Лемяскин Сергей Никитич, Москва, декабрь 2007 г.
Приветствую читающего! Моисей муж Божий, верно послуживший Создателю, прошедший свое поприще, что называется, от «А» до «Я», восхищенный от земли в свое время и почтенный Богом. Имя Моисея часто на устах народа Божьего, так как события, в которых принимал участие Моисей, великие, значимые для многих и многих поколений живущих на земле, слова, написанные им, - слова вечные, Божьи слова. На примерах тех событий люди учатся знать, какой Бог, что Ему нравится, а что нет. И более того, события те - пророческие, то есть пророчества, в прямом смысле. Они говорят как о развитии событий в истории и масштабах всего народа Божьего, так и о том, что будет в жизни каждого верующего, ибо часто жизнь отдельного верующего есть история народа Божьего в миниатюре. Одни из этих пророчеств уже исполнились, другим еще предстоит исполниться. Некоторые не раз исполняются в жизни каждого верующего.
В общем все сразу согласятся, что описанные в книгах Моисея события и слова являются пророчествами. Но вот если говорить об отдельных вещах, думаю, найдутся разные мнения. Какие же именно события и слова в книгах Моисея являются пророчествами? Случаи, когда написано «так говорит Господь», оставим в стороне как очевидные. А вот, например, воспитание Моисея - вождя народа Божьего, и, причем с самого детства, как внука египетского фараона это пророчество или просто некое земное событие, которое ничего особенного не значит? Моисей воспитан как внук фараона Египта! Египта, который стал символом рабства народа Божьего! Египта, о котором Бог сказал, чтобы народ Божий туда больше не возвращался! Египта, за помощью к которому Бог запрещал обращаться! Что это? Лично я вижу в этом пророчество, руку Божью, характер Божий, слово Божье к нам, говорящее о Его путях и намерениях.
Или вот, возьмем рождение Моисея. Что мы знаем о его рождении? Он родился, когда действовал указ фараона об убийстве вновь рождающихся еврейских мальчиков, был отправлен по воде в корзинке, оказался у дочери фараона, вскормлен своей матерью и т.д. Что из этого сделано пророчески, а что обыденно, разобраться не так просто. Но зато, вникающие в описание рождения, жизни и деятельности сего пророка Божьего найдут там много драгоценного для себя, заботливо вложенного туда премудростью Создателя. В данном труде, если Господь благословит, поговорим об одном из таких событий в жизни Моисея его смерти. Лично мне смерть Моисея видится важным пророческим событием, исполненным глубокого и чрезвычайно важного смысла. Попробуем это смысл обнаружить, изучить и описать простым и понятным способом.
Для этого соберем в одном месте все места из Писания, где об этом сказано, для наглядности и чтобы обновить их в памяти.
И молился я Господу в то время, говоря: Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое? дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан. Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей; и дай наставление Иисусу, и укрепи его, и утверди его; ибо он будет предшествовать народу сему и он разделит им на уделы землю, на которую ты посмотришь. (Втор.3:23-28)
И пошел Моисей, и говорил слова сии всем [сынам] Израиля, и сказал им: теперь мне сто двадцать лет, я не могу уже выходить и входить, и Господь сказал мне: "ты не перейдешь Иордан сей"; (Втор.31:1,2)
И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин. Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею. И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал: взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему, за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; пред [собою] ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым. (Втор.32:44-52)
Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам ТвоимБлажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их.
(Втор.33:1-3, 29)
И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее. И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля. (Втор.34:1-12)
Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь". (Иуд.1:9)
И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели. (Лук.9:29-36)
Итак, первое, что нужно увидеть это то, что смерть Моисея до вхождения в землю обетованную есть не просто индивидуальное наказание, а заранее запланированное Господом событие, которого Моисею было не избежать, событие, несущее важный пророческий смысл.
Начинаем рассуждать. Моисей не вошел в землю обетованную, а Иисус Навин вошел. Тогда, если это только индивидуальное наказание, Иисус Навин больше Моисея, лучше Моисея. Но Писание говорит : И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам. Очевидно, что здесь Моисей признается большим, чем Иисус Навин, ибо так и написано, что без всякого же прекословия меньший благословляется большим (Евр.7:7).
Продолжая говорить о статусе Моисея в конце служения отметим, с каким сердцем Моисей пришел к оному концу, посмотрите, как он благославляет народ Божий! Это человек, любящий вверенных ему людей!
Далее, мы читаем, что никто не знает погребения Моисея, Михаил Архангел говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, Моисей вместе с Илией пришел во славе ко Христу, когда Он преобразился перед учениками, и был вместе с Илией забран из вида учеников, когда те пожелали сделать три кущи. О чем все это говорит? Бог издавна запланировал это преображение Христа и готовил его. При этом событии после пожелания Петра сделать три кущи Моисей и Илия демонстративно убраны Богом, и остался один Иисус. В этот же момент голос из облака сказал: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Здесь Моисей представляет закон, а Илия пророков. На той горе Бог явно показал и сказал людям, что закон и пророки уходят, остается Иисус и то, что Он говорит. Вот какой важности было это событие! Писание много говорит о том, что общение с мертвыми есть грех. Естественно, к Иисусу не могли прийти говорить имеющие статус мертвых. То есть, и Моисей, и Илия к моменту того разговора со Христом должны были иметь статус живых. Вот почему Илия живым забран на небо. Вот почему никто не знает погребения Моисея, вот почему Михаил спорил с диаволом о теле Моисея. Возвращаясь к теме нашего труда, вот как Бог оценил служение Моисея! Вот как высок статус Моисея!
Смерть Моисея
В общем все сразу согласятся, что описанные в книгах Моисея события и слова являются пророчествами. Но вот если говорить об отдельных вещах, думаю, найдутся разные мнения. Какие же именно события и слова в книгах Моисея являются пророчествами? Случаи, когда написано «так говорит Господь», оставим в стороне как очевидные. А вот, например, воспитание Моисея - вождя народа Божьего, и, причем с самого детства, как внука египетского фараона это пророчество или просто некое земное событие, которое ничего особенного не значит? Моисей воспитан как внук фараона Египта! Египта, который стал символом рабства народа Божьего! Египта, о котором Бог сказал, чтобы народ Божий туда больше не возвращался! Египта, за помощью к которому Бог запрещал обращаться! Что это? Лично я вижу в этом пророчество, руку Божью, характер Божий, слово Божье к нам, говорящее о Его путях и намерениях.
Или вот, возьмем рождение Моисея. Что мы знаем о его рождении? Он родился, когда действовал указ фараона об убийстве вновь рождающихся еврейских мальчиков, был отправлен по воде в корзинке, оказался у дочери фараона, вскормлен своей матерью и т.д. Что из этого сделано пророчески, а что обыденно, разобраться не так просто. Но зато, вникающие в описание рождения, жизни и деятельности сего пророка Божьего найдут там много драгоценного для себя, заботливо вложенного туда премудростью Создателя. В данном труде, если Господь благословит, поговорим об одном из таких событий в жизни Моисея его смерти. Лично мне смерть Моисея видится важным пророческим событием, исполненным глубокого и чрезвычайно важного смысла. Попробуем это смысл обнаружить, изучить и описать простым и понятным способом.
Для этого соберем в одном месте все места из Писания, где об этом сказано, для наглядности и чтобы обновить их в памяти.
И молился я Господу в то время, говоря: Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое? дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан. Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей; и дай наставление Иисусу, и укрепи его, и утверди его; ибо он будет предшествовать народу сему и он разделит им на уделы землю, на которую ты посмотришь. (Втор.3:23-28)
И пошел Моисей, и говорил слова сии всем [сынам] Израиля, и сказал им: теперь мне сто двадцать лет, я не могу уже выходить и входить, и Господь сказал мне: "ты не перейдешь Иордан сей"; (Втор.31:1,2)
И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин. Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею. И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал: взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему, за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; пред [собою] ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым. (Втор.32:44-52)
Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам ТвоимБлажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их.
(Втор.33:1-3, 29)
И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее. И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля. (Втор.34:1-12)
Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь". (Иуд.1:9)
И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели. (Лук.9:29-36)
Итак, первое, что нужно увидеть это то, что смерть Моисея до вхождения в землю обетованную есть не просто индивидуальное наказание, а заранее запланированное Господом событие, которого Моисею было не избежать, событие, несущее важный пророческий смысл.
Начинаем рассуждать. Моисей не вошел в землю обетованную, а Иисус Навин вошел. Тогда, если это только индивидуальное наказание, Иисус Навин больше Моисея, лучше Моисея. Но Писание говорит : И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам. Очевидно, что здесь Моисей признается большим, чем Иисус Навин, ибо так и написано, что без всякого же прекословия меньший благословляется большим (Евр.7:7).
Продолжая говорить о статусе Моисея в конце служения отметим, с каким сердцем Моисей пришел к оному концу, посмотрите, как он благославляет народ Божий! Это человек, любящий вверенных ему людей!
Далее, мы читаем, что никто не знает погребения Моисея, Михаил Архангел говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, Моисей вместе с Илией пришел во славе ко Христу, когда Он преобразился перед учениками, и был вместе с Илией забран из вида учеников, когда те пожелали сделать три кущи. О чем все это говорит? Бог издавна запланировал это преображение Христа и готовил его. При этом событии после пожелания Петра сделать три кущи Моисей и Илия демонстративно убраны Богом, и остался один Иисус. В этот же момент голос из облака сказал: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Здесь Моисей представляет закон, а Илия пророков. На той горе Бог явно показал и сказал людям, что закон и пророки уходят, остается Иисус и то, что Он говорит. Вот какой важности было это событие! Писание много говорит о том, что общение с мертвыми есть грех. Естественно, к Иисусу не могли прийти говорить имеющие статус мертвых. То есть, и Моисей, и Илия к моменту того разговора со Христом должны были иметь статус живых. Вот почему Илия живым забран на небо. Вот почему никто не знает погребения Моисея, вот почему Михаил спорил с диаволом о теле Моисея. Возвращаясь к теме нашего труда, вот как Бог оценил служение Моисея! Вот как высок статус Моисея!
Комментарий