Чудо
Чудо это не само явление, а восприятие его именно как ЧУДА.
Чудо 1
---
Понятие чуда носит прежде всего не физический, а психологический характер.
Когда для древнего человека сверкала молния, это было, с одной стороны, эпифанией,
прямым, непосредственным, зримым и потрясающим всю душу (до пяток) и тело
явлением божества.
А с другой (хоть обилие эпитетов выше включает и эту сторону) -
благоговейное ошеломление восторженного свидетеля.
Так, Рудольф Отто* считает чувство священного трепета и даже ужаса -
основой любого настоящего религиозного чувства.
И хочется думать, что
(умерший лишь через 10 лет после ее публикации и несомненно знавший эту эпохальную книгу)
Рильке совершенно независимо от него восклицает:
«Каждый ангел ужасен!»**
Чудо это не само явление, а восприятие его именно как ЧУДА.
-----
*) «Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным» Дуинские элегии
** "Дуинские элегии писались с 1912 года в течении 10 лет.
Но именно тогда, за 5 лет до выхода книги, гуляя по зубчатой стене замка Дуино на берегу моря близ Триеста,
Рильке услышал в яростном ветре первые строки Элегии Первой"
===============
"Рудольф Отто: Наиболее известна его книга «Священное»,
она переведена более чем на 20 языков мира.
центре её восходящее к Канту понятие нуминозного как абсолютно иного.
Через книгу проходит систематическое сопоставление мистического опыта Запада
(Мейстер Экхарт, Генрих Сузо, Эрнст Ланге, Герхард Терстеген)
и Востока (мусульманского, индуистского, буддистского).
"Рудольф Отто стал родоначальником западной феноменологии религии,
после того как написал в 1917 году книгу «Священное».
В ней он пытается объяснить феномен священного, конструируя особые понятия.
Избегая немецкого слова «göttlich» («священное»),
перегруженного различными смыслами, он вводит понятие «нуминозное» (от лат. numen божество).
По мнению Отто, понятие «святое» утратило в современных европейских языках
некоторое ощущение «избытка», которым оно было нагружено в древних языках.
Отто предпринимает попытку вычленения этого «избытка»
путем исключения из понятия «святое» морального и рационального компонентов.
Оставшийся иррациональный компонент Отто называет «нуминозным».
Сущность святого находится в нуминозном, а встреча человека с нуминозным происходит в чувстве благочестия.
Фактором, обуславливающим нуминозное, выступает наличие в нём тайны.
Поэтому, опыт на котором основываются все религии это опыт «присутствия тайны».
Соответственно выстраивается схема основных формы ощущения святого в религиозном опыте:
Чувство тварности (Kreaturgefϋihl)
Мистический ужас (Mysterium tremendum), который делится на моменты:
ужаса (Tremendum)
величия (Majestas)
божественной энергии (Energicum)
тайны (Mysterium)
Восхищение (Fascinans)
Священное как нуминозная ценность (Sanctum als numinoser Wert)"

Рільке називав Київ містом, близьким до Бога
Леонид Пастернак
Рудольф Отто
Чудо это не само явление, а восприятие его именно как ЧУДА.
Чудо 1
---
Понятие чуда носит прежде всего не физический, а психологический характер.
Когда для древнего человека сверкала молния, это было, с одной стороны, эпифанией,
прямым, непосредственным, зримым и потрясающим всю душу (до пяток) и тело
явлением божества.
А с другой (хоть обилие эпитетов выше включает и эту сторону) -
благоговейное ошеломление восторженного свидетеля.
Так, Рудольф Отто* считает чувство священного трепета и даже ужаса -
основой любого настоящего религиозного чувства.
И хочется думать, что
(умерший лишь через 10 лет после ее публикации и несомненно знавший эту эпохальную книгу)
Рильке совершенно независимо от него восклицает:
«Каждый ангел ужасен!»**
Чудо это не само явление, а восприятие его именно как ЧУДА.
-----
*) «Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным» Дуинские элегии
** "Дуинские элегии писались с 1912 года в течении 10 лет.
Но именно тогда, за 5 лет до выхода книги, гуляя по зубчатой стене замка Дуино на берегу моря близ Триеста,
Рильке услышал в яростном ветре первые строки Элегии Первой"
===============
"Рудольф Отто: Наиболее известна его книга «Священное»,
она переведена более чем на 20 языков мира.
центре её восходящее к Канту понятие нуминозного как абсолютно иного.
Через книгу проходит систематическое сопоставление мистического опыта Запада
(Мейстер Экхарт, Генрих Сузо, Эрнст Ланге, Герхард Терстеген)
и Востока (мусульманского, индуистского, буддистского).
"Рудольф Отто стал родоначальником западной феноменологии религии,
после того как написал в 1917 году книгу «Священное».
В ней он пытается объяснить феномен священного, конструируя особые понятия.
Избегая немецкого слова «göttlich» («священное»),
перегруженного различными смыслами, он вводит понятие «нуминозное» (от лат. numen божество).
По мнению Отто, понятие «святое» утратило в современных европейских языках
некоторое ощущение «избытка», которым оно было нагружено в древних языках.
Отто предпринимает попытку вычленения этого «избытка»
путем исключения из понятия «святое» морального и рационального компонентов.
Оставшийся иррациональный компонент Отто называет «нуминозным».
Сущность святого находится в нуминозном, а встреча человека с нуминозным происходит в чувстве благочестия.
Фактором, обуславливающим нуминозное, выступает наличие в нём тайны.
Поэтому, опыт на котором основываются все религии это опыт «присутствия тайны».
Соответственно выстраивается схема основных формы ощущения святого в религиозном опыте:
Чувство тварности (Kreaturgefϋihl)
Мистический ужас (Mysterium tremendum), который делится на моменты:
ужаса (Tremendum)
величия (Majestas)
божественной энергии (Energicum)
тайны (Mysterium)
Восхищение (Fascinans)
Священное как нуминозная ценность (Sanctum als numinoser Wert)"

Рільке називав Київ містом, близьким до Бога
Леонид Пастернак

Рудольф Отто

Комментарий