(Александр ШИК - "Вера и жизнь" №3, 2002 г; из раздела "Статьи", http://jesuschrist.ru)
В прошлом номере (2/2002, стр. 12) мы сообщили о том, что весной этого года выходит в свет новая книга Александра Шика "Пороховая бочка Иерусалим: спор вокруг Храмовой горы и Стены плача", написанная им совместно с профессором Рандалом Прайсом (Brockhaus Verlag ).
Одну из глав этой книги, в переводе Марии Винс, предлагаем вниманию читателей.
"После страшного теракта в Нью-Йорке мир стал другим" - вновь и вновь слышим мы. А в том, что волна терроризма перекинулась на Запад, виноват якобы конфликт на Ближнем Востоке между израильтянами и палестинцами. Израиль занимает лишь 0,015 процента поверхности Земли, но сообщения о событиях на Ближнем Востоке составляют 10 % мировых новостей, а после вспышки нового конфликта в сент 2000 года - намного больше. В чем же причина? Политики стремятся продлить мир с помощью переговоров, но делают вывод, что Ближн Восток - не обычный "очаг пожара". Борьба из-за Иерусалима и из-за 14 гектаров Храмовой горы (по-арабски: Аль-Харам аш-Шериф - благородное святилище) таит в себе не только опасность новой войны между израильтянами и арабами, но и опасность всемирного пожара, то есть 3-й мировой войны. Однако в чем, собственно, причина этих споров? Почему и арабы, и израильтяне претендуют на это место и никто из них не готов идти на компромисс? Какими тайнами окутаны Стена плача и Купол скалы?
Стена плача - не самое святое место иудейства!
Так называемая Стена плача, которую с 1967 года называют еще Западной стеной, представляет собой часть уцелевшей подпорной стены, построенной по приказу Ирода Великого (37 - 4 гг. до Р. Х.) вокруг Храмовой горы. Иудейский храм вот уже около 2000 лет разрушен, но часть внушительной подпорной стены из огромных камней (некоторые из них весят до 570 тонн, что равнозначно 3 реактивным самолетам!) еще сохранилась. Иудейский храм, который стоял на скале Мориа, представлял собой 8-е чудо света. Место это царь Давид в 1000 году до Р. Х. выкупил у Орны, иевусеянина, чтобы построить там жертвенник Господу, Богу Израилеву (2 Цар. 24:18-25). Здесь, на горе Сионе, в 966 году до Р. Х. царь Соломон построил храм на скале, возвышающейся над гумном. Именно на этой скале стоял ковчег завета со скрижалями. Здесь находилось Святое святых, куда первосвященник мог входить лишь раз в год. Кто ступал на это место, тот должен был умереть.
Этот знаменитый храм Соломона был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 587 году до Р. Х., ковчег завета похищен, а храмовые сокровища вывезены в Вавилон. После вавилонского плена, во времена Аггея, Неемии и Ездры, храм был воздвигнут вновь (правда, в более скромных размерах). И лишь царь Ирод Великий вернул иудейскому храму величие, роскошь и красоту, которые имел когда-то храм Соломона. Здесь учил Иисус (Мк.14:49), апостолы ежедневно собирались в храме (Деян.2:46).
В 70 году по Р. Х. римляне разрушили Иерусалим и храм, запретив отстроить его заново. Евреям вообще было запрещено жить в Иерусалиме. Во времена христианских правителей Храмовая гора напоминала пустошь, что должно было наглядно демонстрировать каждому еврею торжество христианства над израильтянами. Местонахождение храма превратилось в свалку мусора.
Примерно в 640 году по Р. Х., т.е. более чем через 1600 лет после постройки храма Соломона и почти через 600 лет после разрушения храма Ирода, новые мусульманские правители построили Купол скалы, который принято называть мечетью Омара и который в ходе истории был объявлен третьей по важности святыней в исламе после Мекки и Медины. Купол скалы - это не мечеть, а храм над скалой, место на котором, по еврейской традиции, Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, что, однако, не произошло, так как Бог не допустил этого. Он только хотел испытать Авраама в послушании в вере. И Авраам, успешно выдержав испытание в вере, вместо сына принес в жертву оказавшегося вблизи овна (Быт. 22:1-14).
Коран (появившийся столетиями позже Библии!) утверждает, что пророк Мухаммед на своем легендарном коне Аль-Бурак отправился с Храмовой горы в таинственное ночное путешествие. Этот конь с крыльями и человеческой головой будто бы вознес Мухаммеда на небо. До этого Мухаммед якобы привязал своего коня Аль-Бурака к Стене плача, которая поэтому называется у мусульман стеной Аль-Бурак и является для них священной. На основе этой легенды бывшая Храмовая гора стала для мусульман святой. Историки сомневаются в том, что Мухаммед вообще когда-либо в своей жизни бывал в Иерусалиме, так как мусульмане завоевали Иерусалим после его смерти.
Для евреев эта стена много столетий была действительно Стеной плача, где оплакивалась гибель храма. Но сегодня, после воссоединения Иерусалима, она является сердцем не только Иерусалима, но и Израиля, и мирового еврейства. С 1967 года здесь не только возносятся молитвы, здесь можно услышать и пение, и смех, и увидеть танцы, так как израильтяне вернулись к своей стене, которую они с тех пор называют Западной стеной. В течение 19 лет - с 1948 по 1967 годы - во время иорданского правления над Восточным Иерусалимом, и тем самым над Старым городом и ее сердцем - Храмовой горой, - для израильтян были закрыты все подходы к Стене плача, хотя в соглашении о перемирии между Иорданией и Израилем им однозначно гарантировалось это право. Но израильтяне мечтали и молились о том, чтобы в один прекрасный день вновь прийти к Стене плача. Их желание исполнилось после Шестидневной войны 1967 года - еврейский квартал в Старом городе был восстановлен с любовью и с вложением больших средств.
Место, на котором находится купол скалы, священно для евреев
Западная стена, или Стена плача, самая большая в мире "синагога", но не самое священное место для верующих евреев. Это "запасная святыня", которая находится в непосредственной близости к Святому святых бывшего храма. Благочестивые евреи вообще-то не восходят на Храмовую гору с исламскими святынями - Куполом скалы и находящейся немного южнее от нее мечетью Аль-Акса. После Шестидневной войны Верховный раввинат запретил евреям восходить на Храмовую гору, так как точно неизвестно, где тысячелетия назад стоял храм.
В результате же новых исследований удалось довольно точно определить местоположение иудейского храма, и ортодоксальное еврейство хочет воздвигнуть там третий храм, так как, по иудейским представлениям, только тогда сможет прийти Мессия. В Иерусалиме, в еврейской части Старого города, посетители могут уже в так называемом Храмовом институте осмотреть утварь будущего храма.
Для будущего служения в храме уже обучаются священники, изготовлен краеугольный камень для храма, а особо строгая ультраортодоксальная группировка почти через 2000 лет вновь ввела жертвоприношения c пролитием крови животных, хотя храм еще не построен.
В праздник Йом Киппур они приносят жертвы южнее Храмовой горы, обосновывая это тем, что и Давид принес свою жертву еще до строительства храма. Иудеи хотели бы построить храм как можно скорее. Так как Иерусалим находится в сейсмической зоне, многие надеются, что землетрясение в скором будущем расчистит путь для строительства на Храмовой горе.
Некоторые особенно радикально настроенные евреи были бы не прочь взорвать Купол скалы. Эти отчасти фанатичные группы вызывают сильную тревогу израильских властей. Можно себе представить, что случится, если будет заложен первый камень третьего храма: неизбежен конфликт мирового масштаба, так как большинство мусульман мира постараются помешать строительству, в том числе и с применением оружия.
И среди палестинцев действуют радикальные силы, пользующиеся поддержкой Арафата. Главный палестинский муфтий Иерусалима шейх Икрам Сабри, духовный глава всех палестинцев, издал в марте официальный указ, запрещающий евреям молиться у Стены плача или дотрагиваться до
нее! Ссылается он при этом на отсутствие доказательств существования иудейского храма. Главный муфтий объявил через своего представителя: "Западная стена - это часть стены Аль-Бурак, а стена Аль-Бурак - часть мечети Аль-Акса, и поэтому евреи не имеют никаких прав на эту стену. Вся проблема в том, что стена не имеет никакого отношения к евреям. Так что все, что они там делают: их молитвы, записки, которые они кладут в стену, - всего этого мы не хотим! Мы считаем это нашим религиозным достоянием, и в один прекрасный день мы вернем его себе".
В прошлом номере (2/2002, стр. 12) мы сообщили о том, что весной этого года выходит в свет новая книга Александра Шика "Пороховая бочка Иерусалим: спор вокруг Храмовой горы и Стены плача", написанная им совместно с профессором Рандалом Прайсом (Brockhaus Verlag ).
Одну из глав этой книги, в переводе Марии Винс, предлагаем вниманию читателей.
"После страшного теракта в Нью-Йорке мир стал другим" - вновь и вновь слышим мы. А в том, что волна терроризма перекинулась на Запад, виноват якобы конфликт на Ближнем Востоке между израильтянами и палестинцами. Израиль занимает лишь 0,015 процента поверхности Земли, но сообщения о событиях на Ближнем Востоке составляют 10 % мировых новостей, а после вспышки нового конфликта в сент 2000 года - намного больше. В чем же причина? Политики стремятся продлить мир с помощью переговоров, но делают вывод, что Ближн Восток - не обычный "очаг пожара". Борьба из-за Иерусалима и из-за 14 гектаров Храмовой горы (по-арабски: Аль-Харам аш-Шериф - благородное святилище) таит в себе не только опасность новой войны между израильтянами и арабами, но и опасность всемирного пожара, то есть 3-й мировой войны. Однако в чем, собственно, причина этих споров? Почему и арабы, и израильтяне претендуют на это место и никто из них не готов идти на компромисс? Какими тайнами окутаны Стена плача и Купол скалы?
Стена плача - не самое святое место иудейства!
Так называемая Стена плача, которую с 1967 года называют еще Западной стеной, представляет собой часть уцелевшей подпорной стены, построенной по приказу Ирода Великого (37 - 4 гг. до Р. Х.) вокруг Храмовой горы. Иудейский храм вот уже около 2000 лет разрушен, но часть внушительной подпорной стены из огромных камней (некоторые из них весят до 570 тонн, что равнозначно 3 реактивным самолетам!) еще сохранилась. Иудейский храм, который стоял на скале Мориа, представлял собой 8-е чудо света. Место это царь Давид в 1000 году до Р. Х. выкупил у Орны, иевусеянина, чтобы построить там жертвенник Господу, Богу Израилеву (2 Цар. 24:18-25). Здесь, на горе Сионе, в 966 году до Р. Х. царь Соломон построил храм на скале, возвышающейся над гумном. Именно на этой скале стоял ковчег завета со скрижалями. Здесь находилось Святое святых, куда первосвященник мог входить лишь раз в год. Кто ступал на это место, тот должен был умереть.
Этот знаменитый храм Соломона был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 587 году до Р. Х., ковчег завета похищен, а храмовые сокровища вывезены в Вавилон. После вавилонского плена, во времена Аггея, Неемии и Ездры, храм был воздвигнут вновь (правда, в более скромных размерах). И лишь царь Ирод Великий вернул иудейскому храму величие, роскошь и красоту, которые имел когда-то храм Соломона. Здесь учил Иисус (Мк.14:49), апостолы ежедневно собирались в храме (Деян.2:46).
В 70 году по Р. Х. римляне разрушили Иерусалим и храм, запретив отстроить его заново. Евреям вообще было запрещено жить в Иерусалиме. Во времена христианских правителей Храмовая гора напоминала пустошь, что должно было наглядно демонстрировать каждому еврею торжество христианства над израильтянами. Местонахождение храма превратилось в свалку мусора.
Примерно в 640 году по Р. Х., т.е. более чем через 1600 лет после постройки храма Соломона и почти через 600 лет после разрушения храма Ирода, новые мусульманские правители построили Купол скалы, который принято называть мечетью Омара и который в ходе истории был объявлен третьей по важности святыней в исламе после Мекки и Медины. Купол скалы - это не мечеть, а храм над скалой, место на котором, по еврейской традиции, Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, что, однако, не произошло, так как Бог не допустил этого. Он только хотел испытать Авраама в послушании в вере. И Авраам, успешно выдержав испытание в вере, вместо сына принес в жертву оказавшегося вблизи овна (Быт. 22:1-14).
Коран (появившийся столетиями позже Библии!) утверждает, что пророк Мухаммед на своем легендарном коне Аль-Бурак отправился с Храмовой горы в таинственное ночное путешествие. Этот конь с крыльями и человеческой головой будто бы вознес Мухаммеда на небо. До этого Мухаммед якобы привязал своего коня Аль-Бурака к Стене плача, которая поэтому называется у мусульман стеной Аль-Бурак и является для них священной. На основе этой легенды бывшая Храмовая гора стала для мусульман святой. Историки сомневаются в том, что Мухаммед вообще когда-либо в своей жизни бывал в Иерусалиме, так как мусульмане завоевали Иерусалим после его смерти.
Для евреев эта стена много столетий была действительно Стеной плача, где оплакивалась гибель храма. Но сегодня, после воссоединения Иерусалима, она является сердцем не только Иерусалима, но и Израиля, и мирового еврейства. С 1967 года здесь не только возносятся молитвы, здесь можно услышать и пение, и смех, и увидеть танцы, так как израильтяне вернулись к своей стене, которую они с тех пор называют Западной стеной. В течение 19 лет - с 1948 по 1967 годы - во время иорданского правления над Восточным Иерусалимом, и тем самым над Старым городом и ее сердцем - Храмовой горой, - для израильтян были закрыты все подходы к Стене плача, хотя в соглашении о перемирии между Иорданией и Израилем им однозначно гарантировалось это право. Но израильтяне мечтали и молились о том, чтобы в один прекрасный день вновь прийти к Стене плача. Их желание исполнилось после Шестидневной войны 1967 года - еврейский квартал в Старом городе был восстановлен с любовью и с вложением больших средств.
Место, на котором находится купол скалы, священно для евреев
Западная стена, или Стена плача, самая большая в мире "синагога", но не самое священное место для верующих евреев. Это "запасная святыня", которая находится в непосредственной близости к Святому святых бывшего храма. Благочестивые евреи вообще-то не восходят на Храмовую гору с исламскими святынями - Куполом скалы и находящейся немного южнее от нее мечетью Аль-Акса. После Шестидневной войны Верховный раввинат запретил евреям восходить на Храмовую гору, так как точно неизвестно, где тысячелетия назад стоял храм.
В результате же новых исследований удалось довольно точно определить местоположение иудейского храма, и ортодоксальное еврейство хочет воздвигнуть там третий храм, так как, по иудейским представлениям, только тогда сможет прийти Мессия. В Иерусалиме, в еврейской части Старого города, посетители могут уже в так называемом Храмовом институте осмотреть утварь будущего храма.
Для будущего служения в храме уже обучаются священники, изготовлен краеугольный камень для храма, а особо строгая ультраортодоксальная группировка почти через 2000 лет вновь ввела жертвоприношения c пролитием крови животных, хотя храм еще не построен.
В праздник Йом Киппур они приносят жертвы южнее Храмовой горы, обосновывая это тем, что и Давид принес свою жертву еще до строительства храма. Иудеи хотели бы построить храм как можно скорее. Так как Иерусалим находится в сейсмической зоне, многие надеются, что землетрясение в скором будущем расчистит путь для строительства на Храмовой горе.
Некоторые особенно радикально настроенные евреи были бы не прочь взорвать Купол скалы. Эти отчасти фанатичные группы вызывают сильную тревогу израильских властей. Можно себе представить, что случится, если будет заложен первый камень третьего храма: неизбежен конфликт мирового масштаба, так как большинство мусульман мира постараются помешать строительству, в том числе и с применением оружия.
И среди палестинцев действуют радикальные силы, пользующиеся поддержкой Арафата. Главный палестинский муфтий Иерусалима шейх Икрам Сабри, духовный глава всех палестинцев, издал в марте официальный указ, запрещающий евреям молиться у Стены плача или дотрагиваться до
нее! Ссылается он при этом на отсутствие доказательств существования иудейского храма. Главный муфтий объявил через своего представителя: "Западная стена - это часть стены Аль-Бурак, а стена Аль-Бурак - часть мечети Аль-Акса, и поэтому евреи не имеют никаких прав на эту стену. Вся проблема в том, что стена не имеет никакого отношения к евреям. Так что все, что они там делают: их молитвы, записки, которые они кладут в стену, - всего этого мы не хотим! Мы считаем это нашим религиозным достоянием, и в один прекрасный день мы вернем его себе".


Комментарий