Литургический, как и любой нормированный язык, изменяется в результате сознательной деятельности кодификаторов и справщиков. Поэтому историю литургического языка можно рассматривать как историю институтов, контролирующих издание богослужебных книг. Это хорошо вписывается в предложенную Н.И.Толстым схему истории литературного языка как последовательную смену эпох централизации (жесткое нормирование) и децентрализации (потеря строгости нормы и проникновение локальных явлений. В истории цсл. языка эпохам централизации соответствует централизация издательской деятельности с сильными органами контроля за богослужебными книгами, в то время как для эпох децентрализации характерно обилие типографий, осуществляющих издание богослужебной литературы, и слабость централизованного контроля над богослужебными книгами.
Таким образом, уже на основе беглого просмотра архивных источников возможно составить приблизительную периодизацию истории церковнославянского языка. В результате такого рассмотрения исследователи получили следующую схему:
1) Синодальная эпоха - период максимальной централизации контроля;
2) Эпоха открытых гонений на Церковь (1918-1943) - период децентрализации.
3) Эпоха издательского отдела Московской Патриархии (1943-1987) - период централизации.
4) Эпоха перестройки и постсоветское время (1987- по настоящее время) - период децентрализации.
Таким образом, уже на основе беглого просмотра архивных источников возможно составить приблизительную периодизацию истории церковнославянского языка. В результате такого рассмотрения исследователи получили следующую схему:
1) Синодальная эпоха - период максимальной централизации контроля;
2) Эпоха открытых гонений на Церковь (1918-1943) - период децентрализации.
3) Эпоха издательского отдела Московской Патриархии (1943-1987) - период централизации.
4) Эпоха перестройки и постсоветское время (1987- по настоящее время) - период децентрализации.
Комментарий