Ниже приведенный рассказ отражает, как воспринимает Иисуса значительная часть представителей т.н. Прогрессивного Иудаизма и часть каббалистов.
Арье Барац

Родился в 1952 году в Москве. С 1992 года проживает в Израиле, в Иудейской пустыне. Автор нескольких религиозно-философских книг и сотен публицистических статей, печатавшихся в израильской газете «Вести». Книги посвящены главным образом проблеме взаимоотношения иудаизма и тех аспектов европейской культуры (экзистенциализм, художественная литература), которые можно рассматривать как духовные эквиваленты религии. В книгах также рассматриваются перспективы диалога религий, в первую очередь иудаизма и христианства, но также ислама и восточных учений. Публицистика посвящена актуальным политическим проблемам Израиля.
Без малого век, как Рим покорил Иудейское царство. Разграбленное и униженное, двадцать лет назад оно было превращено в протекторат, но до сих пор хотя бы не попирались еврейские религиозные законы. Столь грубое осквернение Святого города совершилось впервые.
Йешуа иудейской традиции
НАЗНАЧЕННОЕ ВРЕМЯ
«И народ твой, все праведники… навеки унаследуют страну. Меньший станет тысячей, и младший – народом сильным. Я, Господь, в назначенное время ускорю это» (Йешайяу 60:22)
1
Шел 3787–ой год от сотворения мира, он же 14–ый год правления Тибериуса кесаря, и 2–ой год начальствования прокуратора Понтиуса Пилатуса в Иудее.
В то жаркое утро последнего дня весеннего месяца ияра жители Йерушалаима не узнали своего города. В одну ночь он был превращен в капище идолослужителей. На каждом приметном месте возвышались бюсты кесаря! Охранявшие мраморных идолов легионеры усмехались, читая ужас и отвращение в глазах горожан. [1]
Без малого век, как Рим покорил Иудейское царство. Разграбленное и униженное, двадцать лет назад оно было превращено в протекторат, но до сих пор хотя бы не попирались еврейские религиозные законы. Столь грубое осквернение Святого города совершилось впервые.
Весть немедленно распространилась по окрестностям, и в Йерушалаим потянулись побросавшие работу встревоженные селяне. Все стекались на Храмовую гору, где старейшины, священники и мудрецы жарко обсуждали случившееся.
Главные надежды возлагались в эту минуту на первосвященника Кайафу. Назначенный еще предшественником Пилатуса Валерием Гратом, Кайафа уже несколько лет успешно – с точки зрения Рима – выполнял свою роль всенародного надзирателя. Но теперь наступил момент, когда первосвященнику представился случай добиться чего–то и для своего народа. Появление статуй не только вызывало собственное недовольство Кайафы, но и било по его престижу. У него имелось что возразить Пилатусу.
– Я отправлюсь к прокуратору в Кейсарию, – объявил он старейшинам и прушим, собравшимся у Палаты Тесанных камней. – Но со мной должны выйти также кто–то из вас – старейшин и раввинов, делегация должна быть представительной.
В полдень внушительная группа священников и раввинов вышла из Йерушалаима. Однако к ней сразу примкнуло более тысячи горожан. По дороге толпа обрастала новыми участниками.
Когда же на третий день делегация приблизилась к Кейсарии, ее сопровождали уже десятки тысяч людей.
Толпа разместилась в нескольких стадиях от резидентского дворца, в который вместе с Кайафой вошли также и раввины с разорванными в знак траура одеждами.
Через четверть часа понурые они вышли обратно, и народ услышал, что Пилатус отказался удалить идолов. Увещевания первосвященника оказались напрасны.
Гул возмущения пронесся над толпой. Как небеса допускают такое поругание?! Этого невозможно было принять. Люди, не сговариваясь, уселись на землю, выказав тем самым твердое желание остаться и добиваться приказа удалить идолов.
Пилатус игнорировал просителей, но каждый день с раздражением отмечал, что толпа растет, и по его оценке, достигла уже ста тысяч.
Наконец, на шестой день Пилатус указал всем явиться на ипподром, где он обещал сообщить свою последнюю волю.
Прокуратор воссел на судебное кресло, выставленное на крытой трибуне. Рядом с ним находился легат, несколько слуг и офицеров. Из еврейской делегации был допущен только первосвященник. Старейшины и раввины смешались с народом.
Когда толпа заполнила ипподром, Пилатус встал и взмахнул рукой. По этому знаку из нижних проемов вышли легионеры, и встав в три ряда, заняли нижние ряды амфитеатра. Скрестив руки на груди и расставив ноги на ширине плеч, они выглядели решительно и грозно.
Увидев себя окруженными, евреи смутились и безмолвно стояли, ожидая что произойдет.
– Вам придется принять мою волю и привыкнуть к изображениям императора в своем городе! – проревел прокуратор, и подождав, когда его слова будут переведены, продолжил: – Проваливайте. Тот, кто желает остаться и продолжать меня о чем–то просить, будет зарублен на этом поле.
Пилатус вновь поднял руку, и по этому знаку тысячи мечей разом блеснули в руках его воинов.
Прокуратор ожидал, что давя друг друга, люди бросятся к остающимся открытыми единственным воротам, но произошло нечто другое. Все, не сговариваясь, повалились на землю, ясно показывая, что они подставляют свою шею под меч.
Над толпой стоял гул, в котором ясно выделился общий крик.
– Лучше смерть!
– Они предпочитают умереть, игемон, – пояснил Кайафа и без того все понявшему Пилатусу.
Какое–то время он растерянно смотрел на толпу, затем качнул головой и приказал легату:
– Отправь гонца с приказом удалить статуи. – И затем, обратившись к Кайафе, добавил: – Можешь, сообщить о моем приказе своему народу.
Арье Барац
Родился в 1952 году в Москве. С 1992 года проживает в Израиле, в Иудейской пустыне. Автор нескольких религиозно-философских книг и сотен публицистических статей, печатавшихся в израильской газете «Вести». Книги посвящены главным образом проблеме взаимоотношения иудаизма и тех аспектов европейской культуры (экзистенциализм, художественная литература), которые можно рассматривать как духовные эквиваленты религии. В книгах также рассматриваются перспективы диалога религий, в первую очередь иудаизма и христианства, но также ислама и восточных учений. Публицистика посвящена актуальным политическим проблемам Израиля.
Без малого век, как Рим покорил Иудейское царство. Разграбленное и униженное, двадцать лет назад оно было превращено в протекторат, но до сих пор хотя бы не попирались еврейские религиозные законы. Столь грубое осквернение Святого города совершилось впервые.
Йешуа иудейской традиции
НАЗНАЧЕННОЕ ВРЕМЯ
«И народ твой, все праведники… навеки унаследуют страну. Меньший станет тысячей, и младший – народом сильным. Я, Господь, в назначенное время ускорю это» (Йешайяу 60:22)
1
Шел 3787–ой год от сотворения мира, он же 14–ый год правления Тибериуса кесаря, и 2–ой год начальствования прокуратора Понтиуса Пилатуса в Иудее.
В то жаркое утро последнего дня весеннего месяца ияра жители Йерушалаима не узнали своего города. В одну ночь он был превращен в капище идолослужителей. На каждом приметном месте возвышались бюсты кесаря! Охранявшие мраморных идолов легионеры усмехались, читая ужас и отвращение в глазах горожан. [1]
Без малого век, как Рим покорил Иудейское царство. Разграбленное и униженное, двадцать лет назад оно было превращено в протекторат, но до сих пор хотя бы не попирались еврейские религиозные законы. Столь грубое осквернение Святого города совершилось впервые.
Весть немедленно распространилась по окрестностям, и в Йерушалаим потянулись побросавшие работу встревоженные селяне. Все стекались на Храмовую гору, где старейшины, священники и мудрецы жарко обсуждали случившееся.
Главные надежды возлагались в эту минуту на первосвященника Кайафу. Назначенный еще предшественником Пилатуса Валерием Гратом, Кайафа уже несколько лет успешно – с точки зрения Рима – выполнял свою роль всенародного надзирателя. Но теперь наступил момент, когда первосвященнику представился случай добиться чего–то и для своего народа. Появление статуй не только вызывало собственное недовольство Кайафы, но и било по его престижу. У него имелось что возразить Пилатусу.
– Я отправлюсь к прокуратору в Кейсарию, – объявил он старейшинам и прушим, собравшимся у Палаты Тесанных камней. – Но со мной должны выйти также кто–то из вас – старейшин и раввинов, делегация должна быть представительной.
В полдень внушительная группа священников и раввинов вышла из Йерушалаима. Однако к ней сразу примкнуло более тысячи горожан. По дороге толпа обрастала новыми участниками.
Когда же на третий день делегация приблизилась к Кейсарии, ее сопровождали уже десятки тысяч людей.
Толпа разместилась в нескольких стадиях от резидентского дворца, в который вместе с Кайафой вошли также и раввины с разорванными в знак траура одеждами.
Через четверть часа понурые они вышли обратно, и народ услышал, что Пилатус отказался удалить идолов. Увещевания первосвященника оказались напрасны.
Гул возмущения пронесся над толпой. Как небеса допускают такое поругание?! Этого невозможно было принять. Люди, не сговариваясь, уселись на землю, выказав тем самым твердое желание остаться и добиваться приказа удалить идолов.
Пилатус игнорировал просителей, но каждый день с раздражением отмечал, что толпа растет, и по его оценке, достигла уже ста тысяч.
Наконец, на шестой день Пилатус указал всем явиться на ипподром, где он обещал сообщить свою последнюю волю.
Прокуратор воссел на судебное кресло, выставленное на крытой трибуне. Рядом с ним находился легат, несколько слуг и офицеров. Из еврейской делегации был допущен только первосвященник. Старейшины и раввины смешались с народом.
Когда толпа заполнила ипподром, Пилатус встал и взмахнул рукой. По этому знаку из нижних проемов вышли легионеры, и встав в три ряда, заняли нижние ряды амфитеатра. Скрестив руки на груди и расставив ноги на ширине плеч, они выглядели решительно и грозно.
Увидев себя окруженными, евреи смутились и безмолвно стояли, ожидая что произойдет.
– Вам придется принять мою волю и привыкнуть к изображениям императора в своем городе! – проревел прокуратор, и подождав, когда его слова будут переведены, продолжил: – Проваливайте. Тот, кто желает остаться и продолжать меня о чем–то просить, будет зарублен на этом поле.
Пилатус вновь поднял руку, и по этому знаку тысячи мечей разом блеснули в руках его воинов.
Прокуратор ожидал, что давя друг друга, люди бросятся к остающимся открытыми единственным воротам, но произошло нечто другое. Все, не сговариваясь, повалились на землю, ясно показывая, что они подставляют свою шею под меч.
Над толпой стоял гул, в котором ясно выделился общий крик.
– Лучше смерть!
– Они предпочитают умереть, игемон, – пояснил Кайафа и без того все понявшему Пилатусу.
Какое–то время он растерянно смотрел на толпу, затем качнул головой и приказал легату:
– Отправь гонца с приказом удалить статуи. – И затем, обратившись к Кайафе, добавил: – Можешь, сообщить о моем приказе своему народу.
Комментарий