Был ли Моисей ортодоксом?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Михаил Беншалом
    Ветеран

    • 10 May 2016
    • 3023

    #1

    Был ли Моисей ортодоксом?

    Был ли Моисей ортодоксом?
    Р-н Саймон Джейкобсон
    https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/560276/jewish/-.htm

    Эта статья с сайта Любавических хасидов, считающимися сегодня одним из направлений Ортодоксального иудаизма.

    Был ли Моисей ортодоксом? Или консерватором? Или реформистом? Да коли на то пошло, сам Б-г кто Он, консерватор? Ортодокс? Или реформист? Б-г еврей или не еврей? Чернокожий или белый? Мужчина или женщина? Совершенно очевидно, что все эти определения различий, свойственные людям, абсолютно неприменимы, когда мы пытаемся определить Неземное и Б-жественное. К Духу не приложимы материальные характеристики.

    Вот почему я не признаю законности реформистского иудаизма. И уж на то пошло, я не признаю ни ортодоксального иудаизма, ни консервативного, ни ультра-ортодоксального, ни реконструкционистского, ни хасидского, ни консервоортодоксального, ни реформоортодоксального... не пропустил ли я чего?

    Все эти придуманные характеристики результат того, что у людей появилась ментальность членов "деревенского клуба". Мы хотим принадлежать к определенной группе. Но подобной ментальности органически присуще стремление приклеивать ярлык всякому, кто не "принадлежит" к вашей, отличной от других, группе. Сколько из нас чувствуют себя некомфортно или нас заставляют так себя чувствовать - в некоторых "синагогах", потому что мы-де "не вписываемся"? Не так одеваемся, не принадлежим к тому же кругу или уровню благосостояния, не умеем бегло читать на иврите...

    Подлинное единство, подлинное еврейское единство станет возможно лишь в том случае, если все мы поднимемся над мелочной "клубной" ментальностью, если мы обнимем друг друга, не считаясь с образовательным уровнем или социальным происхождением, так, как обняли бы брата или сестру, признавая, что все мы дети одного Б-га, и у каждого из нас есть душа и своя особенная духовная судьба.

    Соблюдение Торы и заповедей не создает, не устраняет и не меняет собственную душу человека. Оно лишь разжигает пламя вашей души и позволяет ей проявить себя в вашей жизни, проникнуть в ваше существо и выявить и реализовать ваши внутренние ресурсы. Как потенциальный талант, обладателю которого еще предстоит его реализовать.

    Цель жизни дать возможность душе проявиться на уровне сознания, распространиться по всему человеческому существу, наполнить его личность, после чего вся деятельность его станет более осмысленной, сознательной и возвышенной.

    Если вы позволите этому произойти, то никогда больше не захотите быть "ортодоксом". А просто евреем, как Моисей.

    Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
    Деяния Апостолов, 17:11
  • Михаил Беншалом
    Ветеран

    • 10 May 2016
    • 3023

    #2
    Часть вторая.

    Статья р-на Джейкобсона "Был ли Моисей ортодоксом?", вызвала после публикации целый поток отзывов. Большинство из них были положительными. Но не все. Один раввин из штата Мичиган обвинил автора в том, что он-де "прискорбно ошибается, если думает, что "соблюдение Торы и заповедей не создает, не устраняет и не меняет собственную душу человека""...

    Этот раввин утверждал: "Нет сомнения, что соблюдение Торы и заповедей единственный ключ к общению с Творцом. Люди, которые последовательно идут этим путем, называются ортодоксальными евреями, и Всемогущий все последние 3500 лет охранял их от окольных путей, которыми идет сбитое с толку, заблудшее человечество".


    Ниже следует ответ р-на Джейкобсона.


    Вместо того чтобы спорить с тем автором письма, который не сумел понять смысл моей первой статьи "Был ли Моисей ортодоксом?", отступим на шаг. Чем пытаться выяснить состоятельность "ортодоксии", лучше попытаемся уяснить себе, что по сути дела делает еврея евреем.

    Может быть, культура? Образование? Соблюдение обрядов? Личность? Гены? История? Программирование? Антисемитизм? Куриный бульон? И т.д. и т.п. при желании список можно продолжить. А между тем ответ прост. Что делает вас человеком? Человеком и что гораздо важнее евреем вас делает одно и только одно: ваша душа, ваша Нешама.

    По сути дела вы это ваша душа, заключенная в сосуд вашего тела. Б-г создал вашу душу по Своему Б-жественному образу и подобию. Эта душа "неотъемлемое право" всякого человека, неизменное и непроизвольное. Душа так же неизменна, как сам Г-сподь Б-г. Для философии Торы основной является мысль, что ничто никакие действия, никакое поведение не может изменить Б-жественную природу души. Душа вечна; и еврей имеет уникальную еврейскую душу.

    Даже если человек упаси Б-г согрешит и нарушит Б-жий Закон, всегда остается надежда на тшуву (раскаяние). Маймонид писал: "Тора заверяет, что в конце галута (изгнания) евреи совершат тшуву". Даже если человек не искупит своих грехов, его поведение отразится на его теле и на взаимоотношении тела и души но не на самой душе. В иудаизме, безусловно, нет такой вещи, как вечные страдания души.

    Это не просто чье-то мнение или точка зрения, это фундаментальный компонент еврейской веры, веры в бессмертие Б-га и в Б-жественную душу, абсолютная вера в то, что Б-жественный замысел в отношении всего существующего реализуется. Иудаизм учит, что зло преходяще, а добро вечно. Добро должно восторжествовать и восторжествует. Это основа нашей веры в Мошиаха и в Освобождение: мы верим, что мир наконец поймет цель, ради которой он был создан. Меньшее ставило бы под сомнение существование самого Б-га.

    Хорошо известное высказывание Гилеля гласит: "Любите все создания и приближайте их к Торе". Когда Гилель употребляет на первый взгляд странное выражение "создания", вместо того чтобы сказать "любите всех людей", он напоминает нам, что даже если человек лишен явных достоинств, все равно его следует любить за одно то, что он Б-жие создание. Б-г решил создать его, и это самая главная причина любить друг друга. Поэтому мы любим каждого безоговорочно, безусловно, в том числе и преступников и тех, кто не выполняет того, к чему он призван.

    Но этим все не ограничивается. Подлинная, безусловная любовь означает также, что ты желаешь своему любимому только самого лучшего. Поэтому Гилель продолжает: "И приближайте их к Торе". Любовь к ближнему заставляет делать все, что в ваших силах, дабы вдохновить своего ближнего и побудить его жить так, чтоб он мог максимально реализовать свои потенциальные возможности. Поэтому я могу быть не согласен с поведением или выбором какого-то другого еврея, но никогда не стану осуждать человека в нем. Я обниму его как брата, ибо оба мы Б-жьи дети.

    А сейчас давайте вернемся к вопросу о "религиозной принадлежности" Моисея.

    Понятие "ортодокс" политизировано и бюрократизировано. Большинство светских людей понимают под "ортодоксом" не еврея, соблюдающего предписания Торы, и не "Б-гобоязненного еврея", а политическую партию, "догматичное меньшинство", которое жаждет власти и навязывать свою волю другим. Как бы там ни было, но таково представление об ортодоксии у многих людей.

    Кто может сказать, что они ошибаются? Сколько евреев отшатнулись от иудаизма по уважительным причинам: одни бежали из дома, потому что в нем господствовал религиозный гнет; другие почувствовали себя чужими в синагогах и столкнулись с раввинами-бюрократами, несдержанными, сердитыми, лицемерными или даже ведущими себя оскорбительно - и все якобы во имя "ортодоксии" и выполнения "Б-жьей воли". Такие раввины не видят сути, следуя букве Закона, но не его духу.

    Термин "ортодоксальный" зачастую подразумевает "негибкий", "застойный". А между тем Галаха (еврейский Закон) имеет также значение "Галиха" "движение". Ибо это динамичная, живая система. Она не отбрасывает к доисторическим временам, а обеспечивает живой подход к жизни, подход, который позволяет создавать бесконечно много новых сочетаний Б-жественной музыки, пользуясь теми же "нотами", что и наши святые предки.

    Нигде в Торе не найти такого слова, как "ортодокс", да на самом деле, не найти там и слов "реформист" или "консерватор". Термин "ортодоксальное еврейство" был создан только после того как родились реформистское и консервативное движения, чтобы противопоставить одно другому и подчеркнуть контраст между ними. Поэтому мы снова задаем вопрос: "Был ли Моисей ортодоксом?" - Нет. Ибо ярлыкам и определениям, изобретенным человеком, нет места в отношениях между нашей душой и Б-гом.
    Р-н Саймон Джейкобсон
    Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
    Деяния Апостолов, 17:11

    Комментарий

    • blueberry
      Ветеран

      • 06 June 2008
      • 5636

      #3
      Сообщение от Михаил Беншалом
      "Был ли Моисей ортодоксом?" - Нет.
      если под ортодоксией понимать строгость следования учению или наставлению, то моисей вполне строгий следователь, тоесть ортодокс не ищущией и неприемлющий компромисов.
      эта тема близка к уничтожениию.

      Комментарий

      • Михаил Беншалом
        Ветеран

        • 10 May 2016
        • 3023

        #4
        Сообщение от blueberry
        если под ортодоксией понимать строгость следования учению или наставлению, то моисей вполне строгий следователь, тоесть ортодокс не ищущией и неприемлющий компромисов.
        Правильно считаете
        Но автор статьи понимает Ортодоксию в другом ключе. А я разместил эту статью с целью, чтобы люди приобратали верное представление о Традиционном иудаизме, а не то, которое им навязывается через многочисленные искаженные источники.

        Если понимать ортодосальность так, как вы написали, то по вероисповеданию, толкованию текстов Писаний и исполнению заповедей самым ортодоксальным в мире является Мессианский Иудаизм, который я исповедую, а также знакомый вам Йосэф
        Последний раз редактировалось Михаил Беншалом; 04 September 2022, 03:20 PM.
        Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
        Деяния Апостолов, 17:11

        Комментарий

        • Мелодия
          Ветеран
          • 23 October 2021
          • 6283

          #5
          Пока что я остановилась на том, когда Моисей был младенцем, когда его нашла дочь фараона.
          А ведь его могли съесть дикие звери, его мог съесть крокодил, его могла унести река, около которой его оставили, его могли покусать комары, его тело могла попортить смола, которой обработали тростник ( представьте, каково это для кожи ребенка), его могли поклевать пролетающие птицы, ему могло быть холодно от ветра и т.д...
          Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.

          Комментарий

          • Михаил Беншалом
            Ветеран

            • 10 May 2016
            • 3023

            #6
            Сообщение от Мелодия
            Пока что я остановилась на том, когда Моисей был младенцем, когда его нашла дочь фараона.
            А ведь его могли съесть дикие звери, его мог съесть крокодил, его могла унести река, около которой его оставили, его могли покусать комары, его тело могла попортить смола, которой обработали тростник ( представьте, каково это для кожи ребенка), его могли поклевать пролетающие птицы, ему могло быть холодно от ветра и т.д...
            Он был помещен в корзинку, плотно обмазанную асфальтом (в Мицраиме умели делать асфальт, хотя и несколько отличающийся от современного), и надежно закрыт льняными и шерстяными тканями от всяких птиц. Нил - спокойная река, корзинка вряд ли перевернулась бы, и точно бы не утонула. Его мама позаботилась о многом

            Однако вы правильно пишете. Воля Божья - вот что главное, что помогло ему.
            Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
            Деяния Апостолов, 17:11

            Комментарий

            • Мелодия
              Ветеран
              • 23 October 2021
              • 6283

              #7
              Сообщение от Михаил Беншалом
              Он был помещен в корзинку, плотно обмазанную асфальтом (в Мицраиме умели делать асфальт, хотя и несколько отличающийся от современного), и надежно закрыт льняными и шерстяными тканями от всяких птиц. Нил - спокойная река, корзинка врял ли перевернулась бы и точно бы не утонула. Его мама позаботилась о многом
              Кто знает, что могло случиться?

              Сообщение от Михаил Беншалом
              Однако вы правильно пишете. Воля Божья - вот что главное, что помогло ему.
              Конечно.
              Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.

              Комментарий

              • Елиаким
                Ветеран
                • 04 January 2022
                • 3264

                #8
                Сообщение от Михаил Беншалом
                Был ли Моисей ортодоксом?
                Если верить слову Священного Писания - Моисей не был ортодоксом. Да и слово такое ("ортодокс") в Писании вообще не используется. Значит и нам нет нужды использовать это слово, размышляя о духовном.

                Согласно Писанию, Моисей был:
                - сын Амрама и Иохаведы (Исх 6:20);
                - вскормлен матерью своей (Исх 2:9);
                - воспитан при дворе фараона, как сын дочери фараона (Исх 2:10);
                - пророк Божий (Втор 34:10);
                - через него Господь вывел Евреев из рабства Египта (Исх 13:3);
                - кротчайший из всех людей на земле (Чис 12:3). Видится важным привести значение слова "кротчайший" (н.с. 03966 и 06035): весьма (чрезвычайно, безмерно, очень)... кроткий, притеснённый, угнетённый, жалкий, бедный, нищий, уничиженный, смиренный.
                ТАКИМ был Моисей;
                - сейчас служит Богу, как и пророк Илия (Мф 17:1-4). Возможно, в своем воскресшем теле (Иуды 9).., хотя утверждать это пока нет прямых и твердых оснований.

                Комментарий

                • Михаил Беншалом
                  Ветеран

                  • 10 May 2016
                  • 3023

                  #9
                  Сообщение от Елиаким
                  Если верить слову Священного Писания - Моисей не был ортодоксом. Да и слово такое ("ортодокс") в Писании вообще не используется. Значит и нам нет нужды использовать это слово, размышляя о духовном.
                  .............
                  Вы можете его не использовать, но одно надо знать: любой истинно верующий человек соблюдает заповеди Божьи и не изменяет свои взгляды, если они совпадают с тем, чему учит Писание. И в этом смысле его жизнь - жизнь ОРТОДОКСА.
                  Именно это на самом деле обозначает истинное понятие слова "ортодокс"
                  Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
                  Деяния Апостолов, 17:11

                  Комментарий

                  • Елиаким
                    Ветеран
                    • 04 January 2022
                    • 3264

                    #10
                    Сообщение от Михаил Беншалом
                    Вы можете его не использовать, но одно надо знать: любой истинно верующий человек соблюдает заповеди Божьи и не изменяет свои взгляды, если они совпадают с тем, чему учит Писание. И в этом смысле его жизнь - жизнь ОРТОДОКСА
                    Простите, но приходится повторять - слово Божье не содержит понятия ОРТОДОКС.

                    Если хотите, можете написать свою Тору (свой ТаНаХ) с использованием слова - ОРТОДОКС. Тогда и будет что рассматривать.
                    А, пока что, простите, ради Бога.... - нет предмета для рассмотрения.
                    Желаю трепета пред словом Бога Великого и Страшного. Тогда и Сам Он (как и обещает, см. Ис 66:2) призрит на вас и будет помогать вам...

                    Не сердитесь, пожалуйста.., но словоблудие и Бог Израиля - несовместимы. Не совсем понятно... - почему я (бывший язычник) должен учить этому вас.., а не наоборот .
                    Может быть, для вас есть смысл молиться, как и Иисус настаивает - см. Луки 11:13. Похоже, ЭТО в вашей жизни еще не состоялось. Вы изумитесь, насколько ЭТО великолепно и потрясающе.., если последуете этому наставлению Иисуса.
                    Но просить нужно пока не получите. Признак получения - сила свыше (Деян 1:8, Лк 24:49, 2Тим 1:7).
                    Последний раз редактировалось Елиаким; 18 September 2022, 06:53 AM.

                    Комментарий

                    • Михаил Беншалом
                      Ветеран

                      • 10 May 2016
                      • 3023

                      #11
                      Сообщение от Елиаким
                      Простите, но приходится повторять - слово Божье не содержит понятия ОРТОДОКС.
                      ............................
                      Но просить нужно пока не получите. Признак получения - сила свыше (Деян 1:8, Лк 24:49, 2Тим 1:7).
                      Слово Божье содержит понятия "верный", "непорочный", ходящий перед Богом", сильный в слове", "мудрый в Господе", обладающий знанием и так далее. Эти слова и выражения в совокупности выражают то, что имеется в виду в истинном понятии ортодоксизма. Эти слова -еврейское, Божье выражение этого слова.

                      Вы же взрослый человек, Елиаким. Как вы можете ожидать, что в еврейских Писаниях будет греческое слово "ортодокс"? В еврейском языке в древности были свои выражения.

                      Какое "словоблудие"? Откройте 98% тем и комментариев, споров и болтовни здесь. ВОТ ТАМ словоблудие, вот там грехи перед Господом и Его Сыном на христианском форуме.
                      Если вы этого не тпонимаете (а вы не понимаете, я общался с вами) то разговор этот будет не полезен для вас. Мы стучимся в сердце каждого человека, который может УСЛЫШАТЬ И ОСОЗНАТЬ, но это в наше страшное время могут очень немногие. Мы делаем что можем, но хотящий учить НИКОГДА не услышит ни учителя, ни Учителя.

                      Потому что мир этот и его духи предназначены к уничтожению огнем, и страшные события приходят сейчас. Люди - как правило - уже неспособны слышать, потому наступает время ухода Общины в пустынные места, в изгнание до второго прихода Мессии. И останутся здесь и среди вас только те, кто служит себе и не Богу, и лишь их будете слышать до установки знака сатаны в тело.
                      Всей душой хотел бы, чтобы вы это клеймо не приняли в себя и спаслись.
                      Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
                      Деяния Апостолов, 17:11

                      Комментарий

                      • Елиаким
                        Ветеран
                        • 04 January 2022
                        • 3264

                        #12
                        Сообщение от Михаил Беншалом
                        Слово Божье содержит понятия "верный", "непорочный", ходящий перед Богом", сильный в слове", "мудрый в Господе", обладающий знанием и так далее. Эти слова и выражения в совокупности выражают то, что имеется в виду в истинном понятии ортодоксизма. Эти слова - еврейское, Божье выражение этого слова
                        Простите, но Вы, что называется - пытаетесь внушить людям какие-то свои личные (или коллективные) небиблейские понимания. Точнее - свои обольщения или заблуждения.
                        Не нужно, как говорится - наводить тень на плетень.
                        Приведите пару-тройку мест из ТаНаХ или НЗ , где используется еврейское слово ОРТОДОКС. И закончим на этом.

                        При сем, слушать те или иные иудейские басни - Апостол запрещает, см. Титу 1:13,14. Посему, будем признательны, если Вы станете использовать библейскую терминологию, а не плод собственного воображения... или лжеучения отступников.
                        Надеюсь, значение слова ОТСТУПНИК Вам понятно??
                        а если нет - см. Пс 118:158.
                        Последний раз редактировалось Елиаким; 27 September 2022, 11:44 AM.

                        Комментарий

                        Обработка...