Человек, зная, что идет по краю обрыва - начеку. Он ежесекундно осознает опасность, а поэтому вряд ли поскользнется и не упадет. Неприятности чаще всего подстерегают на ровном месте, когда человек расслаблен, полагая, что ничто ему не угрожает.
Тот, кто не мыслит свою жизнь вне связи со Всевышним, максимально защищен от проступков по небрежности или оплошности, потому что он осторожен, подобно человеку на краю обрыва. Тот, кто считает, что и вне связи с Творцом его тело обеспечит его жизнеспособность, не боится совершить проступок. Поэтому ему легче споткнуться.
Факт, что Адам не подчинился воле Всевышнего, свидетельствует о его отдалении от Него. И вот результат - тело Адама потеряло способность жить вечно, ибо оно лишилось постоянной «подкачки» жизненной энергии. Как только Адам стал смертным, он был изгнан в физический мир - туда, где можно испытывать иллюзию независимости от Всевышнего. Поэтому мы и говорим, что изгнание Адама - действительно «мера за меру».
Его изгнание оказалось также «убежищем». Сделав свой выбор, Адам попал в ситуацию, где только физический мир мог его поддерживать.
Теперь попробуем разобраться, что произошло с Каином.
В Торе читаем: «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь брата твоего... Когда ты будешь возделывать землю, она не станет давать более силы свои для тебя; изгнанником и скитальцем будешь ты на земле...» (Берешит, гл. 4, ст. 11-12).
Каин был первым, кто в этом, земном мире получил в наказание изгнание. Подобно убийце, о котором идет речь в нашей недельной главе, он оказался под угрозой отмщения.
Прочтем тот же отрывок из Торы дальше: «И сказал Каин Всевышнему: велика вина моя, непростительна. Вот, Ты теперь прогоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду шататься скитальцем на земле; и вот, всякий встречный может убить меня...» (Берешит, гл. 4, ст. 13-14).
Всевышний предложил Каину убежище. Поскольку городов-убежищ тогда еще не было, «...сделал Всевышний ему знак, чтобы не убил его всякий, кто встретит его» (Берешит, гл. 4, ст. 15).
Устная Тора дает объяснение. Человек был создан по образу и подобию Всевышнего. Пока не совершал он проступков, животные боялись его, ибо все живые создания подсознательно ощущают божественность образа, которой наделен человек. Да и люди относились друг к другу иначе. Убив Авеля, Каин утратил эту особенность человеческой личности. Убийца - это, по сути, антитеза образу Всевышнего; он не только разрушает жизнь вместо того, чтобы создавать ее, он отнимает этот мир у своей жертвы.
Проступком уничтожив в себе образ Всевышнего, Каин лишился права пользоваться неким «щитом», который дается человеку вместе с образом Творца. Теперь он стал уязвим перед всеми земными созданиями. Он потерял доверие других людей (даже пришельцев), стал в их глазах «подозрительной личностью». Вселенная больше - не для него. Ведь Всевышний создал Вселенную во имя человека, а тот, кто убил, не может претендовать на ее блага. Поэтому Каин не мог нигде поселиться - ни одно место в мире не «станет давать ему силы», не будет поддерживать его. Единственный способ выживания для него - скитания.
Знак Каина, данный ему Всевышним - не щит. Напротив, это - клеймо позора.
Между изгнанием Адама и изгнанием Каина, говорит наша традиция, есть весьма существенная разница. В отличие от Каина, Адам, покинув Ган Эден, сохранил в себе образ Творца.
Важно отметить, что любой человек в состоянии хранить в себе образ Всевышнего до тех пор, пока он замечает эту особенность человеческих существ в других людях и испытывает уважение к человеческой личности...
24.07.03
Хотя убийство Каина и считается непреднамеренным, оно, тем не менее - явное свидетельство отсутствия какой-либо «чувствительности» к Божественному в человеке.
Если я ощущаю в другом человеке образ Творца, убийство для меня - даже по ошибке - исключается. Мое благоговение перед этой особенностью человеческой личности не позволяет мне воспринимать окружающих просто как «некую форму существования».
Логика подсказывает: тот, кто не ощущает божественное начало в других, не может ощущать его и в себе. А это приводит к выводу, что убийца потерял ощущение собственной духовности задолго до преступления.
Не каждому дано чувствовать в себе присутствие Творца. И в этом смысле убийца ничем не отличается от многих. Но если это так, то может, все мы заслуживаем изгнания?
Ответ на этот вопрос кроется в самой концепции принципа «мера за меру».
Все мы по беспечности можем потерять в себе Творца, но эта потеря - восстановима. Пока мы не совершили ничего такого, чтобы лишиться привилегии нести в себе Его образ. Внутри нас сохраняется потенциал, позволяющий вернуться к Творцу. И этого потенциала уже достаточно, чтобы продолжать жить обычной жизнью.
Но убийцу ожидает возмездие, он должен заплатить - «мера за меру». Убийца лишил кого-то возможности хранить в себе Божественное присутствие в этом мире и тем самым он лишил сам себя права нести Его образ в себе. Как сказано: «Кто прольет кровь человека, кровь того прольется человеком: ибо по образу Всевышнего создал Он человека» (Берешит, гл. 9, ст. 6).
Земля отказывает убийце в поддержке, и он обречен на скитания.
Однако убийца, о котором говорится в нашей главе - в лучшем положении, чем Каин. В городах-убежищах, где обязан скрыться невольный убийца, живут левиты, которым предоставлена уникальная возможность - дать убийцам приют (Талмуд, трактат Макот, лист 10). Левиты не получили собственного земельного надела, они разбросаны среди остальных еврейских колен на земле, которая выделена еврейскому народу Всевышним: «И сказал Всевышний Аарону: в земле их не получишь надела, и доли не будет тебе среди них: Я твоя доля и надел твой среди сынов Израиля»(Бамидбар, гл. 18, ст. 20).
Поскольку земля, где живут левиты - надел Всевышнего, никто и никогда не может претендовать на нее. Убийца больше не в состоянии черпать силы из своего надела - земля уже не поддерживает его. Поэтому единственное место в мире, где дано ему обрести убежище - город в наделе Всевышнего.
Та же идея находит свое выражение и в том, что убийца имеет возможность обрести безопасность, стоя у мизбеаха (в приблизительном переводе - жертвенник) в Храме. Дело тут в том, что пока убийца находится во владении Всевышнего, он защищен от последствий своего проступка.
Но, как мы прочли в правилах, убийца, покинув город-убежище, рискует быть убитым мстителем. И действительно, человек, навсегда потерявший в себе божественное присутствие, становится, как говорит наша традиции, опаснее дикого зверя. В отличие от животного, он внешне - такой же, как мы с вами. Поэтому нам так трудно уберечься от убийц.
Человек, опасный для общества, не заслуживает милосердия и сострадания. Люди должны оградить от него общество...
Тот, кто не мыслит свою жизнь вне связи со Всевышним, максимально защищен от проступков по небрежности или оплошности, потому что он осторожен, подобно человеку на краю обрыва. Тот, кто считает, что и вне связи с Творцом его тело обеспечит его жизнеспособность, не боится совершить проступок. Поэтому ему легче споткнуться.
Факт, что Адам не подчинился воле Всевышнего, свидетельствует о его отдалении от Него. И вот результат - тело Адама потеряло способность жить вечно, ибо оно лишилось постоянной «подкачки» жизненной энергии. Как только Адам стал смертным, он был изгнан в физический мир - туда, где можно испытывать иллюзию независимости от Всевышнего. Поэтому мы и говорим, что изгнание Адама - действительно «мера за меру».
Его изгнание оказалось также «убежищем». Сделав свой выбор, Адам попал в ситуацию, где только физический мир мог его поддерживать.
Теперь попробуем разобраться, что произошло с Каином.
В Торе читаем: «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь брата твоего... Когда ты будешь возделывать землю, она не станет давать более силы свои для тебя; изгнанником и скитальцем будешь ты на земле...» (Берешит, гл. 4, ст. 11-12).
Каин был первым, кто в этом, земном мире получил в наказание изгнание. Подобно убийце, о котором идет речь в нашей недельной главе, он оказался под угрозой отмщения.
Прочтем тот же отрывок из Торы дальше: «И сказал Каин Всевышнему: велика вина моя, непростительна. Вот, Ты теперь прогоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду шататься скитальцем на земле; и вот, всякий встречный может убить меня...» (Берешит, гл. 4, ст. 13-14).
Всевышний предложил Каину убежище. Поскольку городов-убежищ тогда еще не было, «...сделал Всевышний ему знак, чтобы не убил его всякий, кто встретит его» (Берешит, гл. 4, ст. 15).
Устная Тора дает объяснение. Человек был создан по образу и подобию Всевышнего. Пока не совершал он проступков, животные боялись его, ибо все живые создания подсознательно ощущают божественность образа, которой наделен человек. Да и люди относились друг к другу иначе. Убив Авеля, Каин утратил эту особенность человеческой личности. Убийца - это, по сути, антитеза образу Всевышнего; он не только разрушает жизнь вместо того, чтобы создавать ее, он отнимает этот мир у своей жертвы.
Проступком уничтожив в себе образ Всевышнего, Каин лишился права пользоваться неким «щитом», который дается человеку вместе с образом Творца. Теперь он стал уязвим перед всеми земными созданиями. Он потерял доверие других людей (даже пришельцев), стал в их глазах «подозрительной личностью». Вселенная больше - не для него. Ведь Всевышний создал Вселенную во имя человека, а тот, кто убил, не может претендовать на ее блага. Поэтому Каин не мог нигде поселиться - ни одно место в мире не «станет давать ему силы», не будет поддерживать его. Единственный способ выживания для него - скитания.
Знак Каина, данный ему Всевышним - не щит. Напротив, это - клеймо позора.
Между изгнанием Адама и изгнанием Каина, говорит наша традиция, есть весьма существенная разница. В отличие от Каина, Адам, покинув Ган Эден, сохранил в себе образ Творца.
Важно отметить, что любой человек в состоянии хранить в себе образ Всевышнего до тех пор, пока он замечает эту особенность человеческих существ в других людях и испытывает уважение к человеческой личности...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Иерусалим
24.07.03
Хотя убийство Каина и считается непреднамеренным, оно, тем не менее - явное свидетельство отсутствия какой-либо «чувствительности» к Божественному в человеке.
Если я ощущаю в другом человеке образ Творца, убийство для меня - даже по ошибке - исключается. Мое благоговение перед этой особенностью человеческой личности не позволяет мне воспринимать окружающих просто как «некую форму существования».
Логика подсказывает: тот, кто не ощущает божественное начало в других, не может ощущать его и в себе. А это приводит к выводу, что убийца потерял ощущение собственной духовности задолго до преступления.
Не каждому дано чувствовать в себе присутствие Творца. И в этом смысле убийца ничем не отличается от многих. Но если это так, то может, все мы заслуживаем изгнания?
Ответ на этот вопрос кроется в самой концепции принципа «мера за меру».
Все мы по беспечности можем потерять в себе Творца, но эта потеря - восстановима. Пока мы не совершили ничего такого, чтобы лишиться привилегии нести в себе Его образ. Внутри нас сохраняется потенциал, позволяющий вернуться к Творцу. И этого потенциала уже достаточно, чтобы продолжать жить обычной жизнью.
Но убийцу ожидает возмездие, он должен заплатить - «мера за меру». Убийца лишил кого-то возможности хранить в себе Божественное присутствие в этом мире и тем самым он лишил сам себя права нести Его образ в себе. Как сказано: «Кто прольет кровь человека, кровь того прольется человеком: ибо по образу Всевышнего создал Он человека» (Берешит, гл. 9, ст. 6).
Земля отказывает убийце в поддержке, и он обречен на скитания.
Однако убийца, о котором говорится в нашей главе - в лучшем положении, чем Каин. В городах-убежищах, где обязан скрыться невольный убийца, живут левиты, которым предоставлена уникальная возможность - дать убийцам приют (Талмуд, трактат Макот, лист 10). Левиты не получили собственного земельного надела, они разбросаны среди остальных еврейских колен на земле, которая выделена еврейскому народу Всевышним: «И сказал Всевышний Аарону: в земле их не получишь надела, и доли не будет тебе среди них: Я твоя доля и надел твой среди сынов Израиля»(Бамидбар, гл. 18, ст. 20).
Поскольку земля, где живут левиты - надел Всевышнего, никто и никогда не может претендовать на нее. Убийца больше не в состоянии черпать силы из своего надела - земля уже не поддерживает его. Поэтому единственное место в мире, где дано ему обрести убежище - город в наделе Всевышнего.
Та же идея находит свое выражение и в том, что убийца имеет возможность обрести безопасность, стоя у мизбеаха (в приблизительном переводе - жертвенник) в Храме. Дело тут в том, что пока убийца находится во владении Всевышнего, он защищен от последствий своего проступка.
Но, как мы прочли в правилах, убийца, покинув город-убежище, рискует быть убитым мстителем. И действительно, человек, навсегда потерявший в себе божественное присутствие, становится, как говорит наша традиции, опаснее дикого зверя. В отличие от животного, он внешне - такой же, как мы с вами. Поэтому нам так трудно уберечься от убийц.
Человек, опасный для общества, не заслуживает милосердия и сострадания. Люди должны оградить от него общество...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Иерусалим