1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: "вот, жених идет, выходите навстречу ему". 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: "дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут". 9 А мудрые отвечали: "чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе". 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: "Господи! Господи! отвори нам". 12 Он же сказал им в ответ: "истинно говорю вам: не знаю вас". 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Мат. 25
Почему господь Иисус указывает точное число девушек? Почему их именно десять?
Первое объяснение, которое приходит в голову, - это десять колен Израиля. Ведь Иисус говорит о своём служении так: «Я послан только к погибшим овцам дома Израиля». Сам Иисус из колена Иуды, колено Иуды живо и колено Вениамина вместе с ним живо. А десять оставшихся колен сгинули некогда в плену. Можно ли их назвать погибшими овцами дома Израиля? Ведь десять колен не написано, что они убиты, как это однозначно написано про истребление жителей Иерихона или других ханаанских городов при вступлении евреев в землю обетованную. Написано, что десять колен отведены в плен. Что с ними произошло далее, одному Богу известно. Вместо них теперь живут самаряне на их земле. Иудеи, как известно, с самарянами не сообщаются. Два колена не особо дружили с десятью и ранее, а с самарянами и подавно. Самаряне в смысле этого вот необщения, самые отвратительные примеры которого собраны в талмуде, для иудеев даже более удобны, поскольку за счёт вражды к самарянам можно как бы показать свою (лицемерную) любовь к пропавшим десяти коленам. Я люблю брата, которого не вижу, и ненавижу брата, которого вижу. Это нам известно.
И это немалая теологическая проблема вообще-то. Ведь Бог заключил завет не с двумя коленами, а с двенадцатью. Два колена в наличии, на них распространяются обетования. А остальные десять? Они ведь не истреблены. Они где-то есть, но как быть с обетованиями для них?
Эту проблему решали пророки, пророчествуя о том, что Бог непременно соберёт всего Израиля. Но поколение проходило за поколением, а десять колен так и не вернулись в Самарию. Иисус предложил своё решение: он выбрал себе учеников числом двенадцать, объяснив это тем, что в день господень они сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен, несмотря на то, что в наличии имелось тогда (и сейчас) только два колена.
Евангелисты даже разыграли историю Израиля в миниатюре, описывая, к примеру, вот такой случай:
20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. 21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. 22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. 23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. 24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. 25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Мат. 20
В стихе 24 тут ясно стоит: десять вознегодовали на двух. Вполне понятно, что речь идёт о коленах Израиля. Иисус учит тут все колена о том, как следует сообщаться между собой, на каких принципах. Несмотря на то, что сам Иисус из колена Иуды и мог бы с важностью сесть повыше, он не для того пришёл, чтобы остальные колена ему служили, но для того, чтобы послужить всем коленам и спасти всех погибших овец дома Израиля.
Как к этой проблеме относится притча о добром самарянине?
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя". 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: "позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе". 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Лук. 10
Законник т. е. иудей из колена Иуды либо Вениамина заботится о наследовании вечной жизни для себя, но совершенно не заботится о наследовании вечной жизни для своих братьев по крови из двух колен и даже и не вспоминает о десяти коленах пропавших, что им тоже вообще-то положено от Бога наследование вечной жизни.
Иисус в притче изображает, как самарянин воскрешает такого вот законника. Это и есть решение теологической проблемы о пропавших десяти коленах. Вместо десяти колен у оставшихся двух колен теперь есть самаряне. Но как Иуда и Вениамин относятся к самарянам? Ужасно относятся. Но как Иуда и Вениамин уверены, что самаряне не иудеи? В том-то и дело, что такой уверенности у них нет и быть не может. Это никак невозможно доказать или проверить. Между тем, как Авраам некогда упрашивал Бога пощадить Содом и Гоморру, если там найдётся пятьдесят праведников, последовательно уменьшая число этих самых праведников, пока не дошёл до десяти праведников, и Бог обещал пощадить города ради десяти праведников, - так и в Самарии можно было бы посчитать число наследников десяти пропавших колен. Но никто из иудеев так не считал, предпочитая просто не сообщаться с самарянами.
Эта проблема с десятью пропавшими коленами, возникшая в иудаизме, не является чисто еврейской проблемой. В эллинизме уже существовало решение такой пробемы, которая была выражена в образе Одиссея. Одиссей покидает свой родовой остров Итаку, отправляясь на войну в Трою. После победы он долго странствует, проходит около двадцати лет, прежде чем он возвращается на Итаку. Как доказать жене, сыну и собравшимся женихам, что вернувшийся старец и есть Одиссей? Эллинизм предлагает изящное решение: в доме Одиссея хранится боевой лук, натянуть тетиву которого был в состоянии лишь Одиссей. Лук выносят и все присутствующие (женихи) поочерёдно пробуют натянуть тетиву. Но никому это не удаётся, лишь прибывший старец натягивает тетиву на луке, чем доказывает свою идентичность, после чего из этого самого лука и расстреливает всех загостившихся у Пенелопы женихов и вступает во владение своим островом.
Изящно; но эллинизм здесь фактически обошёл проблему, не решив её. Разве не могло так случиться, что на Итаку в образе старца прибыл-таки не Одиссей, а некто другой в силе и духе Одиссея, так сказать?
Разве иудеи не должны были бы принять человека, исполняющего закон? Если этот человек называется иудеем к тому же, т. е. прославляющим Бога? А если бы после исполнения закона такой человек назвался бы самарянином? Вот в чём смысл притчи Иисуса. Самарянин делами показал своё иудейство. Положим, он не смог бы доказать своё родословие по книгам. Но если закон записан в его сердце, не свидетельствует ли это о его иудаизме более, нежели пропавшая запись о его принадлежности к десяти коленам?
Есть такая еврейская загадка: за столом сидят пять евреев; а что находится под столом? Ответ: десять колен Израиля. Это такая мудрость, в целом, житейская. А что бы сказала мудрость, сходящая свыше? Можно ли как-то сопоставить с числом десять другие числа?
Можно. Ведь Иисус, объясняя небесное царство в образе десяти дев, сразу же указывает, что на самом деле их было пять мудрых и пять неразумных.
Иными словами, мудрость, сходящая свыше, из числа десять делает число пять. Почему?
Откуда нам известно число пять вообще? Из Книги Бытие, из которой все числа изначально и пошли в оборот. Вот:
8 И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9 с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским четыре царя против пяти.
Быт. 14
Вот первое упоминание числа пяти. Это пять царей. Мудрые они или неразумные? Что стали воевать с Кедорлаомером? Если вслед за апостолом Павлом полагать, что нет власти не от Бога, то мы должны думать, что эти пять царей неразумные, поскольку восстали на Кедорлаомера, у которого они были в подчинении. Однако далее история разворачивается так: Кедорлаомер разгромил этих восставших пять царей, захватил имущество Содома и Гоморры и увёл Лота вместе с его имуществом. То есть вот как евреев впервые в истории втянули в мировую политику, заставив из двух сражающихся сторон выбрать одну: Авраам вооружился и разбил Кедорлаомера, вернув Лота, его имущество и имущество Содома и Гоморры. Встречал Авраама вместе с царём Содома также и Мелхиседек, царь Салима. Участие Мелхиседека делает пять царей мудрыми. То есть не сами по себе они мудрые, но они воевали с тем же Кедорлаомером, с которым воевал и Божий друг. А Мелхиседек своим благословением Авраама создал пяти царям честь и славу, которой они сами по себе, вполне возможно, и не обладали. Но по благодати эта честь и слава пошла в небесный Салим.
Так что ж? Мудрые эти пять царей или неразумные? То-то и оно, что перед нами как раз тот случай, когда пять царей мудрых и пять царей неразумных в разных временах и разных случаях, но на самом деле это не десять царей, а пять.
Поскольку далее пять царей вновь встречаются в писаниях, мы должны заключить что это был в Книге Бытие некий шаблон, по которому происходят подобные события.
А именно:
1 Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступил с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир (с Иисусом и) с Израилем и остались среди их, 2 тогда он весьма испугался, потому что Гаваон (был) город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его люди храбрые. 3 Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, чтобы сказать: 4 придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми. 5 Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него.
Иис. Н. 10
Мат. 25
Почему господь Иисус указывает точное число девушек? Почему их именно десять?
Первое объяснение, которое приходит в голову, - это десять колен Израиля. Ведь Иисус говорит о своём служении так: «Я послан только к погибшим овцам дома Израиля». Сам Иисус из колена Иуды, колено Иуды живо и колено Вениамина вместе с ним живо. А десять оставшихся колен сгинули некогда в плену. Можно ли их назвать погибшими овцами дома Израиля? Ведь десять колен не написано, что они убиты, как это однозначно написано про истребление жителей Иерихона или других ханаанских городов при вступлении евреев в землю обетованную. Написано, что десять колен отведены в плен. Что с ними произошло далее, одному Богу известно. Вместо них теперь живут самаряне на их земле. Иудеи, как известно, с самарянами не сообщаются. Два колена не особо дружили с десятью и ранее, а с самарянами и подавно. Самаряне в смысле этого вот необщения, самые отвратительные примеры которого собраны в талмуде, для иудеев даже более удобны, поскольку за счёт вражды к самарянам можно как бы показать свою (лицемерную) любовь к пропавшим десяти коленам. Я люблю брата, которого не вижу, и ненавижу брата, которого вижу. Это нам известно.
И это немалая теологическая проблема вообще-то. Ведь Бог заключил завет не с двумя коленами, а с двенадцатью. Два колена в наличии, на них распространяются обетования. А остальные десять? Они ведь не истреблены. Они где-то есть, но как быть с обетованиями для них?
Эту проблему решали пророки, пророчествуя о том, что Бог непременно соберёт всего Израиля. Но поколение проходило за поколением, а десять колен так и не вернулись в Самарию. Иисус предложил своё решение: он выбрал себе учеников числом двенадцать, объяснив это тем, что в день господень они сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен, несмотря на то, что в наличии имелось тогда (и сейчас) только два колена.
Евангелисты даже разыграли историю Израиля в миниатюре, описывая, к примеру, вот такой случай:
20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. 21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. 22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. 23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. 24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. 25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Мат. 20
В стихе 24 тут ясно стоит: десять вознегодовали на двух. Вполне понятно, что речь идёт о коленах Израиля. Иисус учит тут все колена о том, как следует сообщаться между собой, на каких принципах. Несмотря на то, что сам Иисус из колена Иуды и мог бы с важностью сесть повыше, он не для того пришёл, чтобы остальные колена ему служили, но для того, чтобы послужить всем коленам и спасти всех погибших овец дома Израиля.
Как к этой проблеме относится притча о добром самарянине?
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя". 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: "позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе". 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Лук. 10
Законник т. е. иудей из колена Иуды либо Вениамина заботится о наследовании вечной жизни для себя, но совершенно не заботится о наследовании вечной жизни для своих братьев по крови из двух колен и даже и не вспоминает о десяти коленах пропавших, что им тоже вообще-то положено от Бога наследование вечной жизни.
Иисус в притче изображает, как самарянин воскрешает такого вот законника. Это и есть решение теологической проблемы о пропавших десяти коленах. Вместо десяти колен у оставшихся двух колен теперь есть самаряне. Но как Иуда и Вениамин относятся к самарянам? Ужасно относятся. Но как Иуда и Вениамин уверены, что самаряне не иудеи? В том-то и дело, что такой уверенности у них нет и быть не может. Это никак невозможно доказать или проверить. Между тем, как Авраам некогда упрашивал Бога пощадить Содом и Гоморру, если там найдётся пятьдесят праведников, последовательно уменьшая число этих самых праведников, пока не дошёл до десяти праведников, и Бог обещал пощадить города ради десяти праведников, - так и в Самарии можно было бы посчитать число наследников десяти пропавших колен. Но никто из иудеев так не считал, предпочитая просто не сообщаться с самарянами.
Эта проблема с десятью пропавшими коленами, возникшая в иудаизме, не является чисто еврейской проблемой. В эллинизме уже существовало решение такой пробемы, которая была выражена в образе Одиссея. Одиссей покидает свой родовой остров Итаку, отправляясь на войну в Трою. После победы он долго странствует, проходит около двадцати лет, прежде чем он возвращается на Итаку. Как доказать жене, сыну и собравшимся женихам, что вернувшийся старец и есть Одиссей? Эллинизм предлагает изящное решение: в доме Одиссея хранится боевой лук, натянуть тетиву которого был в состоянии лишь Одиссей. Лук выносят и все присутствующие (женихи) поочерёдно пробуют натянуть тетиву. Но никому это не удаётся, лишь прибывший старец натягивает тетиву на луке, чем доказывает свою идентичность, после чего из этого самого лука и расстреливает всех загостившихся у Пенелопы женихов и вступает во владение своим островом.
Изящно; но эллинизм здесь фактически обошёл проблему, не решив её. Разве не могло так случиться, что на Итаку в образе старца прибыл-таки не Одиссей, а некто другой в силе и духе Одиссея, так сказать?
Разве иудеи не должны были бы принять человека, исполняющего закон? Если этот человек называется иудеем к тому же, т. е. прославляющим Бога? А если бы после исполнения закона такой человек назвался бы самарянином? Вот в чём смысл притчи Иисуса. Самарянин делами показал своё иудейство. Положим, он не смог бы доказать своё родословие по книгам. Но если закон записан в его сердце, не свидетельствует ли это о его иудаизме более, нежели пропавшая запись о его принадлежности к десяти коленам?
Есть такая еврейская загадка: за столом сидят пять евреев; а что находится под столом? Ответ: десять колен Израиля. Это такая мудрость, в целом, житейская. А что бы сказала мудрость, сходящая свыше? Можно ли как-то сопоставить с числом десять другие числа?
Можно. Ведь Иисус, объясняя небесное царство в образе десяти дев, сразу же указывает, что на самом деле их было пять мудрых и пять неразумных.
Иными словами, мудрость, сходящая свыше, из числа десять делает число пять. Почему?
Откуда нам известно число пять вообще? Из Книги Бытие, из которой все числа изначально и пошли в оборот. Вот:
8 И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9 с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским четыре царя против пяти.
Быт. 14
Вот первое упоминание числа пяти. Это пять царей. Мудрые они или неразумные? Что стали воевать с Кедорлаомером? Если вслед за апостолом Павлом полагать, что нет власти не от Бога, то мы должны думать, что эти пять царей неразумные, поскольку восстали на Кедорлаомера, у которого они были в подчинении. Однако далее история разворачивается так: Кедорлаомер разгромил этих восставших пять царей, захватил имущество Содома и Гоморры и увёл Лота вместе с его имуществом. То есть вот как евреев впервые в истории втянули в мировую политику, заставив из двух сражающихся сторон выбрать одну: Авраам вооружился и разбил Кедорлаомера, вернув Лота, его имущество и имущество Содома и Гоморры. Встречал Авраама вместе с царём Содома также и Мелхиседек, царь Салима. Участие Мелхиседека делает пять царей мудрыми. То есть не сами по себе они мудрые, но они воевали с тем же Кедорлаомером, с которым воевал и Божий друг. А Мелхиседек своим благословением Авраама создал пяти царям честь и славу, которой они сами по себе, вполне возможно, и не обладали. Но по благодати эта честь и слава пошла в небесный Салим.
Так что ж? Мудрые эти пять царей или неразумные? То-то и оно, что перед нами как раз тот случай, когда пять царей мудрых и пять царей неразумных в разных временах и разных случаях, но на самом деле это не десять царей, а пять.
Поскольку далее пять царей вновь встречаются в писаниях, мы должны заключить что это был в Книге Бытие некий шаблон, по которому происходят подобные события.
А именно:
1 Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступил с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир (с Иисусом и) с Израилем и остались среди их, 2 тогда он весьма испугался, потому что Гаваон (был) город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его люди храбрые. 3 Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, чтобы сказать: 4 придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми. 5 Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него.
Иис. Н. 10
Комментарий