Привет эволюционистам
!
Естественнонаучное доказательство существования Бога
Если ты желаешь Божественного знания и проницательности, очисти сердце своё ото всего, кроме Бога, всем существом устремись к Совершенному, к Возлюбленному; ищи Его, избери Его и сосредоточься на разумных и веских доводах. Ибо доводы указуют путь, и с их помощью сердце обратится к Солнцу Истины. А когда сердце обратится к Солнцу, откроются очи, и узнают они Солнце через само Солнце. Затем не потребуются уже никакие доводы (или доказательства), ибо Солнце совершенно независимо, а абсолютная независимость не нуждается ни в чём, включая доказательства.
Совет Абдул-Баха тому, кто ищет Бога, явно содержит по меньшей мере два аспекта: во-первых, разумные доводы суть полезные и необходимые стартовые точки для приближения к Богу, и, во-вторых, глубочайшее и наиболее адекватное знание о Боге превосходит эти доводы и по сути своей является надрациональным.
Интересно, что Абдул-Баха подчёркивает: результатом изучения рациональных аргументов будет обращение сердца к Богу. Отсюда можно сделать вывод, что поиск логических доказательств существования Бога не самоцель, но средство, позволяющее получить более глубокий опыт Божественного присутствия. Тем не менее, любой крупный философ и любое религиозное течение представляли доказательства существования Бога, и Сам Абдул-Баха в Своих произведениях описал ряд таких доказательств. Большинство доказательств, данных Абдул-Баха, являются вариантами классических философских доводов, начиная с хорошо известного довода Аристотеля о существовании первопричины.
Однако в Своей Скрижали, написанной в 1921 году швейцарскому учёному Огюсту Форелю, Абдул-Баха предлагает исключительно современное по форме доказательство существования Бога, опирающееся на некоторые факты и принципы, связанные с феноменом биологической эволюции. Он утверждает, что причиной возникновения (или разрушения) живых существ должна быть ненаблюдаемая, объективно существующая, обладающая собственной волей сила (то есть, сознательная сила, внешняя по отношению к собственно процессу эволюции). Поскольку эта сила привела к возникновению человечества, она должна быть больше, чем человек и, следовательно, является Существом со сверхчеловеческими способностями.
Этот конкретный довод, судя по всему, впервые был высказан именно Абдул-Баха. Понятно, что никто не мог высказать его раньше, до начала XX века, поскольку научная теория эволюции, на которую он опирается, была разработана только в XIX веке. Более того, большинство учёных, принявших теорию эволюции, было, с философской точки зрения, материалистами, считавшими, что эволюция не только не доказывает наличия Бога, но делает Его вообще излишним. Хотя доводы, похожие на идеи Абдул-Баха, распространены в современной литературе о философии науки, я пока не нашёл ничего более раннего или даже появившегося одновременно со Скрижалью Абдул-Баха к Огюсту Форелю.
[FONT='Times New Roman','serif']Ссылка на эволюцию не единственное доказательство существования Бога, содержащееся в Скрижали к Огюсту Форелю. Однако эволюционный довод уникален тем, что в нём используются сложные научные идеи, а его стройность и сила почти наверняка будут недооценены тем, кто не знаком с рядом фундаментальных положений термодинамики. Таким образом, вместо критически-исторического рассмотрения [/font]
[FONT='Times New Roman','serif']доказательства Абдул-Баха, мы собираемся в данной статье дать строго современную формулировку Его аргументов, используя научные термины, которые не обязательно были в употреблении во времена Абдул-Баха. Выбирая такой подход, мы надеемся дать представление об истинной силе доводов Абдул-Баха. Таким образом, оставшаяся часть статьи будет посвящена широкой и тщательной переформулировке доказательства Абдул-Баха современным научным языком.
Природа научного доказательства
Поскольку наше доказательство называется научным, необходимо вкратце обсудить природу науки и научных доказательств. Эта дискуссия будет тем более уместной по причине широко распространившихся неверных представлений о природе научного доказательства.
Наука имеет два фундаментальных аспекта. Один аспект это её конкретное и наблюдаемое измерение: мы собираем наблюдения о каком-то явлении и придаём им статус установленных фактов. Этот список фактов предоставляет нам базу данных о каком-то явлении.
Второй аспект науки это её абстрактное, теоретическое измерение. Собрав некоторое количество установленных фактов о каком-то явлении, мы ищем их объяснения. Мы пытаемся понять, как различные факты о каком-то феномене связаны друг с другом. Иными словами, мы пытаемся понять, как или почему случается некое явление, и как оно протекает. Этот поиск приводить нас к формулировке гипотезы (или, если угодно, теории), отражающей наше умственное представление о внутренних действующих силах этого явления. Такая теория обычно выражается языком, использующим абстрактные термины, т.е. термины, говорящие о ненаблюдаемых объектах или силах (например, таких объектах, как электроны, или таких силах, как сильное ядерное взаимодействие). В противоположность этому, установленные факты будут выражены конкретным языком, то есть такими терминами, которые описывают наблюдаемые объекты или их конфигурации.
Мы проверяем истинность установленных фактов путём более придирчивых наблюдений и измерений. Однако из-за естественной, врождённой ограниченности человеческого сенсорного аппарата и нервной системы, мы никогда не сможем полностью исключить ошибки в наших наблюдениях какого-то явления, сколь бы ни были мы тщательны и придирчивы. Особенно ярко это проявляется в отношении очень малых явлений (микроскопических) или очень отдалённых (например, звёзд), однако верно это и в целом, даже для непосредственно доступных нам, повседневных явлений. Таким образом, мера истинности наблюдений (установленных фактов) всегда относительна. Широко укоренившееся мнение, будто научные факты окончательны или неопровержимы, является, таким образом, неверным.
[FONT='Times New Roman','serif']Проверка истинности теоретических заявлений науки ещё более сложный процесс. Начинаем мы его с формулировки предположений, которые должны логически вытекать из данной теории; затем мы проверяем эти предположения обычным образом. Иными словами, если наша теория гласит, будто должно случиться то-то и то-то, мы смотрим, действительно ли это предсказание сбывается; если наша теория утверждает, что снег белый, мы пытаемся, путём наблюдений, выяснить, действительно ли он белый. Новые предположения, выведенные из теории, называются предсказаниями, и если они
подтверждаются нашим опытом, то мы говорим, что теория верна, подразумевая, что она «подтверждена наблюдениями».
Таким образом, истинность теоретического научного утверждения также относительна, потому что даже если все нынешние предсказания теории подтверждены наблюдениями, ничто не исключает вероятности того, что в будущем новые предсказания окажутся неверными. Может также оказаться, что новые уточнённые эксперименты опровергнут уже существующие предсказания, которые сейчас, на основе нынешнего опыта, кажутся верными.
Что касается истинности теорий, то мы находимся, в каком-то смысле, в парадоксальной и даже комической ситуации. Почти наверняка можно доказать, что некая теория неверна, если одно из её предсказаний грубо противоречит весьма достоверным наблюдениям. Такую теорию придётся отвергнуть или как-то модифицировать. Но сколь бы ни было велико количество подтверждённых наблюдениями теоретических предсказаний, всегда остаётся возможность опровержения этой теории в результате или появления новых предсказаний, противоречащих известных фактам, или новых фактов, противоречащих существующим предсказаниям.
В начале XX столетия считали, что можно установить правила так называемой индуктивной логики, которая позволила бы нам перейти от набора частностей к общему заключению с той же точностью, которую обеспечивает нам дедуктивная логика при переходе от общих принципов к частным заключениям. Однако сейчас мы уже знаем, что это невозможно, даже в принципе. Одна из теорем математической логики доказывает, что, вообще говоря, существует бесконечное число несовместимых друг с другом теорий, объясняющих любой ограниченный набор фактов. Поскольку ограниченность человеческих существ гарантирует, что в нашем распоряжении всегда будет только ограниченный набор фактов для любого явления, следовательно, никакое количество установленных фактов никогда не будет детерминировать некую уникальную теорию, объясняющую это явление. Один логик выразил это так: теория недоопределена фактом.
Таким образом, в некотором смысле сбор фактов и разработка теорий взаимно независимы. В то время, как сбор фактов процесс медленный и постепенный, создание теории включает в себя творческий, дискретный скачок воображения. Собирая факты, мы пытаемся выяснить, как обстоит дело. Придумывая теорию, мы пытаемся вообразить, как дело могло бы обстоять.
Из вышесказанного неопровержимо следует, что ни одна из научных истин не может считаться абсолютно доказанной. Идея «абсолютного доказательства» полностью противоречит науке. Широко распространённое мнение, будто неотъемлемыми чертами научной истины являются абсолютность и точность (в противоположность, якобы, относительности и расплывчатости истин философских или религиозных) заблуждение. Хотя некоторые станут сожалеть о такой относительности научной истины, в этом есть и важный положительный момент поиск научной истины превращается из-за этого в увлекательное и динамичное предприятие, вместо того, чтобы выродиться в нечто статическое и бесплодное. Кроме того, эффективность научного метода была убедительно подтверждена тем, что в результате его систематического применения в течение последних нескольких сотен лет возникает всё больше весьма достоверных теорий.

Естественнонаучное доказательство существования Бога
William S. Hatcher
Если ты желаешь Божественного знания и проницательности, очисти сердце своё ото всего, кроме Бога, всем существом устремись к Совершенному, к Возлюбленному; ищи Его, избери Его и сосредоточься на разумных и веских доводах. Ибо доводы указуют путь, и с их помощью сердце обратится к Солнцу Истины. А когда сердце обратится к Солнцу, откроются очи, и узнают они Солнце через само Солнце. Затем не потребуются уже никакие доводы (или доказательства), ибо Солнце совершенно независимо, а абсолютная независимость не нуждается ни в чём, включая доказательства.
Совет Абдул-Баха тому, кто ищет Бога, явно содержит по меньшей мере два аспекта: во-первых, разумные доводы суть полезные и необходимые стартовые точки для приближения к Богу, и, во-вторых, глубочайшее и наиболее адекватное знание о Боге превосходит эти доводы и по сути своей является надрациональным.
Интересно, что Абдул-Баха подчёркивает: результатом изучения рациональных аргументов будет обращение сердца к Богу. Отсюда можно сделать вывод, что поиск логических доказательств существования Бога не самоцель, но средство, позволяющее получить более глубокий опыт Божественного присутствия. Тем не менее, любой крупный философ и любое религиозное течение представляли доказательства существования Бога, и Сам Абдул-Баха в Своих произведениях описал ряд таких доказательств. Большинство доказательств, данных Абдул-Баха, являются вариантами классических философских доводов, начиная с хорошо известного довода Аристотеля о существовании первопричины.
Однако в Своей Скрижали, написанной в 1921 году швейцарскому учёному Огюсту Форелю, Абдул-Баха предлагает исключительно современное по форме доказательство существования Бога, опирающееся на некоторые факты и принципы, связанные с феноменом биологической эволюции. Он утверждает, что причиной возникновения (или разрушения) живых существ должна быть ненаблюдаемая, объективно существующая, обладающая собственной волей сила (то есть, сознательная сила, внешняя по отношению к собственно процессу эволюции). Поскольку эта сила привела к возникновению человечества, она должна быть больше, чем человек и, следовательно, является Существом со сверхчеловеческими способностями.
Этот конкретный довод, судя по всему, впервые был высказан именно Абдул-Баха. Понятно, что никто не мог высказать его раньше, до начала XX века, поскольку научная теория эволюции, на которую он опирается, была разработана только в XIX веке. Более того, большинство учёных, принявших теорию эволюции, было, с философской точки зрения, материалистами, считавшими, что эволюция не только не доказывает наличия Бога, но делает Его вообще излишним. Хотя доводы, похожие на идеи Абдул-Баха, распространены в современной литературе о философии науки, я пока не нашёл ничего более раннего или даже появившегося одновременно со Скрижалью Абдул-Баха к Огюсту Форелю.
[FONT='Times New Roman','serif']Ссылка на эволюцию не единственное доказательство существования Бога, содержащееся в Скрижали к Огюсту Форелю. Однако эволюционный довод уникален тем, что в нём используются сложные научные идеи, а его стройность и сила почти наверняка будут недооценены тем, кто не знаком с рядом фундаментальных положений термодинамики. Таким образом, вместо критически-исторического рассмотрения [/font]
[FONT='Times New Roman','serif']доказательства Абдул-Баха, мы собираемся в данной статье дать строго современную формулировку Его аргументов, используя научные термины, которые не обязательно были в употреблении во времена Абдул-Баха. Выбирая такой подход, мы надеемся дать представление об истинной силе доводов Абдул-Баха. Таким образом, оставшаяся часть статьи будет посвящена широкой и тщательной переформулировке доказательства Абдул-Баха современным научным языком.
Природа научного доказательства
Поскольку наше доказательство называется научным, необходимо вкратце обсудить природу науки и научных доказательств. Эта дискуссия будет тем более уместной по причине широко распространившихся неверных представлений о природе научного доказательства.
Наука имеет два фундаментальных аспекта. Один аспект это её конкретное и наблюдаемое измерение: мы собираем наблюдения о каком-то явлении и придаём им статус установленных фактов. Этот список фактов предоставляет нам базу данных о каком-то явлении.
Второй аспект науки это её абстрактное, теоретическое измерение. Собрав некоторое количество установленных фактов о каком-то явлении, мы ищем их объяснения. Мы пытаемся понять, как различные факты о каком-то феномене связаны друг с другом. Иными словами, мы пытаемся понять, как или почему случается некое явление, и как оно протекает. Этот поиск приводить нас к формулировке гипотезы (или, если угодно, теории), отражающей наше умственное представление о внутренних действующих силах этого явления. Такая теория обычно выражается языком, использующим абстрактные термины, т.е. термины, говорящие о ненаблюдаемых объектах или силах (например, таких объектах, как электроны, или таких силах, как сильное ядерное взаимодействие). В противоположность этому, установленные факты будут выражены конкретным языком, то есть такими терминами, которые описывают наблюдаемые объекты или их конфигурации.
Мы проверяем истинность установленных фактов путём более придирчивых наблюдений и измерений. Однако из-за естественной, врождённой ограниченности человеческого сенсорного аппарата и нервной системы, мы никогда не сможем полностью исключить ошибки в наших наблюдениях какого-то явления, сколь бы ни были мы тщательны и придирчивы. Особенно ярко это проявляется в отношении очень малых явлений (микроскопических) или очень отдалённых (например, звёзд), однако верно это и в целом, даже для непосредственно доступных нам, повседневных явлений. Таким образом, мера истинности наблюдений (установленных фактов) всегда относительна. Широко укоренившееся мнение, будто научные факты окончательны или неопровержимы, является, таким образом, неверным.
[FONT='Times New Roman','serif']Проверка истинности теоретических заявлений науки ещё более сложный процесс. Начинаем мы его с формулировки предположений, которые должны логически вытекать из данной теории; затем мы проверяем эти предположения обычным образом. Иными словами, если наша теория гласит, будто должно случиться то-то и то-то, мы смотрим, действительно ли это предсказание сбывается; если наша теория утверждает, что снег белый, мы пытаемся, путём наблюдений, выяснить, действительно ли он белый. Новые предположения, выведенные из теории, называются предсказаниями, и если они
подтверждаются нашим опытом, то мы говорим, что теория верна, подразумевая, что она «подтверждена наблюдениями».
Таким образом, истинность теоретического научного утверждения также относительна, потому что даже если все нынешние предсказания теории подтверждены наблюдениями, ничто не исключает вероятности того, что в будущем новые предсказания окажутся неверными. Может также оказаться, что новые уточнённые эксперименты опровергнут уже существующие предсказания, которые сейчас, на основе нынешнего опыта, кажутся верными.
Что касается истинности теорий, то мы находимся, в каком-то смысле, в парадоксальной и даже комической ситуации. Почти наверняка можно доказать, что некая теория неверна, если одно из её предсказаний грубо противоречит весьма достоверным наблюдениям. Такую теорию придётся отвергнуть или как-то модифицировать. Но сколь бы ни было велико количество подтверждённых наблюдениями теоретических предсказаний, всегда остаётся возможность опровержения этой теории в результате или появления новых предсказаний, противоречащих известных фактам, или новых фактов, противоречащих существующим предсказаниям.
В начале XX столетия считали, что можно установить правила так называемой индуктивной логики, которая позволила бы нам перейти от набора частностей к общему заключению с той же точностью, которую обеспечивает нам дедуктивная логика при переходе от общих принципов к частным заключениям. Однако сейчас мы уже знаем, что это невозможно, даже в принципе. Одна из теорем математической логики доказывает, что, вообще говоря, существует бесконечное число несовместимых друг с другом теорий, объясняющих любой ограниченный набор фактов. Поскольку ограниченность человеческих существ гарантирует, что в нашем распоряжении всегда будет только ограниченный набор фактов для любого явления, следовательно, никакое количество установленных фактов никогда не будет детерминировать некую уникальную теорию, объясняющую это явление. Один логик выразил это так: теория недоопределена фактом.
Таким образом, в некотором смысле сбор фактов и разработка теорий взаимно независимы. В то время, как сбор фактов процесс медленный и постепенный, создание теории включает в себя творческий, дискретный скачок воображения. Собирая факты, мы пытаемся выяснить, как обстоит дело. Придумывая теорию, мы пытаемся вообразить, как дело могло бы обстоять.
Из вышесказанного неопровержимо следует, что ни одна из научных истин не может считаться абсолютно доказанной. Идея «абсолютного доказательства» полностью противоречит науке. Широко распространённое мнение, будто неотъемлемыми чертами научной истины являются абсолютность и точность (в противоположность, якобы, относительности и расплывчатости истин философских или религиозных) заблуждение. Хотя некоторые станут сожалеть о такой относительности научной истины, в этом есть и важный положительный момент поиск научной истины превращается из-за этого в увлекательное и динамичное предприятие, вместо того, чтобы выродиться в нечто статическое и бесплодное. Кроме того, эффективность научного метода была убедительно подтверждена тем, что в результате его систематического применения в течение последних нескольких сотен лет возникает всё больше весьма достоверных теорий.
Комментарий