Роман Лункин
"15 июля 2007 года умер Геннадий Крючков один из самых мужественных христианских лидеров, не смирившихся перед репрессивной машиной коммунистического государства. В наше время морального и религиозного релятивизма и оппортунизма Крючков и Совет церквей евангельских христиан-баптистов, в создании которого он сыграл громадную роль, остаются редкими и до сих пор невостребованными примерами глубокой веры, принципиальности и смелости.
Советская политика в религиозной сфере был наполнена противоречиями и самыми удивительными ситуациями, которые были бы не возможны в нормальном свободном демократическом обществе. Иногда, совершенно невозможно понять за какой прибылью строители коммунизма устраивали какую-нибудь невероятную операцию.
В рамках Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) усилиями советских чиновников из Совета по делам религий и органов госбезопасности были объединены верующие, которые никогда не могли бы представить себя в одном союзе. Ради создания лояльного союза власти заставили пятидесятников отказаться от омовения ног, говорения на иных языках и пророчеств. А христиане в духе апостолов (единственники), верящие в крещение только в Иисуса Христа и отрицающие догмат о Святой Троице, при вступлении во ВСЕХБ отказались от своего вероучительного принципа и стали также крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Властям удалось соединить вместе баптистов и евангельских христиан, которые с начала ХХ века не могли договориться о единстве, несмотря на богослужебные разногласия и различия в устройстве церквей. При этом, заставляя отказываться от своих убеждений, советская власть еще и запрещала проповедовать.
Одним из самых мощных движений, возникших в России, и противопоставивших себя этому советскому театру абсурда, стал Совет Церквей евангельских христиан-баптистов церковь верующих, которые отказывались от регистрации в органах власти и которых часто называют баптистами-инициативниками или реформистами. Олицетворением этого движения и его руководителем стал Геннадий Константинович Крючков. Он родился 20 октября 1926 года и умер 15 июля 2007 года.
История разделения ВСЕХБ началась в начале 1960 году, когда все старшие пресвитеры ВСЕХБ получили «Инструктивное письмо» от Совета союза. Письмо было инспирировано советской властью, с целью ещё большего подавления религиозной активности членов общин ВСЕХБ. В письме были чётко выражены принципы, противоречащие протестантскому образу мыслей. Запрещалось миссионерство, религиозное просвещение и любые формы религиозной активности помимо участия в богослужении. Старшим пресвитерам предписывалось прекратить привлекать в общину новых членов, не увлекаться проповедями, сдерживать «нездоровые миссионерские проявления», не вести работу за пределами общины, сократить крещение молодёжи, не крестить школьников, студентов, солдат, категорически не допускать на собрания детей дошкольного и школьного возраста и т.д. В инструкции содержались буквально следующие слова, которые могли естественным образом возмутить любого верующего: «В прошлом некоторые наши общины нарушали Советское законодательство о религиозных культах только потому, что плохо его знали. Так, были случаи крещения людей моложе 18 лет, оказания материальной помощи из общинной казны, проведения занятий по изучению Библии и других тематических собраний, допускалась декламация стихов, для верующей молодежи устраивались экскурсии, создавались кассы взаимопомощи, проводились встречи проповедников и занятия с руководителями хоров Все это необходимо теперь из нашей деятельности исключить и привести ее в соответствие с существующим законодательством».
Выполняя задание властей, высшее руководство ВСЕХБ попыталось действовать через старших пресвитеров, однако многие не подчинились указаниям письма. Большую роль в противодействии руководству ВСЕХБ сыграло давно копившееся недовольство со стороны членов союзных баптистских общин тесным и лицемерным сотрудничеством с государством. Кроме того, движение протеста внутри ВСЕХБ было поддержано существовавшими в ту пору независимыми нелегальными общинами баптистов, не входивших ни в какие союзы. По словам Г. Крючкова, уже с 1956 года Господь начал открывать братьям путь выхода Союза ЕХБ из кризиса, в котором он оказался (Вестник Истины, №3, 1996, с.4).
Официально инициативное движение зародилось 13 августа 1961 года, когда инициативная группа заявила протест московскому руководству. В нем в резких выражениях говорилось о том, что в уставе 1960 года отражаются антиевангельские принципы. Авторы протеста писали: В наши дни деятели ВСЕХБ являются исполнителями воли Сталина. В апреле 1961 года в Узловской церкви (Тульская область) была организована так называемая Инициативная группа по созыву съезда. Первое совещание Инициативной группы прошло в Москве 10 августа 1961 года, в нем участвовали всего 4 человека. С первым посланием Инициативной группы о созыве Съезда ЕХБ участники этого совещания разъехались по стране для обсуждения этой проблемы на местах. С начала руководителями инициативного движения были А. Ф. Прокофьев и его помощник Борис Здоровец. После их ареста в 1962 году группу возглавили Геннадий Крючков и Георгий Винс (Винс вскоре после этого был осужден, а затем и выслан после протестов мировой общественности прямо из лагеря в Америку). Инициативники выражали своё недовольство по поводу действий руководства ВСЕХБ и добивались проведение всесоюзного съезда, что не было предусмотрено Положением о ВСЕХБ 1944 года. Когда неоднократные обращения во ВСЕХБ не принесли результата, группа начала действовать самостоятельно и разослала во все общины свои послания критического содержания. Инициативная группа предлагала всем не отступившим вместе со ВСЕХБ от истины отделиться от Союза. В феврале 1962 года инициативная группа образовала Оргкомитет по созыву съезда, который неоднократно обращался с ходатайствами в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. 25 февраля 1962 года Оргкомитет инициативников выступил с предупредительным посланием к руководству ВСЕХБ, дав ему время на размышление. Однако 2 июня 1962 года ВСЕХБ ответило открытым письмом, в котором говорилось, что действия инициативников инспирированы «врагом Божиим». После этого Оргкомитет Протоколом № 7 отлучил руководство ВСЕХБ от церкви. Этот протокол подписали Г. К. Крючков, А. А. Шалашов и Н. Г. Батурин.
К 1965 году к образованному инициативниками Союзу церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ) отошло от ВСЕХБ около 100 общин, то есть более 10 тысяч верующих. 39-й всесоюзный съезд ВСЕХБ, состоявшийся в октябре 1966 году, не смог изменить ситуацию. Несмотря на отмену Инструктивного письма, на принятие другого Устава Союза, на фактическое покаяние и признание ошибочности подчинения напору властей в 1961 году руководителями официального Союза ЕХБ, СЦ ЕХБ заявил, что сотрудничать с ВСЕХБ - значит сотрудничать с атеистами. В 1966 году Яков Жидков выступил перед съездом ВСЕХБ и просил простить его за участие в подготовке устава 1961 года и секретной инструкции, однако инициативники на уступки не пошли. Инициативный союз начал жить самостоятельной жизнью и категорически отказывался регистрировать свои общины. В качестве воплощения своего стремления к проповеди, СЦ ЕХБ издавал и издает литературу, которую инициативники распространяют бесплатно, организуя евангелизационные палатки.
В мае 1966 года инициативники устроили публичную демонстрацию в Москве перед зданием ЦК КПСС, чтобы привлечь к себе внимание властей, за что все ее участники, в том числе Геннадий Крючков и Георгий Винс были арестованы. Наиболее известные служители СЦ ЕХБ (фактически все руководство), за которыми постоянно следила милиция и органы безопасности, переходили на нелегальное положение и разъезжали по стране, посещая и окормляя общины. За обучение детей, издание литературы и проведение молитвенных собраний органами безопасности было репрессировано около тысячи человек. Люди, входящие в Совет Церквей, привыкли проводить молитвенные собрания в лесах, пустырях и других безлюдных местах, скрываясь от чужого взгляда. За годы советской власти общины инициативников приобрели замкнутый характер. Пасторы оберегали членов общины не только от карающих действий государства, но и от влияния светской культуры. Контролировалось практически все: манера поведения и стиль одежды. Жесткие нравственные нормы и внимательное отношение к соблюдению всех требований Совета Церквей братьями по общине резко отличало инициативников от союзных баптистов.
Непримиримая позиция инициативников вызвала гонения на них со стороны властей. Совет Церквей породил множество бескомпромиссных мучеников за веру, не желающих подчиняться диктату государства. В Ташкенте один из лидеров инициативников Николай Храпов, отсидевший до того за веру 25 лет, в 1961 году получил еще один семилетний срок. Он печатался в самиздатовском журнале «Вестник Спасения». В Барнауле (Алтайский край) был жестоко замучен пресвитер Николай Хмара. Именно после его смерти в 1963 году был создан совет родственников заключенных, связанный с именами Лидии Винс и Галины Рытиковой. За годы существования Совета Церквей около 30 братьев умерли в заключении и среди них Н. П. Храпов, Б. Т. Артющенко, Я. Ф. Дирксен и И. М. Остапенко. В тюрьме содержали и глубоких стариков из числа инициативников (С.Т. Голева, П.А.Серебренникова). После тюрьмы снова работали в братстве П. Ф. Захаров, Н. Г. Батурин, поэт Николай Мельников и другие.
Баптисты-инициативники быстро стали частью общего диссидентского движения Советского Союза, одним из первых проявлений протеста против советской системы. Инициативники стали поддерживать постоянные контакты с правозащитниками. В 1976 году, сразу после создания Московской Хельсинкской группы, баптисты обратились в группу с жалобой на отобрание детей у верующих родителей. МХГ выпустила по этому поводу документ «О преследованиях религиозных семей». 5 декабря 1976 году сын высланного из СССР пастора Г. Винса Петр Винс с группой молодежи принял участие в традиционной демонстрации правозащитников на площади Пушкина в Москве. Они бросили А.Д. Сахарову, зажатому в кольцо дружинников, букет красных гвоздик. В 1977 году Петр Винс стал членом Украинской Хельсинкской группы..."
"15 июля 2007 года умер Геннадий Крючков один из самых мужественных христианских лидеров, не смирившихся перед репрессивной машиной коммунистического государства. В наше время морального и религиозного релятивизма и оппортунизма Крючков и Совет церквей евангельских христиан-баптистов, в создании которого он сыграл громадную роль, остаются редкими и до сих пор невостребованными примерами глубокой веры, принципиальности и смелости.
Советская политика в религиозной сфере был наполнена противоречиями и самыми удивительными ситуациями, которые были бы не возможны в нормальном свободном демократическом обществе. Иногда, совершенно невозможно понять за какой прибылью строители коммунизма устраивали какую-нибудь невероятную операцию.
В рамках Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) усилиями советских чиновников из Совета по делам религий и органов госбезопасности были объединены верующие, которые никогда не могли бы представить себя в одном союзе. Ради создания лояльного союза власти заставили пятидесятников отказаться от омовения ног, говорения на иных языках и пророчеств. А христиане в духе апостолов (единственники), верящие в крещение только в Иисуса Христа и отрицающие догмат о Святой Троице, при вступлении во ВСЕХБ отказались от своего вероучительного принципа и стали также крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Властям удалось соединить вместе баптистов и евангельских христиан, которые с начала ХХ века не могли договориться о единстве, несмотря на богослужебные разногласия и различия в устройстве церквей. При этом, заставляя отказываться от своих убеждений, советская власть еще и запрещала проповедовать.
Одним из самых мощных движений, возникших в России, и противопоставивших себя этому советскому театру абсурда, стал Совет Церквей евангельских христиан-баптистов церковь верующих, которые отказывались от регистрации в органах власти и которых часто называют баптистами-инициативниками или реформистами. Олицетворением этого движения и его руководителем стал Геннадий Константинович Крючков. Он родился 20 октября 1926 года и умер 15 июля 2007 года.
История разделения ВСЕХБ началась в начале 1960 году, когда все старшие пресвитеры ВСЕХБ получили «Инструктивное письмо» от Совета союза. Письмо было инспирировано советской властью, с целью ещё большего подавления религиозной активности членов общин ВСЕХБ. В письме были чётко выражены принципы, противоречащие протестантскому образу мыслей. Запрещалось миссионерство, религиозное просвещение и любые формы религиозной активности помимо участия в богослужении. Старшим пресвитерам предписывалось прекратить привлекать в общину новых членов, не увлекаться проповедями, сдерживать «нездоровые миссионерские проявления», не вести работу за пределами общины, сократить крещение молодёжи, не крестить школьников, студентов, солдат, категорически не допускать на собрания детей дошкольного и школьного возраста и т.д. В инструкции содержались буквально следующие слова, которые могли естественным образом возмутить любого верующего: «В прошлом некоторые наши общины нарушали Советское законодательство о религиозных культах только потому, что плохо его знали. Так, были случаи крещения людей моложе 18 лет, оказания материальной помощи из общинной казны, проведения занятий по изучению Библии и других тематических собраний, допускалась декламация стихов, для верующей молодежи устраивались экскурсии, создавались кассы взаимопомощи, проводились встречи проповедников и занятия с руководителями хоров Все это необходимо теперь из нашей деятельности исключить и привести ее в соответствие с существующим законодательством».
Выполняя задание властей, высшее руководство ВСЕХБ попыталось действовать через старших пресвитеров, однако многие не подчинились указаниям письма. Большую роль в противодействии руководству ВСЕХБ сыграло давно копившееся недовольство со стороны членов союзных баптистских общин тесным и лицемерным сотрудничеством с государством. Кроме того, движение протеста внутри ВСЕХБ было поддержано существовавшими в ту пору независимыми нелегальными общинами баптистов, не входивших ни в какие союзы. По словам Г. Крючкова, уже с 1956 года Господь начал открывать братьям путь выхода Союза ЕХБ из кризиса, в котором он оказался (Вестник Истины, №3, 1996, с.4).
Официально инициативное движение зародилось 13 августа 1961 года, когда инициативная группа заявила протест московскому руководству. В нем в резких выражениях говорилось о том, что в уставе 1960 года отражаются антиевангельские принципы. Авторы протеста писали: В наши дни деятели ВСЕХБ являются исполнителями воли Сталина. В апреле 1961 года в Узловской церкви (Тульская область) была организована так называемая Инициативная группа по созыву съезда. Первое совещание Инициативной группы прошло в Москве 10 августа 1961 года, в нем участвовали всего 4 человека. С первым посланием Инициативной группы о созыве Съезда ЕХБ участники этого совещания разъехались по стране для обсуждения этой проблемы на местах. С начала руководителями инициативного движения были А. Ф. Прокофьев и его помощник Борис Здоровец. После их ареста в 1962 году группу возглавили Геннадий Крючков и Георгий Винс (Винс вскоре после этого был осужден, а затем и выслан после протестов мировой общественности прямо из лагеря в Америку). Инициативники выражали своё недовольство по поводу действий руководства ВСЕХБ и добивались проведение всесоюзного съезда, что не было предусмотрено Положением о ВСЕХБ 1944 года. Когда неоднократные обращения во ВСЕХБ не принесли результата, группа начала действовать самостоятельно и разослала во все общины свои послания критического содержания. Инициативная группа предлагала всем не отступившим вместе со ВСЕХБ от истины отделиться от Союза. В феврале 1962 года инициативная группа образовала Оргкомитет по созыву съезда, который неоднократно обращался с ходатайствами в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. 25 февраля 1962 года Оргкомитет инициативников выступил с предупредительным посланием к руководству ВСЕХБ, дав ему время на размышление. Однако 2 июня 1962 года ВСЕХБ ответило открытым письмом, в котором говорилось, что действия инициативников инспирированы «врагом Божиим». После этого Оргкомитет Протоколом № 7 отлучил руководство ВСЕХБ от церкви. Этот протокол подписали Г. К. Крючков, А. А. Шалашов и Н. Г. Батурин.
К 1965 году к образованному инициативниками Союзу церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ) отошло от ВСЕХБ около 100 общин, то есть более 10 тысяч верующих. 39-й всесоюзный съезд ВСЕХБ, состоявшийся в октябре 1966 году, не смог изменить ситуацию. Несмотря на отмену Инструктивного письма, на принятие другого Устава Союза, на фактическое покаяние и признание ошибочности подчинения напору властей в 1961 году руководителями официального Союза ЕХБ, СЦ ЕХБ заявил, что сотрудничать с ВСЕХБ - значит сотрудничать с атеистами. В 1966 году Яков Жидков выступил перед съездом ВСЕХБ и просил простить его за участие в подготовке устава 1961 года и секретной инструкции, однако инициативники на уступки не пошли. Инициативный союз начал жить самостоятельной жизнью и категорически отказывался регистрировать свои общины. В качестве воплощения своего стремления к проповеди, СЦ ЕХБ издавал и издает литературу, которую инициативники распространяют бесплатно, организуя евангелизационные палатки.
В мае 1966 года инициативники устроили публичную демонстрацию в Москве перед зданием ЦК КПСС, чтобы привлечь к себе внимание властей, за что все ее участники, в том числе Геннадий Крючков и Георгий Винс были арестованы. Наиболее известные служители СЦ ЕХБ (фактически все руководство), за которыми постоянно следила милиция и органы безопасности, переходили на нелегальное положение и разъезжали по стране, посещая и окормляя общины. За обучение детей, издание литературы и проведение молитвенных собраний органами безопасности было репрессировано около тысячи человек. Люди, входящие в Совет Церквей, привыкли проводить молитвенные собрания в лесах, пустырях и других безлюдных местах, скрываясь от чужого взгляда. За годы советской власти общины инициативников приобрели замкнутый характер. Пасторы оберегали членов общины не только от карающих действий государства, но и от влияния светской культуры. Контролировалось практически все: манера поведения и стиль одежды. Жесткие нравственные нормы и внимательное отношение к соблюдению всех требований Совета Церквей братьями по общине резко отличало инициативников от союзных баптистов.
Непримиримая позиция инициативников вызвала гонения на них со стороны властей. Совет Церквей породил множество бескомпромиссных мучеников за веру, не желающих подчиняться диктату государства. В Ташкенте один из лидеров инициативников Николай Храпов, отсидевший до того за веру 25 лет, в 1961 году получил еще один семилетний срок. Он печатался в самиздатовском журнале «Вестник Спасения». В Барнауле (Алтайский край) был жестоко замучен пресвитер Николай Хмара. Именно после его смерти в 1963 году был создан совет родственников заключенных, связанный с именами Лидии Винс и Галины Рытиковой. За годы существования Совета Церквей около 30 братьев умерли в заключении и среди них Н. П. Храпов, Б. Т. Артющенко, Я. Ф. Дирксен и И. М. Остапенко. В тюрьме содержали и глубоких стариков из числа инициативников (С.Т. Голева, П.А.Серебренникова). После тюрьмы снова работали в братстве П. Ф. Захаров, Н. Г. Батурин, поэт Николай Мельников и другие.
Баптисты-инициативники быстро стали частью общего диссидентского движения Советского Союза, одним из первых проявлений протеста против советской системы. Инициативники стали поддерживать постоянные контакты с правозащитниками. В 1976 году, сразу после создания Московской Хельсинкской группы, баптисты обратились в группу с жалобой на отобрание детей у верующих родителей. МХГ выпустила по этому поводу документ «О преследованиях религиозных семей». 5 декабря 1976 году сын высланного из СССР пастора Г. Винса Петр Винс с группой молодежи принял участие в традиционной демонстрации правозащитников на площади Пушкина в Москве. Они бросили А.Д. Сахарову, зажатому в кольцо дружинников, букет красных гвоздик. В 1977 году Петр Винс стал членом Украинской Хельсинкской группы..."

Комментарий