Исав и Иаков.
«И помолился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревека, жена его.
Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.
Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему»(Бытие 25: 21-23).
Так начинается повествование о двух братьях, братьях близнецах, Исаве и Иакове. Читая историю жизни патриархов задаешься вопросом: почему Бог избирает одного и отделяет его от другого? Почему отделяет Авраама от Лота, Исаака от Измаила, Иакова от Исава, Иосифа от братьев его? Ответ кроется в самом названии книги Бытия, которое на иврите звучит «Берешит»( что означает «В начале»). Как вы, наверное, знаете, каждой букве Еврейского алфавита соответствует определённое число. Так вот, числовое значение буквы «бет» - два. И, традиционно, название этой книги читается как «Бет-Решит» и истолковывается как «Два начала» или «двумя началами».
О каких двух началах повествует нам книга Бытия? Ответ на этот вопрос не может быть однозначен. И все же попробуем рассмотреть один из ответов на примере конфликта между двумя братьями Исавом и Иаковом.
Этот конфликт не был издержками человеческой греховности . Противостояние Исава и Иакова начинается с материнской утробы, уходит корнями в самый исток жизни. Из чего хорошо видно, что этот конфликт был замыслен самим Богом .
В Бытие 25:21 ясно сказано, что как Иаков, так и Исав были зачаты Ревеккой после молитвы Исаака. Они имели общий «источник» происхождения и, поэтому, символизируют собой два типа верующих, т.е., два типа Христиан.
Если Господь решил столкнуть братьев до рождения, в самом акте рождения, то значит на их соперничестве Он сосредоточил какое-то Свое, особое, внимание. Согласно преданию, они уже в утробе оспаривали друг у друга право на первородство, которое давало возможность получить благословения Авраама и Исаака. Исав пригрозил Иакову, что если тот не уступит первородство, он, Исав, убьет мать во время родов. И Иаков согласился, чтобы первородным был Исав
Предания эти далеко не полностью сказочны. Сыновья Исав и Иаков были единственными детьми Ревекки и Исаака. Ревекка рожала лишь однажды. Да и Господь Сам сказал ей, что дети в утробе её «толкались» потому, что «два народа произойдут из утробы» её: один - к тому, чтобы господствовать, другой - чтобы подчиняться.
«И настало время родить ей; и вот близнецы в утробе её.
Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя: Исав.
Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков»(Бытие 25: 24-26)
Имя Исав означает « волосатый», «косматый». Имя Иаков (от глагола акав) «запинать», в смысле «преодолевать», «одерживать победу», «оставлять след», «следовать». Интересный комментарий к рассказу о братьях-близнецах есть в книге «Введение в Ветхий Завет» Д.В. Щедровицкого:
« Иаков держался рукой за пяту Исава это великий символ. Ибо там, где кончается плотский человек, символизируемый Исавом ( а человек «кончается» там, где пята его; и наиболее значима в этом образе именно пята, которая касается земли и поэтому обозначает самую низменную, непосредственно примыкающую к праху, часть человеческой сущности), там начинается человек «духовный», Иаков.
В девтероканонической Третьей книге Ездры содержится следующий комментарий к рассматриваемому нами эпизоду:
«Рука Иакова держала от начала пяту Исава.
Конец сего века Исав, а начало следующего Иаков.
Рука человека начало его, а конец пята его» (3 Ездры 6: 8 - 10)
Та же тема развивается в Послании к Римлянам:
« И не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется(будет названо совр. перевод) тебе семя.
То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя
И не одно это; но так было и с Ревеккою. Когда она зачала в одно время двух сынов от Исаака, отца нашего.
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
Не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.» (Римл. 9: 7-13)
Таким образом, родившиеся братья, согласно свидетельству Писания, означают соответственно: Исав человека плотского(плотского верующего), а Иаков духовного. Кроме того, они символы того избрания, которое совершается от «утробы матери». Мы не будем касаться более глубоких и таинственных причин этого избрания, а скажем только, что Бог провидел дела Исава, и дела Иакова, и поэтому, сообразно строю их душ, одного возлюбил, а другого отверг.
Во-первых, в судьбе Иакова представлена история его потомков, народа Израильского; во-вторых, Иаков прообразует Мессию Иисуса Христа; и, наконец, Иаков изображает «внутреннего человека». С перечисленными значениями и связано такое толкование имени Иакова, как «одерживающий победу».
« Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах».(Бытие 25: 27)
Очень, казалось бы лаконично сказано, но смысл этих слов неисчерпаем. Вот, например: Исав стал « человеком, искусным в звероловстве, человеком полей». Кто, собственно, являлся первым звероловом?
В 10-й главе книги Бытия (стихи 8,9), мы читаем, что таковым был Нимрод - великий деспот, восставший против Бога и возглавивший строительство Вавилонской башни. Таким образом, Исав духовный потомок Нимрода. Что означает характеристика « искусный в звероловстве» в духовном смысле? Очевидно, это человек хищный; человек, ставящий ловушки, капканы, тенета; человек, любящий проливать кровь. Кроме того, Исав «человек полей», т.е. не привязанный к дому, к шатру, предпочитающий обитать в открытом пространстве.
«И помолился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревека, жена его.
Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.
Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему»(Бытие 25: 21-23).
Так начинается повествование о двух братьях, братьях близнецах, Исаве и Иакове. Читая историю жизни патриархов задаешься вопросом: почему Бог избирает одного и отделяет его от другого? Почему отделяет Авраама от Лота, Исаака от Измаила, Иакова от Исава, Иосифа от братьев его? Ответ кроется в самом названии книги Бытия, которое на иврите звучит «Берешит»( что означает «В начале»). Как вы, наверное, знаете, каждой букве Еврейского алфавита соответствует определённое число. Так вот, числовое значение буквы «бет» - два. И, традиционно, название этой книги читается как «Бет-Решит» и истолковывается как «Два начала» или «двумя началами».
О каких двух началах повествует нам книга Бытия? Ответ на этот вопрос не может быть однозначен. И все же попробуем рассмотреть один из ответов на примере конфликта между двумя братьями Исавом и Иаковом.
Этот конфликт не был издержками человеческой греховности . Противостояние Исава и Иакова начинается с материнской утробы, уходит корнями в самый исток жизни. Из чего хорошо видно, что этот конфликт был замыслен самим Богом .
В Бытие 25:21 ясно сказано, что как Иаков, так и Исав были зачаты Ревеккой после молитвы Исаака. Они имели общий «источник» происхождения и, поэтому, символизируют собой два типа верующих, т.е., два типа Христиан.
Если Господь решил столкнуть братьев до рождения, в самом акте рождения, то значит на их соперничестве Он сосредоточил какое-то Свое, особое, внимание. Согласно преданию, они уже в утробе оспаривали друг у друга право на первородство, которое давало возможность получить благословения Авраама и Исаака. Исав пригрозил Иакову, что если тот не уступит первородство, он, Исав, убьет мать во время родов. И Иаков согласился, чтобы первородным был Исав
Предания эти далеко не полностью сказочны. Сыновья Исав и Иаков были единственными детьми Ревекки и Исаака. Ревекка рожала лишь однажды. Да и Господь Сам сказал ей, что дети в утробе её «толкались» потому, что «два народа произойдут из утробы» её: один - к тому, чтобы господствовать, другой - чтобы подчиняться.
«И настало время родить ей; и вот близнецы в утробе её.
Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя: Исав.
Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков»(Бытие 25: 24-26)
Имя Исав означает « волосатый», «косматый». Имя Иаков (от глагола акав) «запинать», в смысле «преодолевать», «одерживать победу», «оставлять след», «следовать». Интересный комментарий к рассказу о братьях-близнецах есть в книге «Введение в Ветхий Завет» Д.В. Щедровицкого:
« Иаков держался рукой за пяту Исава это великий символ. Ибо там, где кончается плотский человек, символизируемый Исавом ( а человек «кончается» там, где пята его; и наиболее значима в этом образе именно пята, которая касается земли и поэтому обозначает самую низменную, непосредственно примыкающую к праху, часть человеческой сущности), там начинается человек «духовный», Иаков.
В девтероканонической Третьей книге Ездры содержится следующий комментарий к рассматриваемому нами эпизоду:
«Рука Иакова держала от начала пяту Исава.
Конец сего века Исав, а начало следующего Иаков.
Рука человека начало его, а конец пята его» (3 Ездры 6: 8 - 10)
Та же тема развивается в Послании к Римлянам:
« И не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется(будет названо совр. перевод) тебе семя.
То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя
И не одно это; но так было и с Ревеккою. Когда она зачала в одно время двух сынов от Исаака, отца нашего.
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
Не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.» (Римл. 9: 7-13)
Таким образом, родившиеся братья, согласно свидетельству Писания, означают соответственно: Исав человека плотского(плотского верующего), а Иаков духовного. Кроме того, они символы того избрания, которое совершается от «утробы матери». Мы не будем касаться более глубоких и таинственных причин этого избрания, а скажем только, что Бог провидел дела Исава, и дела Иакова, и поэтому, сообразно строю их душ, одного возлюбил, а другого отверг.
Во-первых, в судьбе Иакова представлена история его потомков, народа Израильского; во-вторых, Иаков прообразует Мессию Иисуса Христа; и, наконец, Иаков изображает «внутреннего человека». С перечисленными значениями и связано такое толкование имени Иакова, как «одерживающий победу».
« Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах».(Бытие 25: 27)
Очень, казалось бы лаконично сказано, но смысл этих слов неисчерпаем. Вот, например: Исав стал « человеком, искусным в звероловстве, человеком полей». Кто, собственно, являлся первым звероловом?
В 10-й главе книги Бытия (стихи 8,9), мы читаем, что таковым был Нимрод - великий деспот, восставший против Бога и возглавивший строительство Вавилонской башни. Таким образом, Исав духовный потомок Нимрода. Что означает характеристика « искусный в звероловстве» в духовном смысле? Очевидно, это человек хищный; человек, ставящий ловушки, капканы, тенета; человек, любящий проливать кровь. Кроме того, Исав «человек полей», т.е. не привязанный к дому, к шатру, предпочитающий обитать в открытом пространстве.
Комментарий