ВЕЛИКАЯ СКОРБЬ
Мф. 24:21. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
Начиная с Мф. 24:15, Иисус говорит о конкретных знамениях, или признаках, которые будут происходить во время великой скорби, знамения, показывающие, что конец века очень близок (Мф. 24:15-29). Эти знаки в конечном итоге возвестят возвращение Христа на землю после скорби (24:30-31; ср. Отк. 19:11-20:4).
Основной признак это «мерзость запустения» (Мф. 24:15), конкретное очевидное событие, которое будет свидетельствовать верным, живущим во время скорби, что пришествие Христа на землю произойдет очень скоро. Это видимое знамение-событие относится прежде всего к будущему осквернению антихристом еврейского храма в Иерусалиме (см. Дан. 9:27
«Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.» (1 Ин. 2:18
. Антихрист, или «человек греха», установит в храме Бога изображение себя самого, объявив себя Богом: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.» (2 Фесс. 2:3-4); а также: « И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.» (Отк. 13:14-15). Ниже приводятся важные сведения об этом поворотном событии.
(1) «Мерзость запустения» ознаменует начало последней стадии скорби, которая в свою очередь завершится возвращением Христа на землю и Его судом над нечестивымипри Армагедоне (Мф. 24:21, 29-30
а также: «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя" см. Дан. 9:27); (Отк. 19:11-21).
(2) Заметив время этого события («когда увидите», Мф. 24:15), святые периода скорби могут узнать с высокой степенью определенности, когда завершится скорбь и когда Христос придет править на Землю (см. Мф. 24:33, примечание). Промежуток времени между этим событием и концом четыре раза приводится в Писании: три с половиной года, или 1260 дней (см. Дан. 9:25-27; Отк. 11:1-2; 12:6; 13:5-7).
(3) Поскольку будет состояние сильного ожидания прихода Христа со стороны святых периода скорби (Мф. 24:33), то верные должны знать, что всякое сообщение, что Христос вернулся, ложно: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (24:23-27). «Пришествие Сына Человеческого» после скорби будет очевидно и явно для всех людей в мире: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». (24:29-30). Другой признак, или знамение, которое должно иметь место во время великой скорби, и даже ранее, это ложные пророки, которые, как служители сатаны, будут совершать великие чудеса и знамения (Мф. 24:24). (1) Иисус увещевает, чтобы все верующие были особенно бдительны по отношению к этим так называемым «христианским» пророкам, учителям, проповедникам, которые, несмотря на свою ложную сущность, будут совершать чудеса, исцеления, знамения, и служение которых будет явно успешным. В то же время они будут извращать и отвергать истину, которая заключается в слове Божьем: « Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (см. Мф. 7:22-23) ; а также: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». (Гал. 1:9).
(2) В других местах Писание увещевает верующих постоянно испытывать дух, которым вдохновляются все учителя, лидеры и проповедники: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом». (см. 1 Ин. 4:1-3). Бог допускает такое обольщение, сопровождаемое чудесами, чтобы испытать верующих в их любви к Нему и верности истине Святого Писания: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей». (см. Втор. 13:1-3). Это будет нелегко, потому что Иисус утверждает в Мф. 24:24, что в последние дни религиозное обольщение будет столь распространено, что трудно будет даже «избранным» (т.е. искренним и преданным христианам) отличить истину от заблуждения (см. 1 Тим. 4:16); а также: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он». (Иак. 1:21-24
. (3) Те из Божьего народа, которые не любят истину, будут обмануты. Им не будет дано никакой дополнительной возможности поверить в истину Евангелия после прихода антихриста: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (см. 2 Фесс. 2:11-12). Наконец, «великая скорбь» будет особым периодом ужасных страданий и испытаний для всех людей в мире.
(1) Она будет по всему миру: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле». (см. Отк. 3:10). (2) Это будет ужаснейшее время страдания и горя, которое когда-либо бывало в истории человечества: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». (Дан. 12:1); а также: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». ( Мф. 24:21-22). (3) Это будет ужасное время страданий для евреев: «Так сказал Господь: голос смятения и ужаса слышим мы, а не мира. Спросите и рассудите: рождает ли мужчина? Почему же Я вижу у каждого мужчины руки на чреслах его, как у женщины в родах, и лица у всех бледные? О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него». (Иер. 30:5-7). (4) В этот период будет господствовать «человек греха» (т.е. антихрист; ср. Дан. 9:27;а также: « И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». ( Отк. 13:11-18). (5) Верным из Христовых церквей обещано освобождение и то, что они «избегнут» времени скорби: «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого». (см. Лк. 21:36); а также (1 Фесс. 5:8-10; Отк. 3:10,). (6) В этот период среди как евреев, так и язычников будут те, кто обратятся ко Христу и будут спасены: «Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его. 31 Господь, Бог твой, есть Бог [благий и] милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им». (Втор. 4:30-31); а также (Ос. 5:15;Отк. 7:9-17; 14:6-7). (7) Это будет время великих страданий и ужасных преследований для всех, кто останется верным Богу: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». (Отк. 12:17; 13:15). (8) Это будет время Божьего гнева и суда над нечестивыми (1 Фесс. 5:1-11; Отк. 6:16-17). (9) Утверждение Иисуса, что те дни сократятся (Мф. 24:22), не следует понимать так, что будет какое-то сокращение предсказанных трех с половиной лет или 1260 дней. Скорее, эти слова говорят о том, что период будет столь ужасен, что, не будь он ограничен определенным промежутком времени, все человечество погибло бы. (10) Великая скорбь окончится пришествием Иисуса Христа во славе со Своей Невестой: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый». (Отк. 19:7-8, 14), когда Он принесет освобождение оставшимся верными, суд и погибель злым (Иез. 20:34-38;
Мф. 24:29-31; Лк. 19:11-27; Отк. 19:11-21), а также: « От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: "не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!» (Ам.9:10).(11) Мы не должны путать это пришествие в конце великой скорби с тем неожиданным сошествием Иисуса с небес, о котором Он говорит в Мф. 24:42, 44. (12) Главное место Писания, где характеризуется и подробно описывается весь семилетний период скорби, это книга Откровения, главы 6-18.
Мф. 24:21. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
Начиная с Мф. 24:15, Иисус говорит о конкретных знамениях, или признаках, которые будут происходить во время великой скорби, знамения, показывающие, что конец века очень близок (Мф. 24:15-29). Эти знаки в конечном итоге возвестят возвращение Христа на землю после скорби (24:30-31; ср. Отк. 19:11-20:4).
Основной признак это «мерзость запустения» (Мф. 24:15), конкретное очевидное событие, которое будет свидетельствовать верным, живущим во время скорби, что пришествие Христа на землю произойдет очень скоро. Это видимое знамение-событие относится прежде всего к будущему осквернению антихристом еврейского храма в Иерусалиме (см. Дан. 9:27


(1) «Мерзость запустения» ознаменует начало последней стадии скорби, которая в свою очередь завершится возвращением Христа на землю и Его судом над нечестивымипри Армагедоне (Мф. 24:21, 29-30

(2) Заметив время этого события («когда увидите», Мф. 24:15), святые периода скорби могут узнать с высокой степенью определенности, когда завершится скорбь и когда Христос придет править на Землю (см. Мф. 24:33, примечание). Промежуток времени между этим событием и концом четыре раза приводится в Писании: три с половиной года, или 1260 дней (см. Дан. 9:25-27; Отк. 11:1-2; 12:6; 13:5-7).
(3) Поскольку будет состояние сильного ожидания прихода Христа со стороны святых периода скорби (Мф. 24:33), то верные должны знать, что всякое сообщение, что Христос вернулся, ложно: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (24:23-27). «Пришествие Сына Человеческого» после скорби будет очевидно и явно для всех людей в мире: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». (24:29-30). Другой признак, или знамение, которое должно иметь место во время великой скорби, и даже ранее, это ложные пророки, которые, как служители сатаны, будут совершать великие чудеса и знамения (Мф. 24:24). (1) Иисус увещевает, чтобы все верующие были особенно бдительны по отношению к этим так называемым «христианским» пророкам, учителям, проповедникам, которые, несмотря на свою ложную сущность, будут совершать чудеса, исцеления, знамения, и служение которых будет явно успешным. В то же время они будут извращать и отвергать истину, которая заключается в слове Божьем: « Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (см. Мф. 7:22-23) ; а также: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». (Гал. 1:9).
(2) В других местах Писание увещевает верующих постоянно испытывать дух, которым вдохновляются все учителя, лидеры и проповедники: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом». (см. 1 Ин. 4:1-3). Бог допускает такое обольщение, сопровождаемое чудесами, чтобы испытать верующих в их любви к Нему и верности истине Святого Писания: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей». (см. Втор. 13:1-3). Это будет нелегко, потому что Иисус утверждает в Мф. 24:24, что в последние дни религиозное обольщение будет столь распространено, что трудно будет даже «избранным» (т.е. искренним и преданным христианам) отличить истину от заблуждения (см. 1 Тим. 4:16); а также: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он». (Иак. 1:21-24

(1) Она будет по всему миру: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле». (см. Отк. 3:10). (2) Это будет ужаснейшее время страдания и горя, которое когда-либо бывало в истории человечества: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». (Дан. 12:1); а также: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». ( Мф. 24:21-22). (3) Это будет ужасное время страданий для евреев: «Так сказал Господь: голос смятения и ужаса слышим мы, а не мира. Спросите и рассудите: рождает ли мужчина? Почему же Я вижу у каждого мужчины руки на чреслах его, как у женщины в родах, и лица у всех бледные? О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него». (Иер. 30:5-7). (4) В этот период будет господствовать «человек греха» (т.е. антихрист; ср. Дан. 9:27;а также: « И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». ( Отк. 13:11-18). (5) Верным из Христовых церквей обещано освобождение и то, что они «избегнут» времени скорби: «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого». (см. Лк. 21:36); а также (1 Фесс. 5:8-10; Отк. 3:10,). (6) В этот период среди как евреев, так и язычников будут те, кто обратятся ко Христу и будут спасены: «Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его. 31 Господь, Бог твой, есть Бог [благий и] милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им». (Втор. 4:30-31); а также (Ос. 5:15;Отк. 7:9-17; 14:6-7). (7) Это будет время великих страданий и ужасных преследований для всех, кто останется верным Богу: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». (Отк. 12:17; 13:15). (8) Это будет время Божьего гнева и суда над нечестивыми (1 Фесс. 5:1-11; Отк. 6:16-17). (9) Утверждение Иисуса, что те дни сократятся (Мф. 24:22), не следует понимать так, что будет какое-то сокращение предсказанных трех с половиной лет или 1260 дней. Скорее, эти слова говорят о том, что период будет столь ужасен, что, не будь он ограничен определенным промежутком времени, все человечество погибло бы. (10) Великая скорбь окончится пришествием Иисуса Христа во славе со Своей Невестой: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый». (Отк. 19:7-8, 14), когда Он принесет освобождение оставшимся верными, суд и погибель злым (Иез. 20:34-38;
Мф. 24:29-31; Лк. 19:11-27; Отк. 19:11-21), а также: « От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: "не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!» (Ам.9:10).(11) Мы не должны путать это пришествие в конце великой скорби с тем неожиданным сошествием Иисуса с небес, о котором Он говорит в Мф. 24:42, 44. (12) Главное место Писания, где характеризуется и подробно описывается весь семилетний период скорби, это книга Откровения, главы 6-18.
Комментарий