РАННЯЯ ЦЕРКОВЬ
Рождением Церкви считается днём сошествия Святого Духа на землю это праздник Пятидесятницы. Слово «церковь» происходит от греческого «киракос» «дом Господень», но в старославянском и русском текстах Священного Писания «церковь» соответствует греческому слову «экклесия» «собрание (призванных)». Считалось, что избранность ветхозаветного Израиля унаследовала Христианская Церковь новозаветный Израиль, новый народ Божий, перешагнувший через расовые, национально-культурные и государственные границы, где все люли одинаковы и равны между собой. Глава Христианской Церкви - Сам Христос.
Первая христианская Церковь родилась в Иерусалиме. В первые годы своего существования члены иерусалимской общины, включая апостолов, отнюдь не считали себя последователями новой религии и были совершенно уверены, что являются правоверными иудеями, сумевшими в отличие от остальных распознать Мессию, о приходе которого возвещали древние пророки. Они, как и прежде, верили в Бога своих праотцов, вручившего Моисею скрижали Завета, слушали чтение Торы в синагогах, в положенные дни посещали Иерусалимский храм, где обычно собирались в Соломоновом притворе. Однако уже Иерусалимский собор (собрание апостолов), состоявшийся в 50 г., принял решение о необязательном исполнении иудейских обрядов для христиан неевреев. Члены же иерусалимской христианской общины продолжали соблюдать обычаи отцов. Порядок и принципы построения богослужений, священные книги, опыт молитвы и жизнь по вере древних иудеев были заимствованы всем христианским миром.
В жизни ранней Церкви и каждого её члена особое место занимали два таинства крещение и евхаристия (хлебопреломление). Они положили начало христианскому богослужению. Крещение означало вступление в Церковь. Крещение уже как таинство, а не как обряд, установилось в апостольские времена. Крещению предшествовало наставление в вере. Взрослые верующие, готовившиеся принять крещение, назывались оглашенными или оглашаемыми. Они готовили себя к крещению молитвой и исповедью. Оглашаемые разделялись на три группы. Первая «слушающие»; они получали право присутствовать в церкви, слушать Священное Писание и церковное наставления. Вторая группа оглашаемых «те, кто преклоняет колени»; они могут присутствовать в храме на протяжении всей службы. Третью группу составляли «требующие», т. е. те. Кто уже приготовился принять крещение. Только им доверялись важнейшие элементы христианского учения о Святой Троице и Церкви, только они изучали непосредственно перед крещением Символ веры. Оглашение длилось от одного года до трёх лет. Новокрещёные шли процессией в храм, где причащались Святых Тайн (Тела и Крови Христа); после этого им давали мёд, смешанный с молоком, в знак вступления в Церковь как в некую новую «обетованную землю, кипящею мёдом и молоком».
Поместные церкви общались с друг другом «на равных». Главным показателем единства было общение церквей в совершении таинств священнодействий. Куда бы не пришёл христианин, он всюду найдёт тот же преломляемый хлеб, услышит тоже благовестие, включится в то же единство. Поэтому каждая поместная церковь осознавала себя воплощением всей Церкви и была убеждена в тождественности своего учения, жизни и веры с жизнью и верой других церквей.
Рождением Церкви считается днём сошествия Святого Духа на землю это праздник Пятидесятницы. Слово «церковь» происходит от греческого «киракос» «дом Господень», но в старославянском и русском текстах Священного Писания «церковь» соответствует греческому слову «экклесия» «собрание (призванных)». Считалось, что избранность ветхозаветного Израиля унаследовала Христианская Церковь новозаветный Израиль, новый народ Божий, перешагнувший через расовые, национально-культурные и государственные границы, где все люли одинаковы и равны между собой. Глава Христианской Церкви - Сам Христос.
Первая христианская Церковь родилась в Иерусалиме. В первые годы своего существования члены иерусалимской общины, включая апостолов, отнюдь не считали себя последователями новой религии и были совершенно уверены, что являются правоверными иудеями, сумевшими в отличие от остальных распознать Мессию, о приходе которого возвещали древние пророки. Они, как и прежде, верили в Бога своих праотцов, вручившего Моисею скрижали Завета, слушали чтение Торы в синагогах, в положенные дни посещали Иерусалимский храм, где обычно собирались в Соломоновом притворе. Однако уже Иерусалимский собор (собрание апостолов), состоявшийся в 50 г., принял решение о необязательном исполнении иудейских обрядов для христиан неевреев. Члены же иерусалимской христианской общины продолжали соблюдать обычаи отцов. Порядок и принципы построения богослужений, священные книги, опыт молитвы и жизнь по вере древних иудеев были заимствованы всем христианским миром.
В жизни ранней Церкви и каждого её члена особое место занимали два таинства крещение и евхаристия (хлебопреломление). Они положили начало христианскому богослужению. Крещение означало вступление в Церковь. Крещение уже как таинство, а не как обряд, установилось в апостольские времена. Крещению предшествовало наставление в вере. Взрослые верующие, готовившиеся принять крещение, назывались оглашенными или оглашаемыми. Они готовили себя к крещению молитвой и исповедью. Оглашаемые разделялись на три группы. Первая «слушающие»; они получали право присутствовать в церкви, слушать Священное Писание и церковное наставления. Вторая группа оглашаемых «те, кто преклоняет колени»; они могут присутствовать в храме на протяжении всей службы. Третью группу составляли «требующие», т. е. те. Кто уже приготовился принять крещение. Только им доверялись важнейшие элементы христианского учения о Святой Троице и Церкви, только они изучали непосредственно перед крещением Символ веры. Оглашение длилось от одного года до трёх лет. Новокрещёные шли процессией в храм, где причащались Святых Тайн (Тела и Крови Христа); после этого им давали мёд, смешанный с молоком, в знак вступления в Церковь как в некую новую «обетованную землю, кипящею мёдом и молоком».
Поместные церкви общались с друг другом «на равных». Главным показателем единства было общение церквей в совершении таинств священнодействий. Куда бы не пришёл христианин, он всюду найдёт тот же преломляемый хлеб, услышит тоже благовестие, включится в то же единство. Поэтому каждая поместная церковь осознавала себя воплощением всей Церкви и была убеждена в тождественности своего учения, жизни и веры с жизнью и верой других церквей.


Комментарий