Приветствую всех форумчан.
Хочу поделиться своим размышлением о необходимости смерти Христа.
Этот вопрос долго не давал мне покоя, и, изучая его, я понял, что не один я упорно пытаюсь найти на него ответ.
На YouTube можно найти множество видео, где богословы разных конфессий пытаются объяснить смысл смерти Христа — как именно она дает праведность и невиновность перед Богом.
Но почти во всех этих объяснениях звучит одна общая нота: настоящего ответа нет.
А если кто-то и пытается объяснить, то говорит скорее о цели действия, а не о его необходимости.
Большинство говорят, что смерть Христа дает прощение, оправдание, что через нее мы получаем возможность вечной жизни.
С этим сложно не согласиться, но ведь главный вопрос остается:
почему для прощения нужно было умирать Христу?
Почему вообще «без пролития крови не бывает прощения»?
Возможно, в богословии и есть ответ, но мои поиски не привели к ясности.
Я пришел к убеждению, что Христос пошёл на смерть не просто так — не потому, что Бог кровожаден или нуждается в жертве, чтобы смягчиться.
Понимание смысла жертвы Христа, наоборот, раскрывает глубину Божьей любви, ведь сказано:
Представьте молодого человека, который жертвует своей жизнью ради девушки, которой эта жертва вовсе не нужна.
— Зачем ты это сделал?
— Чтобы доказать любовь.
— Но как смерть доказывает любовь?
— Тем, что я был готов умереть ради нее.
— Прекрасно, но зачем нужно было умирать ради нее?
Вот это и есть логическая трудность. Если в смерти нет необходимости, то она не доказывает любовь — она просто трагедия.
Так и смерть Христа без понимания почему она была нужна, превращается лишь в красивый символ, а не в ключевой акт спасения.
Почему смерть была необходима
Когда я задал Богу этот вопрос, внимание мое сразу привлек следующий текст:
Я читал эти слова много раз, но никогда не замечал ключевого слова — «необходимо».
Именно оно стало для меня откровением.
Автор послания объясняет прямым текстом, зачем Христу нужно было умереть.
Смысл становится особенно ясен, если разобраться с греческим словом διαθήκη, которое обычно переводится как завет.
Но это же слово означает и завещание.
В контексте Послания к Евреям речь явно идет не о договоре, а именно о завещании, ведь только завещание требует смерти завещателя, чтобы вступить в силу.
Договор, наоборот, действует, пока обе стороны живы.
Поэтому, когда мы читаем этот отрывок, слово завет следует понимать как завещание.
Тогда смысл становится очевидным:
Здесь слово «первый» указывает на Ветхий Завет — то есть на Закон Моисея.
Таким образом, необходимость смерти Христа заключалась в том, что она была смертью Завещателя, делающей Завет действительным.
Именно поэтому спасение и оправдание — это наследство, передаваемое по Новому Завещанию.
Спасение как наследство
Когда я это понял, многие стихи Нового Завета ожили новым смыслом:
Весь Новый Завет говорит языком завещания и наследников.
Поэтому смысл смерти Христа нужно понимать именно в этой канве — как юридическую необходимость, без которой Завещание не вступило бы в силу.
Принцип наследования поступков
Чтобы понять, как действует этот механизм спасения, стоит вспомнить принцип, который я описывал в одной из предыдущих статей — концепция наследования поступков.
Он основан на словах из Послания к Евреям:
Левий, живший спустя поколения после Авраама, юридически участвовал в его поступке.
Он не делал ничего лично, но его родовая принадлежность сделала поступок Авраама его поступком.
Это и есть принцип, по которому Бог устроил человеческое существование:
Глава рода определяет судьбу всего рода.
Так, через Адама — первого Главу человечества — все согрешили:
Но тот же принцип работает и во спасении.
Если Христос становится новой Главой человечества, то все, кто «во Христе», наследуют Его поступок — Его праведность и исполнение Закона.
Послушание Христа как наследство
Христос родился «от жены» — как обещанное семя, не унаследовавшее поступок Адама.
Он прожил безгрешную жизнь, исполнив Закон полностью.
И хотя не заслуживал смерти, пошел на крест, чтобы Его поступок мог быть вменён всем, кто принадлежит Ему.
Так же, как в Адаме все согрешили, во Христе все исполнили Закон.
Когда Писание говорит, что «во Христе все сделались праведными», это значит, что мы унаследовали Его праведность.
План Божий состоял в том, чтобы через этот механизм наследования мы получили вечную жизнь — жизнь Христа.
Остается лишь один вопрос: кто является наследником?
Об этом — в следующей статье.
Хочу поделиться своим размышлением о необходимости смерти Христа.
Этот вопрос долго не давал мне покоя, и, изучая его, я понял, что не один я упорно пытаюсь найти на него ответ.
На YouTube можно найти множество видео, где богословы разных конфессий пытаются объяснить смысл смерти Христа — как именно она дает праведность и невиновность перед Богом.
Но почти во всех этих объяснениях звучит одна общая нота: настоящего ответа нет.
А если кто-то и пытается объяснить, то говорит скорее о цели действия, а не о его необходимости.
Большинство говорят, что смерть Христа дает прощение, оправдание, что через нее мы получаем возможность вечной жизни.
С этим сложно не согласиться, но ведь главный вопрос остается:
почему для прощения нужно было умирать Христу?
Почему вообще «без пролития крови не бывает прощения»?
Возможно, в богословии и есть ответ, но мои поиски не привели к ясности.
Я пришел к убеждению, что Христос пошёл на смерть не просто так — не потому, что Бог кровожаден или нуждается в жертве, чтобы смягчиться.
Понимание смысла жертвы Христа, наоборот, раскрывает глубину Божьей любви, ведь сказано:
Рим.5:8: Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
— Зачем ты это сделал?
— Чтобы доказать любовь.
— Но как смерть доказывает любовь?
— Тем, что я был готов умереть ради нее.
— Прекрасно, но зачем нужно было умирать ради нее?
Вот это и есть логическая трудность. Если в смерти нет необходимости, то она не доказывает любовь — она просто трагедия.
Так и смерть Христа без понимания почему она была нужна, превращается лишь в красивый символ, а не в ключевой акт спасения.
Почему смерть была необходима
Когда я задал Богу этот вопрос, внимание мое сразу привлек следующий текст:
Евр.9:16-17:
Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
Именно оно стало для меня откровением.
Автор послания объясняет прямым текстом, зачем Христу нужно было умереть.
Смысл становится особенно ясен, если разобраться с греческим словом διαθήκη, которое обычно переводится как завет.
Но это же слово означает и завещание.
В контексте Послания к Евреям речь явно идет не о договоре, а именно о завещании, ведь только завещание требует смерти завещателя, чтобы вступить в силу.
Договор, наоборот, действует, пока обе стороны живы.
Поэтому, когда мы читаем этот отрывок, слово завет следует понимать как завещание.
Тогда смысл становится очевидным:
Евр.9:16-18:
Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
Почему и первый завет был утвержден не без крови.
Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
Почему и первый завет был утвержден не без крови.
Евр.9:19-20:
Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом,
и окропил как самую книгу, так и весь народ,
говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом,
и окропил как самую книгу, так и весь народ,
говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
Именно поэтому спасение и оправдание — это наследство, передаваемое по Новому Завещанию.
Спасение как наследство
Когда я это понял, многие стихи Нового Завета ожили новым смыслом:
Евр.1:14: Не все ли они — служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Лук.18:18: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Гал.4:7: Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Еф.1:11: В Нем мы и сделались наследниками…
1Пет.1:3-4: …возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,
к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас…
к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас…
Рим.8:17: А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу…
Поэтому смысл смерти Христа нужно понимать именно в этой канве — как юридическую необходимость, без которой Завещание не вступило бы в силу.
Принцип наследования поступков
Чтобы понять, как действует этот механизм спасения, стоит вспомнить принцип, который я описывал в одной из предыдущих статей — концепция наследования поступков.
Он основан на словах из Послания к Евреям:
Евр.7:9-10: И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в Аврааме дал десятину,
ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
Он не делал ничего лично, но его родовая принадлежность сделала поступок Авраама его поступком.
Это и есть принцип, по которому Бог устроил человеческое существование:
Глава рода определяет судьбу всего рода.
Так, через Адама — первого Главу человечества — все согрешили:
Рим.5:12: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, — в нем все согрешили.
Но тот же принцип работает и во спасении.
Если Христос становится новой Главой человечества, то все, кто «во Христе», наследуют Его поступок — Его праведность и исполнение Закона.
Послушание Христа как наследство
Христос родился «от жены» — как обещанное семя, не унаследовавшее поступок Адама.
Он прожил безгрешную жизнь, исполнив Закон полностью.
И хотя не заслуживал смерти, пошел на крест, чтобы Его поступок мог быть вменён всем, кто принадлежит Ему.
Так же, как в Адаме все согрешили, во Христе все исполнили Закон.
Когда Писание говорит, что «во Христе все сделались праведными», это значит, что мы унаследовали Его праведность.
Рим.5:18-19: Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
Ибо, как непослушанием одного сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
Ибо, как непослушанием одного сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
1Кор.15:22: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.
Остается лишь один вопрос: кто является наследником?
Об этом — в следующей статье.
Комментарий