I. О праведности христианской вообще ..........
Один юноша, приступив к Иисусу Христу, спросил Его: Благой Учитель! Что доброго должен я сделать, чтобы получить жизнь вечную? Иисус отвечал ему: Если хочешь войти в жизнь вечную, сохрани заповеди (Матф. XIX, 16 17); то есть, избегай всего, что запрещают, и делай все то, что повелевают эти Божественные заповеди. Следовательно, вся христианская праведность состоит из двух правил: уклоняться от зла и творить добро. Уклоняйся от зла и твори добро, сказал псалмопевец и будешь жить навеки (Псал. XXXVI, 27). Вот чем достигается окончательно вечное блаженство. Нас готовит к нему вера, укрепляет на трудном пути к нему надежда, одушевляет любовь. Св. таинства эти источники благодатных даров Божьих сообщают нам новые силы, когда мы изнемогаем под бременем слабостей наших; но праведность или святость тогда только поселяется в душе христианина и делает его достойным жизни вечной, когда он в точности исполняет законы веры, надежды и любви и умеет воспользоваться бесконечными заслугами Иисуса Христа, сообщенными в святых таинствах. В противном случае, при всем превосходстве учения Иисуса Христа, при всей святости Божественных Его учреждений, христианин не только не обретает праведности, но и сделается еще более виновным за то, что, зная волю Господню, не исполнил ее (Лук. XII, 47), потому что не слушатели закона праведны перед Богом, а исполнители закона оправданы будут, поучает Апостол Павел (Римл. II, 13).
Мы сказали выше, что христианская праведность состоит в уклонении от зла и творении добра. Заметим, что мы здесь будем рассматривать зло и добро только в отношении нравственном и то в отношении к христианскому учению, потому что взгляд на добро и зло в отношении метафизическом и физическом не принадлежит катехизису.
Итак, следуя правилам Божественного Откровения, мы говорим, что уклонение от Святой воли Господа, или грех, есть истинное и величайшее зло, а повиновение воле Божьей и точное исполнение ее, или добродетель, есть истинное добро. Следовательно, всю эту последнюю часть ................естественным образом можно разделить на два отделения: в первом, будем рассматривать грех как единственное препятствие к достижению христианской праведности; во втором, будем говорить о добродетели, которая наиболее способствует приобретению этой праведности.
Один юноша, приступив к Иисусу Христу, спросил Его: Благой Учитель! Что доброго должен я сделать, чтобы получить жизнь вечную? Иисус отвечал ему: Если хочешь войти в жизнь вечную, сохрани заповеди (Матф. XIX, 16 17); то есть, избегай всего, что запрещают, и делай все то, что повелевают эти Божественные заповеди. Следовательно, вся христианская праведность состоит из двух правил: уклоняться от зла и творить добро. Уклоняйся от зла и твори добро, сказал псалмопевец и будешь жить навеки (Псал. XXXVI, 27). Вот чем достигается окончательно вечное блаженство. Нас готовит к нему вера, укрепляет на трудном пути к нему надежда, одушевляет любовь. Св. таинства эти источники благодатных даров Божьих сообщают нам новые силы, когда мы изнемогаем под бременем слабостей наших; но праведность или святость тогда только поселяется в душе христианина и делает его достойным жизни вечной, когда он в точности исполняет законы веры, надежды и любви и умеет воспользоваться бесконечными заслугами Иисуса Христа, сообщенными в святых таинствах. В противном случае, при всем превосходстве учения Иисуса Христа, при всей святости Божественных Его учреждений, христианин не только не обретает праведности, но и сделается еще более виновным за то, что, зная волю Господню, не исполнил ее (Лук. XII, 47), потому что не слушатели закона праведны перед Богом, а исполнители закона оправданы будут, поучает Апостол Павел (Римл. II, 13).
Мы сказали выше, что христианская праведность состоит в уклонении от зла и творении добра. Заметим, что мы здесь будем рассматривать зло и добро только в отношении нравственном и то в отношении к христианскому учению, потому что взгляд на добро и зло в отношении метафизическом и физическом не принадлежит катехизису.
Итак, следуя правилам Божественного Откровения, мы говорим, что уклонение от Святой воли Господа, или грех, есть истинное и величайшее зло, а повиновение воле Божьей и точное исполнение ее, или добродетель, есть истинное добро. Следовательно, всю эту последнюю часть ................естественным образом можно разделить на два отделения: в первом, будем рассматривать грех как единственное препятствие к достижению христианской праведности; во втором, будем говорить о добродетели, которая наиболее способствует приобретению этой праведности.

Комментарий