ИЗРАИЛЬ В БОЖЬЕМ ПЛАНЕ СПАСЕНИЯ
Рим. 9:6. «Не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те израильтяне, которые от Израиля».
ВВЕДЕНИЕ. В Рим. 9-11 Павел обращается к проблеме Израиля:
прежнего избрания, теперешнего отвержения Евангелия и предстоящего спасения. Эти три главы были написаны в ответ на вопрос верующих иудеев: как могут Божьи обетования Аврааму и израильскому народу оставаться в силе, если народ израильский в целом непричастен Евангелию? Эта статья подводит итог рассуждениям Павла.
ОБЗОР. В рассуждении Павла об Израиле в плане спасения есть три отдельных элемента.
(1) Первое (Рим. 9:6-29) это анализ прежнего избрания Израиля. (а) В 9:6-13 Павел подтверждает, что Божьи обетования Израилю не потеряли ценность, потому что обетования всегда распространялись на верных в народе. Они имели смысл только для истинного Израиля, тех, кто был верен обетованию: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него». (см. Быт. 12:1-3; 17:19). В Израиле всегда есть истинный Израиль («Израиль в Израиле»), который принимает обетования, (б) В Рим. 9:14-29 Павел указывает, что у Бога есть право делать, как Ему угодно, поступая в отношении отдельных людей и народов. У Него есть право отвергнуть народы, если они не повинуются Ему, и право явить милосердие язычникам и предложить им спасение, если Он решит это.
(2) Вторая основная часть рассуждений (Рим. 9:30-10:21) анализирует теперешнее отвержение Евангелия Израилем. Их неприятие Христа произошло не по безусловному решению Бога, а по их собственному неверию и непослушанию (см. Рим. 10:3).
(3) Наконец, Павел объясняет (Рим. 11), что отвержение Израиля это только отчасти, что оно временно. Израиль в конце концов примет Божье спасение во Христе. Есть несколько шагов, ступеней в его рассуждении. (а) Бог не отверг истинный Израиль, потому что Он остается верным «остатку», который в свою очередь остался верным Ему, приняв Христа (11:1-6). (б) То, что теперь Бог ожесточил большинство Израиля, произошло от того, что они отказались верить в Христа (11:7-10; ср. 9:31-10:21). (в) Бог обратил преступление Израиля (например, распятие Христа) в возможность провозглашать спасение всему миру: «Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более полнота их. Ибо если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?» (11:11-12, 15). (г) На протяжении нынешнего времени неверия Израиля как народа спасение отдельных личностей, как иудеев, так и язычников (ср. 10:12-13), зависит от веры в Иисуса Христа (11:13-24). (д) Принятие Иисуса Христа частью Израиля как народа произойдет в будущем (11:25-29). (е) Искреннее желание Бога помиловать всех, как иудеев, так и язычников, и включить в Свое Царство всех, кто верит в Христа (11:30-36; ср. 10:12-13; 11:20-24).
ПЕРСПЕКТИВА. В этих трех главах послания ясно видны несколько направлений.
(1) Рассуждение об Израиле относится прежде всего не к вечной жизни или смерти отдельных людей после их физической смерти. Павел говорит здесь о действиях Бога по отношению к нациям и людям в истории, т.е. о Его праве использовать для Своих целей те или иныенароды или личности по Своему выбору. К примеру, выбор личности Иакова в предпочтении над его же братом Исавом (Рим. 9:11) был выбором для зарождения и употребления народов Израиля и Едома, которые произошли от этих двух людей. Ничего общего этот выбор не имел с их личной вечной участью, с их спасением или гибелью в вечности. Суть в том, что Бог имеет право призывать и возлагать те или иные обязанности на тех людей и те народы, которых Он для этого избирает.
(2) Павел выражает непрестанную озабоченность и сильную скорбь об иудейском народе: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:1-3). Сам факт, что Павел молится за своих соотечественников, чтобы они спаслись, указывает, что он не верит в такое учение о предопределении, которое говорит, что все люди еще до рождения своего предопределены кто для неба, а кто для ада. Наоборот, сердечная жажда и молитва Павла о спасении Израиля отражает желание Бога спасти весь еврейский народ: «Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному». (ср. Рим. 10:21); а также: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» ( Лк. 19:41). Новый Завет нигде не учит, что какие-то люди были предопределены для ада прежде, чем пришли в мир .
(3) Самая важная составляющая всего этого рассуждения это вопрос о вере. Погибшее духовное состояние большинства из Израиля не было предопределено или предрешено Богом произвольно, но пришло как результат их собственной неспособности покориться Божьему плану спасения через веру в Христа: «как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся». (Рим. 9:33; 10:3; 11:20). Однако многие язычники приняли Божий путь веры и достигли праведности, которая по вере. Они повиновались Богу через веру и стали «сынами Бога живого» (9:25-26). Это подчеркивает важность послушания вере (1:5; 16:26) в отношении Божьего призвания и избрания.
(4) Надежда по-прежнему существует для израильского народа, если он прекратит свое неверие: « Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их ». (Рим. 11:23). Точно так же и верующие язычники, которые теперь часть Божьей церкви, предупреждаются, что и для них есть еще опасность отпасть от спасения. Поэтому, как и израильтяне, они должны быть внимательны и со страхом хранить себя в вере (11:20-23). Это предупреждение имеет сегодня такую же силу, как и во времена, когда Павел написал его.
Рим. 9:6. «Не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те израильтяне, которые от Израиля».
ВВЕДЕНИЕ. В Рим. 9-11 Павел обращается к проблеме Израиля:
прежнего избрания, теперешнего отвержения Евангелия и предстоящего спасения. Эти три главы были написаны в ответ на вопрос верующих иудеев: как могут Божьи обетования Аврааму и израильскому народу оставаться в силе, если народ израильский в целом непричастен Евангелию? Эта статья подводит итог рассуждениям Павла.
ОБЗОР. В рассуждении Павла об Израиле в плане спасения есть три отдельных элемента.
(1) Первое (Рим. 9:6-29) это анализ прежнего избрания Израиля. (а) В 9:6-13 Павел подтверждает, что Божьи обетования Израилю не потеряли ценность, потому что обетования всегда распространялись на верных в народе. Они имели смысл только для истинного Израиля, тех, кто был верен обетованию: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него». (см. Быт. 12:1-3; 17:19). В Израиле всегда есть истинный Израиль («Израиль в Израиле»), который принимает обетования, (б) В Рим. 9:14-29 Павел указывает, что у Бога есть право делать, как Ему угодно, поступая в отношении отдельных людей и народов. У Него есть право отвергнуть народы, если они не повинуются Ему, и право явить милосердие язычникам и предложить им спасение, если Он решит это.
(2) Вторая основная часть рассуждений (Рим. 9:30-10:21) анализирует теперешнее отвержение Евангелия Израилем. Их неприятие Христа произошло не по безусловному решению Бога, а по их собственному неверию и непослушанию (см. Рим. 10:3).
(3) Наконец, Павел объясняет (Рим. 11), что отвержение Израиля это только отчасти, что оно временно. Израиль в конце концов примет Божье спасение во Христе. Есть несколько шагов, ступеней в его рассуждении. (а) Бог не отверг истинный Израиль, потому что Он остается верным «остатку», который в свою очередь остался верным Ему, приняв Христа (11:1-6). (б) То, что теперь Бог ожесточил большинство Израиля, произошло от того, что они отказались верить в Христа (11:7-10; ср. 9:31-10:21). (в) Бог обратил преступление Израиля (например, распятие Христа) в возможность провозглашать спасение всему миру: «Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более полнота их. Ибо если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?» (11:11-12, 15). (г) На протяжении нынешнего времени неверия Израиля как народа спасение отдельных личностей, как иудеев, так и язычников (ср. 10:12-13), зависит от веры в Иисуса Христа (11:13-24). (д) Принятие Иисуса Христа частью Израиля как народа произойдет в будущем (11:25-29). (е) Искреннее желание Бога помиловать всех, как иудеев, так и язычников, и включить в Свое Царство всех, кто верит в Христа (11:30-36; ср. 10:12-13; 11:20-24).
ПЕРСПЕКТИВА. В этих трех главах послания ясно видны несколько направлений.
(1) Рассуждение об Израиле относится прежде всего не к вечной жизни или смерти отдельных людей после их физической смерти. Павел говорит здесь о действиях Бога по отношению к нациям и людям в истории, т.е. о Его праве использовать для Своих целей те или иныенароды или личности по Своему выбору. К примеру, выбор личности Иакова в предпочтении над его же братом Исавом (Рим. 9:11) был выбором для зарождения и употребления народов Израиля и Едома, которые произошли от этих двух людей. Ничего общего этот выбор не имел с их личной вечной участью, с их спасением или гибелью в вечности. Суть в том, что Бог имеет право призывать и возлагать те или иные обязанности на тех людей и те народы, которых Он для этого избирает.
(2) Павел выражает непрестанную озабоченность и сильную скорбь об иудейском народе: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:1-3). Сам факт, что Павел молится за своих соотечественников, чтобы они спаслись, указывает, что он не верит в такое учение о предопределении, которое говорит, что все люди еще до рождения своего предопределены кто для неба, а кто для ада. Наоборот, сердечная жажда и молитва Павла о спасении Израиля отражает желание Бога спасти весь еврейский народ: «Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному». (ср. Рим. 10:21); а также: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» ( Лк. 19:41). Новый Завет нигде не учит, что какие-то люди были предопределены для ада прежде, чем пришли в мир .
(3) Самая важная составляющая всего этого рассуждения это вопрос о вере. Погибшее духовное состояние большинства из Израиля не было предопределено или предрешено Богом произвольно, но пришло как результат их собственной неспособности покориться Божьему плану спасения через веру в Христа: «как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся». (Рим. 9:33; 10:3; 11:20). Однако многие язычники приняли Божий путь веры и достигли праведности, которая по вере. Они повиновались Богу через веру и стали «сынами Бога живого» (9:25-26). Это подчеркивает важность послушания вере (1:5; 16:26) в отношении Божьего призвания и избрания.
(4) Надежда по-прежнему существует для израильского народа, если он прекратит свое неверие: « Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их ». (Рим. 11:23). Точно так же и верующие язычники, которые теперь часть Божьей церкви, предупреждаются, что и для них есть еще опасность отпасть от спасения. Поэтому, как и израильтяне, они должны быть внимательны и со страхом хранить себя в вере (11:20-23). Это предупреждение имеет сегодня такую же силу, как и во времена, когда Павел написал его.
Комментарий