Статья из журнала "Помощь Варнавы" (bfrussia@barnabasfund.org)
История
Современная Турция считается мусульманской страной: по официальным данным Ислам исповедуют 99,7% населения страны. Число христиан составляет менее 0,15% от общей численности в 72,6 миллионов. Однако лишь около 100 лет назад христианское население в Турции насчитывало 25%.
Сегодня территория Турции включает земли, где находились семь церквей, о которых говорится в книге Откровения Иоанна. Смирна (сегодняшний Измир), Филадельфия (сегодняшний Алашехир) и Фиатир (сегодняшний Ахисар) существуют и по сей день, остальные четыре города: Эфес, Лаодекия, Сардис и Пергам, также находились в западной части Турции. Территория, на которой располагается Турция, когда-то была известна римлянам как «Малая Азия», и именно здесь христианство быстро распространилось в первом веке после смерти и воскресения Христа. Именно здесь возникло несколько первых крупнейших христианских общин, такие как Ефесская и Галатийская, которым адресованы послания апостолов Петра и Павла.
В 330 н.э. римский император Константин перенес столицу своей империи в Византию, которую он восстановил и переименовал в Константинополь, нынешний Стамбул. Константин был первым христианским римским императором, придавший христианству статус государственной религии. Во время Византийской Империи был построен собор Св.Софии в центре Константинополя. Он был крупнейшим собором в христианском мире на протяжении 900 лет, то тех пор, пока турецкие племена не начали вторжение в район Анатолии и, наконец, не захватили Константинополь в 1453. После этих событий, собор Св.Софии был превращен в мечеть, а его архитектура стала примером для других крупнейших турецких мечетей.
После падения Византии Константинополь стал столицей Османской Империи и был переименован в Стамбул «город Ислама» хотя новое название было официально признано лишь в 1930-е гг. Под правлением Османской Империи Ислам стал преобладающей религией, определяющей жизнь и политическую деятельность страны. Христиане и другие немусульманские меньшинства были организованы в систему миллетов - общин, что дало каждой такой общине ограниченную возможность действовать внутри своей группы, с сохранением превосходства за Османской администрацией. Некоторые миллеты, относившиеся к классу дхимми, граждане низшего слоя в исламском обществе, платили особый налог государству. В некоторых районах империи мальчиков-христиан похищали, обращали в Ислам и учили служить Османскому государству, формируя из них элитные войска, известные под названием Янычары.
Современная турецкая республика была создана в 1923, благодаря усилиям Кемаля Ататурка (1881-1938), и получила официальное международное признание с подписанием Лозаннского мирного договора 24 июля 1923 года. В следующем году была упразднена система халифат, поскольку Ататурк продвигал радикальную программу секуляризации. Он определил строгие границы между государством и религией, а также предпринял многие другие меры для европеизации и модернизации страны. Арабский алфавит был заменен на латинский, система образования претерпела секуляризацию, даже традиционная одежда приобрела новый вид, чтобы придать Турции более западный, прогрессивный образ. Если в Османской Империи жизнь во многом определялась Исламским законом (шариат), то в новой республике была введена система светских законов, построенная по западному образцу. Многие мусульманские секты были объявлены вне закона, а политический Ислам подвергался жесткому давлению. За последние годы планы Турции присоединиться к Европейскому Союзу привели к тому, что власти начали предпринимать шаги по улучшению в вопросах прав человека и свободы слова. Тем не менее, эти меры до сих пор не повлекли значительных перемен в отношении религиозной свободы.
Для большинства граждан Турции Ислам остается важной частью жизни, а политика секуляризации государства, так упорно пропагандируемая Ататурком, в настоящий момент теряет популярность. На выборах 2007 года прежняя светская правящая партия уступила место происламистской АКР (Партии Справедливости и Развития), которая в настоящее время планирует создать новую конституцию, скорее всего, более «исламскую». Жена президента Абдуллы Гюл носит хиджаб (исламский платок), а правительство планирует снять запрет на ношение хиджаба девушками-студентками.
Поскольку Ислам всегда имел сильное влияние на характер турецкого народа, многие отождествляют принадлежность к нации с принадлежностью к мусульманству. Таким образом, христианские и другие немусульманские взгляды воспринимаются как нечто чуждое, даже враждебное Турецкому государству.
Национальный Совет Безопасности включает деятельность миссионеров в список угроз для страны. Некоторые турки даже полагают, что христиане имеют тесные связи с PKK, военной Курдской группировкой, борющейся за независимость курдов на юго-востоке Турции.
Исламистские и националистские СМИ играют большую роль в формировании негативного представления о христианах, зачастую делая заявления, далекие от истины. Такой тип дезинформации может привести к серьезным последствиям. Один случай произошел в сентябре 2007 года, когда некий человек поджег вход в церковь и выстрелил несколько раз из ружья. Во время допросов он ответил, что его «встревожило» то, что он слышал и читал о церкви в газетах. Служитель этой церкви является родственником одного из христиан, обращенных из Ислама, которого убили в апреле 2007 в Малатии.
Такое восприятие христианства как угрозы для турецкой нации привело к дискриминации и даже насилию по отношению к церквям, церковным лидерам и отдельным верующим. Одно из самых ужасающих проявлений агрессии против христиан выразилось в геноциде против армян. С начала 20 столетия число христиан в Турции уменьшилось с 3,1 миллионов до 100 000.
Христианство сегодня
Большинство христиан в Турции не турки по происхождению, а являются потомками выходцев из Армении, Ассирии и Греции, их число составляет около 76 000. Также в Турции проживает около 16 000 христиан экспатриантов из западных стран. За последние годы выросло число христиан, обращенных из Ислама. Эта группа состоит в основном из коренных турок и насчитывает около 4000.
Официальное признание
Конституция Турции гарантирует свободу вероисповедания, свободу поклонения и разрешает публично заявлять о своих религиозных взглядах. В тоже время она запрещает какую-либо дискриминацию на религиозной почве. Тем не менее, эти конституционные права на практике гарантированы только мусульманам-суннитам. Официальное признание в качестве законных религиозных меньшинств имеют только еврейские, греческие православные и армянские православные общины. Другие немусульманские группы могут добиваться официального признания и в итоге получить разрешение и место, где они смогут законно собираться, но это очень долгий и сложный процесс. Конечное решение по таким вопросам принимается мэром города, и в таком разрешении может быть отказано по причине антихристианских предубеждений. Отдельные служащие, занимающие низшие посты, местные политики и работники полиции могут нарушать конституционные права религиозных меньшинств, что приводит к дискриминации и гонениям против христиан, особенно в сельских и отдаленных районах страны.
С 587 года глава Греческой Православной церкви в Константинополе выступает в роли Вселенского Патриарха, т.е. самого почитаемого среди всех Православных патриархов в мире. Но Турецкое государство не признает его титул и препятствует работе Патриархата. Кроме всего прочего, Турецкие власти ввели ограничение на избрание Вселенского Патриарха, запретили Патриархату владеть какой-либо недвижимостью, отказывают в рабочих визах иностранным гражданам, желающим работать с Православной церковью, вмешиваются в управление православными школами и проявляют крайнее нежелание обсуждать эти проблемы с православным Патриархом.
Места поклонения
Многим христианским группам крайне сложно, почти невозможно, приобрести недвижимость, построить новое здание или отремонтировать уже существующие. Многие церковные здания, купленные после 1936, были конфискованы властями Турции без какой-либо компенсации и возвращены или проданы их прежним владельцам. Власти объясняют свои поступки тем, что малочисленные общины христиан якобы не нуждаются в таких зданиях. Правительство установило минимальный размер земельного участка для церкви: например, «уличная церковь» должна иметь, по крайней мере, 2 500 квадратных метров земли, а ко многим церквям применяются еще более высокие цифры. Для многих христианских общин эти требования могут стать непреодолимым финансовым препятствием.
Многие христианские собрания по законам Турции сегодня считаются нелегальными.
С 2002 года более чем 20 христианских общин были вынуждены покинуть здания, где они проводили свои собрания, так как это не были официально признанные места поклонения. Христиане тщетно пытались отстоять свои права. Время от времени полиция запрещает христианам проводить собрания в своих домах. Многие верующие предстали перед судом за проведение подобных несанкционированных встреч в своих квартирах.
Образование и работа
В Турции власти ограничивают практику религиозного образования с целью «сохранения светского характера государства». В начальной и средней школе практикуется обязательное религиозное образование. Признанным христианским общинам разрешено создавать частные школы, но только если они не основаны на принципах христианской веры. Они должны действовать под надзором Министерства Образования и назначать мусульманского заместителя директора.
Христианские общины испытывают трудности в обучении новых церковных лидеров. Власти закрыли две христианские семинарии в 1970-е гг., и до сих пор не разрешают открыть их заново. Однако власти оказывают финансовую поддержку программам подготовки имамов.
Христианам, живущим в сельской местности, трудно найти работу. Им крайне сложно получить место в правительстве, в государственных организациях и в армии. Обращенные из ислама христиане рискуют потерять работу, если окружающим станет известно об их переходе в христианство.
Евангелизм и обращение
Законы Турции не запрещают евангелизм и обращение в другую веру, но христиане часто подвергаются побоям и оскорблениям, когда раздают христианскую литературу или проповедуют Евангелие мусульманам. Их иногда арестовывают и допрашивают, но вскоре отпускают на свободу. В апреле 2007 года полиция арестовала и задержала четырех христиан, участвующих в уличной евангелизации, за принудительную миссионерскую деятельность, нарушающую порядок и оскорбляющую представителей других религий. На востоке Турции и во многих небольших городках и деревнях, полицейские подходят к людям, имеющим контакты с христианами, чтобы предупредить их не посещать церковные собрания и прекратить какое-либо общение с верующими. В течение двух последних лет в полиции было зафиксировано 12 случаев похищения, избиения и угроз расправы над обращенными христианами, но им известны далеко не все подобные происшествия, поскольку люди боятся продолжения угроз и гонений.
Все христианские общины находятся под надзором, а христианские лидеры знают, что за ними ведется наблюдение, и их телефоны прослушиваются. Многие из них постоянно получают письма и телефонные звонки с угрозами. Например, в январе 2007 года пастор церкви в г.Самсун получил следующее послание после того, как его церковь была разгромлена: «Я убью тебя, у тебя осталось совсем немного времени». Хотя полиция обязана обеспечивать охрану зданий церкви, они не могут защитить лидеров церквей.
Насилие против христиан
В последнее время христиане Турции испытывают все большую враждебность со стороны мусульман. В ноябре 2007 года один имам в Стамбуле прикрепил на дверь своей мечети стих из Корана, запрещающий дружбу с евреями и христианами. В том же месяце служитель одной церкви был похищен, но позже отпущен на свободу целым и невредимым. В декабре 2007 года полиция Турции раскрыла заговор исламских экстремистов, планировавших убить лидера одной из церквей. Лишь за две недели до этого случая один миссионер из Италии, работающий в Измире подвергся нападению и получил ножевые ранения, к счастью он остался жив. Напавший подошел к служителю после собрания, якобы желая поговорить о христианстве и возможно стать христианином. (В феврале 2006 года другой итальянский служитель был застрелен в г. Трабзон).
Самым громким преступлением против христиан стало убийство трех работников в христианском издательстве 18 апреля 2007 года в Малатии. Двое погибших были турками, обращенными из Ислама, а третий миссионером из Германии. Судебное слушание было перенесено с ноября 2007 года на январь 2008 года (во время написания данной статьи дело было передано на судебное слушание) поскольку адвокатам понадобилось больше времени, чтобы представить позицию защиты. Тем временем, СМИ распространили слухи об убитых христианах, пытаясь представить их в негативном свете. Кроме того, во время выяснения обстоятельств преступления, следователи сосредоточились на «миссионерской деятельности» троих пострадавших мужчин, а не на самом факте убийства. После убийства в Малатии, в адрес христиан стало поступать еще больше угроз.
Крепнущие связи между турецкими националистами и исламистами представляют еще большую угрозу немногочисленной общине христиан в Турции.
История
Современная Турция считается мусульманской страной: по официальным данным Ислам исповедуют 99,7% населения страны. Число христиан составляет менее 0,15% от общей численности в 72,6 миллионов. Однако лишь около 100 лет назад христианское население в Турции насчитывало 25%.
Сегодня территория Турции включает земли, где находились семь церквей, о которых говорится в книге Откровения Иоанна. Смирна (сегодняшний Измир), Филадельфия (сегодняшний Алашехир) и Фиатир (сегодняшний Ахисар) существуют и по сей день, остальные четыре города: Эфес, Лаодекия, Сардис и Пергам, также находились в западной части Турции. Территория, на которой располагается Турция, когда-то была известна римлянам как «Малая Азия», и именно здесь христианство быстро распространилось в первом веке после смерти и воскресения Христа. Именно здесь возникло несколько первых крупнейших христианских общин, такие как Ефесская и Галатийская, которым адресованы послания апостолов Петра и Павла.
В 330 н.э. римский император Константин перенес столицу своей империи в Византию, которую он восстановил и переименовал в Константинополь, нынешний Стамбул. Константин был первым христианским римским императором, придавший христианству статус государственной религии. Во время Византийской Империи был построен собор Св.Софии в центре Константинополя. Он был крупнейшим собором в христианском мире на протяжении 900 лет, то тех пор, пока турецкие племена не начали вторжение в район Анатолии и, наконец, не захватили Константинополь в 1453. После этих событий, собор Св.Софии был превращен в мечеть, а его архитектура стала примером для других крупнейших турецких мечетей.
После падения Византии Константинополь стал столицей Османской Империи и был переименован в Стамбул «город Ислама» хотя новое название было официально признано лишь в 1930-е гг. Под правлением Османской Империи Ислам стал преобладающей религией, определяющей жизнь и политическую деятельность страны. Христиане и другие немусульманские меньшинства были организованы в систему миллетов - общин, что дало каждой такой общине ограниченную возможность действовать внутри своей группы, с сохранением превосходства за Османской администрацией. Некоторые миллеты, относившиеся к классу дхимми, граждане низшего слоя в исламском обществе, платили особый налог государству. В некоторых районах империи мальчиков-христиан похищали, обращали в Ислам и учили служить Османскому государству, формируя из них элитные войска, известные под названием Янычары.
Современная турецкая республика была создана в 1923, благодаря усилиям Кемаля Ататурка (1881-1938), и получила официальное международное признание с подписанием Лозаннского мирного договора 24 июля 1923 года. В следующем году была упразднена система халифат, поскольку Ататурк продвигал радикальную программу секуляризации. Он определил строгие границы между государством и религией, а также предпринял многие другие меры для европеизации и модернизации страны. Арабский алфавит был заменен на латинский, система образования претерпела секуляризацию, даже традиционная одежда приобрела новый вид, чтобы придать Турции более западный, прогрессивный образ. Если в Османской Империи жизнь во многом определялась Исламским законом (шариат), то в новой республике была введена система светских законов, построенная по западному образцу. Многие мусульманские секты были объявлены вне закона, а политический Ислам подвергался жесткому давлению. За последние годы планы Турции присоединиться к Европейскому Союзу привели к тому, что власти начали предпринимать шаги по улучшению в вопросах прав человека и свободы слова. Тем не менее, эти меры до сих пор не повлекли значительных перемен в отношении религиозной свободы.
Для большинства граждан Турции Ислам остается важной частью жизни, а политика секуляризации государства, так упорно пропагандируемая Ататурком, в настоящий момент теряет популярность. На выборах 2007 года прежняя светская правящая партия уступила место происламистской АКР (Партии Справедливости и Развития), которая в настоящее время планирует создать новую конституцию, скорее всего, более «исламскую». Жена президента Абдуллы Гюл носит хиджаб (исламский платок), а правительство планирует снять запрет на ношение хиджаба девушками-студентками.
Поскольку Ислам всегда имел сильное влияние на характер турецкого народа, многие отождествляют принадлежность к нации с принадлежностью к мусульманству. Таким образом, христианские и другие немусульманские взгляды воспринимаются как нечто чуждое, даже враждебное Турецкому государству.
Национальный Совет Безопасности включает деятельность миссионеров в список угроз для страны. Некоторые турки даже полагают, что христиане имеют тесные связи с PKK, военной Курдской группировкой, борющейся за независимость курдов на юго-востоке Турции.
Исламистские и националистские СМИ играют большую роль в формировании негативного представления о христианах, зачастую делая заявления, далекие от истины. Такой тип дезинформации может привести к серьезным последствиям. Один случай произошел в сентябре 2007 года, когда некий человек поджег вход в церковь и выстрелил несколько раз из ружья. Во время допросов он ответил, что его «встревожило» то, что он слышал и читал о церкви в газетах. Служитель этой церкви является родственником одного из христиан, обращенных из Ислама, которого убили в апреле 2007 в Малатии.
Такое восприятие христианства как угрозы для турецкой нации привело к дискриминации и даже насилию по отношению к церквям, церковным лидерам и отдельным верующим. Одно из самых ужасающих проявлений агрессии против христиан выразилось в геноциде против армян. С начала 20 столетия число христиан в Турции уменьшилось с 3,1 миллионов до 100 000.
Христианство сегодня
Большинство христиан в Турции не турки по происхождению, а являются потомками выходцев из Армении, Ассирии и Греции, их число составляет около 76 000. Также в Турции проживает около 16 000 христиан экспатриантов из западных стран. За последние годы выросло число христиан, обращенных из Ислама. Эта группа состоит в основном из коренных турок и насчитывает около 4000.
Официальное признание
Конституция Турции гарантирует свободу вероисповедания, свободу поклонения и разрешает публично заявлять о своих религиозных взглядах. В тоже время она запрещает какую-либо дискриминацию на религиозной почве. Тем не менее, эти конституционные права на практике гарантированы только мусульманам-суннитам. Официальное признание в качестве законных религиозных меньшинств имеют только еврейские, греческие православные и армянские православные общины. Другие немусульманские группы могут добиваться официального признания и в итоге получить разрешение и место, где они смогут законно собираться, но это очень долгий и сложный процесс. Конечное решение по таким вопросам принимается мэром города, и в таком разрешении может быть отказано по причине антихристианских предубеждений. Отдельные служащие, занимающие низшие посты, местные политики и работники полиции могут нарушать конституционные права религиозных меньшинств, что приводит к дискриминации и гонениям против христиан, особенно в сельских и отдаленных районах страны.
С 587 года глава Греческой Православной церкви в Константинополе выступает в роли Вселенского Патриарха, т.е. самого почитаемого среди всех Православных патриархов в мире. Но Турецкое государство не признает его титул и препятствует работе Патриархата. Кроме всего прочего, Турецкие власти ввели ограничение на избрание Вселенского Патриарха, запретили Патриархату владеть какой-либо недвижимостью, отказывают в рабочих визах иностранным гражданам, желающим работать с Православной церковью, вмешиваются в управление православными школами и проявляют крайнее нежелание обсуждать эти проблемы с православным Патриархом.
Места поклонения
Многим христианским группам крайне сложно, почти невозможно, приобрести недвижимость, построить новое здание или отремонтировать уже существующие. Многие церковные здания, купленные после 1936, были конфискованы властями Турции без какой-либо компенсации и возвращены или проданы их прежним владельцам. Власти объясняют свои поступки тем, что малочисленные общины христиан якобы не нуждаются в таких зданиях. Правительство установило минимальный размер земельного участка для церкви: например, «уличная церковь» должна иметь, по крайней мере, 2 500 квадратных метров земли, а ко многим церквям применяются еще более высокие цифры. Для многих христианских общин эти требования могут стать непреодолимым финансовым препятствием.
Многие христианские собрания по законам Турции сегодня считаются нелегальными.
С 2002 года более чем 20 христианских общин были вынуждены покинуть здания, где они проводили свои собрания, так как это не были официально признанные места поклонения. Христиане тщетно пытались отстоять свои права. Время от времени полиция запрещает христианам проводить собрания в своих домах. Многие верующие предстали перед судом за проведение подобных несанкционированных встреч в своих квартирах.
Образование и работа
В Турции власти ограничивают практику религиозного образования с целью «сохранения светского характера государства». В начальной и средней школе практикуется обязательное религиозное образование. Признанным христианским общинам разрешено создавать частные школы, но только если они не основаны на принципах христианской веры. Они должны действовать под надзором Министерства Образования и назначать мусульманского заместителя директора.
Христианские общины испытывают трудности в обучении новых церковных лидеров. Власти закрыли две христианские семинарии в 1970-е гг., и до сих пор не разрешают открыть их заново. Однако власти оказывают финансовую поддержку программам подготовки имамов.
Христианам, живущим в сельской местности, трудно найти работу. Им крайне сложно получить место в правительстве, в государственных организациях и в армии. Обращенные из ислама христиане рискуют потерять работу, если окружающим станет известно об их переходе в христианство.
Евангелизм и обращение
Законы Турции не запрещают евангелизм и обращение в другую веру, но христиане часто подвергаются побоям и оскорблениям, когда раздают христианскую литературу или проповедуют Евангелие мусульманам. Их иногда арестовывают и допрашивают, но вскоре отпускают на свободу. В апреле 2007 года полиция арестовала и задержала четырех христиан, участвующих в уличной евангелизации, за принудительную миссионерскую деятельность, нарушающую порядок и оскорбляющую представителей других религий. На востоке Турции и во многих небольших городках и деревнях, полицейские подходят к людям, имеющим контакты с христианами, чтобы предупредить их не посещать церковные собрания и прекратить какое-либо общение с верующими. В течение двух последних лет в полиции было зафиксировано 12 случаев похищения, избиения и угроз расправы над обращенными христианами, но им известны далеко не все подобные происшествия, поскольку люди боятся продолжения угроз и гонений.
Все христианские общины находятся под надзором, а христианские лидеры знают, что за ними ведется наблюдение, и их телефоны прослушиваются. Многие из них постоянно получают письма и телефонные звонки с угрозами. Например, в январе 2007 года пастор церкви в г.Самсун получил следующее послание после того, как его церковь была разгромлена: «Я убью тебя, у тебя осталось совсем немного времени». Хотя полиция обязана обеспечивать охрану зданий церкви, они не могут защитить лидеров церквей.
Насилие против христиан
В последнее время христиане Турции испытывают все большую враждебность со стороны мусульман. В ноябре 2007 года один имам в Стамбуле прикрепил на дверь своей мечети стих из Корана, запрещающий дружбу с евреями и христианами. В том же месяце служитель одной церкви был похищен, но позже отпущен на свободу целым и невредимым. В декабре 2007 года полиция Турции раскрыла заговор исламских экстремистов, планировавших убить лидера одной из церквей. Лишь за две недели до этого случая один миссионер из Италии, работающий в Измире подвергся нападению и получил ножевые ранения, к счастью он остался жив. Напавший подошел к служителю после собрания, якобы желая поговорить о христианстве и возможно стать христианином. (В феврале 2006 года другой итальянский служитель был застрелен в г. Трабзон).
Самым громким преступлением против христиан стало убийство трех работников в христианском издательстве 18 апреля 2007 года в Малатии. Двое погибших были турками, обращенными из Ислама, а третий миссионером из Германии. Судебное слушание было перенесено с ноября 2007 года на январь 2008 года (во время написания данной статьи дело было передано на судебное слушание) поскольку адвокатам понадобилось больше времени, чтобы представить позицию защиты. Тем временем, СМИ распространили слухи об убитых христианах, пытаясь представить их в негативном свете. Кроме того, во время выяснения обстоятельств преступления, следователи сосредоточились на «миссионерской деятельности» троих пострадавших мужчин, а не на самом факте убийства. После убийства в Малатии, в адрес христиан стало поступать еще больше угроз.
Крепнущие связи между турецкими националистами и исламистами представляют еще большую угрозу немногочисленной общине христиан в Турции.
Комментарий