Лемяскин Сергей Никитич, Москва, ноябрь 2006 года
Приветствую читающего ! Есть много полезных и важных вещей, помагающих нам жить и познавать Бога. Некоторые из них нам лишь рекомендуется делать. Неисполнение оных может принести нам неприятности, а может и не иметь особого значения. А есть вещи, которые просто необходимы к исполнению. Без них человек обязательно погибает. Сразу ли, или через некоторое время, результат один смерть. Одним из таких необходимых вещей является покой. Поговорим о покое.
Начнем с рассматривания творения. Тот же Бог, который сотворил духовное, Он же сотворил земное. Один и тот же характер Творца виден как в том, так и в этом. Посмотрим же, какое место покой занимает в нашей обычной жизни. Поразмышляем, насколько он полезен, приятен, важен. Подумаем, что приходит к нам в отсутствие покоя.
Итак, Бог сотворил нас всех так, что в нынешнем положении нам нужно кормить себя и за кого мы в ответе, одевать, лечить, защищать. Причем необходимость эта суровая, поблажек нет, не желающий делать это погибает. И вот, поставленные в такие жесткие условия, повзрослев, мы начинаем решать эти задачи. Это требует нашего времени, нашего внимания, наших сил (физических и духовных). Обычно, если у человека получается делать все это, то он спокоен и ублажает себя. Если же нет, если человек не знает, как сделать то или другое, он может впасть в отчаяние. Иногда даже и когда все, вроде, нормально человек так устает от каждодневного решения этих вопросов, что ему и жизнь не мила. В такой атмосфере отдых становится чем-то, что обязательно к исполнению точно также, как и сама работа. По молодости может показаться, что если хочешь много сделать, надо поменьше отдыхать. Но так скоро выбьешься из сил и дела не сделаешь. На самом деле, если хочешь много сделать, требуется вовремя и нужное для восстановления сил время отдыхать. Мало кто задумывается и обращает внимание, что составляя план работ в него так или иначе закладывается отдых работников. Даже если нигде открыто не значится позиция «отдых», нормативы таковы, что в них заложено время на него. Никто на земле не может отказаться от этого или отменить это. Ни один тиран, какой бы он ни был жестокий, не отменял отдыха работников, да и не смог бы.
Что включает в себя наш отдых? Из чего он состоит? В общем смысле это покушать, привести себя в порядок (помыться и т.п.), подлечиться (если болен), поделать что-то «для души» (перемена занятия тоже есть отдых) и сон. О каждом из этих пунктов можно сказать что-то интересное, но лично я больше всего хотел бы коснуться такого явления, как сон. Интересное состояние состояние сна. Человек ни живой, ни мертвый. Бог часто является людям во сне. Причем, иногда во сне Бог открывал людям важнейшие откровения, влияющие на всю дальнейшую историю человечества. Смерть иногда называют сном. Все знают человеческую поговорочку, что лучшее лекарство это сон. Похоже, что на земле сон самая важная часть отдыха. Состояние сна есть наиболее полное достижение покоя на земле.
Давайте теперь поговорим о разном интересном вокруг сна (покоя). У нас на земле множество дел, мы всегда все не успеваем. Почему же Бог взял да и сотворил сон? Если бы Он сотворил нас не нуждающимися во сне (а Он, ведь, мог, в вечной жизни спать же не будем), то у нас появилось бы еще 8 часов каждый день, мы бы приобрели еще 30% своей земной жизни. А теперь, представьте себе, прошивший на земле 60 лет из них 20 лет (!!!) пролежал подобно как мертвый: ни мыслей, ни желаний, ты ни богат в это время, ни беден, ни мужчина, ни женщина, ни боли, ни радости, ты в это время не знаешь даже, жив ли ты. И в таком состоянии каждый проживший на земле пролежал 30% своей жизни, 20 лет из 60-ти, 30 лет из 90-та ! Десятки лет!!!
Далее. Аналогично всему, что делает Бог, сон не является для человека чем-то тягостным, а наоборот, приятным, желанным (несмотря на экономическую, позволим себе так пошутить, невыгодность). Вот ты проработал весь день, у тебя были важные дела, сильные эмоции. Ты животворился ими. Они ввергали тебя в яму, или от них у тебя вырастали крылья. Все это было дорого для тебя. Но наступает вечер. Постепенно все отходит на задний план, тускнеет. Медленно, но неуклонно ты начинаешь нуждаться (тебе это необходимо более всего остального), хотеть (тебя реально тянет), любить (ты понимаешь, как это отлично и хорошо) только одно сон. В итоге, ты прощаешься со всем, что тебе ценно, и ложишься спать. Состояние сна для тебя становится самым дорогим в этот момент, ты все меняешь на это состояние. Горевал ли ты об умершем, радовался ли прибыли, все одно, все променено на сон (ведь на время сна все это потеряно для тебя). Если кому-то сказанное здесь покажется переоценкой важности сна, то вспомните, что ожидает того, кто перестает спать. Такой просто умирает. И не удивлюсь, если окажется, что без сна человек умирает быстрей, чем без пищи.
Вот так красочно расписав покой земной, становится более очевидным, насколько сон необходим для человека в этой жизни, насколько он дорог, раз за него мы отдаем 30% нашей жизни и каждый день меняем на сон все, что имеем. Все земное приносит плод в вечное. И отсюда уже рукой подать до понимания, что причина придания Богом такой ценности сну в том, что он есть указание (как символ, как пророчество) на чрезмерную важность для нас пребывать в состоянии покоя в духе. Есть у сна и другое аналогичное (пророческое) назначение, но о нем здесь говорить не будем.
Теперь рассмотрим, что Бог говорит о покое в Писании. Прежде всего заметим, что «быть в покое» имеет статус заповеди. Исполнять эту заповедь ни чуть не менее важно, чем исполнять «не убей». А если судить по очередности перечисления заповедей, то быть в покое даже важней.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (Исх.20:8-11)
Это заповедь для времен закона. Здесь говорится о покое для Господа один день в неделю. Покой Господу. Что это? Тяжелое бремя? Или же праздник? Радостное пребывание в покое в уповании на Бога? В Писании четко прослеживается, что многие в народе Божием со временем начали относиться к субботе, как к тяжкому беремени. В чем бремя? Человеку хочется продавать в этот день, получать прибыль, а нельзя. (одна седьмая, 14% дохода уходит). Человек хочет пойти работать на поле, больший результат получить, а нельзя. Земная суетная жизнь давит в направлении «иди работай или пропадешь», а заповедь запрещает работать. А в законе были еще такие вещи, чтобы люди шесть лет сеяли, а в седьмой нет.
Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею. (Исх.23:10,11)
объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; и будет это в продолжение субботы земли [всем] вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу. (Лев.25:2-7)
Еще одна седьмая (14+14=28%) дохода уходит. Кстати, нигде в Писании не написано, что народ Божий делал так. Возможно, некоторые люди исполняли это. А в масштабе всего народа (что обычно и описывается), похоже, это никогда не исполнялось. Не так уж и просто это сделать, даже напряжно. Вот почему люди начали относиться к субботе, как ко бремени. Однако, правильное понимание заповеди таково, что исполнять ее легко и благо. Во всех нас сидит желание сделать свои дела и успокоиться. Мы всегда думаем: вот сделаю то и это, и успокоюсь. Но за тем и этим подходят новые заботы и бремена, и покой откладывается опять. Вот здесь то заповедь свыше (своим авторитетом) и уделяет нам время для покоя, она как бы отсекает суетный поток забот на время, она как бы ставит преграду на пути этого потока, который старается захлестнуть нас. Ты прячешься за эту стену и спокоен. Разбивается об эту стену твой страх за завтрашний день, ибо сам Всевышний официально разрешил тебе быть в покое сегодня, Он отвечает за свои слова, с тебя официально снята ответственность на сегодня за кормление семьи, за то и за это (ведь именно ответственность наибольшая тяжесть). Разбивается об эту стену заповеди твое незнание, как обеспечивать свою семью, как вести дела: я слушаюсь Бога, раз Он велит успокоиться, значит Он знает и покажет мне, как и что делать. Разбивается об эту стену твое одиночество: Бог помнит обо мне, есть тот, Кому я нужен, Он печется обо мне. Это праздник! Это праздник Господу! Это веселие сердца и торжество! Это Царство Божие внутри тебя!
Покой
Приветствую читающего ! Есть много полезных и важных вещей, помагающих нам жить и познавать Бога. Некоторые из них нам лишь рекомендуется делать. Неисполнение оных может принести нам неприятности, а может и не иметь особого значения. А есть вещи, которые просто необходимы к исполнению. Без них человек обязательно погибает. Сразу ли, или через некоторое время, результат один смерть. Одним из таких необходимых вещей является покой. Поговорим о покое.
Начнем с рассматривания творения. Тот же Бог, который сотворил духовное, Он же сотворил земное. Один и тот же характер Творца виден как в том, так и в этом. Посмотрим же, какое место покой занимает в нашей обычной жизни. Поразмышляем, насколько он полезен, приятен, важен. Подумаем, что приходит к нам в отсутствие покоя.
Итак, Бог сотворил нас всех так, что в нынешнем положении нам нужно кормить себя и за кого мы в ответе, одевать, лечить, защищать. Причем необходимость эта суровая, поблажек нет, не желающий делать это погибает. И вот, поставленные в такие жесткие условия, повзрослев, мы начинаем решать эти задачи. Это требует нашего времени, нашего внимания, наших сил (физических и духовных). Обычно, если у человека получается делать все это, то он спокоен и ублажает себя. Если же нет, если человек не знает, как сделать то или другое, он может впасть в отчаяние. Иногда даже и когда все, вроде, нормально человек так устает от каждодневного решения этих вопросов, что ему и жизнь не мила. В такой атмосфере отдых становится чем-то, что обязательно к исполнению точно также, как и сама работа. По молодости может показаться, что если хочешь много сделать, надо поменьше отдыхать. Но так скоро выбьешься из сил и дела не сделаешь. На самом деле, если хочешь много сделать, требуется вовремя и нужное для восстановления сил время отдыхать. Мало кто задумывается и обращает внимание, что составляя план работ в него так или иначе закладывается отдых работников. Даже если нигде открыто не значится позиция «отдых», нормативы таковы, что в них заложено время на него. Никто на земле не может отказаться от этого или отменить это. Ни один тиран, какой бы он ни был жестокий, не отменял отдыха работников, да и не смог бы.
Что включает в себя наш отдых? Из чего он состоит? В общем смысле это покушать, привести себя в порядок (помыться и т.п.), подлечиться (если болен), поделать что-то «для души» (перемена занятия тоже есть отдых) и сон. О каждом из этих пунктов можно сказать что-то интересное, но лично я больше всего хотел бы коснуться такого явления, как сон. Интересное состояние состояние сна. Человек ни живой, ни мертвый. Бог часто является людям во сне. Причем, иногда во сне Бог открывал людям важнейшие откровения, влияющие на всю дальнейшую историю человечества. Смерть иногда называют сном. Все знают человеческую поговорочку, что лучшее лекарство это сон. Похоже, что на земле сон самая важная часть отдыха. Состояние сна есть наиболее полное достижение покоя на земле.
Давайте теперь поговорим о разном интересном вокруг сна (покоя). У нас на земле множество дел, мы всегда все не успеваем. Почему же Бог взял да и сотворил сон? Если бы Он сотворил нас не нуждающимися во сне (а Он, ведь, мог, в вечной жизни спать же не будем), то у нас появилось бы еще 8 часов каждый день, мы бы приобрели еще 30% своей земной жизни. А теперь, представьте себе, прошивший на земле 60 лет из них 20 лет (!!!) пролежал подобно как мертвый: ни мыслей, ни желаний, ты ни богат в это время, ни беден, ни мужчина, ни женщина, ни боли, ни радости, ты в это время не знаешь даже, жив ли ты. И в таком состоянии каждый проживший на земле пролежал 30% своей жизни, 20 лет из 60-ти, 30 лет из 90-та ! Десятки лет!!!
Далее. Аналогично всему, что делает Бог, сон не является для человека чем-то тягостным, а наоборот, приятным, желанным (несмотря на экономическую, позволим себе так пошутить, невыгодность). Вот ты проработал весь день, у тебя были важные дела, сильные эмоции. Ты животворился ими. Они ввергали тебя в яму, или от них у тебя вырастали крылья. Все это было дорого для тебя. Но наступает вечер. Постепенно все отходит на задний план, тускнеет. Медленно, но неуклонно ты начинаешь нуждаться (тебе это необходимо более всего остального), хотеть (тебя реально тянет), любить (ты понимаешь, как это отлично и хорошо) только одно сон. В итоге, ты прощаешься со всем, что тебе ценно, и ложишься спать. Состояние сна для тебя становится самым дорогим в этот момент, ты все меняешь на это состояние. Горевал ли ты об умершем, радовался ли прибыли, все одно, все променено на сон (ведь на время сна все это потеряно для тебя). Если кому-то сказанное здесь покажется переоценкой важности сна, то вспомните, что ожидает того, кто перестает спать. Такой просто умирает. И не удивлюсь, если окажется, что без сна человек умирает быстрей, чем без пищи.
Вот так красочно расписав покой земной, становится более очевидным, насколько сон необходим для человека в этой жизни, насколько он дорог, раз за него мы отдаем 30% нашей жизни и каждый день меняем на сон все, что имеем. Все земное приносит плод в вечное. И отсюда уже рукой подать до понимания, что причина придания Богом такой ценности сну в том, что он есть указание (как символ, как пророчество) на чрезмерную важность для нас пребывать в состоянии покоя в духе. Есть у сна и другое аналогичное (пророческое) назначение, но о нем здесь говорить не будем.
Теперь рассмотрим, что Бог говорит о покое в Писании. Прежде всего заметим, что «быть в покое» имеет статус заповеди. Исполнять эту заповедь ни чуть не менее важно, чем исполнять «не убей». А если судить по очередности перечисления заповедей, то быть в покое даже важней.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (Исх.20:8-11)
Это заповедь для времен закона. Здесь говорится о покое для Господа один день в неделю. Покой Господу. Что это? Тяжелое бремя? Или же праздник? Радостное пребывание в покое в уповании на Бога? В Писании четко прослеживается, что многие в народе Божием со временем начали относиться к субботе, как к тяжкому беремени. В чем бремя? Человеку хочется продавать в этот день, получать прибыль, а нельзя. (одна седьмая, 14% дохода уходит). Человек хочет пойти работать на поле, больший результат получить, а нельзя. Земная суетная жизнь давит в направлении «иди работай или пропадешь», а заповедь запрещает работать. А в законе были еще такие вещи, чтобы люди шесть лет сеяли, а в седьмой нет.
Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею. (Исх.23:10,11)
объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; и будет это в продолжение субботы земли [всем] вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу. (Лев.25:2-7)
Еще одна седьмая (14+14=28%) дохода уходит. Кстати, нигде в Писании не написано, что народ Божий делал так. Возможно, некоторые люди исполняли это. А в масштабе всего народа (что обычно и описывается), похоже, это никогда не исполнялось. Не так уж и просто это сделать, даже напряжно. Вот почему люди начали относиться к субботе, как ко бремени. Однако, правильное понимание заповеди таково, что исполнять ее легко и благо. Во всех нас сидит желание сделать свои дела и успокоиться. Мы всегда думаем: вот сделаю то и это, и успокоюсь. Но за тем и этим подходят новые заботы и бремена, и покой откладывается опять. Вот здесь то заповедь свыше (своим авторитетом) и уделяет нам время для покоя, она как бы отсекает суетный поток забот на время, она как бы ставит преграду на пути этого потока, который старается захлестнуть нас. Ты прячешься за эту стену и спокоен. Разбивается об эту стену твой страх за завтрашний день, ибо сам Всевышний официально разрешил тебе быть в покое сегодня, Он отвечает за свои слова, с тебя официально снята ответственность на сегодня за кормление семьи, за то и за это (ведь именно ответственность наибольшая тяжесть). Разбивается об эту стену заповеди твое незнание, как обеспечивать свою семью, как вести дела: я слушаюсь Бога, раз Он велит успокоиться, значит Он знает и покажет мне, как и что делать. Разбивается об эту стену твое одиночество: Бог помнит обо мне, есть тот, Кому я нужен, Он печется обо мне. Это праздник! Это праздник Господу! Это веселие сердца и торжество! Это Царство Божие внутри тебя!

Комментарий