Дела плоти и плод Духа
Гал. 5:22-23. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».
Ни одно место Библии не рисует столь ярко контраст между образом жизни исполненного Духом верующего и греховной человеческой природой, как Гал. 5:16-26 « Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».. Павел не только обсуждает общие различия в стиле жизни, подчеркивая, что Дух и плоть враждуют друг с другом, но он включает сюда и конкретный перечень как дел плоти, так и плода Духа.
ДЕЛА ПЛОТИ. «Плоть» (греч. «саркс») - это греховная составляющая человеческой природы с ее растленными желаниями. Она остается в христианине после его обращения и является в нем мертвым элементом: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. 8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут, ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». (Рим. 8:6-8, 13); (Гал. 5:17, 21). Те, кто творят дела плоти, не наследуют царства Божьего: « ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал. 5:21). Поэтому делам плоти следует противиться и умерщвлять их в постоянной битве, которую верующий ведет Святым Духом (Рим. 8:4-14; см. Гал. 5:17, примечание). Дела плоти (Гал. 5:19-21) включают:
(1) «прелюбодеяние» (греч. «мойхейа»), т.е. половые отношения состоящего в браке человека с кем-либо, кроме супруга или супруги (ср. Исх. 20:14; Втор. 5:18); «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». (Мф. 5:31-32);
(2) «блуд» (греч. «порнейа»), т.е. безнравственное половое поведение или сношение; сюда входит удовольствие от порнографических фото-графий, фильмов или книг (ср. Мф. 5:32; 19:9; Деян. 15:20, 29; 21:25; «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего». (1 Кор. 5:1);
(3) «нечистота» (греч. «акатарсиа»), т.е. половые грехи, злые дела и пороки, включая мысли и желание сердца: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым». (Еф. 5:3); «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол. 3:5);
(4) «непотребство» (греч. «азелдейа»), т.е. чувственность, следование за своими страстями и желаниями до такой степени, чтобы утратить стыд «чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали». (2 Кор. 12:21);
(5) «идолослужение» (греч. «эйдололатриа»), т.е. поклонение духам, личностям или изваянным изображениям, а также упование на какую-то личность, организацию или явление как на равное или превышающее Бога и Его Слово (Кол. 3:5);
(6) «волшебство» (греч. «фармакейа»), т.е. колдовство, спиритизм, черная магия, поклонение демонам и использование наркотиков для «духовных» переживаний (Исх. 7:11, 22; 8:18); «И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем. и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы». (Отк. 9:21; 18:23);
(7) «вражда» (греч. «эхтра»), т.е. сильные враждебные чувства и действия, крайняя неприязнь или вражда;
(8) «ссоры» (греч. «эрис»), т.е. раздоры, антагонизм, борьба за первенство (Рим. 1:29; 1 Кор. 1:11; 3:3);
(9) «зависть» (греч. «зелос»), т.е. огорчение, зависть по поводу чужого успеха (Рим. 13:13; 1 Кор. 3:3);
(10) «гнев» (греч. «тумос»), т.е. вспыльчивость, ярость, выражающаяся в жестоких словах и действиях (Кол. 3:8);
(11) «распри» (греч. «эритейа»), т.е. эгоистические амбиции и стремление к власти (2 Кор. 12:20; Фил. 1:16-17);
(12) «разногласия» (греч. «дихостазиа»), т.е. введение разделяющих учений, не поддерживаемых Словом Божьим (Рим. 16:17);
(13) «ереси» (греч. «хайрезис»), т.е. разделения в пастве на эгоисти-ческие группы или кучки, разрушающие единство церкви: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». (1 Кор. 11:19);
(14) «ненависть» (греч. «фтонос»), т.е. обидчивая неприязнь к другому, имеющему то, что ты бы хотел (зависть);
(15) «убийства» (греч. «фонос»), т.е. беззаконное и злостное убийство человека;
(16) «пьянство» (греч. «мете»), т.е. лишение контроля над своим физическим или умственным состоянием из-за алкоголя;
(17) «бесчинство» (греч. «комос»), т.е. чрезмерные меры, оргии, вечеринки, включающие алкоголь, наркотики, секс и т.п.
Последнее замечание Павла о делах плоти жестко и сурово: любой так называемый христианин, занимающийся такими делами, лишает себя Царства Божьего, т.е. теряет вечное спасение (Гал. 5:21; см. 1 Кор. 6:9).
ПЛОД ДУХА. В противоположность делам плоти есть некий цельный образ жизни, названный «плодом Духа». Он производится в Божьих детях по мере того, как они позволяют Духу так направлять и влиять на их жизни, чтобы уничтожить власть греха, особенно дела плоти, и ходить в общении с Богом (см. Рим. 8:5-14; 8:14; ср. 2 Кор. 6:6; Еф. 4:2-3; 5:9; Кол, 3:12-15; 2 Пет. 1:4-9). Плод Духа включает:
(1) «любовь» (греч. «агапе»), т.е. заботу и стремление к высшему благу другого без мотивов личной выгоды: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». (Рим. 5:5); (1 Кор. 13; Еф. 5:2; Кол. 3:14);
(2) «радость» (греч. «хара»), т.е. чувство радости, основанное на любви, благословениях, благодати, обетованиях и близости Бога, что принадлежит тем, кто верят в Христа: «Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего». (Пс. 118:16); (2 Кор. 6:10; 12:9; Фил. 1:14; 1 Пет. 1:8).
(3) «мир» (греч. «эйрене»), т.е. тишина, спокойствие сердца и разума, основанные на знании, что все благополучно между верующим и его небесным Отцом: «Бог же мира да будет со всеми вами, аминь». (Рим. 15:33); (Фил. 4:7; 1 Фесс. 5:23; Евр. 13:20);
(4) «долготерпение» (греч. «макротумиа»), т.е. терпение, стойкость, медленность на гнев или отчаяние: «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4:2); «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении» (2 Тим. 3:10); «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» ( Евр. 12:1);
(5) «благость» (греч. «хрестозес»), т.е. нежелание ранить другого или причинить боль (Еф. 4:32; Кол. 3:12; 1 Пет. 2:3);
(6) «милосердие» (греч. «агатосуна»), т.е. ревность за истину и праведность и ненависть ко злу; оно может быть выражено в делах доброты (Лк. 7:37-50) или обличения и исправления зла: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (Мф. 21:12-13);
(7) «вера» (греч. «пистис»), т.е. верность, твердая и непоколебимая преданность и приверженность к тому, с кем ты связан обещанием, соглашением; надежность и честность: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». (Мф. 23:23); (Рим. 3:3; 1 Тим. 6:12; 2 Тим. 2:2; 4:7; Тит. 2:10);
(8) «кротость» (греч. «праутес»), т.е. сдержанность, соединенная с силой и мужеством; это свойство характеризует человека, который может гневаться там, где необходим гнев, но смиренно подчиниться там, где необходимо смирение (2 Тим. 2:25; 1 Пет. 3:15; о кротости в Иисусе, ср. Мф. 11:29 с Мф. 23 и Мк. 3:5; в Павле, ср. 2 Кор. 10:1 с 10:4-6 и Гал. 1:9; в Моисее, ср. Числ. 12:3 с Исх. 32:19-20);
(9) «воздержание» (греч. «эгкратейа»), т.е. власть или господство над своими желаниями и страстями, включая верность брачным обетам, а также чистоту: «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного». (1 Кор. 7:9; 9:25); «но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» (Тит. 1:8; 2:5).
Последнее высказывание Павла о плоде Духа указывает, что нет ограничения стилю жизни, описанному здесь. Христиане могут, фактически должны практиковать эти качества вновь и вновь; они нигде не найдут закона, который бы запрещал им жить по этим принципам.
Гал. 5:22-23. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».
Ни одно место Библии не рисует столь ярко контраст между образом жизни исполненного Духом верующего и греховной человеческой природой, как Гал. 5:16-26 « Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».. Павел не только обсуждает общие различия в стиле жизни, подчеркивая, что Дух и плоть враждуют друг с другом, но он включает сюда и конкретный перечень как дел плоти, так и плода Духа.
ДЕЛА ПЛОТИ. «Плоть» (греч. «саркс») - это греховная составляющая человеческой природы с ее растленными желаниями. Она остается в христианине после его обращения и является в нем мертвым элементом: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. 8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут, ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». (Рим. 8:6-8, 13); (Гал. 5:17, 21). Те, кто творят дела плоти, не наследуют царства Божьего: « ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал. 5:21). Поэтому делам плоти следует противиться и умерщвлять их в постоянной битве, которую верующий ведет Святым Духом (Рим. 8:4-14; см. Гал. 5:17, примечание). Дела плоти (Гал. 5:19-21) включают:
(1) «прелюбодеяние» (греч. «мойхейа»), т.е. половые отношения состоящего в браке человека с кем-либо, кроме супруга или супруги (ср. Исх. 20:14; Втор. 5:18); «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». (Мф. 5:31-32);
(2) «блуд» (греч. «порнейа»), т.е. безнравственное половое поведение или сношение; сюда входит удовольствие от порнографических фото-графий, фильмов или книг (ср. Мф. 5:32; 19:9; Деян. 15:20, 29; 21:25; «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего». (1 Кор. 5:1);
(3) «нечистота» (греч. «акатарсиа»), т.е. половые грехи, злые дела и пороки, включая мысли и желание сердца: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым». (Еф. 5:3); «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол. 3:5);
(4) «непотребство» (греч. «азелдейа»), т.е. чувственность, следование за своими страстями и желаниями до такой степени, чтобы утратить стыд «чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали». (2 Кор. 12:21);
(5) «идолослужение» (греч. «эйдололатриа»), т.е. поклонение духам, личностям или изваянным изображениям, а также упование на какую-то личность, организацию или явление как на равное или превышающее Бога и Его Слово (Кол. 3:5);
(6) «волшебство» (греч. «фармакейа»), т.е. колдовство, спиритизм, черная магия, поклонение демонам и использование наркотиков для «духовных» переживаний (Исх. 7:11, 22; 8:18); «И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем. и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы». (Отк. 9:21; 18:23);
(7) «вражда» (греч. «эхтра»), т.е. сильные враждебные чувства и действия, крайняя неприязнь или вражда;
(8) «ссоры» (греч. «эрис»), т.е. раздоры, антагонизм, борьба за первенство (Рим. 1:29; 1 Кор. 1:11; 3:3);
(9) «зависть» (греч. «зелос»), т.е. огорчение, зависть по поводу чужого успеха (Рим. 13:13; 1 Кор. 3:3);
(10) «гнев» (греч. «тумос»), т.е. вспыльчивость, ярость, выражающаяся в жестоких словах и действиях (Кол. 3:8);
(11) «распри» (греч. «эритейа»), т.е. эгоистические амбиции и стремление к власти (2 Кор. 12:20; Фил. 1:16-17);
(12) «разногласия» (греч. «дихостазиа»), т.е. введение разделяющих учений, не поддерживаемых Словом Божьим (Рим. 16:17);
(13) «ереси» (греч. «хайрезис»), т.е. разделения в пастве на эгоисти-ческие группы или кучки, разрушающие единство церкви: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». (1 Кор. 11:19);
(14) «ненависть» (греч. «фтонос»), т.е. обидчивая неприязнь к другому, имеющему то, что ты бы хотел (зависть);
(15) «убийства» (греч. «фонос»), т.е. беззаконное и злостное убийство человека;
(16) «пьянство» (греч. «мете»), т.е. лишение контроля над своим физическим или умственным состоянием из-за алкоголя;
(17) «бесчинство» (греч. «комос»), т.е. чрезмерные меры, оргии, вечеринки, включающие алкоголь, наркотики, секс и т.п.
Последнее замечание Павла о делах плоти жестко и сурово: любой так называемый христианин, занимающийся такими делами, лишает себя Царства Божьего, т.е. теряет вечное спасение (Гал. 5:21; см. 1 Кор. 6:9).
ПЛОД ДУХА. В противоположность делам плоти есть некий цельный образ жизни, названный «плодом Духа». Он производится в Божьих детях по мере того, как они позволяют Духу так направлять и влиять на их жизни, чтобы уничтожить власть греха, особенно дела плоти, и ходить в общении с Богом (см. Рим. 8:5-14; 8:14; ср. 2 Кор. 6:6; Еф. 4:2-3; 5:9; Кол, 3:12-15; 2 Пет. 1:4-9). Плод Духа включает:
(1) «любовь» (греч. «агапе»), т.е. заботу и стремление к высшему благу другого без мотивов личной выгоды: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». (Рим. 5:5); (1 Кор. 13; Еф. 5:2; Кол. 3:14);
(2) «радость» (греч. «хара»), т.е. чувство радости, основанное на любви, благословениях, благодати, обетованиях и близости Бога, что принадлежит тем, кто верят в Христа: «Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего». (Пс. 118:16); (2 Кор. 6:10; 12:9; Фил. 1:14; 1 Пет. 1:8).
(3) «мир» (греч. «эйрене»), т.е. тишина, спокойствие сердца и разума, основанные на знании, что все благополучно между верующим и его небесным Отцом: «Бог же мира да будет со всеми вами, аминь». (Рим. 15:33); (Фил. 4:7; 1 Фесс. 5:23; Евр. 13:20);
(4) «долготерпение» (греч. «макротумиа»), т.е. терпение, стойкость, медленность на гнев или отчаяние: «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4:2); «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении» (2 Тим. 3:10); «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» ( Евр. 12:1);
(5) «благость» (греч. «хрестозес»), т.е. нежелание ранить другого или причинить боль (Еф. 4:32; Кол. 3:12; 1 Пет. 2:3);
(6) «милосердие» (греч. «агатосуна»), т.е. ревность за истину и праведность и ненависть ко злу; оно может быть выражено в делах доброты (Лк. 7:37-50) или обличения и исправления зла: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (Мф. 21:12-13);
(7) «вера» (греч. «пистис»), т.е. верность, твердая и непоколебимая преданность и приверженность к тому, с кем ты связан обещанием, соглашением; надежность и честность: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». (Мф. 23:23); (Рим. 3:3; 1 Тим. 6:12; 2 Тим. 2:2; 4:7; Тит. 2:10);
(8) «кротость» (греч. «праутес»), т.е. сдержанность, соединенная с силой и мужеством; это свойство характеризует человека, который может гневаться там, где необходим гнев, но смиренно подчиниться там, где необходимо смирение (2 Тим. 2:25; 1 Пет. 3:15; о кротости в Иисусе, ср. Мф. 11:29 с Мф. 23 и Мк. 3:5; в Павле, ср. 2 Кор. 10:1 с 10:4-6 и Гал. 1:9; в Моисее, ср. Числ. 12:3 с Исх. 32:19-20);
(9) «воздержание» (греч. «эгкратейа»), т.е. власть или господство над своими желаниями и страстями, включая верность брачным обетам, а также чистоту: «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного». (1 Кор. 7:9; 9:25); «но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» (Тит. 1:8; 2:5).
Последнее высказывание Павла о плоде Духа указывает, что нет ограничения стилю жизни, описанному здесь. Христиане могут, фактически должны практиковать эти качества вновь и вновь; они нигде не найдут закона, который бы запрещал им жить по этим принципам.
Комментарий