ПОСЛАНИЕ ХРИСТА К СЕМИ ЦЕРКВАМ
Отк. 1:19-20. «Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей».
Послания Христа к семи церквам на западе Малой Азии (см. Отк. 1:4) направлены на предупреждение, увещевание и просвещение верующих и церквей во все века (ср. 2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22). Важность этих посланий к церквам сегодня состоит в следую-щем: (1) в посланиях открылось, что же Сам Иисус Христос любит и ценит в Своих церквах, а также что именно Он ненавидит и обличает;
(2) в них содержатся четкие высказывания Христа относительно (а) по-следствий неповиновения и духовного пренебрежения, а также (б) возна-граждения за духовное бодрствование и верность Христу; (3) послания содержат стандарты, по которым всякая церковь или человек может судить об истинном состоянии своего духа пред Богом; (4) в них при-водятся примеры методов сатанинских атак против церкви или христиан. Настоящая статья исследует каждый из приведенных аспектов, используя форму вопросов и ответов.
(1) Что одобряет Христос? Христос хвалит церковь за неприятие злых людей (Отк. 2:2); за проверку жизни, учения и притязаний христианских лидеров (Отк. 2:2); за стойкость в вере, любви, свидетельстве, служении и страданиях за Христа (2:3, 10, 13, 19, 26); за ненависть к тому, что ненавидит Бог (2:6); за преодоление греха, сатаны и безбожного мира (2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21); за отказ принимать неправедность в мире и мирское в церкви (2:24; 3:4) и за сохранение Слова Божьего (3:8, 10).
(2) Как Христос вознаградит те церкви, которые проявят стойкость и останутся верными Ему и Его Слову? Он вознаградит такие церкви тем, что: (а) освободит их от времени испытаний, которое придет для всего мира: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле». (3:10); (б) даст им любовь, Свое присутствие и близкую дружбу: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (3:20) и (в) благословит их вечной жизнью с Богом (Отк. 2:11, 17, 26; 3:5, 12; 21:7).
(3) Что обличает Христос? Христос обличает церковь за отказ от тесной личной приверженности к Нему и к Богу: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». (Отк. 2:4); за отход от библейской веры; за поощрение аморальных церковных лидеров, учителей: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное». (2:14-15, 20); за то, что она умерла духовно «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». (3:1);
за приверженность внешнему успеху и пренебрежение : «Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». (3:17) к истинной духовности, то есть чистоте, праведности и духовной мудрости: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». (3:18).
(4) Как Христос наказывает церкви, которые духовно деградируют и поощряют аморальность в своей среде? Он наказывает такие церкви:
(а) изгоняя их из Царства Божьего: «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». (Отк. 2:5; 3:16); (б) лишая их присутствия Бога, великой силы Святого Духа, истинного библейского спасения и защиты ее членов от разрушения сатаной (Отк. 2:5, 16, 22-23; 3:4, 16; см. Мф. 13, касающаяся добра и зла внутри Царства Небесного в этом веке) и (в) подвергая их лидеров суду Божьему: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим». (Отк. 2:20-23).
(5) Что открывают послания Христа относительно естественной склонности церквей к духовной закостенелости и отступничеству? (а) Семь посланий утверждают, что это наследственная тенденция церквей к ошибкам, принятию ложных учений, злу и антибожественным элементам мира: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (см. Гал. 5:17), (б) Кроме того, мы видим, что на церкви часто влияют отступники, злые и неверные люди: «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное». (Отк. 2:2, 20). По этой причине настоящее духовное состояние церкви никогда нельзя считать истинным показателем Божьей воли или единственным критерием для определения правды и доктрины. Евангелие, то есть первоначальное послание Христа и Апостолов, есть единственное мерило правды и лжи.
(6) Как церквам избежать духовной гибели и следующего за ней суда Христа? В письмах открывается несколько путей, (а) Первое и главное, все церкви должны желать «слышать, что Дух говорит церквам» (Отк. 2:5-7, 16-17, 21). Слово Иисуса Христа должно всегда главен-ствовать в церкви: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею » (Отк. 1:1-5), поскольку Его Слово, как Святой Дух открыл новозаветным апостолам, является тем, чем церкви должны проверять свои верования и действия и обновлять свою духовную жизнь (2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22). (б) Церкви должны постоянно проверять свое духовное состояние перед Богом и, если необходимо, исправлять свое отношение к мирскому и аморальному среди членов церкви (Отк. 2:4, 14-15, 20; 3:1-2, 14-17). (в) Духовное падение любой церкви или группы можно остановить только при чистосердечном покаянии в грехе и возвращении к первой любви, истине, чистоте и силе Иисуса Христа и библейского откровения (2:5-7, 16-17; 3:1-3, 15-22).
Отк. 1:19-20. «Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей».
Послания Христа к семи церквам на западе Малой Азии (см. Отк. 1:4) направлены на предупреждение, увещевание и просвещение верующих и церквей во все века (ср. 2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22). Важность этих посланий к церквам сегодня состоит в следую-щем: (1) в посланиях открылось, что же Сам Иисус Христос любит и ценит в Своих церквах, а также что именно Он ненавидит и обличает;
(2) в них содержатся четкие высказывания Христа относительно (а) по-следствий неповиновения и духовного пренебрежения, а также (б) возна-граждения за духовное бодрствование и верность Христу; (3) послания содержат стандарты, по которым всякая церковь или человек может судить об истинном состоянии своего духа пред Богом; (4) в них при-водятся примеры методов сатанинских атак против церкви или христиан. Настоящая статья исследует каждый из приведенных аспектов, используя форму вопросов и ответов.
(1) Что одобряет Христос? Христос хвалит церковь за неприятие злых людей (Отк. 2:2); за проверку жизни, учения и притязаний христианских лидеров (Отк. 2:2); за стойкость в вере, любви, свидетельстве, служении и страданиях за Христа (2:3, 10, 13, 19, 26); за ненависть к тому, что ненавидит Бог (2:6); за преодоление греха, сатаны и безбожного мира (2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21); за отказ принимать неправедность в мире и мирское в церкви (2:24; 3:4) и за сохранение Слова Божьего (3:8, 10).
(2) Как Христос вознаградит те церкви, которые проявят стойкость и останутся верными Ему и Его Слову? Он вознаградит такие церкви тем, что: (а) освободит их от времени испытаний, которое придет для всего мира: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле». (3:10); (б) даст им любовь, Свое присутствие и близкую дружбу: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (3:20) и (в) благословит их вечной жизнью с Богом (Отк. 2:11, 17, 26; 3:5, 12; 21:7).
(3) Что обличает Христос? Христос обличает церковь за отказ от тесной личной приверженности к Нему и к Богу: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». (Отк. 2:4); за отход от библейской веры; за поощрение аморальных церковных лидеров, учителей: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное». (2:14-15, 20); за то, что она умерла духовно «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». (3:1);
за приверженность внешнему успеху и пренебрежение : «Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». (3:17) к истинной духовности, то есть чистоте, праведности и духовной мудрости: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». (3:18).
(4) Как Христос наказывает церкви, которые духовно деградируют и поощряют аморальность в своей среде? Он наказывает такие церкви:
(а) изгоняя их из Царства Божьего: «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». (Отк. 2:5; 3:16); (б) лишая их присутствия Бога, великой силы Святого Духа, истинного библейского спасения и защиты ее членов от разрушения сатаной (Отк. 2:5, 16, 22-23; 3:4, 16; см. Мф. 13, касающаяся добра и зла внутри Царства Небесного в этом веке) и (в) подвергая их лидеров суду Божьему: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим». (Отк. 2:20-23).
(5) Что открывают послания Христа относительно естественной склонности церквей к духовной закостенелости и отступничеству? (а) Семь посланий утверждают, что это наследственная тенденция церквей к ошибкам, принятию ложных учений, злу и антибожественным элементам мира: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (см. Гал. 5:17), (б) Кроме того, мы видим, что на церкви часто влияют отступники, злые и неверные люди: «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное». (Отк. 2:2, 20). По этой причине настоящее духовное состояние церкви никогда нельзя считать истинным показателем Божьей воли или единственным критерием для определения правды и доктрины. Евангелие, то есть первоначальное послание Христа и Апостолов, есть единственное мерило правды и лжи.
(6) Как церквам избежать духовной гибели и следующего за ней суда Христа? В письмах открывается несколько путей, (а) Первое и главное, все церкви должны желать «слышать, что Дух говорит церквам» (Отк. 2:5-7, 16-17, 21). Слово Иисуса Христа должно всегда главен-ствовать в церкви: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею » (Отк. 1:1-5), поскольку Его Слово, как Святой Дух открыл новозаветным апостолам, является тем, чем церкви должны проверять свои верования и действия и обновлять свою духовную жизнь (2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22). (б) Церкви должны постоянно проверять свое духовное состояние перед Богом и, если необходимо, исправлять свое отношение к мирскому и аморальному среди членов церкви (Отк. 2:4, 14-15, 20; 3:1-2, 14-17). (в) Духовное падение любой церкви или группы можно остановить только при чистосердечном покаянии в грехе и возвращении к первой любви, истине, чистоте и силе Иисуса Христа и библейского откровения (2:5-7, 16-17; 3:1-3, 15-22).
Комментарий