Проповедь в день Святой Троицы

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Ирина Str.
    Православная

    • 22 April 2007
    • 259

    #1

    Проповедь в день Святой Троицы

    С праздником, дорогие братья и сестры!
    Предлагаю Вам проповедь, прочитанную в храме свт. Митрофана Воронежского (Москва) отцом Александром Березовским.

    Проповедь в день Святой Троицы


    Сегодня мы празднуем день Святой Троицы, день рождения Церкви, когда на апостолов, учеников Христа, в виде огненных языков снизошла благодать Божья.
    Этому событию предшествовало три года проповеди Христа среди людей. Вышел Господь на проповедь и стал призывать к Себе тех, кого Сам избрал: сначала Андрея, потом Петра, Иакова и Иоанна, Фому и Варфоломея, Иуду и Симона, Матфея-мытаря Но не все из призванных нашли в себе силы следовать за Христом. Мы помним богатого юношу, которого Господь хотел видеть среди Своих учеников, но тот не смог оставить богатство и не стал учеником, по крайней мере, в то время.

    Однако и те, которых Господь избрал и которые пошли за Ним, еще не были Церковью. Они были всего лишь людьми, которые откликнулись на Слово Божье. И Господь воспитывал их, пытался преобразить внутренне, чтобы они могли благодать, полученную от Бога, передать другим. Даже тогда, когда пришел час Господу пострадать за наши грехи, ученики не были готовы. В момент предательства Иуды все разбежались, и никого не осталось рядом с Христом.
    Позже они собрались в Иерусалиме, в той горнице, в которой Господь последний раз праздновал с ними Пасху, и в страхе и трепете стали рассуждать: что им делать. И тогда они еще не были Церковью, но лишь двенадцатью испуганными и разочарованными людьми, чьи мечты не сбылись. Они-то надеялись на Царство, которое Господь принесет сюда, на землю. Слова о Царствии Небесном были им пока еще непонятны. И то, что совершил Господь, не было до конца осознанно для полного осознания жертвы, которую принес за нас Христос, должно было пройти время.
    Сначала Господь, явившись ученикам по Своем Воскресении, начал напоминать им обо всем, что они слышали. И сердца их загорелись: а ведь действительно, все это мы уже слышали, обо всем этом Господь говорил! И как же раньше мы всего этого не понимали! С этого момента с учениками происходит удивительное преображение: из испуганных людей они становятся людьми мужественными, готовыми на все, ради того, чтобы истину, которой они стали свидетелями, донести до людей. Господь возносится на Небо в 40 день и говорит: не отлучатся Иерусалима, пока не получите дара Свыше (см. Деян. 1). Все 10 дней, с момента Вознесения и до дня Святой Пятидесятницы, ученики находились в единодушной молитве, уже без всякого страха.
    И вот на десятый день, когда они молились, на них видимым образом, в виде огненных языков, снизошла благодать Божья и почила на каждом. Их было не 12, а гораздо больше в этот момент - может быть сто, двести. Но что такое это малое количество людей по сравнению с огромным языческим миром? Все равно что капля в море Но эта капля переквасила весь мир. Каждый апостол нес в себе частичку благодати Божьей, и эта благодать творила чудеса. Они не только исцеляли болезни, не только воскрешали мертвых, изгоняли бесов - они преображали людей внутренне. К ним приходили, чтобы с ними поспорить, а уходили верующими. К ним приходили, чтобы их убить, но обретали веру и оставались, пополняя первую христианскую общину. Какой же силой должно было обладать их слово? Эта сила была в единодушии: что говорил один апостол, то говорил и другой. А было так потому, что говорил в них Дух Святой.
    И это единодушие, эта любовь, которая царила между ними, потрясали людей. Многие, глядя на апостолов, так и говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга!» Но эта любовь проявлялась ни в каких-то особых возвышенных чувствах, которые они питали друг к другу, а именно в этом единодушии. Первая христианская Церковь была сильна Духом Божьим, который объединил совершенно разных людей. Среди апостолов были и люди ученые, такие, как, например, Лука и врач, и художник. Были простые, как рыбаки Петр и Иоанн. Был человек, не чуждый наукам, - Матфей (простой неученый человек не мог бы стать мытарем). Потом, мы знаем, к лику апостолов присоединился апостол Павел, один из ученейших мужей того времени И всех их объединяло удивительное горение Духом Божьим. Это горение Духом Божьим и есть отличительная черта человека верующего.
    Мы не представляем ни одного правила без молитвы «Царю Небесный». С нее мы начинаем, и она как бы освящает все наши дальнейшие молитвы; многие в эти десять дней от Вознесения до Троицы, когда эту молитву не положено читать, испытывают некий дискомфорт: очень ее не хватает. Мы привыкли к ней и с удовольствием произносим слова: «Царю Небесный, Утешителю, приди и вселися в ны». Нам очень хочется, чтобы Дух Божий нашел место в нашей душе. Но для этого нам надо много потрудиться. Вспомним апостолов: как непросто давалось им принятие Слова Божьего! Как часто они спорили между собой о значении тех или иных слов Господа, как часто они неверно толковали эти слова. Как они ошибались, ожидая Царствия земного вместо Царствия Небесного, и как трудно им было отказаться от привычных стереотипов: от того, в чем они были воспитаны, к чему привычны. Все надо было переделать внутри себя. И не все смогли. Мы знаем, что даже один из 12 апостолов - Иуда Искариотский, так и не сумел побороть в себе греха сребролюбия, который его и сгубил. А остальные смогли.
    Каждому из нас предлагается побороться со своим грехом. Это очень непросто: грех пустил глубокие корни в нашей душе, и чтобы его вырывать оттуда, нужно, стиснув зубы, потерпеть, потому что каждое движение причиняет неимоверную боль.
    Мы часто говорим о грехе осуждения: вроде бы такая простая вещь не говорить о другом с осуждением. А не получается! Для многих вообще непонятно: а о чем тогда говорить? Хоть совсем молчи! Или человек кается в лености. Казалось бы: возьми себя за шиворот, поставь, заставь себя сделать то, что необходимо Но не получается трудно Или, например, перестань обижаться. Ведь обида глупейшая вещь, которую мы сами придумали, чтобы себя оправдать. Как легко сказать: меня обидели. А можно ли вообще кого-то обидеть? Нет, это невозможно. Если кто-то не верит, может пойти и попробовать обидеть фонарный столб, который стоит рядом с храмом. Значит обида всего лишь собственная наша реакция, значит, мы себя просто оправдываем словами «меня обидели». То, что мы слышали или видели, для нас было неприятно, и реакцией нашей гордой души стала обида. При этом никакой вины другого человека в этом нет.
    Как трудно бывает простую вещь из себя изжить!
    А по-другому нельзя. Потому что место для Духа Святого готовит в своей душе человек сам. Когда мы хотим принять дорогого гостя, мы и комнату приберем, и стул самый удобный подвинем. Никто дорогого гостя не примет на заваленной грязной посудой кухне. А Духа Святого мы принимаем как какого-то совсем не дорогого гостя... Нам кажется, что это Он должен прийти и навести порядок в нашей душе посуду помыть, в комнате прибрать, ремонт сделать, чтобы нам стало хорошо. Но так не бывает. Господь готов нам помогать, но без нашего участия этого не происходит. Каждый из нас сумеет стяжать Дух Святой в той мере, в какой потрудится над собой
    Почему мы не христиане, хотя таковыми себя называем? Это видно хотя бы по нашему отношению друг к другу. У нас тоже есть община, называемая приход. Но разве среди нас есть те отношения, которые были в первой христианской общине между апостолами? Разве можем мы похвастаться тем, что любим друг друга так же, как они? Нет. А значит, в каждом из нас живет нечто, что делает нас не-христианами. Ведь христианство подражание Христу. Без этого подражания христианства не бывает
    Господь не указывает каждому: ты такой, а ты такой, но очень тактично показывает наши собственные грехи в других людях. Мы с радостью, а иногда и со злорадством замечаем недостатки в окружающих - а на самом деле смотрим в зеркало на самих себя. Не будь в нас этого греха, разве увидели ли мы его в другом человеке? Вовсе нет! К сожалению, наша жизнь складывает так, что мы об этом не думаем. Нам хочется, чтобы нашу жизнь кто-то или что-то изменило, чтобы все вдруг встало на свое место. Но сами меняться не хотим.
    http://www.pravkniga.ru/ интернет-портал "Православная книга России"
  • Ирина Str.
    Православная

    • 22 April 2007
    • 259

    #2
    Если взять душу грешного, который не хотел стать другим, поместить ее среди святых в Царствии Небесном и сказать: «Побудь здесь денек, посмотри, как люди живут», - он и одного часа не выдержит. Потому что все будет не так. Из человеческой души сразу же полезет осуждение, и ропот, и зависть, и недовольство, и гнев, и уныние, и тоска все, чем мы здесь живем. Потому что там, оказывается, совсем не так хорошо, как мы себе представляем. Вообще понятие «хорошо» относительное, зависит от каждого конкретного человека. Одного спроси: что для тебя «хорошо»? - Тихое утро, берег реки, рыбалка, удочка, сосед, с которым можно поговорить, а потом выпить. А для кого-то на четвереньках три дня подряд на даче «хорошо». А для кого-то - на пляже, расплавиться по песку, растечься такой бесформенной массой, чтобы никто не звонил и ни о чем не просил, - «хорошо»... Кому что. Только вот Царство Небесное не для всех. Там нет пляжа, нет телевизора, нет телефона, по которому можно часами разговаривать со своими знакомыми. Там молитва. Там Ангелы со святыми непрестанно славят Бога, и в этом смысл их существования.
    Спросишь кого-нибудь: а что делают Ангелы? Они не спят, не едят, у них нет всего того, чем мы живем в миру Чем же они живут? По нашим меркам, их существование скучнейшая штука
    Человек попадает в больницу надолго. Казалось бы, и условия хорошие, и палата отдельная молись. Ан нет, скучно: «Не могу, тоска заедает». Просит принести телевизор и сотовый телефон, денежек побольше положить, чтобы хоть как-то эту тоску унять. А что же тогда делать в Царствии Небесном? Над этим нам тоже стоит подумать. Из чего состоит наша жизнь и ради чего она?
    Мы произносим вполне конкретные слова молитвы, но каждый из нас просит того, в чем жить не сможет. Зачем тогда просит? Здесь надо как-то совместить то, о чем мы у Бога просим, с тем, что действительно в жизни творим. Чтобы это было со-направленно. «Господи, я хочу, чтобы Ты меня очистил, и я сам буду стараться очищаться. Я буду бороться с лукавством и враньем, я буду бороться с леностью и саможалением, я не буду себя оправдывать и других осуждать. Каким образом не знаю, но буду изо всех сил за этим следить. Я буду, Господи, Тебя об этом просить. Ты уж не обессудь, если я буду слишком навязчив в своих просьбах» И если Бог действительно увидит, что мы стараемся, - тогда подаст, тогда придет.
    Вот так проистекает наша жизнь. Когда-то придет ей конец, и нам предстоит подвести черту под тем, что мы в этой жизни сделали. Кому-то из нас будет страшно подвести эту черту, потому что нет там ничего. Знаете, с чем придет большинство людей на Суд Божий? С обидой на весь окружающий мир. Предстанет человек перед Богом и без всякого страха скажет: «Господи, никто меня не понимал, никто не жалел, не ценил» Как многие говорят, придя на исповедь: грешна во всем, но ведь нас же не научили! Жили в советское время, церкви все были закрыты Но это же детский лепет! 20 лет Церковь имеет возможность нести в народ Слово Божье. И никто за это не судит, в тюрьму не сажает, с работы не выгоняет. А народ по-прежнему прикрывает себя привычной формулой: «нас не научили, нам не дали Я бы и рад, и всею душей но обстоятельства против меня сложились».... Давайте не будет по-детски надеяться, что Господь воспримет все это серьезно. Все-таки душа требует непрестанного внимания и заботы о себе. Можно обмануть своих близких, можно обмануть батюшку на исповеди. Нельзя обмануть только Бога и себя
    Человек, который пытается устроить себе легкую жизнь, просто себя обманывает. Жизнь по христианским заповедям не легкая, но очень радостная, в отличие от земной жизни, в которой люди изобретают все новые и новые развлечения, чтобы себя порадовать. Церковь живет все тем же 2000 лет. И каждый человек, каждый день ходя в храм в течение всей своей жизни, не устает радоваться. Можно каждый день ходить на службу, и никогда не скажешь: она мне надоела, она такая одинаковая, скучная и непонятная. Чем чаще человек приходит в церковь, тем радостнее его жизнь. Тем хуже, когда он не может прийти: он чувствует себя каким-то обкраденным, обделенным. Он чувствует, что его лишили источника жизни. А ведь мы часто даже не думаем об этом и не ценим. В храме совершается Божественная литургия, и время есть, и здоровье позволяет «А я сегодня не собирался, а я не готов» Вот только этого дня не вернешь, и еще день пройдет, и еще день И вся жизнь. А потом мы скажем: «Господи, да где ж Ты был? Я так тебя ждал, я так тебя звал» А Он скажет: «Я все время был рядом с тобой. Но ты ж меня не пустил. Я стучался в твою душу, Я пытался войти. Много раз через твою совесть напоминал и о твоих обещаниях - что хорошо, а что плохо Я все время взывал к тебе со страниц Евангелия, но ты же был занят собой, и так Мне душу не открыл.. Так что ты уж прости что есть, с тем и живи»

    В этот действительно радостный день, когда Дух Святой наполнил мир совсем иным содержанием, Господь предлагает подумать: а мы среди тех, на кого снизошел Дух Святой? Ведь среди этой огромной толпы не все получили дар Святого Духа. Дух Святой почил на тех, кто был достоин, и достоинство это определяется качеством жизни. Об этом нам стоит подумать, об этом поразмышлять, и постараться, с Божьей помощью, качество своей жизни улучшить. Помоги нам в том, Господи!

    Подготовила Стрижова Ирина

    Портал "Православная книга России"
    Проповедь в день Святой Троицы
    http://www.pravkniga.ru/ интернет-портал "Православная книга России"

    Комментарий

    Обработка...