С праздником, дорогие братья и сестры!
Предлагаю Вам проповедь, прочитанную в храме свт. Митрофана Воронежского (Москва) отцом Александром Березовским.
Проповедь в день Святой Троицы

Сегодня мы празднуем день Святой Троицы, день рождения Церкви, когда на апостолов, учеников Христа, в виде огненных языков снизошла благодать Божья.
Этому событию предшествовало три года проповеди Христа среди людей. Вышел Господь на проповедь и стал призывать к Себе тех, кого Сам избрал: сначала Андрея, потом Петра, Иакова и Иоанна, Фому и Варфоломея, Иуду и Симона, Матфея-мытаря Но не все из призванных нашли в себе силы следовать за Христом. Мы помним богатого юношу, которого Господь хотел видеть среди Своих учеников, но тот не смог оставить богатство и не стал учеником, по крайней мере, в то время.
Однако и те, которых Господь избрал и которые пошли за Ним, еще не были Церковью. Они были всего лишь людьми, которые откликнулись на Слово Божье. И Господь воспитывал их, пытался преобразить внутренне, чтобы они могли благодать, полученную от Бога, передать другим. Даже тогда, когда пришел час Господу пострадать за наши грехи, ученики не были готовы. В момент предательства Иуды все разбежались, и никого не осталось рядом с Христом.
Позже они собрались в Иерусалиме, в той горнице, в которой Господь последний раз праздновал с ними Пасху, и в страхе и трепете стали рассуждать: что им делать. И тогда они еще не были Церковью, но лишь двенадцатью испуганными и разочарованными людьми, чьи мечты не сбылись. Они-то надеялись на Царство, которое Господь принесет сюда, на землю. Слова о Царствии Небесном были им пока еще непонятны. И то, что совершил Господь, не было до конца осознанно для полного осознания жертвы, которую принес за нас Христос, должно было пройти время.
Сначала Господь, явившись ученикам по Своем Воскресении, начал напоминать им обо всем, что они слышали. И сердца их загорелись: а ведь действительно, все это мы уже слышали, обо всем этом Господь говорил! И как же раньше мы всего этого не понимали! С этого момента с учениками происходит удивительное преображение: из испуганных людей они становятся людьми мужественными, готовыми на все, ради того, чтобы истину, которой они стали свидетелями, донести до людей. Господь возносится на Небо в 40 день и говорит: не отлучатся Иерусалима, пока не получите дара Свыше (см. Деян. 1). Все 10 дней, с момента Вознесения и до дня Святой Пятидесятницы, ученики находились в единодушной молитве, уже без всякого страха.
И вот на десятый день, когда они молились, на них видимым образом, в виде огненных языков, снизошла благодать Божья и почила на каждом. Их было не 12, а гораздо больше в этот момент - может быть сто, двести. Но что такое это малое количество людей по сравнению с огромным языческим миром? Все равно что капля в море Но эта капля переквасила весь мир. Каждый апостол нес в себе частичку благодати Божьей, и эта благодать творила чудеса. Они не только исцеляли болезни, не только воскрешали мертвых, изгоняли бесов - они преображали людей внутренне. К ним приходили, чтобы с ними поспорить, а уходили верующими. К ним приходили, чтобы их убить, но обретали веру и оставались, пополняя первую христианскую общину. Какой же силой должно было обладать их слово? Эта сила была в единодушии: что говорил один апостол, то говорил и другой. А было так потому, что говорил в них Дух Святой.
И это единодушие, эта любовь, которая царила между ними, потрясали людей. Многие, глядя на апостолов, так и говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга!» Но эта любовь проявлялась ни в каких-то особых возвышенных чувствах, которые они питали друг к другу, а именно в этом единодушии. Первая христианская Церковь была сильна Духом Божьим, который объединил совершенно разных людей. Среди апостолов были и люди ученые, такие, как, например, Лука и врач, и художник. Были простые, как рыбаки Петр и Иоанн. Был человек, не чуждый наукам, - Матфей (простой неученый человек не мог бы стать мытарем). Потом, мы знаем, к лику апостолов присоединился апостол Павел, один из ученейших мужей того времени И всех их объединяло удивительное горение Духом Божьим. Это горение Духом Божьим и есть отличительная черта человека верующего.
Мы не представляем ни одного правила без молитвы «Царю Небесный». С нее мы начинаем, и она как бы освящает все наши дальнейшие молитвы; многие в эти десять дней от Вознесения до Троицы, когда эту молитву не положено читать, испытывают некий дискомфорт: очень ее не хватает. Мы привыкли к ней и с удовольствием произносим слова: «Царю Небесный, Утешителю, приди и вселися в ны». Нам очень хочется, чтобы Дух Божий нашел место в нашей душе. Но для этого нам надо много потрудиться. Вспомним апостолов: как непросто давалось им принятие Слова Божьего! Как часто они спорили между собой о значении тех или иных слов Господа, как часто они неверно толковали эти слова. Как они ошибались, ожидая Царствия земного вместо Царствия Небесного, и как трудно им было отказаться от привычных стереотипов: от того, в чем они были воспитаны, к чему привычны. Все надо было переделать внутри себя. И не все смогли. Мы знаем, что даже один из 12 апостолов - Иуда Искариотский, так и не сумел побороть в себе греха сребролюбия, который его и сгубил. А остальные смогли.
Каждому из нас предлагается побороться со своим грехом. Это очень непросто: грех пустил глубокие корни в нашей душе, и чтобы его вырывать оттуда, нужно, стиснув зубы, потерпеть, потому что каждое движение причиняет неимоверную боль.
Мы часто говорим о грехе осуждения: вроде бы такая простая вещь не говорить о другом с осуждением. А не получается! Для многих вообще непонятно: а о чем тогда говорить? Хоть совсем молчи! Или человек кается в лености. Казалось бы: возьми себя за шиворот, поставь, заставь себя сделать то, что необходимо Но не получается трудно Или, например, перестань обижаться. Ведь обида глупейшая вещь, которую мы сами придумали, чтобы себя оправдать. Как легко сказать: меня обидели. А можно ли вообще кого-то обидеть? Нет, это невозможно. Если кто-то не верит, может пойти и попробовать обидеть фонарный столб, который стоит рядом с храмом. Значит обида всего лишь собственная наша реакция, значит, мы себя просто оправдываем словами «меня обидели». То, что мы слышали или видели, для нас было неприятно, и реакцией нашей гордой души стала обида. При этом никакой вины другого человека в этом нет.
Как трудно бывает простую вещь из себя изжить!
А по-другому нельзя. Потому что место для Духа Святого готовит в своей душе человек сам. Когда мы хотим принять дорогого гостя, мы и комнату приберем, и стул самый удобный подвинем. Никто дорогого гостя не примет на заваленной грязной посудой кухне. А Духа Святого мы принимаем как какого-то совсем не дорогого гостя... Нам кажется, что это Он должен прийти и навести порядок в нашей душе посуду помыть, в комнате прибрать, ремонт сделать, чтобы нам стало хорошо. Но так не бывает. Господь готов нам помогать, но без нашего участия этого не происходит. Каждый из нас сумеет стяжать Дух Святой в той мере, в какой потрудится над собой
Почему мы не христиане, хотя таковыми себя называем? Это видно хотя бы по нашему отношению друг к другу. У нас тоже есть община, называемая приход. Но разве среди нас есть те отношения, которые были в первой христианской общине между апостолами? Разве можем мы похвастаться тем, что любим друг друга так же, как они? Нет. А значит, в каждом из нас живет нечто, что делает нас не-христианами. Ведь христианство подражание Христу. Без этого подражания христианства не бывает
Господь не указывает каждому: ты такой, а ты такой, но очень тактично показывает наши собственные грехи в других людях. Мы с радостью, а иногда и со злорадством замечаем недостатки в окружающих - а на самом деле смотрим в зеркало на самих себя. Не будь в нас этого греха, разве увидели ли мы его в другом человеке? Вовсе нет! К сожалению, наша жизнь складывает так, что мы об этом не думаем. Нам хочется, чтобы нашу жизнь кто-то или что-то изменило, чтобы все вдруг встало на свое место. Но сами меняться не хотим.
Предлагаю Вам проповедь, прочитанную в храме свт. Митрофана Воронежского (Москва) отцом Александром Березовским.
Проповедь в день Святой Троицы

Сегодня мы празднуем день Святой Троицы, день рождения Церкви, когда на апостолов, учеников Христа, в виде огненных языков снизошла благодать Божья.

Однако и те, которых Господь избрал и которые пошли за Ним, еще не были Церковью. Они были всего лишь людьми, которые откликнулись на Слово Божье. И Господь воспитывал их, пытался преобразить внутренне, чтобы они могли благодать, полученную от Бога, передать другим. Даже тогда, когда пришел час Господу пострадать за наши грехи, ученики не были готовы. В момент предательства Иуды все разбежались, и никого не осталось рядом с Христом.
Позже они собрались в Иерусалиме, в той горнице, в которой Господь последний раз праздновал с ними Пасху, и в страхе и трепете стали рассуждать: что им делать. И тогда они еще не были Церковью, но лишь двенадцатью испуганными и разочарованными людьми, чьи мечты не сбылись. Они-то надеялись на Царство, которое Господь принесет сюда, на землю. Слова о Царствии Небесном были им пока еще непонятны. И то, что совершил Господь, не было до конца осознанно для полного осознания жертвы, которую принес за нас Христос, должно было пройти время.
Сначала Господь, явившись ученикам по Своем Воскресении, начал напоминать им обо всем, что они слышали. И сердца их загорелись: а ведь действительно, все это мы уже слышали, обо всем этом Господь говорил! И как же раньше мы всего этого не понимали! С этого момента с учениками происходит удивительное преображение: из испуганных людей они становятся людьми мужественными, готовыми на все, ради того, чтобы истину, которой они стали свидетелями, донести до людей. Господь возносится на Небо в 40 день и говорит: не отлучатся Иерусалима, пока не получите дара Свыше (см. Деян. 1). Все 10 дней, с момента Вознесения и до дня Святой Пятидесятницы, ученики находились в единодушной молитве, уже без всякого страха.

И это единодушие, эта любовь, которая царила между ними, потрясали людей. Многие, глядя на апостолов, так и говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга!» Но эта любовь проявлялась ни в каких-то особых возвышенных чувствах, которые они питали друг к другу, а именно в этом единодушии. Первая христианская Церковь была сильна Духом Божьим, который объединил совершенно разных людей. Среди апостолов были и люди ученые, такие, как, например, Лука и врач, и художник. Были простые, как рыбаки Петр и Иоанн. Был человек, не чуждый наукам, - Матфей (простой неученый человек не мог бы стать мытарем). Потом, мы знаем, к лику апостолов присоединился апостол Павел, один из ученейших мужей того времени И всех их объединяло удивительное горение Духом Божьим. Это горение Духом Божьим и есть отличительная черта человека верующего.
Мы не представляем ни одного правила без молитвы «Царю Небесный». С нее мы начинаем, и она как бы освящает все наши дальнейшие молитвы; многие в эти десять дней от Вознесения до Троицы, когда эту молитву не положено читать, испытывают некий дискомфорт: очень ее не хватает. Мы привыкли к ней и с удовольствием произносим слова: «Царю Небесный, Утешителю, приди и вселися в ны». Нам очень хочется, чтобы Дух Божий нашел место в нашей душе. Но для этого нам надо много потрудиться. Вспомним апостолов: как непросто давалось им принятие Слова Божьего! Как часто они спорили между собой о значении тех или иных слов Господа, как часто они неверно толковали эти слова. Как они ошибались, ожидая Царствия земного вместо Царствия Небесного, и как трудно им было отказаться от привычных стереотипов: от того, в чем они были воспитаны, к чему привычны. Все надо было переделать внутри себя. И не все смогли. Мы знаем, что даже один из 12 апостолов - Иуда Искариотский, так и не сумел побороть в себе греха сребролюбия, который его и сгубил. А остальные смогли.
Каждому из нас предлагается побороться со своим грехом. Это очень непросто: грех пустил глубокие корни в нашей душе, и чтобы его вырывать оттуда, нужно, стиснув зубы, потерпеть, потому что каждое движение причиняет неимоверную боль.
Мы часто говорим о грехе осуждения: вроде бы такая простая вещь не говорить о другом с осуждением. А не получается! Для многих вообще непонятно: а о чем тогда говорить? Хоть совсем молчи! Или человек кается в лености. Казалось бы: возьми себя за шиворот, поставь, заставь себя сделать то, что необходимо Но не получается трудно Или, например, перестань обижаться. Ведь обида глупейшая вещь, которую мы сами придумали, чтобы себя оправдать. Как легко сказать: меня обидели. А можно ли вообще кого-то обидеть? Нет, это невозможно. Если кто-то не верит, может пойти и попробовать обидеть фонарный столб, который стоит рядом с храмом. Значит обида всего лишь собственная наша реакция, значит, мы себя просто оправдываем словами «меня обидели». То, что мы слышали или видели, для нас было неприятно, и реакцией нашей гордой души стала обида. При этом никакой вины другого человека в этом нет.
Как трудно бывает простую вещь из себя изжить!
А по-другому нельзя. Потому что место для Духа Святого готовит в своей душе человек сам. Когда мы хотим принять дорогого гостя, мы и комнату приберем, и стул самый удобный подвинем. Никто дорогого гостя не примет на заваленной грязной посудой кухне. А Духа Святого мы принимаем как какого-то совсем не дорогого гостя... Нам кажется, что это Он должен прийти и навести порядок в нашей душе посуду помыть, в комнате прибрать, ремонт сделать, чтобы нам стало хорошо. Но так не бывает. Господь готов нам помогать, но без нашего участия этого не происходит. Каждый из нас сумеет стяжать Дух Святой в той мере, в какой потрудится над собой
Почему мы не христиане, хотя таковыми себя называем? Это видно хотя бы по нашему отношению друг к другу. У нас тоже есть община, называемая приход. Но разве среди нас есть те отношения, которые были в первой христианской общине между апостолами? Разве можем мы похвастаться тем, что любим друг друга так же, как они? Нет. А значит, в каждом из нас живет нечто, что делает нас не-христианами. Ведь христианство подражание Христу. Без этого подражания христианства не бывает
Господь не указывает каждому: ты такой, а ты такой, но очень тактично показывает наши собственные грехи в других людях. Мы с радостью, а иногда и со злорадством замечаем недостатки в окружающих - а на самом деле смотрим в зеркало на самих себя. Не будь в нас этого греха, разве увидели ли мы его в другом человеке? Вовсе нет! К сожалению, наша жизнь складывает так, что мы об этом не думаем. Нам хочется, чтобы нашу жизнь кто-то или что-то изменило, чтобы все вдруг встало на свое место. Но сами меняться не хотим.
Комментарий