут на себе ответственность за обращение немусульманских государств в ислам. В этом заключается импульс, стоящий за интенсивными миссионерскими усилиями, прилагаемыми со стороны мусульманских государств, как, например, Саудовской Аравии (см. ниже).
Для некоторых современных мусульман приоритетное направление дава в данный момент истории заключается в том, чтобы учредить истинно исламские государства в мусульманских странах. Поэтому они подвизаются изменить режимы большинства мусульманских стран и заменить их истинно мусульманскими государствами, то есть управляемыми шариатом.
ДАВА И ДЖИХАД
Исламское миссионерство также связано с джихадом, поскольку их цели − распространение ислама и его господства − совпадают. Дава можно рассматривать как призыв к джихаду против тех, кто отвергает ислам. В классическом понимании ислама исламское государство призывает своих врагов (немусульман) подчиниться исламу. Это можно сделать либо обратившись в ислам, либо приняв статус дхимми со всеми его унизительными правилами. Если они отвергают оба варианта, то против них объявляется священная война. Таким образом, джихад создал условия, при которых обращение в ислам может произойти легко, поскольку оно поддерживается государством, обеспечивающим отсутствии оппозиции со стороны враждебных сил.
Тогда как дава может распространяться мирным путем посредством убеждения, джихад дает ему возможность функционировать свободно в полную силу. Дава имеет наибольшую эффективность, когда государство проводит шариат и поддерживает дава всеми своими ресурсами. Таким образом, исламистские движения, такие как Мусульманское Братство, преданы как идеям дава, так и джихаду. Более того, они воспринимают оба направления как различные ступени одного и того же процесса. Фатхи Якан, лидер ливанского ответвления Мусульманского Братства, объясняет связь джихада и дава следующим образом:
[Дава] − это призыв к джихаду, поскольку призывает приготовиться к джихаду всеми своими формами и средствами, чтобы истина могла обладать силой защищать себя, и чтобы мусульманское миссионерство могло бы встречаться с трудностями и уничтожать препятствия Сила − это самый верный способ установить истину, и как было бы прекрасно, если бы истина и сила шли бок о бок. Таким образом, джихад, служащий распространению ислама, и защита святых мест ислама есть одна из обязанностей, которые Аллах возложил на мусульман
Современные принудительные обращения как часть дава-джихада
К сожалению, в наше время есть много примеров принудительного обращения в ислам в контексте джихада. Эти примеры включают в себя гражданскую войну в Судане (1983-2005) и анти-Сулавеси (1998-2002). В Ираке со времени падения режима Саддама в 2003 году радикально настроенные исламисты угрожали убить христиан, мандеев и йазидов, если те не обратятся в ислам.
Подобное отношение проявляется и в тех случаях, когда мусульмане предлагают помощь и освобождение немусульманским жертвам природных бедствий или войн при условии принятия ислама. Подобные случаи имели место в Судане во время гражданской войны и в Индонезии после землетрясения.
В Пешаваре, в Пакистане, письмо с угрозами призывало немусульман обратиться в ислам или умереть:
Бог велик
Да здравствует ислам
Да здравствует джихад (священная война)
Смерть неверным
Все жители открыто призываются отвергнуть неверную религию, то есть христианство, принять ислам и стать мусульманами, и вы обретете себе жилище на небесах
В противном случае
ваша колония будет разрушена. Вы будете в ответе за смерть и разорение ваших семей.
Будьте готовы.
Это не просто угроза, наши смертники сотрут вас с лица земли.
В пост-Саддамском Ираке подобные письма посылались христианам как суннитскими, так и шиитскими радикально настроенными военными. Христиане облагались налогом джизьа (знак обладания статусом дхимми). Тем, кто отказывался, угрожали смертью, если только они не убегут.
Обращенные в ислам как прикрытие
Совершенно другая связь между дава и джихадом существует среди тех обращенных в ислам, которые принимают активное участие в наиболее жестоких формах джихада. Один из преступников-смертников, который участвовал во взрыве бомб в июле 2005 в Лондоне, Герман Линдси, обратился в ислам за пять лет до этого. Муриэль Дегок, террористка-смертница бельгийского происхождения, обращенная в ислам, совершила нападение на американские войска около Багдада в ноябре 2005. Из 14 человек, арестованных из-за связи с ней, половина была обращена в ислам. Трое из подозреваемых, которые в 2006 году замышляли теракты в трансатлантических лайнерах, были обращены в ислам незадолго до этого. Двое из троих подозреваемых, арестованных в Германии в сентябре 2007 по обвинению в заговоре взорвать мощные бомбы, изготовленные из концентрированной перекиси водорода, были также обращены в ислам.
Филиппинцы, которые обратились в ислам во время работы в Саудовской Аравии и в районе Персидского Залива, по возвращении домой сформировали экстремистское движение Раджи Солаймана (Rajah Solaiman Movement), базирующееся в Маниле и северном Лусоне. Оно было связано с крупными исламистскими террористическими группировками на юге и помогало им внедряться в сельские местности.
Создается впечатление, что новообращенные становятся легкой добычей для радикальных исламистских вербовщиков. Известно, что вдохновляемые Аль-Кайдой активисты сознательно ищут искренне обращенных в ислам людей, а особенно тех, которые не подпадают под «террористический стереотип» и могут благодаря этому избежать внимания служб безопасности. Обращенные в ислам люди знают местную культуру и легко вписываются в нее. Их нельзя депортировать. Их можно научить скрывать свою новую веру, рекомендуя не заходить в мечети, и даже в качестве прикрытия употреблять алкоголь и принимать наркотики. Составители одного руководства советовали будущим смертникам, отправляющимся в Ирак, «носить джинсы, есть пончики и не расставаться со своим плеером».
Комментарий