Что такое добро.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • VAlex
    Статус

    • 06 January 2005
    • 2687

    #1

    Что такое добро.

    Довольно любопытная статья, предлагаю обсудить

    Вопрос о выборе между «хорошим» и «плохим» не теоретическая проблема, нам приходится сталкиваться с ней ежедневно. Многие, правда, на протяжении всей своей сознательной жизни не задаются такими вопросами, обходясь без поиска критериев для этого. Но для большинства людей характерна потребность соотносить поведение, как свое, так и окружающих, с нормами морали. И немного найдется таких, кто во всеуслышание готов заявить, что проблемы добра и зла его не волнуют, обычно люди отказываются руководствоваться моральными принципами, не акцентируя на этом внимание окружающих. Есть и такие, кто «перестал различать добро и зло, склоняясь, впрочем, в сторону последнего», подобно Саки, герою романа Г.-Г. Мунро «Тобер-мори».
    Подобное безразличие, принятое как руководство к действию некоторыми политиками и «деловыми людьми», представляет собой, по сути, четкий выбор. Игнорируя постулаты морали, они тем самым выбирают зло, что не так романтично, как у Бодлера в «Цветах зла», зато практично.
    Можно ли воспринимать закон как руководство для принятия моральных решений, как воплощение «морального добра», если на самом деле он создан для поддержания общественного порядка? Сегодня закон уже вовсе не претендует на право решать, что есть добро, а что зло. До сих пор законодатели различных стран по привычке или в политических целях говорят о том, что правовые системы тесно связаны с моралью. Однако правда состоит в том, что эти системы заботятся в основном о своей внутренней непротиворечивости и об отражении настроений и желаний общества.


    Полная версия здесь Книга "Простые слова", А.Штейнзальц
    // Никто ни в чем не может быть уверен и каждый новый день как дар Творца.
    Мои стихи и созерцания- http://www.4oru.org/slovo.0.0.VAlex.html
    Киевский подростковый клуб "Перевал" палаточные лагеря, походы, семинары.
  • Sunny smile
    Участник

    • 15 January 2006
    • 299

    #2
    А раньше закон разве претендавал на право за нас решать что есть добро,а что есть зло?
    Вроде бы человек сам делает выбор,руководствуясь своей нравственностью и совестью...И у каждого она своя..
    Если у нас приоритет-Бог,то он поможет нам расставить все по своим местам.:yes:

    "Любовь пришла и стала как мы,но не узнали ее...
    И стала как мы,чтоб стали мы ,как она"(гр"Новый Иерусалим")


    -Любовь спасет мир...
    -Любовь УЖЕ спасла мир.!

    Комментарий

    • KPbI3
      Отключен

      • 27 February 2003
      • 29661

      #3
      До сих пор законодатели различных стран по привычке или в политических целях говорят о том, что правовые системы тесно связаны с моралью. Однако правда состоит в том, что эти системы заботятся в основном о своей внутренней непротиворечивости и об отражении настроений и желаний общества.

      Незачот. Тема морали не раскрыта.

      Комментарий

      • Orly
        Ветеран

        • 01 November 2003
        • 10371

        #4
        Да,как это ни неожиданного для такого блестящего философа как рав Штейнзальц,он задает вопросы и не в состоянии найти ответов.
        Этот его материал откровенно слаб:слово рава пытается взлететь,но не может,подобно птице без крыльев. Труды по кабале у него получаются лучше,а вот в вопросах различения добра и зла-удивил.

        Автор пытается найти абсолютные параметры морали и не находит их,завершая свою статью на совсем упаднической ноте:
        "Легко ли постичь столь многомерное добро? Наверное, нет; но сам поиск его делает людей лучше"

        Эти параметры ищутся автором и в словах ветхозаветных пророков,и в размышлениях Канта.
        Приводится классическое изречение Гилеля:"Не делай другому то,что не хотел бы для себя".Затем говорится о каких-то безымянных "мудрецах",добавивших к этому,что под словом "другому"подразумеваются не только люди,но и Всевышний.Все бы хорошо в этом принципе Гилеля,не будь он подан в форме отрицания.

        Рав Штейнзальц,как известный древнегреческий философ,ходит с заженной свечой среди белого дня и ищет солнце,упорно не желая вспоминать о галилейском проповеднике,изрекшем абсолютный и совершенный моральный критерий:"Возлюби Бога и ближнего как самого себя".
        Человек человеку-радость.

        Комментарий

        • KPbI3
          Отключен

          • 27 February 2003
          • 29661

          #5
          Орли

          Да,как это ни неожиданного для такого блестящего философа


          А я думал, это какой то школяр написал. Может у него маразм?

          упорно не желая вспоминать о галилейском проповеднике,изрекшем абсолютный и совершенный моральный критерий:"Возлюби Бога и ближнего как самого себя".

          У каждого своя мерка любви, некоторые себе наносят увечья, избави меня Аллах от таких любовников.

          Комментарий

          • Иосифович
            Участник

            • 04 September 2006
            • 312

            #6
            Сообщение от Orly
            Автор пытается найти абсолютные параметры морали и не находит их,завершая свою статью на совсем упаднической ноте: "Легко ли постичь столь многомерное добро? Наверное, нет; но сам поиск его делает людей лучше"
            Сообщение от Orly

            А на самом деле статья заключается не двумя отдельно висящими "упадочными нотами" , а следующим:

            "В древнем сборнике поучений, посвященном вопросам морали, приведены четыре точки зрения на имущественные отношения. Вот одна из них: «[Тот, кто говорит] Мое мое, а твое твое, обыватель; некоторые авторитеты] считают, что таким было мнение жителей Содома»8. Такая мораль может привести к разгулу насилия и жестокости. Люди, для которых не существует понятие «Небеса», могут однажды обнаружить, что под ногами у них нет и той земли, по которой они могли бы уверенно ступать. Легко ли постичь столь многомерное добро? Наверное, нет; но сам поиск его делает людей лучше."
            ---
            Последний раз редактировалось Иосифович; 19 December 2006, 02:46 PM.
            "Всё познаётся в сравнении"

            Комментарий

            • Иосифович
              Участник

              • 04 September 2006
              • 312

              #7
              Сообщение от Orly
              Рав Штейнзальц,как известный древнегреческий философ,ходит с заженной свечой среди белого дня и ищет солнце,упорно не желая вспоминать о галилейском проповеднике,изрекшем абсолютный и совершенный моральный критерий:"Возлюби Бога и ближнего как самого себя".


              Вы будете смеяться, но Америка, представьте себе, существовала и ДО того как туда добрались благочестивые христиане и открыли её ДЛЯ СЕБЯ.

              Профессор, доктор и раввин А.Штейнзальц приводит эту цитату из трактата "Пиркей-Авот" ч.5 гл. 10 - собрания избранных изречений древних еврейских мудрецов, среди которых можно найти и афоризмы учителей Торы, живших на Святой Земле и в Галилее в частности, и проповедовавших Тору и заповеди Господни зачастую - ценою жизни - и в эпоху владычества идолопоклонников-греков, и в сменившую её эпоху владычества идолопоклонников-римлян.
              Последний раз редактировалось Иосифович; 19 December 2006, 03:41 PM.
              "Всё познаётся в сравнении"

              Комментарий

              • VAlex
                Статус

                • 06 January 2005
                • 2687

                #8
                Сообщение от Sunny smile
                А раньше закон разве претендавал на право за нас решать что есть добро,а что есть зло?
                Вроде бы человек сам делает выбор,руководствуясь своей нравственностью и совестью...И у каждого она своя..
                Закон даный Богом через Моисея определял, чтоб еврейские и не еврейские совести согласовывали свои представления о правде с законом.
                // Никто ни в чем не может быть уверен и каждый новый день как дар Творца.
                Мои стихи и созерцания- http://www.4oru.org/slovo.0.0.VAlex.html
                Киевский подростковый клуб "Перевал" палаточные лагеря, походы, семинары.

                Комментарий

                • VAlex
                  Статус

                  • 06 January 2005
                  • 2687

                  #9
                  Сообщение от KPbI3
                  Орли
                  А я думал, это какой то школяр написал. Может у него маразм?
                  Либо вы неспособны воспринимать философские труды.
                  // Никто ни в чем не может быть уверен и каждый новый день как дар Творца.
                  Мои стихи и созерцания- http://www.4oru.org/slovo.0.0.VAlex.html
                  Киевский подростковый клуб "Перевал" палаточные лагеря, походы, семинары.

                  Комментарий

                  • Orly
                    Ветеран

                    • 01 November 2003
                    • 10371

                    #10
                    Сообщение от Иосифович


                    А на самом деле статья заключается не двумя отдельно висящими "упадочными нотами" , а следующим:

                    "В древнем сборнике поучений, посвященном вопросам морали, приведены четыре точки зрения на имущественные отношения. Вот одна из них: «[Тот, кто говорит] Мое мое, а твое твое, обыватель; некоторые авторитеты] считают, что таким было мнение жителей Содома»8. Такая мораль может привести к разгулу насилия и жестокости. Люди, для которых не существует понятие «Небеса», могут однажды обнаружить, что под ногами у них нет и той земли, по которой они могли бы уверенно ступать. Легко ли постичь столь многомерное добро? Наверное, нет; но сам поиск его делает людей лучше."
                    ---
                    Уважаемый Иосифович,
                    Насчет ''мое-мое,твое-твое".Недавно мне довелось услышать парадоксальную фразу,-правда в переводе на русский немного теряется парадоксальность,но все же вот она:

                    Если моё-моё,а твоё-твоё,то моё-не твоё,а твоё-не моё;
                    но если моё-не моё,и твоё-не твоё,то моё-твоё,а твоё-моё.

                    Так израильская народная мудрость перефразировала фразу из старого сухого сборника поучений по морали,переделав выражение имущественных отношений в формулу любви.Потому что есть единственный верный критерий морали-любовь.Этот критерий дан:вложен в сердце,как инстинкт,и подтвержден словом Писания.
                    Так зачем еще изобретать велосипед?

                    Аhавта ле реэха камоха-люби ближнего как самого себя. -об этом на многие лады повторяет Танах.
                    Зачем искать долгий путь и блуждать в дебрях умственных измышлений,когда есть короткий путь-сверять каждый поступок по любви.

                    Ибо Слово(Господа)близко душе твоей,оно на устах твоих,в сердце твоем,и испонится оно.
                    Это слово-Любовь,потому что Бог есть Любовь Надо только найти это слово в своей душе и исполнить его.

                    И напоследок цитата из сильной книги Ади Штейнзальца,которого я очень ценю за глубину(чего,увы,не скажешь о работе,положившей начало этой теме) "Творящее слово":

                    "И как любит человек свою душу и свою жизнь,так он будет любить Бога,когда осознает и отразит в сердце своем,что Бог-его настоящая душа и истинная жизнь."
                    Человек человеку-радость.

                    Комментарий

                    • VAlex
                      Статус

                      • 06 January 2005
                      • 2687

                      #11
                      Orly;775813]Уважаемый Иосифович,
                      Потому что есть единственный верный критерий морали-любовь



                      А Крыз, между прочим, сделал дельное замечание.... насчет любви... прочитайте


                      Я считаю что любовь это белый и пушистый хомячок, а вы считаете что это синее небо, для крыза это черный квадрат, а для Иосифовича первая буква свитка,... а кто прав?

                      Посмотрите в корень... ЧТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ.... посмотрели, так по чем вы сверять то собрались.... если вы не знаете, вот от этом, в частности, и говорит Штейнзальц
                      // Никто ни в чем не может быть уверен и каждый новый день как дар Творца.
                      Мои стихи и созерцания- http://www.4oru.org/slovo.0.0.VAlex.html
                      Киевский подростковый клуб "Перевал" палаточные лагеря, походы, семинары.

                      Комментарий

                      • Иосифович
                        Участник

                        • 04 September 2006
                        • 312

                        #12
                        Сообщение от Orly
                        Уважаемый Иосифович,
                        Насчет ''мое-мое,твое-твое".Недавно мне довелось услышать парадоксальную фразу,-правда в переводе на русский немного теряется парадоксальность,но все же вот она:

                        Если моё-моё,а твоё-твоё,то моё-не твоё,а твоё-не моё;
                        но если моё-не моё,и твоё-не твоё,то моё-твоё,а твоё-моё.
                        Эта фраза не парадоксальна, а абсурдна. Потому, что если моё -не моё, то оно и не станет твоим. Иными словами "ЛЮБОВЬ" начинается с любви к себе. Если её нет- Вы никому не можете её подарить.

                        Сообщение от Orly

                        Так израильская народная мудрость перефразировала фразу из старого сухого сборника поучений по морали,переделав выражение имущественных отношений в формулу любви.
                        Это прикол, а не народная мудрость. Но только для тех, кто знаком с первоисточником - трактатом "Пиркей Авот", адресованным в ПЕРВУЮ очередь для наставления судьям Израиля, в котором говорится отдельно и про справедливость и благочестие в вопросах имущественных, и про любовь.


                        К примеру (далее из той же 5-й части трактата гл. 16):


                        כל אהבה שהיא תלויה בדבר, בטל דבר, בטלה אהבה
                        .ושאינה תלויה בדבר, אינה בטלה לעולם
                        איזו היא אהבה התלויה בדבר, זו אהבת אמנון ותמר.
                        ושאינה תלויה בדבר, זו אהבת דויד ויהונתן.

                        перевод:
                        "Любая условленная любовь: исчезает условие- [с ним] исчезает [и] любовь;
                        а безусловная [любовь] -не исчезает никогда.
                        Пример условленной любви - любовь Амнона и Тамар;
                        а [пример] безусловной любви - любовь Давида и Ионатана."

                        Сообщение от Orly
                        Надо только найти это слово в своей душе и исполнить его.
                        всего и делов-то .

                        Сообщение от Orly
                        Надо только найти это слово в своей душе и исполнить его.
                        Путь к Любви, - а "Любовь" - это одно из "имён" Творца , не начинается с заповеди "И люби ближнего твоего как самого себя...". Ваикра (Левит) 19:18 и "И люби Господа Бога твоего..." Дварим (Второзаконие)11:1
                        Как правильно подмечено, эти слова могут быть восприняты только тем, кто уже знает что такое ЛЮБОВЬ. Только тогда он или она смогут направить эту ЛЮБОВЬ по указанным заповедями стезям.
                        Последний раз редактировалось Иосифович; 21 December 2006, 07:10 AM.
                        "Всё познаётся в сравнении"

                        Комментарий

                        Обработка...