=Проект JesusChrist.ru совместно с журналом "Христианство" открыли ресурс, посвященный онлайн-благовестию - Евангелизм.ру - Идеи и задачи проекта Евангелизм.ру - Алексей Ефетов
....
Добро пожаловать в проект Евангелизм.ру! - Источник: JesusChrist.ru News
*
Реалии постмодернизма «что надо знать о новом мировоззрении?» (25.01.2007) Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Статьи Рлагая РесСС РІ РЎРµСРё - www.evangelism.ru
В миссионерских кругах все чаще можно услышать мнения, что Европа и даже США становятся постхристианскими странами. В этом утверждении много правды. Но в нем также проявляется тенденция скрывать истинное положение вещей. Настоящая проблема - активно наступающая на нас эпоха не постхристианства, а постмодернизма. - Мир претерпевает стремительный отход от прежнего мировоззрения. Изменения в сознании людей или приверженность их некоторым аспектам нового мировоззрения существенно влияют на восприятие в обществе религии вообще и христианства в частности. - Проблема в том, что постмодернисты выглядят, одеваются и разговаривают точно так же, как модернисты. Они работают в тех же организациях, а их дети посещают те же школы. Иначе говоря, они выглядят точно так же, как мы, однако их ценности и восприятие мира существенно отличны, а различить эти внешне неуловимые, но весьма глубокие перемены трудно. Такое изменение мировоззрения может вызвать у тех из нас, кто сохранил старые взгляды, замешательство и даже негодование. Но в нем есть некоторые элементы, которые со стратегической точки зрения могут, при разумном их использовании, пойти во благо Церкви.
1-е, что необходимо понять, - это то, что постмодернизм - явление всемирного масштаба. Оно не касается только США или Западн Европы. В таких несхожих местах, как Япония, мусульманск мир и страны Восточной Европы, происходят весьма сходные постмодернистские изменения мировоззрения. - Лучший способ понять постмодернизм - это рассматривать его как реакцию на пятисотлетний эксперимент человечества с рационализмом - попыткой своим умом постичь Бож мир, обычно называемой модернистским мировоззрением. В основе этого мировоззрения, зародившегося в эпоху Возрождения и четко сформулированного во времена Просвещения, лежит утверждение, что чел-к есть мера всех вещей и что он может полностью постичь свой мир, в т.ч. и духовный, при помощи науки и разума. Эксперимент закончился, и мир обнаружил, что все обстоит гораздо сложнее, а многие вопросы вроде: «Откуда я взялся? В чем смысл жизни? Как постичь ее духовные аспекты?» так и остались без ответа.
Если рациональное мировоззрение неудовлетворительно, то что может занять его место? Сегодняшний ответ - постмодернизм. Это мировоззрение, утверждающее, что чел-к не может ответить на любой вопрос. Истина чрезвычайно сложна, и ее невозможно полностью выразить на человеческом языке. Чтобы объяснить мир, в котором мы находимся, требуется нечто гораздо большее, чем разум. С точки зрения постмодернизма рациональное мышление и наука, чувства, традиции, интуиция и общественное мнение в равной степени полезны для понимания нашего мира. Поскольку чел-к не в состоянии вполне осознать или выразить универсальную истину на человеческом языке, существует тенденция искать частные «истины», которые не могут объяснить всего, но зато помогают в жизни. Этот аспект постмодернизма, часто называемый плюрализмом, в основном утверждает, что то, что правильно для тебя, м.б. неправильным для меня. Вы живете со своей правдой, а я буду жить со своей.
По мере того, как христианство входит в эту новую эпоху постмодернизма, неизбежно начинают проявляться преграды во взаимопонимании между людьми. Вот некоторые из возможных препятствий, с которыми мы столкнемся.
Истина и субъективность. Рациональное мышление придает большое значение абсолютной истине. Для постмодерниста, как уже говорилось выше, нечто является истинным, если он его таковым считает сам.
Неприятие строгого разграничения. Постмодер-ты не любят проводить строгого разграничения между собой и другими. Более того, они свирепеют, слыша негативные суждения о различных взглядах или образе жизни. Они могут сами не соглашаться с этими взглядами или образом жизни, но будут защищать право людей придерживаться др взглядов или вести другой образ жизни. Вообще, постмодернисты не приемлют утверждений, которые воспринимают как отрицательные или принижающие ценность личной свободы.
Неприятие абсолютных истин. Известный философ Франсуа Лиотар приводит для объяснения этого явления свою концепцию «великого повествования». «Цельность, стабильность и порядок, - утверждает Лиотар, - поддерживаются в модернистских обществах посредством «великих повествований» или «метаповествований», представляющих собой истории, которые культура рассказывает сама себе о своих обычаях и верованиях.
Всякая система убеждений или идеология имеет свои великие повествования; напр, в знакомом всем нам марксизме «великим повествованием» служила идея о том, что капитализм разрушит сам себя и возникнет социалистический мир». - «Великим повествованием» американской культуры вполне может считаться утверждение, что демократия - это наиболее просвещенная (рациональная) форма правления и что она может привести и приведет людей ко всеобщему счастью». Согласно Лиотару, это разновидность идеологии, объясняющей идеологию (как марксизм); или истории, рассказываемой для подкрепления существующих взглядов.
Таким образом, постмодернизм - это критика «великих повествований», знание того, что они служат для сокрытия противоречий и нестабильности, внутренне присущих любым общественным структурам или порядкам
Традиционное христианство по самой своей природе - тоже «великое повествование», которое претендует на абсолютную истинность. Большинство постмодернистов с ходу отвергают представляемые таким образом идеи и концепции.
Терпимость.
Как уже говорилось, постмодернисты не терпят нетерпимости. Это может показаться логическим противоречием, но нравится нам или нет - таково их свойство. Это становится стратегическим препятствием, если мы проявляем мало терпимости в отношении религии, образа жизни или морали других людей.
Разнообразие моральных норм и образа жизни. Постмодернисты жаждут свободно самовыражаться и вести свой образ жизни, согласно собственной морали. Изначальная враждебность к этому образу жизни, мнениям или моральным нормам создаст практически непреодолимый барьер для контакта. - Все, что не соответствует мировоззрению, - «шум». В рациональном понимании противоположность знанию - невежество. Однако в постмодерн-ском мировоззрении - это «шум», нечто вроде того, что мы видим на экране ТВ при отсутствии сигнала телепрограммы. Постмодер-м настолько же трудно понять идеи, не сформулированные в их системе понятий, как и представителям др мировоззрений, но вот реакция непонимания у них отличается принципиально. - Используя при общении с постмодернистами привычную систему понятий, мы рискуем, что наши идеи будут отнесены к бессмысленным т.е. «шуму». Именно здесь находится главное препятствие, с которым мы сталкиваемся, проповедуя Евангелие постмодернистам. Мы начинаем с не совсем верных позиций и представляем нашу истину не соответствующим ситуации способом, и вот результат: нас немедленно перестают воспринимать, квалифицируя как «шум», подобно тому, как переключают телеканал, где видны одни помехи. - Тем не менее, для нас и нашей проповеди есть несколько мостов в жизнь постмодерниста, имеющих обнадеживающий стратегический потенциал.
Духовная восприимчивость.
Одно из очевидных качеств постмодернистов - это склонность к духовным поискам. Однако это поиски скорее духовного опыта, личного и практического по природе. Они ищут своей собственной личной духовности.
Практичность. Постмодернисты стремятся искать ответы на реальные проблемы, с которыми сталкиваются в своей повседневной жизни. Им не нужны «великие повествования», им не нужны принципиальные ответы, им нужен результат.
Социальная активность. Отвергая «великие повествования», постмодернисты хотят, тем не менее, решения локальных проблем. Они хотят видеть реальные действия, направленные на реальные нужды. Это воспринимается как привнесение духовного света, мы же назовем это свидетельством.
Поиск духовного руководства. Им необходимо ощущать, что они идут тропой духовного совершенствования и что этот путь может быть хорош и практичен для них. Провозглашение Евангелия как богословской доктринальной истины, в которую нужно уверовать, будет отвергнуто ими, как «шум». Нам нужно искать способы установления взаимоотношений и последующего побуждения присоединиться и следовать по нашему пути.
*
....
Добро пожаловать в проект Евангелизм.ру! - Источник: JesusChrist.ru News
*
Реалии постмодернизма «что надо знать о новом мировоззрении?» (25.01.2007) Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Статьи Рлагая РесСС РІ РЎРµСРё - www.evangelism.ru
В миссионерских кругах все чаще можно услышать мнения, что Европа и даже США становятся постхристианскими странами. В этом утверждении много правды. Но в нем также проявляется тенденция скрывать истинное положение вещей. Настоящая проблема - активно наступающая на нас эпоха не постхристианства, а постмодернизма. - Мир претерпевает стремительный отход от прежнего мировоззрения. Изменения в сознании людей или приверженность их некоторым аспектам нового мировоззрения существенно влияют на восприятие в обществе религии вообще и христианства в частности. - Проблема в том, что постмодернисты выглядят, одеваются и разговаривают точно так же, как модернисты. Они работают в тех же организациях, а их дети посещают те же школы. Иначе говоря, они выглядят точно так же, как мы, однако их ценности и восприятие мира существенно отличны, а различить эти внешне неуловимые, но весьма глубокие перемены трудно. Такое изменение мировоззрения может вызвать у тех из нас, кто сохранил старые взгляды, замешательство и даже негодование. Но в нем есть некоторые элементы, которые со стратегической точки зрения могут, при разумном их использовании, пойти во благо Церкви.
1-е, что необходимо понять, - это то, что постмодернизм - явление всемирного масштаба. Оно не касается только США или Западн Европы. В таких несхожих местах, как Япония, мусульманск мир и страны Восточной Европы, происходят весьма сходные постмодернистские изменения мировоззрения. - Лучший способ понять постмодернизм - это рассматривать его как реакцию на пятисотлетний эксперимент человечества с рационализмом - попыткой своим умом постичь Бож мир, обычно называемой модернистским мировоззрением. В основе этого мировоззрения, зародившегося в эпоху Возрождения и четко сформулированного во времена Просвещения, лежит утверждение, что чел-к есть мера всех вещей и что он может полностью постичь свой мир, в т.ч. и духовный, при помощи науки и разума. Эксперимент закончился, и мир обнаружил, что все обстоит гораздо сложнее, а многие вопросы вроде: «Откуда я взялся? В чем смысл жизни? Как постичь ее духовные аспекты?» так и остались без ответа.
Если рациональное мировоззрение неудовлетворительно, то что может занять его место? Сегодняшний ответ - постмодернизм. Это мировоззрение, утверждающее, что чел-к не может ответить на любой вопрос. Истина чрезвычайно сложна, и ее невозможно полностью выразить на человеческом языке. Чтобы объяснить мир, в котором мы находимся, требуется нечто гораздо большее, чем разум. С точки зрения постмодернизма рациональное мышление и наука, чувства, традиции, интуиция и общественное мнение в равной степени полезны для понимания нашего мира. Поскольку чел-к не в состоянии вполне осознать или выразить универсальную истину на человеческом языке, существует тенденция искать частные «истины», которые не могут объяснить всего, но зато помогают в жизни. Этот аспект постмодернизма, часто называемый плюрализмом, в основном утверждает, что то, что правильно для тебя, м.б. неправильным для меня. Вы живете со своей правдой, а я буду жить со своей.
По мере того, как христианство входит в эту новую эпоху постмодернизма, неизбежно начинают проявляться преграды во взаимопонимании между людьми. Вот некоторые из возможных препятствий, с которыми мы столкнемся.
Истина и субъективность. Рациональное мышление придает большое значение абсолютной истине. Для постмодерниста, как уже говорилось выше, нечто является истинным, если он его таковым считает сам.
Неприятие строгого разграничения. Постмодер-ты не любят проводить строгого разграничения между собой и другими. Более того, они свирепеют, слыша негативные суждения о различных взглядах или образе жизни. Они могут сами не соглашаться с этими взглядами или образом жизни, но будут защищать право людей придерживаться др взглядов или вести другой образ жизни. Вообще, постмодернисты не приемлют утверждений, которые воспринимают как отрицательные или принижающие ценность личной свободы.
Неприятие абсолютных истин. Известный философ Франсуа Лиотар приводит для объяснения этого явления свою концепцию «великого повествования». «Цельность, стабильность и порядок, - утверждает Лиотар, - поддерживаются в модернистских обществах посредством «великих повествований» или «метаповествований», представляющих собой истории, которые культура рассказывает сама себе о своих обычаях и верованиях.
Всякая система убеждений или идеология имеет свои великие повествования; напр, в знакомом всем нам марксизме «великим повествованием» служила идея о том, что капитализм разрушит сам себя и возникнет социалистический мир». - «Великим повествованием» американской культуры вполне может считаться утверждение, что демократия - это наиболее просвещенная (рациональная) форма правления и что она может привести и приведет людей ко всеобщему счастью». Согласно Лиотару, это разновидность идеологии, объясняющей идеологию (как марксизм); или истории, рассказываемой для подкрепления существующих взглядов.
Таким образом, постмодернизм - это критика «великих повествований», знание того, что они служат для сокрытия противоречий и нестабильности, внутренне присущих любым общественным структурам или порядкам
Традиционное христианство по самой своей природе - тоже «великое повествование», которое претендует на абсолютную истинность. Большинство постмодернистов с ходу отвергают представляемые таким образом идеи и концепции.
Терпимость.
Как уже говорилось, постмодернисты не терпят нетерпимости. Это может показаться логическим противоречием, но нравится нам или нет - таково их свойство. Это становится стратегическим препятствием, если мы проявляем мало терпимости в отношении религии, образа жизни или морали других людей.
Разнообразие моральных норм и образа жизни. Постмодернисты жаждут свободно самовыражаться и вести свой образ жизни, согласно собственной морали. Изначальная враждебность к этому образу жизни, мнениям или моральным нормам создаст практически непреодолимый барьер для контакта. - Все, что не соответствует мировоззрению, - «шум». В рациональном понимании противоположность знанию - невежество. Однако в постмодерн-ском мировоззрении - это «шум», нечто вроде того, что мы видим на экране ТВ при отсутствии сигнала телепрограммы. Постмодер-м настолько же трудно понять идеи, не сформулированные в их системе понятий, как и представителям др мировоззрений, но вот реакция непонимания у них отличается принципиально. - Используя при общении с постмодернистами привычную систему понятий, мы рискуем, что наши идеи будут отнесены к бессмысленным т.е. «шуму». Именно здесь находится главное препятствие, с которым мы сталкиваемся, проповедуя Евангелие постмодернистам. Мы начинаем с не совсем верных позиций и представляем нашу истину не соответствующим ситуации способом, и вот результат: нас немедленно перестают воспринимать, квалифицируя как «шум», подобно тому, как переключают телеканал, где видны одни помехи. - Тем не менее, для нас и нашей проповеди есть несколько мостов в жизнь постмодерниста, имеющих обнадеживающий стратегический потенциал.
Духовная восприимчивость.
Одно из очевидных качеств постмодернистов - это склонность к духовным поискам. Однако это поиски скорее духовного опыта, личного и практического по природе. Они ищут своей собственной личной духовности.
Практичность. Постмодернисты стремятся искать ответы на реальные проблемы, с которыми сталкиваются в своей повседневной жизни. Им не нужны «великие повествования», им не нужны принципиальные ответы, им нужен результат.
Социальная активность. Отвергая «великие повествования», постмодернисты хотят, тем не менее, решения локальных проблем. Они хотят видеть реальные действия, направленные на реальные нужды. Это воспринимается как привнесение духовного света, мы же назовем это свидетельством.
Поиск духовного руководства. Им необходимо ощущать, что они идут тропой духовного совершенствования и что этот путь может быть хорош и практичен для них. Провозглашение Евангелия как богословской доктринальной истины, в которую нужно уверовать, будет отвергнуто ими, как «шум». Нам нужно искать способы установления взаимоотношений и последующего побуждения присоединиться и следовать по нашему пути.
*
Комментарий