Необходимость смерти Христа

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • redkiy
    Участник
    • 04 October 2025
    • 26

    #1

    Необходимость смерти Христа

    Приветствую всех форумчан.
    Хочу поделиться своим размышлением о необходимости смерти Христа.
    Этот вопрос долго не давал мне покоя, и, изучая его, я понял, что не один я упорно пытаюсь найти на него ответ.

    На YouTube можно найти множество видео, где богословы разных конфессий пытаются объяснить смысл смерти Христа — как именно она дает праведность и невиновность перед Богом.
    Но почти во всех этих объяснениях звучит одна общая нота: настоящего ответа нет.
    А если кто-то и пытается объяснить, то говорит скорее о цели действия, а не о его необходимости.

    Большинство говорят, что смерть Христа дает прощение, оправдание, что через нее мы получаем возможность вечной жизни.
    С этим сложно не согласиться, но ведь главный вопрос остается:
    почему для прощения нужно было умирать Христу?
    Почему вообще «без пролития крови не бывает прощения»?

    Возможно, в богословии и есть ответ, но мои поиски не привели к ясности.
    Я пришел к убеждению, что Христос пошёл на смерть не просто так — не потому, что Бог кровожаден или нуждается в жертве, чтобы смягчиться.
    Понимание смысла жертвы Христа, наоборот, раскрывает глубину Божьей любви, ведь сказано:

    Рим.5:8: Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
    Представьте молодого человека, который жертвует своей жизнью ради девушки, которой эта жертва вовсе не нужна.
    — Зачем ты это сделал?
    — Чтобы доказать любовь.
    — Но как смерть доказывает любовь?
    — Тем, что я был готов умереть ради нее.
    — Прекрасно, но зачем нужно было умирать ради нее?

    Вот это и есть логическая трудность. Если в смерти нет необходимости, то она не доказывает любовь — она просто трагедия.
    Так и смерть Христа без понимания почему она была нужна, превращается лишь в красивый символ, а не в ключевой акт спасения.
    Почему смерть была необходима


    Когда я задал Богу этот вопрос, внимание мое сразу привлек следующий текст:

    Евр.9:16-17:
    Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
    потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
    Я читал эти слова много раз, но никогда не замечал ключевого слова — «необходимо».
    Именно оно стало для меня откровением.
    Автор послания объясняет прямым текстом, зачем Христу нужно было умереть.

    Смысл становится особенно ясен, если разобраться с греческим словом διαθήκη, которое обычно переводится как завет.
    Но это же слово означает и завещание.
    В контексте Послания к Евреям речь явно идет не о договоре, а именно о завещании, ведь только завещание требует смерти завещателя, чтобы вступить в силу.
    Договор, наоборот, действует, пока обе стороны живы.

    Поэтому, когда мы читаем этот отрывок, слово завет следует понимать как завещание.
    Тогда смысл становится очевидным:

    Евр.9:16-18:
    Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
    потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
    Почему и первый завет был утвержден не без крови.
    Здесь слово «первый» указывает на Ветхий Завет — то есть на Закон Моисея.

    Евр.9:19-20:
    Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом,
    и окропил как самую книгу, так и весь народ,
    говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
    Таким образом, необходимость смерти Христа заключалась в том, что она была смертью Завещателя, делающей Завет действительным.
    Именно поэтому спасение и оправдание — это наследство, передаваемое по Новому Завещанию.
    Спасение как наследство


    Когда я это понял, многие стихи Нового Завета ожили новым смыслом:

    Евр.1:14: Не все ли они — служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
    Лук.18:18: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
    Гал.4:7: Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
    Еф.1:11: В Нем мы и сделались наследниками
    1Пет.1:3-4: …возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,
    к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас…
    Рим.8:17: А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу…
    Весь Новый Завет говорит языком завещания и наследников.
    Поэтому смысл смерти Христа нужно понимать именно в этой канве — как юридическую необходимость, без которой Завещание не вступило бы в силу.
    Принцип наследования поступков


    Чтобы понять, как действует этот механизм спасения, стоит вспомнить принцип, который я описывал в одной из предыдущих статей — концепция наследования поступков.
    Он основан на словах из Послания к Евреям:

    Евр.7:9-10: И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в Аврааме дал десятину,
    ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
    Левий, живший спустя поколения после Авраама, юридически участвовал в его поступке.
    Он не делал ничего лично, но его родовая принадлежность сделала поступок Авраама его поступком.

    Это и есть принцип, по которому Бог устроил человеческое существование:
    Глава рода определяет судьбу всего рода.

    Так, через Адама — первого Главу человечества — все согрешили:

    Рим.5:12: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, — в нем все согрешили.


    Но тот же принцип работает и во спасении.
    Если Христос становится новой Главой человечества, то все, кто «во Христе», наследуют Его поступок — Его праведность и исполнение Закона.
    Послушание Христа как наследство


    Христос родился «от жены» — как обещанное семя, не унаследовавшее поступок Адама.
    Он прожил безгрешную жизнь, исполнив Закон полностью.
    И хотя не заслуживал смерти, пошел на крест, чтобы Его поступок мог быть вменён всем, кто принадлежит Ему.

    Так же, как в Адаме все согрешили, во Христе все исполнили Закон.
    Когда Писание говорит, что «во Христе все сделались праведными», это значит, что мы унаследовали Его праведность.

    Рим.5:18-19: Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
    Ибо, как непослушанием одного сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
    1Кор.15:22: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.
    План Божий состоял в том, чтобы через этот механизм наследования мы получили вечную жизнь — жизнь Христа.
    Остается лишь один вопрос: кто является наследником?
    Об этом — в следующей статье.
    Последний раз редактировалось redkiy; 12 October 2025, 10:37 AM.
  • dimytch
    Ветеран

    • 12 July 2003
    • 3104

    #2
    Сообщение от redkiy
    Этот вопрос долго не давал мне покоя, и, изучая его, я понял, что не один я упорно пытаюсь найти на него ответ.
    Понимаете, в чём дело... И вы, и я, и все остальные заслуживаем справедливого Божьего осуждения, наказания и смерти . Перед Его Святостью мы все гнилые насквозь в своих делах, в мыслях, в сердцах. Никто не сможет оправдаться, все не годные. Это Божья Святость и Справедливость - грех должен быть наказан. Но наравне с этим наш Творец любит каждого из нас, Своё творение и вовсе не хочет нам смерти. Как быть? Божья Святость и Справедливость требует наказания, а Любовь оправдания и принятия. Выход один - требуется Искупитель, который возьмёт наш грех и нашу вину вместо нас, чтобы мы благодаря Ему были оправданы и имели жизнь вместо смерти. Это и сделал наш Творец. В этом и Его Любовь, глубину которой невозможно осмыслить и познать. Кто мы для Него такие, почему Он нас так любит - загадка. Любовь, что Сам Творец взял на Себя нашу вину и умер вместо нас, что мы жили вовеки с Ним.

    Комментарий

    • redkiy
      Участник
      • 04 October 2025
      • 26

      #3
      Сообщение от dimytch
      Выход один - требуется Искупитель, который возьмёт наш грех и нашу вину вместо нас, ...
      Спасибо вам за отклик и искренние слова 🙏
      Я понимаю, что вы выражаете классический взгляд на заместительное искупление, и именно так эту тему обычно объясняют.
      Однако лично я вижу здесь определённое противоречие: если невиновный наказывается вместо виновного, то это не выглядит как справедливость.
      Божья справедливость, на мой взгляд, не может действовать по принципу нарушения самой справедливости.
      Судья наказывающий невиновного и отпускающий виновного не может считаться справедливым.

      Мне ближе понимание, что Христос не был наказан вместо нас, а в Нём человечество прошло через суд, смерть и воскресение.
      Он стал новой главой человеческого рода, и через принадлежность Ему мы наследуем оправдание и жизнь.
      Это не подмена, а перенос нас в новое юридическое состояние, в новый статус, где действуют иные правовые основания — сыновство, наследие и новая жизнь.
      Последний раз редактировалось redkiy; 12 October 2025, 10:51 AM.

      Комментарий

      • dimytch
        Ветеран

        • 12 July 2003
        • 3104

        #4
        Сообщение от redkiy
        Однако лично я вижу здесь определённое противоречие: если невиновный наказывается вместо виновного, то это не выглядит как справедливость.
        Божья справедливость, на мой взгляд, не может действовать по принципу нарушения самой справедливости.
        Наверное Божья справедливость допускает такое понятие, как выкуп. А с другой стороны, Его Жертва была добровольной, другими словами, Он Сам так захотел, сделать нам такую милость. Именно от этого, если взглянуть одновременно на все грани того, что произошло, то эта Жертва перед Богом становится особенно драгоценной и единственно возможной для нашего спасения. Вся Слава нашему Господу!

        Комментарий

        • redkiy
          Участник
          • 04 October 2025
          • 26

          #5
          Сообщение от dimytch

          Наверное Божья справедливость допускает такое понятие, как выкуп. А с другой стороны, Его Жертва была добровольной, другими словами, Он Сам так захотел, сделать нам такую милость. Именно от этого, если взглянуть одновременно на все грани того, что произошло, то эта Жертва перед Богом становится особенно драгоценной и единственно возможной для нашего спасения. Вся Слава нашему Господу!
          Согласен. Бог действительно выкупил нас, и добровольность этой жертвы говорит о Его безмерной любви.
          Но если рассматривать смысл смерти Христа исключительно через заместительность, то возникает серьёзный вопрос:
          как именно это делает нас праведными?

          Предположим, что вы правы: Христос умер вместо нас, и мы освобождены от наказания.
          Но если использовать образ суда, который подразумевает концепция заместительной жертвы,
          то даже если судья отпускает виновного, потому что кто-то другой понёс его наказание, —
          сам виновный от этого не становится невиновным.
          Он просто освобождён от кары, но его вина остаётся.

          А ведь спасение в Писании — это не просто избавление от наказания,
          а именно оправдание, то есть признание человека праведным.
          И вот здесь заместительность не объясняет, почему человек в Христе признаётся невиновным.

          Если внимательно посмотреть на Римлянам 5, Павел не говорит о наказании и заместительности,
          а сравнивает два юридических статуса — в Адаме и во Христе.
          В Адаме мы признаны виновными, потому что согрешили в нём, как в нашем родоначальнике.
          А во Христе, наоборот, мы признаёмся праведными, потому что в Нём исполнили Закон.
          Не потому что Он был наказан вместо нас, а потому что мы вошли в Него, и Его послушание засчитывается нам.

          Именно в этом контексте нужно понимать спасение:
          это переход из одного рода в другой,
          из статуса осуждённых в статус оправданных —
          из Адама во Христа.

          И в этом свете особенно значимы слова Иисуса:
          «Верующий в Меня не судится, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

          Если верующий не судится и на суд не приходит,
          то это полностью опровергает концепцию заместительной кары.
          Потому что если суд уже состоялся и наказание было исполнено,
          то верующий всё равно оставался бы участником суда — просто оправданным через замену.
          Но Христос говорит прямо: он не приходит на суд вообще,
          потому что уже перешёл в новое юридическое положение
          в жизнь, во Христе, где нет осуждения.

          Комментарий

          • Братец Иванушка
            православный христианин

            • 07 December 2008
            • 8571

            #6
            В результате грехопадения первых людей произошло такое повреждение человеческой природы, что "починить" её стало возможным только если Сам Бог станет человеком и, умерев, воскреснет.

            Комментарий

            • Caleb
              Ветеран
              • 08 January 2024
              • 10855

              #7
              В результате грехопадения первых людей произошло такое повреждение человеческой природы, что "починить" её стало возможным только если Сам Бог станет человеком и, умерев, воскреснет.
              Но саму эту возможность надо еще и реализовать.

              Комментарий

              • redkiy
                Участник
                • 04 October 2025
                • 26

                #8
                Сообщение от Братец Иванушка
                В результате грехопадения первых людей произошло такое повреждение человеческой природы, что "починить" её стало возможным только если Сам Бог станет человеком и, умерев, воскреснет.
                Отчасти согласен — действительно, человеческая природа была повреждена, и Христос стал человеком, чтобы восстановить нас. Но важно отметить, что это восстановление не сводится просто к «починке» человеческой природы, как будто Христос исправил поломку. Апостол Павел описывает это как юридическое действие усыновления, а не как внутренний ремонт сущности.

                В Рим. 8:23 Павел пишет, что мы «ожидаем усыновленияискупления тела нашего».
                Слово «усыновление» в подлиннике — υἱοθεσία (huiothesia), что буквально означает «установление в сыновья», то есть признание сыновьями. Это юридический термин, связанный со статусом, а не с природой.

                Поэтому Христос стал человеком не просто для того, чтобы «починить» нас, а чтобы даровать новый статус — статус сыновей Божьих. А полное восстановление, то есть «починка» человеческой природы, произойдёт при воскресении, когда наступит искупление плоти. Именно тогда усыновление завершится в полноте, и тело будет преобразовано в подобие славного тела Христа.

                И это напрямую связано с наследством, о котором говорит Павел:
                Еф. 1:14 — «Который (Дух Святой) есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».


                То есть Дух Святой дан нам в залог, как гарантия того, что наследие (а именно — воскресение и обновление тела) обязательно состоится.
                Тот же смысл апостол выражает в Галатам:
                Гал. 4:5–7:
                «(5) чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
                (6) А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”
                (7) Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа».


                Здесь видно, что Дух Святой дан по причине усыновления — как свидетельство того, что мы уже признаны сыновьями — и как залог того, что при воскресении произойдёт полное искупление и обновление плоти.

                Таким образом, усыновление — это статус, Дух Святой — его залог, а воскресение — его завершение. Именно это и есть то самое наследие, о котором говорит Павел.

                Комментарий

                • Борис 2
                  Участник

                  • 24 February 2010
                  • 106

                  #9
                  Сообщение от dimytch

                  ... Кто мы для Него такие, почему Он нас так любит - загадка. Любовь, что Сам Творец взял на Себя нашу вину и умер вместо нас, что мы жили вовеки с Ним.
                  Для меня это тоже загадка.
                  Пытаясь её разгадать, пришёл к такой мысли, что в день, когда Бог должен был наказать сатану за восстание, услышал от него примерно такие слова: "если Ты сейчас бросишь меня в ад, то Ты не Любовь, а просто пока что немножко сильнее меня"...
                  И Господь попрал его, но любовью...
                  Думаю, для того мы и созданы Богом, а не только для общения с Ним, как говорят даже в вероучениях. Если только для общения с Богом, то с меня толку как с козла молока, и цена мне тогда ноль целых и ещё много-много нолей...
                  Потому мы в Божьих глазах ценнее ангелов.
                  Потому есть какое-то число - "Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников;" (Рим. 11:25) - которое должно быть полным...
                  Бо з радістю вийдете ви, і з миром проваджені будете. Гори й холми будуть тішитися перед вами співанням, і всі польові дерева будуть плескати в долоні. На місце тернини зросте кипарис, а замість кропиви появиться мирт. І стане усе Господеві на славу, на вічну ознаку, яка не понищиться!
                  (Iс.55:12,13)

                  Комментарий

                  • мигрант
                    .............

                    • 13 May 2017
                    • 6988

                    #10
                    Сообщение от redkiy
                    Большинство говорят, что смерть Христа дает прощение, оправдание, что через нее мы получаем возможность вечной жизни.
                    С этим сложно не согласиться, но ведь главный вопрос остается:
                    почему для прощения нужно было умирать Христу?
                    Почему вообще «без пролития крови не бывает прощения»?
                    Исаия 53 глава, так же у многих других пророков, почти у всех предсказание о Христе. О чём это говорит? О том, что Ему было предопределено Отцом исполнить то, что Он исполнил, о чём Он Сам говорил.
                    Умереть за нас - так же является Его судьбой. Он умер и воскрес, и явился многим ученикам, тем самым показав на своём примере то, что смерть не конец жизни, но начало новой духовной. Об этом всё Его учение - как достичь бессмертия в духовной жизни.

                    Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
                    Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
                    Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Исаия 53:4-6)


                    Думаю будет неверным считать, что Он своей смертью решил все наши проблемы с грехами, если бы это было так, то было бы достаточно просто веры в Него. Но Он принёс учение жизни, где требуется много усилий для очищения от старого образа мышления и старых привычек. " Должно вам родиться свыше ... тесны врата и труден путь ведущий в жизнь вечную ... многие поищут войти и не возмогут ... царство Небесное силой берётся и употребляющие усилие восхищают его ..." И многое другое в Его учении указывает на трудности, которые необходимо преодолеть каждому.
                    Истина превыше всего.

                    Комментарий

                    • Двора
                      Ветеран

                      • 19 November 2005
                      • 55168

                      #11
                      Сообщение от Борис 2

                      Для меня это тоже загадка.
                      16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

                      17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
                      Определение, которое не может быть изменено: оно вышло из уст Отца Небесного: смертию умрешь.
                      Как спасти Свое творение от этого определения?
                      Умереть вместо него.
                      Нет другого пути нашего спасения: только так: за нас умер Тот, из чьих уст вышло это слово и кто поверил верит и поверит этому, тот получает свободу от этого отпределения.
                      Смерть не имеет власти над принимающими Жертву Умилостивления за грехи наши.

                      Комментарий

                      • Братец Иванушка
                        православный христианин

                        • 07 December 2008
                        • 8571

                        #12
                        Сообщение от redkiy
                        Апостол Павел описывает это как юридическое действие усыновления, а не как внутренний ремонт сущности.

                        ... признание сыновьями. Это юридический термин, связанный со статусом, а не с природой.
                        Юридизм чужд сути христианства. Главное — это переход от состояния ветхого человека к состоянию обновлённого Иисусом Христом нового человека.

                        Обновлённый человек
                        1. 2 Коринфянам 5:17: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое."
                        2. Ефесянам 4:22-24: "Отложите старого человека, сгрехами которому, с обновлением ума вашего, и облекитесь в нового человека, создаваемого по Богу в праведности и святости истины."
                        3. Колоссянам 3:9-10: "Не лгите друг другу; совлекшись ветхого человека с делами его, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу создавшего его."
                        Критика юридизма
                        1. Галатам 2:16: "Однако мы, узнав, что человек оправдывается верою в Иисуса Христа, а не делами закона, и мы уверовали в Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; потому что делами закона не оправдается ни одна плоть."
                        2. Матфея 23:27-28: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Потому что вы подобны гробам окрашенным, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвецов и всякой нечистоты. Так и вы внешне кажетесь людям праведными, а внутренне полны лицемерия и беззакония."

                        Комментарий

                        • dimytch
                          Ветеран

                          • 12 July 2003
                          • 3104

                          #13
                          Сообщение от redkiy
                          Предположим, что вы правы: Христос умер вместо нас, и мы освобождены от наказания.
                          Но если использовать образ суда, который подразумевает концепция заместительной жертвы,
                          то даже если судья отпускает виновного, потому что кто-то другой понёс его наказание, —
                          сам виновный от этого не становится невиновным.
                          Он просто освобождён от кары, но его вина остаётся.
                          Если вина остаётся на нас, то значит на нас нет никакого прощения и очищения. Но Библия говорит так:

                          Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.

                          Именно так Господь видит наше очищение Иисусом Христом, так как Он не только наши грехи взял на Себя, но и вину за них, за которую и был наказан вместо нас. Грехи и вина полностью аннулированы и забыты. Жертва принесена, "счёт оплачен". Мы Им полностью очищены до снежной белизны перед Богом.

                          Комментарий

                          • Братец Иванушка
                            православный христианин

                            • 07 December 2008
                            • 8571

                            #14
                            Сообщение от redkiy
                            А полное восстановление, то есть «починка» человеческой природы, произойдёт при воскресении ...
                            В первой своей публикации в теме я не случайно взял в кавычки слово "починка". Спасение — это не полное восстановление человека в состояние до грехопадения первых людей, а их преображение в состояние "непадательное", которое снова не подвержено греху.

                            Комментарий

                            • Братец Иванушка
                              православный христианин

                              • 07 December 2008
                              • 8571

                              #15
                              Сообщение от dimytch
                              ... но и вину за них, за которую и был наказан вместо нас. Грехи и вина полностью аннулированы и забыты. Жертва принесена, "счёт оплачен".
                              Типичное проявление юридизма. Беда!

                              Комментарий

                              Обработка...