Я нарочно не указываю источник этого текста. Суть не в том откудо взято, суть в тексте. Предлагаю высказать своё отнашение к данному тексту!
Г Р Е Х
Грех есть добровольное преступление закона Господа или неповиновение святой воле Его, изложенной в заповедях Божьих и церковных. Грех есть мятеж против верховной власти Бога, которому повинуются все твари, кроме грешника; грех со стороны человека есть ужасная неблагодарность, ибо грехом он гневает Того, кто его создал и Кто хранит жизнь его и осыпает его своими благодеяниями, даже в самые минуты греха его.
Грех разделяется на первородный и действительный. Грех первородный есть то зло, которое мы наследуем от праотца нашего Адама, и в котором мы рождаемся. Грех действительный есть собственное согрешение человека, одаренного свободной волей, сделанное после достижения лет разума; то есть, когда он, будучи в состоянии различать добро от зла, и, зная, что Бог запрещает и что повелевает, решается, однако, противодействовать воле Господа и нарушать Его святые определения. В этом отделении мы будем рассматривать преимущественно грех действительный, о первородном же уже было сказано в изложении Символа веры.
Грех действительный совершается мыслями, словами, делом и опущением. Бог видит сердце человека; перед Ним открыты все тайны души его, и потому закон Божий запрещает не только худые дела, но и худые помышления и желания; не только удерживает руку и язык, но и исправляет ум и сердце, потому что в сердце начало всякого неповиновения, оно есть источник греха, в нем прежде образуются пороки, которые потом обнаруживаются словами и делами. Притом, недовольно еще избегать зла, но должно еще, по возможности, творить добро. Следовательно, кто не подает милостыни, будучи в состоянии, не молится ежедневно, не помогает, если может, ближнему и словом и делом, грешит опущением.
Грех действительный бывает или смертный, или извинительный. Грех смертный есть преступление закона Божьего в важном предмете, сделанное в здравом рассудке и с совершенным соизволением. Этот грех есть величайшее зло и называется смертным, потому что он лишает человека освящающей благодати Божьей, которая есть жизнь души, подобно как душа есть жизнь тела; он разлучает его с Богом, отнимает дарованное ему в крещении право на жизнь вечную, и подвергает его вечному наказанию в аду или смерти вечной. Коль скоро человек дерзнул нарушить смертным грехом волю Божью, то с этой несчастной минуты не только он делается врагом Господа своего, рабом страстей своих, невольником сатаны; не только не может ничего творить достойного жизни вечной (если тотчас не поспешит истинным покаянием восстать от греховного падения), но даже теряет все прежние свои перед Богом заслуги, все свои духовные сокровища, подобно земледельцу, которого сильный град лишил одним разом обильной жатвы; подобно несчастному мореплавателю, который, потерпев в виду родимой страны кораблекрушение, потерял все богатства, все с трудом накопленные драгоценности. Поэтому книга Премудрости говорит: как от лица змеиного быть от греха: ибо, если приступишь к нему, угрызет тебя; зубы львиные зубы его, убивающие души человеческие; как меч обоюдный всякое беззаконие; ране его нет исцеления (Сирах. XXI, 2 4).
Понимая всю тяжесть смертного греха, набожная Бланка часто повторяла сыну своему Людовику IX: Сын мой, ты знаешь, как я люблю тебя, но я лучше желала бы видеть тебя на смертном одре, нежели знать, что ты смертным грехом прогневал Господа Бога твоего. Как урок этот подействовал на юного монарха, это впоследствии обнаружила его набожная святая жизнь и святая кончина.
Но подобно как тело человеческое, кроме смерти, которая делает его вовсе бездейственным, подвержено еще разным болезням, ослабляющим в нем начало жизни, так и душа человеческая, кроме преступлений смертных, подвергается еще другим, менее значительным слабостям, известным под именем грехов извинительных. Итак, грех извинительный есть нарушение закона Божьего в малых вещах или даже в великих, но или по незнанию, или не при полном рассудке и без совершенного соизволения, например, когда кто бывает полусонный, в испуге, по оплошности и т. п. Грех этот называется извинительным, потому что Бог, зная слабость человека, легко прощает ему в сей жизни, по Своему бесконечному милосердию эти небольшие нарушения воли Его и в откровениях Своих не угрожает ему за это вечным наказанием. Впрочем, мы должны всеми силами избегать и этих грехов, и стараться, чтобы они, по крайней мере, не были добровольными, потому что грех извинительный, хотя и не лишает нас Божьей благодати, но ослабляет ее в душе нашей и готовит ее постепенно к великим преступлениям; подобно как болезни готовят к смерти. Для того говорит Св. Писание: презирающий малыми (грехами) помалу упадет (Сир. XIX, 1). Особенно это опасно, если кто добровольно не избегает грехов извинительных, потому что они, по его мнению, маловажны. Известно, что чем важнее лицо, чья воля добровольно или умышленно нарушается, тем больше делается преступление, хотя оно, как бы в своем роде, было и незначительным. Следовательно, добровольный, извинительный грех, как умышленное нарушение воли Всевышнего, есть всегда великое зло, и хотя Бог, по милосердию Своему, не угрожает за это вечной казнью, однако же нередко грехи эти наказывает разными временными бедствиями и несчастьями, и, если человек умирает, не принеся за них истинного покаяния, то будет за них страдать в чистилище, пока вполне не удовлетворит правосудию Божьему. Поэтому, если мы истинно любим Бога и уважаем с благовением святую волю Его, то мы согласимся лучше претерпеть все несчастья мира сего, даже лучше умереть, нежели добровольно прогневать Бога каким бы то ни было грехом.
Г Р Е Х
Грех есть добровольное преступление закона Господа или неповиновение святой воле Его, изложенной в заповедях Божьих и церковных. Грех есть мятеж против верховной власти Бога, которому повинуются все твари, кроме грешника; грех со стороны человека есть ужасная неблагодарность, ибо грехом он гневает Того, кто его создал и Кто хранит жизнь его и осыпает его своими благодеяниями, даже в самые минуты греха его.
Грех разделяется на первородный и действительный. Грех первородный есть то зло, которое мы наследуем от праотца нашего Адама, и в котором мы рождаемся. Грех действительный есть собственное согрешение человека, одаренного свободной волей, сделанное после достижения лет разума; то есть, когда он, будучи в состоянии различать добро от зла, и, зная, что Бог запрещает и что повелевает, решается, однако, противодействовать воле Господа и нарушать Его святые определения. В этом отделении мы будем рассматривать преимущественно грех действительный, о первородном же уже было сказано в изложении Символа веры.
Грех действительный совершается мыслями, словами, делом и опущением. Бог видит сердце человека; перед Ним открыты все тайны души его, и потому закон Божий запрещает не только худые дела, но и худые помышления и желания; не только удерживает руку и язык, но и исправляет ум и сердце, потому что в сердце начало всякого неповиновения, оно есть источник греха, в нем прежде образуются пороки, которые потом обнаруживаются словами и делами. Притом, недовольно еще избегать зла, но должно еще, по возможности, творить добро. Следовательно, кто не подает милостыни, будучи в состоянии, не молится ежедневно, не помогает, если может, ближнему и словом и делом, грешит опущением.
Грех действительный бывает или смертный, или извинительный. Грех смертный есть преступление закона Божьего в важном предмете, сделанное в здравом рассудке и с совершенным соизволением. Этот грех есть величайшее зло и называется смертным, потому что он лишает человека освящающей благодати Божьей, которая есть жизнь души, подобно как душа есть жизнь тела; он разлучает его с Богом, отнимает дарованное ему в крещении право на жизнь вечную, и подвергает его вечному наказанию в аду или смерти вечной. Коль скоро человек дерзнул нарушить смертным грехом волю Божью, то с этой несчастной минуты не только он делается врагом Господа своего, рабом страстей своих, невольником сатаны; не только не может ничего творить достойного жизни вечной (если тотчас не поспешит истинным покаянием восстать от греховного падения), но даже теряет все прежние свои перед Богом заслуги, все свои духовные сокровища, подобно земледельцу, которого сильный град лишил одним разом обильной жатвы; подобно несчастному мореплавателю, который, потерпев в виду родимой страны кораблекрушение, потерял все богатства, все с трудом накопленные драгоценности. Поэтому книга Премудрости говорит: как от лица змеиного быть от греха: ибо, если приступишь к нему, угрызет тебя; зубы львиные зубы его, убивающие души человеческие; как меч обоюдный всякое беззаконие; ране его нет исцеления (Сирах. XXI, 2 4).
Понимая всю тяжесть смертного греха, набожная Бланка часто повторяла сыну своему Людовику IX: Сын мой, ты знаешь, как я люблю тебя, но я лучше желала бы видеть тебя на смертном одре, нежели знать, что ты смертным грехом прогневал Господа Бога твоего. Как урок этот подействовал на юного монарха, это впоследствии обнаружила его набожная святая жизнь и святая кончина.
Но подобно как тело человеческое, кроме смерти, которая делает его вовсе бездейственным, подвержено еще разным болезням, ослабляющим в нем начало жизни, так и душа человеческая, кроме преступлений смертных, подвергается еще другим, менее значительным слабостям, известным под именем грехов извинительных. Итак, грех извинительный есть нарушение закона Божьего в малых вещах или даже в великих, но или по незнанию, или не при полном рассудке и без совершенного соизволения, например, когда кто бывает полусонный, в испуге, по оплошности и т. п. Грех этот называется извинительным, потому что Бог, зная слабость человека, легко прощает ему в сей жизни, по Своему бесконечному милосердию эти небольшие нарушения воли Его и в откровениях Своих не угрожает ему за это вечным наказанием. Впрочем, мы должны всеми силами избегать и этих грехов, и стараться, чтобы они, по крайней мере, не были добровольными, потому что грех извинительный, хотя и не лишает нас Божьей благодати, но ослабляет ее в душе нашей и готовит ее постепенно к великим преступлениям; подобно как болезни готовят к смерти. Для того говорит Св. Писание: презирающий малыми (грехами) помалу упадет (Сир. XIX, 1). Особенно это опасно, если кто добровольно не избегает грехов извинительных, потому что они, по его мнению, маловажны. Известно, что чем важнее лицо, чья воля добровольно или умышленно нарушается, тем больше делается преступление, хотя оно, как бы в своем роде, было и незначительным. Следовательно, добровольный, извинительный грех, как умышленное нарушение воли Всевышнего, есть всегда великое зло, и хотя Бог, по милосердию Своему, не угрожает за это вечной казнью, однако же нередко грехи эти наказывает разными временными бедствиями и несчастьями, и, если человек умирает, не принеся за них истинного покаяния, то будет за них страдать в чистилище, пока вполне не удовлетворит правосудию Божьему. Поэтому, если мы истинно любим Бога и уважаем с благовением святую волю Его, то мы согласимся лучше претерпеть все несчастья мира сего, даже лучше умереть, нежели добровольно прогневать Бога каким бы то ни было грехом.


Комментарий