Псы и писания
Лучше всего библейская проблема псов сформулирована у Иова.
А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих.
Иов 30,1
Да? Показан старец Иов, переживающий в своей жизни катастрофу, и упомянута некая молодёжь, которая вместо сочувствия смеётся над больным и несчастным стариком.
И Иов сетует: в прежнее время, когда он находился на пике могущества и социальной карьеры, отцы этой насмехающейся молодёжи не имели бы никакого шанса достигнуть уровня хотя бы овчарок при стадах Иова.
Здесь мы и видим двойственность положения собак в писаниях.
С одной стороны, собаки использовались для той или иной службы при стадах. Что это могла быть за служба? Если это стадо овец, то собака прямо называется в таком случае овчаркой, она помогает пастуху перегонять овец. Возможно, это также некая охранная служба, защита или по крайней мере предупреждение от нападения диких зверей.
Всё это заметная и вполне уважаемая помощь человеку. Иначе зачем бы первобытный человек вообще приручал волка?
С другой стороны, Иов, желая показать социальный уровень своих молодых насмешников, сравнивает его именно с овчарками. Вот это странно. Презрение Иова к своим гонителям уравнивается с презрением к овчаркам. Но почему? Почему собаки, верой и правдой служащие человеку при стадах, должны быть презираемы так же, как мы презираем хамов?
Прежде чем мы доберёмся до ответа господа Иисуса Христа на этот вопрос далее, предположим, что причина здесь отчасти лежит в разнице культур Востока и Запада. Западная культура не претерпевала особых идеологических потрясений, и потому приручённая первобытным человеком собака более-менее спокойно пережила и каменный, и бронзовый, и железный века в Европе, плавно перейдя из охотничьей формации в формацию земледельческую. Тогда как восточная культура, основанная на огромном избытке земледелия, сразу стала выдвигать мощные идеологические системы (Египет, Шумер, Вавилон), подготовившие приход монотеизма у евреев.
Я имею в виду, что одно дело, когда на Западе богиню Артемиду сопровождают нормальные охотничьи собаки, и совсем другое, когда на Востоке евреев внезапно начинают учить, что люди произошли не от обезьяны, а от Адама. Для евреев закрываются все эти общечеловеческие подробности приручения волка, и приходит концепция Моисея о том, как Бог привёл животных к Адаму, чтобы посмотреть, как он их всех назовёт.
Отсюда, от закона то есть, происходит и некая требовательность к животным, разделение их на чистых и нечистых. С чего бы первобытный человек проводил такое деление? Берёшь дикого кабана, приручаешь его и вуаля: получается удобная свинья, которую можно кормить чем хочешь, и мясо всегда в запасе есть. А при Моисее уже не так, - свинья объявляется нечистой. И в целом закон побуждает подзаконных людей уметь разбираться в чистоте т. е. в делении мира на добро и зло. Именно в этой точке, судя по всему, и лежит пересмотр первобытного отношения к собаке. Точно ли овчарка чистое животное? А может, нечистое, и её следует поскорее начать презирать, пока сосед не донёс судьям, что ты чересчур уж с нею ласков?
Такова в общих чертах проблема псов в писаниях.
Даже если учесть некую неопределённость Моисея в перечислении нечистых животных, за него все эти подробности разработали в последующем раввины, и в целом мир иудаизма вполне чёрно-белый, и собака причислена к нечистым животным.
Не будем хвататься за эту апостериорность собаки как за соломинку. Предположим лучше, что Ветхий завет отразил отношение авторов к разделению на добро и зло. Скажем, воронов Моисей называет нечистыми однозначно, но именно вороны приносят пророку Илии мясо и хлеб. Для неуверовавших иудеев это повод разделить воронов на добрых и злых (добрые вороны кормят пророков мясом, а злые вороны это мясо у кого-то крадут), а для уверовавших иудеев это мессианский стих о том, что добрый мессия должен быть причислен к злодеям.
Можно ли и собак в писаниях разделить на добрых и злых?
4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, 5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота; 6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более; 7 у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами.
Исх. 11
Что за пёс тут упоминается и какой вообще смысл этого стиха про пса? Бог собирается разделить египтян и израильтян: у египтян вопль, а у израильтян не только вопля нет, но даже пёс не лает и языком не шевелит. Пёс здесь дан как своеобразное мерило вопля. Псы ведь лают обычно, это характерный признак собаки, её лай. Если собака лает значит, у людей или скота что-то происходит: радостные события или какая-то угроза. Ну вот, на Пасху у египтян вопль, а у израильтян даже собаке не на что лаять.
И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его.
Исх. 22, 31
Вообще-то в оригинале пёс (как и в большинстве соответствующих стихов) упомянут в единственном числе. Всё растерзанное бросать псу.
18 Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим.
Втор. 23
Вот здесь пёс фигурирует явно как отрицательный персонаж. Цена пса Богу неугодна. Однако если мы посмотрим контекст, то кое-что прояснится:
17 Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых. 18 Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим.
Втор. 23
Моисей здесь вполне прозрачно сравнивает израильского блудника с псом. Почему пёс? По тому же принципу, по которому бутерброд с сосиской назвали в США «горячим псом»?
Судья Гедеон, далее, тоже сталкивается с образом пса:
4 И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе; о ком Я скажу: "пусть идет с тобою", тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: "не должен идти с тобою", тот пусть и не идет. 5 Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. 6 И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. 7 И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место.
Суд.7
Как ни странно, но уподобление людей псам по способу пития воды из источника выглядит в глазах Бога отнюдь не оскорблением, но признанием их мужества. Спасение израильтянам обеспечивают воины, в чём-то похожие на псов. Бог ведь мог вспомнить о львах, к примеру, на водопое. Или об овцах-козлах на водопое. Насколько благородней! Но в писаниях остались именно псы как мерило мужественности и смелости Израиля.
Кстати говоря, на иврите «собака» будет כֶלֶב кЭлев. А вот и ивритское имя Халев - כָלֵב - калЕв. Не очень-то много различий. Можно предположить, что в имени Халева так или иначе обыгрывается слово לֵב - лев т. е. сердце, сердцевина. Но тогда и в слове «собака» это понятие тоже может подразумеваться, если учесть всю эту масштабную игру слов в писаниях. При этом из двенадцати разведчиков Моисея, как известно, десять оказались трусливы, и только двое сохранили мужество: Иисус Навин и Халев.
Далее у нас, конечно же, Давид и его псалмы про псов.
Насколько привлекательным вышел образ пастушка Давида, настолько же омерзительным вышел образ собак в его псалмах. «Псы обступили меня». Как пастух, имеющий в услужении овчарок, вместо благодарности воспевает к ним презрение это загадочная восточная душа. Нам, людям западной культуры, этого не понять. В отличие от скота собаку мы не используем в качестве ругательства, разве что её разделение на сук и кобелей.
Тем не менее в писаниях нам раскрывают общепалестинские (общефилистимские) взгляды на собак.
43 И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою (и с камнями)? разве я собака?
1 Цар. 17
Судя по всему, Голиаф имел в виду, что в этих краях водились бродячие собаки, и для защиты от них путник должен был бы иметь с собой палку и камни. И что такого рода всеоружие недостойно воина, вышедшего на поединок.
Однако приходит время, и теперь уже и Давид в беседе с Саулом называет себя собакой:
15 Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою.
1 Цар. 24
Тут начинается целый ряд иудейских наименований статуса: человек ниже рангом, общаясь с высокопоставленным человеком, скромно называет себя псом.
3:7 У Саула была наложница, по имени Рицпа, дочь Айя [и вошел к ней Авенир]. И сказал [Иевосфей] Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего?
3:8 Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея и сказал: разве я собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины.
2 Цар. 3
9:8 И поклонился [Мемфивосфей Давиду] и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?
2 Цар. 9
16:9 И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову.
2 Цар. 16
В 3 Книге Царств псы появляются в своём изначальном значении. Пророк Ахия обличает израильского царя Иеровоама и между прочим говорит:
14:11 кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того склюют птицы небесные; так Господь сказал.
3 Цар. 14
Затем та же обличительная формула применяется другим пророком к последующему царю над Израилем, Ваасе:
16:4 кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы; а кто умрет у него на поле, того склюют птицы небесные.
3 Цар. 16
Через некоторое время следующий пророк, а именно Илия, вновь обличает нового царя Израиля, Ахава:
21:19 и скажи ему: "так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?" и скажи ему: "так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь".
21:23 Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля.
21:24 Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные;
3 Цар. 21
Как видим, Израиль (в отличие от Иудеи) постигает одна и та же формула: израильских царей поедают псы в городе. Иудея, помним, состояла из двух колен, Иуды и Вениамина. Израиль составляли остальные десять колен. Как и при Моисее, двое верных противостоят десяти неверным. В Иерусалиме псы не упоминаются, как видим, - а в городах Израиля псы занимаются тем, что поедают неверных царей одного за другим. Заметим это.
В 4 Книге Царств псы исполняют пророчество об Иезавели, и возникает новый пользователь никнейма «мёртвый пёс» - некий Азаил, которому при всём его смирении пророк Елисей обещает царство над Сирией и победы над Израилем. Фактически Азаил стал тем же самым псом, которые грызли царей Израиля за раскол и грех Иеровоама, первого израильского царя, отложившегося от Иерусалима. (Иерусалим откупился от Азаила серебром и золотом.)
Итак, псалмы Давида о псах:
Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
Пс. 21;17, 21
вечером возвращаются они [нечестивые беззаконники], воют, как псы, и ходят вокруг города;
Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
Пс. 58; 7, 15
чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов.
Пс. 67, 24
Здесь интересно, что Давид определяет псам местоположение вокруг города (Иерусалима), тогда как пророки помещали псов непосредственно внутрь городов Израиля. В этом мы видим различие между Иудеей и Израилем.
Сын Давида, Соломон, со всей своей мудростью переосмыслил понятие «мёртвый пёс» из эпохи своего отца:
Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.
Эккл. 9,4
Вот ещё:
Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.
Прит. 26; 11, 17
Кошки блюют гораздо регулярнее собак, но на Востоке это никого не колышет. Кошка постоянно облизывает свою шерсть, устраняя запах, отчего частично проглоченная шерсть регулярно выходит из желудка назад, это физиологическая особенность кошек. Собаки блюют совсем не с той регулярностью, для них это не так характерно. Тем не менее, в иудейские притчи вошёл именно пёс, а не кот.
От пророков псам тоже досталось:
9 Все звери полевые, все звери лесные!
идите есть.
10 Стражи их слепы все
и невежды:
все они немые псы,
не могущие лаять,
бредящие лежа,
любящие спать.
11 И это псы, жадные душею,
не знающие сытости;
и это пастыри бессмысленные:
все смотрят на свою дорогу,
каждый до последнего, на свою корысть;
Ис. 56
[Беззаконник же,] заколающий вола то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву то же, что задушающий пса; приносящий семидал то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам [в память] то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их
Ис. 66,3
И пошлю на них четыре рода казней, говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять;
Иер. 15,3
Лучше всего библейская проблема псов сформулирована у Иова.
А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих.
Иов 30,1
Да? Показан старец Иов, переживающий в своей жизни катастрофу, и упомянута некая молодёжь, которая вместо сочувствия смеётся над больным и несчастным стариком.
И Иов сетует: в прежнее время, когда он находился на пике могущества и социальной карьеры, отцы этой насмехающейся молодёжи не имели бы никакого шанса достигнуть уровня хотя бы овчарок при стадах Иова.
Здесь мы и видим двойственность положения собак в писаниях.
С одной стороны, собаки использовались для той или иной службы при стадах. Что это могла быть за служба? Если это стадо овец, то собака прямо называется в таком случае овчаркой, она помогает пастуху перегонять овец. Возможно, это также некая охранная служба, защита или по крайней мере предупреждение от нападения диких зверей.
Всё это заметная и вполне уважаемая помощь человеку. Иначе зачем бы первобытный человек вообще приручал волка?
С другой стороны, Иов, желая показать социальный уровень своих молодых насмешников, сравнивает его именно с овчарками. Вот это странно. Презрение Иова к своим гонителям уравнивается с презрением к овчаркам. Но почему? Почему собаки, верой и правдой служащие человеку при стадах, должны быть презираемы так же, как мы презираем хамов?
Прежде чем мы доберёмся до ответа господа Иисуса Христа на этот вопрос далее, предположим, что причина здесь отчасти лежит в разнице культур Востока и Запада. Западная культура не претерпевала особых идеологических потрясений, и потому приручённая первобытным человеком собака более-менее спокойно пережила и каменный, и бронзовый, и железный века в Европе, плавно перейдя из охотничьей формации в формацию земледельческую. Тогда как восточная культура, основанная на огромном избытке земледелия, сразу стала выдвигать мощные идеологические системы (Египет, Шумер, Вавилон), подготовившие приход монотеизма у евреев.
Я имею в виду, что одно дело, когда на Западе богиню Артемиду сопровождают нормальные охотничьи собаки, и совсем другое, когда на Востоке евреев внезапно начинают учить, что люди произошли не от обезьяны, а от Адама. Для евреев закрываются все эти общечеловеческие подробности приручения волка, и приходит концепция Моисея о том, как Бог привёл животных к Адаму, чтобы посмотреть, как он их всех назовёт.
Отсюда, от закона то есть, происходит и некая требовательность к животным, разделение их на чистых и нечистых. С чего бы первобытный человек проводил такое деление? Берёшь дикого кабана, приручаешь его и вуаля: получается удобная свинья, которую можно кормить чем хочешь, и мясо всегда в запасе есть. А при Моисее уже не так, - свинья объявляется нечистой. И в целом закон побуждает подзаконных людей уметь разбираться в чистоте т. е. в делении мира на добро и зло. Именно в этой точке, судя по всему, и лежит пересмотр первобытного отношения к собаке. Точно ли овчарка чистое животное? А может, нечистое, и её следует поскорее начать презирать, пока сосед не донёс судьям, что ты чересчур уж с нею ласков?
Такова в общих чертах проблема псов в писаниях.
Даже если учесть некую неопределённость Моисея в перечислении нечистых животных, за него все эти подробности разработали в последующем раввины, и в целом мир иудаизма вполне чёрно-белый, и собака причислена к нечистым животным.
Не будем хвататься за эту апостериорность собаки как за соломинку. Предположим лучше, что Ветхий завет отразил отношение авторов к разделению на добро и зло. Скажем, воронов Моисей называет нечистыми однозначно, но именно вороны приносят пророку Илии мясо и хлеб. Для неуверовавших иудеев это повод разделить воронов на добрых и злых (добрые вороны кормят пророков мясом, а злые вороны это мясо у кого-то крадут), а для уверовавших иудеев это мессианский стих о том, что добрый мессия должен быть причислен к злодеям.
Можно ли и собак в писаниях разделить на добрых и злых?
4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, 5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота; 6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более; 7 у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами.
Исх. 11
Что за пёс тут упоминается и какой вообще смысл этого стиха про пса? Бог собирается разделить египтян и израильтян: у египтян вопль, а у израильтян не только вопля нет, но даже пёс не лает и языком не шевелит. Пёс здесь дан как своеобразное мерило вопля. Псы ведь лают обычно, это характерный признак собаки, её лай. Если собака лает значит, у людей или скота что-то происходит: радостные события или какая-то угроза. Ну вот, на Пасху у египтян вопль, а у израильтян даже собаке не на что лаять.
И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его.
Исх. 22, 31
Вообще-то в оригинале пёс (как и в большинстве соответствующих стихов) упомянут в единственном числе. Всё растерзанное бросать псу.
18 Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим.
Втор. 23
Вот здесь пёс фигурирует явно как отрицательный персонаж. Цена пса Богу неугодна. Однако если мы посмотрим контекст, то кое-что прояснится:
17 Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых. 18 Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим.
Втор. 23
Моисей здесь вполне прозрачно сравнивает израильского блудника с псом. Почему пёс? По тому же принципу, по которому бутерброд с сосиской назвали в США «горячим псом»?
Судья Гедеон, далее, тоже сталкивается с образом пса:
4 И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе; о ком Я скажу: "пусть идет с тобою", тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: "не должен идти с тобою", тот пусть и не идет. 5 Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. 6 И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. 7 И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место.
Суд.7
Как ни странно, но уподобление людей псам по способу пития воды из источника выглядит в глазах Бога отнюдь не оскорблением, но признанием их мужества. Спасение израильтянам обеспечивают воины, в чём-то похожие на псов. Бог ведь мог вспомнить о львах, к примеру, на водопое. Или об овцах-козлах на водопое. Насколько благородней! Но в писаниях остались именно псы как мерило мужественности и смелости Израиля.
Кстати говоря, на иврите «собака» будет כֶלֶב кЭлев. А вот и ивритское имя Халев - כָלֵב - калЕв. Не очень-то много различий. Можно предположить, что в имени Халева так или иначе обыгрывается слово לֵב - лев т. е. сердце, сердцевина. Но тогда и в слове «собака» это понятие тоже может подразумеваться, если учесть всю эту масштабную игру слов в писаниях. При этом из двенадцати разведчиков Моисея, как известно, десять оказались трусливы, и только двое сохранили мужество: Иисус Навин и Халев.
Далее у нас, конечно же, Давид и его псалмы про псов.
Насколько привлекательным вышел образ пастушка Давида, настолько же омерзительным вышел образ собак в его псалмах. «Псы обступили меня». Как пастух, имеющий в услужении овчарок, вместо благодарности воспевает к ним презрение это загадочная восточная душа. Нам, людям западной культуры, этого не понять. В отличие от скота собаку мы не используем в качестве ругательства, разве что её разделение на сук и кобелей.
Тем не менее в писаниях нам раскрывают общепалестинские (общефилистимские) взгляды на собак.
43 И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою (и с камнями)? разве я собака?
1 Цар. 17
Судя по всему, Голиаф имел в виду, что в этих краях водились бродячие собаки, и для защиты от них путник должен был бы иметь с собой палку и камни. И что такого рода всеоружие недостойно воина, вышедшего на поединок.
Однако приходит время, и теперь уже и Давид в беседе с Саулом называет себя собакой:
15 Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою.
1 Цар. 24
Тут начинается целый ряд иудейских наименований статуса: человек ниже рангом, общаясь с высокопоставленным человеком, скромно называет себя псом.
3:7 У Саула была наложница, по имени Рицпа, дочь Айя [и вошел к ней Авенир]. И сказал [Иевосфей] Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего?
3:8 Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея и сказал: разве я собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины.
2 Цар. 3
9:8 И поклонился [Мемфивосфей Давиду] и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?
2 Цар. 9
16:9 И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову.
2 Цар. 16
В 3 Книге Царств псы появляются в своём изначальном значении. Пророк Ахия обличает израильского царя Иеровоама и между прочим говорит:
14:11 кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того склюют птицы небесные; так Господь сказал.
3 Цар. 14
Затем та же обличительная формула применяется другим пророком к последующему царю над Израилем, Ваасе:
16:4 кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы; а кто умрет у него на поле, того склюют птицы небесные.
3 Цар. 16
Через некоторое время следующий пророк, а именно Илия, вновь обличает нового царя Израиля, Ахава:
21:19 и скажи ему: "так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?" и скажи ему: "так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь".
21:23 Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля.
21:24 Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные;
3 Цар. 21
Как видим, Израиль (в отличие от Иудеи) постигает одна и та же формула: израильских царей поедают псы в городе. Иудея, помним, состояла из двух колен, Иуды и Вениамина. Израиль составляли остальные десять колен. Как и при Моисее, двое верных противостоят десяти неверным. В Иерусалиме псы не упоминаются, как видим, - а в городах Израиля псы занимаются тем, что поедают неверных царей одного за другим. Заметим это.
В 4 Книге Царств псы исполняют пророчество об Иезавели, и возникает новый пользователь никнейма «мёртвый пёс» - некий Азаил, которому при всём его смирении пророк Елисей обещает царство над Сирией и победы над Израилем. Фактически Азаил стал тем же самым псом, которые грызли царей Израиля за раскол и грех Иеровоама, первого израильского царя, отложившегося от Иерусалима. (Иерусалим откупился от Азаила серебром и золотом.)
Итак, псалмы Давида о псах:
Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
Пс. 21;17, 21
вечером возвращаются они [нечестивые беззаконники], воют, как псы, и ходят вокруг города;
Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
Пс. 58; 7, 15
чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов.
Пс. 67, 24
Здесь интересно, что Давид определяет псам местоположение вокруг города (Иерусалима), тогда как пророки помещали псов непосредственно внутрь городов Израиля. В этом мы видим различие между Иудеей и Израилем.
Сын Давида, Соломон, со всей своей мудростью переосмыслил понятие «мёртвый пёс» из эпохи своего отца:
Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.
Эккл. 9,4
Вот ещё:
Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.
Прит. 26; 11, 17
Кошки блюют гораздо регулярнее собак, но на Востоке это никого не колышет. Кошка постоянно облизывает свою шерсть, устраняя запах, отчего частично проглоченная шерсть регулярно выходит из желудка назад, это физиологическая особенность кошек. Собаки блюют совсем не с той регулярностью, для них это не так характерно. Тем не менее, в иудейские притчи вошёл именно пёс, а не кот.
От пророков псам тоже досталось:
9 Все звери полевые, все звери лесные!
идите есть.
10 Стражи их слепы все
и невежды:
все они немые псы,
не могущие лаять,
бредящие лежа,
любящие спать.
11 И это псы, жадные душею,
не знающие сытости;
и это пастыри бессмысленные:
все смотрят на свою дорогу,
каждый до последнего, на свою корысть;
Ис. 56
[Беззаконник же,] заколающий вола то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву то же, что задушающий пса; приносящий семидал то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам [в память] то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их
Ис. 66,3
И пошлю на них четыре рода казней, говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять;
Иер. 15,3
Комментарий