ЦЕРКОВЬ
Мф. 16:18. «И Я говорю тебе: ты Петр, и ни сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
Греческое слово «экклесиа» относится к собранию людей, призванных, буквально «вызванных» откуда-либо и собранных воедино. В Новом Завете это слово означало в основном общину, собрание Божьих людей во Христе, которые сходились как граждане Божьего Царства (Еф. 2:19) для поклонения Богу. Слово «церковь» может относиться к поместной церкви (Мф. 16:18; Деян. 20:28); «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» Еф. 2:21-22).
(1) Церковь представлена как народ Божий (1 Кор. 1:2; 10:32; 1 Пет. 2:4-10), совокупность искупленных верующих, которая стала возможной благодаря смерти Христа: « зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1:18-19). Этот народ странники, пришельцы, не принадлежащие больше этой земле (Евр. 13:12-14), главная задача которых сохранять живые, личные взаимоотношения с Богом: « и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». (1 Пет. 2:5
.
(2) Церковь призвана, вызвана из мира в Царство Божье. Отделение от мира внутренне присуще природе Церкви; будучи отделен от мира, верующий вознаграждается тем, что Господь его личный Бог и Отец : « Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». (2 Кор. 6:16-18
.
(3) Церковь это храм Бога и Святого Духа: « Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1 Кор. 3:16); ( 2 Кор. 6:14-7:1; Еф. 2:11-22; 1 Пет. 2:4-10). Эта истина о церкви требует отделения от неправедности и мирской, языческой безнравственности.
(4) Церковь есть Тело Христа (1 Кор. 6:15-16; 10:16-17; 12:12-27). Это говорит о том, что ни одна истинная церковь не может существовать без живого единения ее членов со Христом. Глава Тела Христос (Кол. 1:18; Еф., 1:22; 4:15; 5:23).
(5) Церковь невеста Христа (2 Кор. 11:2; Еф. 5:22-27); «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.» (Отк. 19:7-9). Этот образ подчеркивает преданность, покорность и верность Церкви Христу, любовь Христа к Церкви и близость с ней.
(6) Церковь это духовное общение (греч. «койнониа») (2 Кор. 13:14; Фил. 2:1). Это подразумевает пребывание в Церкви Святого Духа (Лк. 11:13; Ин. 7:37-39; 20:22), единство Духа: « Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.» (Еф. 4:4-7) и крещение Духом (Деян. 1:5; 2:4; 8:14-17; 10:44; 19:1-7). В этом общении должна проявляться явная любовь и забота друг о друге.
(7) Церковь это духовное служение (греч. «диакониа»). Она служит дарами (греч. «харизмата»), данными Святым Духом (Рим. 12:6; 1 Кор. 1:7; 12:4-11; 28-31); « И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;» Еф. 4:11-13).
(8) Церковь это воинство, ведущее духовную войну, сражающееся мечом и силою Святого Духа (Еф. 6:17) в борьбе против сатаны и греха. Дух, которым исполнена Церковь, это воин, сражающийся мечом живого Слова Божьего, освобождающий людей от господства сатаны и побеждающий все силы тьмы (Деян. 26:18; Еф. 6:10-18; Евр. 4:12; Отк. 1:16; 2:16; 19:15, 21).
(9) Церковь столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Она поддерживает ту истину, что Бог был явлен миру, так, как основание держит здание. Церковь должна поддерживать эту истину и хранить, защищая от извращений и лжеучителей (см. Фил. 1:16; Иуд. 3).
(10) Церковь это народ, имеющий надежду на будущее. Эта надежда заключается в возвращении Христа за Своим народом (см. Ин. 14:3, примечание; 1 Тим. 6:14; 2 Тим. 4:8; Тит. 2:13); « так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». (Евр. 9:28
(11) Церковь как видима, так и невидима, (а) Невидимая церковь, это «тело» истинных верующих, объединенных своей живой верой во Христа. (б) Видимая церковь состоит из поместных общин, из тех верующих в них, которые являются верными победителями: « Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю». (Отк. 2:11, 17, 26-28
, и тех, кто исповедует себя христианами, но фактически являются ложными верующими (2:2), «ниспавшими» (2:5), духовно «мертвыми» (3:1) и «теплыми» (3:16; см. Мф. 13:24; Деян. 12:5,).
Мф. 16:18. «И Я говорю тебе: ты Петр, и ни сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
Греческое слово «экклесиа» относится к собранию людей, призванных, буквально «вызванных» откуда-либо и собранных воедино. В Новом Завете это слово означало в основном общину, собрание Божьих людей во Христе, которые сходились как граждане Божьего Царства (Еф. 2:19) для поклонения Богу. Слово «церковь» может относиться к поместной церкви (Мф. 16:18; Деян. 20:28); «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» Еф. 2:21-22).
(1) Церковь представлена как народ Божий (1 Кор. 1:2; 10:32; 1 Пет. 2:4-10), совокупность искупленных верующих, которая стала возможной благодаря смерти Христа: « зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1:18-19). Этот народ странники, пришельцы, не принадлежащие больше этой земле (Евр. 13:12-14), главная задача которых сохранять живые, личные взаимоотношения с Богом: « и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». (1 Пет. 2:5

(2) Церковь призвана, вызвана из мира в Царство Божье. Отделение от мира внутренне присуще природе Церкви; будучи отделен от мира, верующий вознаграждается тем, что Господь его личный Бог и Отец : « Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». (2 Кор. 6:16-18

(3) Церковь это храм Бога и Святого Духа: « Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1 Кор. 3:16); ( 2 Кор. 6:14-7:1; Еф. 2:11-22; 1 Пет. 2:4-10). Эта истина о церкви требует отделения от неправедности и мирской, языческой безнравственности.
(4) Церковь есть Тело Христа (1 Кор. 6:15-16; 10:16-17; 12:12-27). Это говорит о том, что ни одна истинная церковь не может существовать без живого единения ее членов со Христом. Глава Тела Христос (Кол. 1:18; Еф., 1:22; 4:15; 5:23).
(5) Церковь невеста Христа (2 Кор. 11:2; Еф. 5:22-27); «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.» (Отк. 19:7-9). Этот образ подчеркивает преданность, покорность и верность Церкви Христу, любовь Христа к Церкви и близость с ней.
(6) Церковь это духовное общение (греч. «койнониа») (2 Кор. 13:14; Фил. 2:1). Это подразумевает пребывание в Церкви Святого Духа (Лк. 11:13; Ин. 7:37-39; 20:22), единство Духа: « Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.» (Еф. 4:4-7) и крещение Духом (Деян. 1:5; 2:4; 8:14-17; 10:44; 19:1-7). В этом общении должна проявляться явная любовь и забота друг о друге.
(7) Церковь это духовное служение (греч. «диакониа»). Она служит дарами (греч. «харизмата»), данными Святым Духом (Рим. 12:6; 1 Кор. 1:7; 12:4-11; 28-31); « И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;» Еф. 4:11-13).
(8) Церковь это воинство, ведущее духовную войну, сражающееся мечом и силою Святого Духа (Еф. 6:17) в борьбе против сатаны и греха. Дух, которым исполнена Церковь, это воин, сражающийся мечом живого Слова Божьего, освобождающий людей от господства сатаны и побеждающий все силы тьмы (Деян. 26:18; Еф. 6:10-18; Евр. 4:12; Отк. 1:16; 2:16; 19:15, 21).
(9) Церковь столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Она поддерживает ту истину, что Бог был явлен миру, так, как основание держит здание. Церковь должна поддерживать эту истину и хранить, защищая от извращений и лжеучителей (см. Фил. 1:16; Иуд. 3).
(10) Церковь это народ, имеющий надежду на будущее. Эта надежда заключается в возвращении Христа за Своим народом (см. Ин. 14:3, примечание; 1 Тим. 6:14; 2 Тим. 4:8; Тит. 2:13); « так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». (Евр. 9:28

(11) Церковь как видима, так и невидима, (а) Невидимая церковь, это «тело» истинных верующих, объединенных своей живой верой во Христа. (б) Видимая церковь состоит из поместных общин, из тех верующих в них, которые являются верными победителями: « Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю». (Отк. 2:11, 17, 26-28
