Что делать, если жить отдельно от свекрови не получается? Если ты сама уже скоро будешь бабушкой, а твоя свекровь все продолжает учить тебя жизни? Как найти общий язык с женщиной, которая не является твоей родной матерью?
Вопросы эти стары как мир, и веками человечество пытается найти универсальную формулу для разрешения конфликта между молодостью и опытом, любовью и привязанностью, признанием и неприятием Не являются исключением и отношения между невесткой и свекровью. Но поскольку каждый из нас задуман Творцом как неповторимая личность, то и пути достижения добрых взаимоотношений у каждого свои.
Возникает вопрос: как же молодой девушке или женщине, вошедшей в новую семью, научиться принимать правильные решения? Как ей, оказавшись в стесненных жизненных обстоятельствах, реально ощущать совершенный мир в сердце и радость?
Ответы на все вышеперечисленные вопросы можно найти в Библии.
В Священном Писании есть замечательное высказывание, полезное и для родителей и для молодоженов: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:24). То есть Бог повелевает мужчине отделиться от своих родителей сразу же после свадьбы. Чтобы создать крепкий брак, очень важно правильно перестроить свои отношения с родителями. Ведь ни для кого не секрет, что большинство разводов происходит из-за того, что кто-то из родителей вмешивается в дела детей, или потому, что дети не хотят брать на себя ответственность за собственную жизнь. Слово «оставить», которое употребляется в данном отрывке Писания, совершенно не означает, что нужно отказаться от своих родителей, но, оно значит «выйти из-под власти своих родителей». Дети всегда будут относиться к ним с должным уважением и благодарностью, однако уже не будут воспринимать их так, как в детстве. Жена становится подвластной своему супругу, понимая, что отныне он является для нее опорой. Это же относится и к мужу.
К сожалению, в нашей стране, где возможность купить или снять отдельную квартиру для многих близка к нулю, жить молодоженам часто приходится с родителями. Условия, в которых живут сегодня многие наши семьи, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Например, дому, в котором живу я, уже более сорока лет, и во многих квартирах нашей «хрущевки» обитают одновременно по две, три, а иногда и по четыре семьи. Все это близкие друг другу люди: папы, мамы, их престарелые родители, дети, внуки, а иногда даже правнуки. В нашей так называемой трехкомнатной квартире (одна комната проходная) живут, по сути, три семьи: в отдельных комнатах моя свекровь и взрослая дочь, а в проходной мы с мужем и маленьким сынишкой. У каждого из нас есть не только личные потребности, но и личное представление о правилах общежития, и порой бывает очень трудно разрешить возникшую конфликтную ситуацию.
Раньше я не раз задавалась вопросом: «Почему я не могу без раздражения разговаривать со своей свекровью?» Мне многое не нравилось в ней. Естественно, ее взгляды на жизнь, многие советы, которые она щедро «навязывала» мне, были очень далеки от библейских заповедей. Но ведь Христос ясно говорит в Нагорной проповеди: мало заслуги в том, что мы любим тех, кто во всем нас поддерживает; основное наше достоинство проявляется как раз в любви к тем, кто нас не любит и не принимает. Я долго плакала перед Богом, просила дать мне любовь к женщине, которая абсолютно не похожа на мою давно ушедшую в вечность родную маму, и милостивый Бог проговорил в мое сердце буквально следующее: «А ты смотри на нее как на женщину, давшую жизнь твоему супругу. Если б не было ее, ты не радовалась бы сейчас появлению на свет твоего замечательного сына, о котором мечтала всю жизнь. Посмотри на то, как она аккуратна и в какой чистоте содержит свою комнату, несмотря на возраст и болезнь» Еще многое сказал мне Господь в нашем личном общении с Ним.
Мое сердце стало постепенно смягчаться. Я начала искать литературу, которая помогла бы мне возрастать в Божьей любви. И первое, на чем задержался мой взор, это история Руфи и Ноемини, изложенная в самой святой и желанной для меня книге -- Библии. Я и раньше читала эту историю, но теперь я перечитывала ее по-особенному, глубоко вникая в смысл написанного.
Ноеминь была уже старой и больной, сломленной горем (от потери мужа и сыновей) женщиной, когда решила оставить чужбину и вернуться на родину. Невесткам она предложила идти к своим матерям, к своему народу и своим богам. Ноеминь желала им счастья от Господа, чтобы каждая из них нашла пристанище в доме нового мужа. Но обе невестки, Руфь и Орфа, подняли «великий плач», не желая расставаться со своей свекровью, с которой они так быстро сроднились душой и сердцем и которая стала для них дороже родной матери
Чем так привлекла к себе Ноеминь этих молодых моавитянок, воспитанных в языческой среде, что они готовы были пожертвовать всем и пойти за нею в страну, где жил ее народ? Так сблизиться со своими невестками могла лишь женщина, сердцем которой владеет Бог. Ее простота, доброта, кротость, терпеливое и почтительное обращение с домашними произвели неизгладимое впечатление на Руфь. Последняя доказала свою преданность свекрови не словами, а поступками. Оставшись с Ноеминью, Руфь обратилась к ней со словами, полными любви: " не принуждай меня оставить тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить: народ твой будет моим народом, и твой Бог будет моим Богом,: и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду" (Руфь 1:16-17). Она не изменила этому решению, несмотря на множество выпавших на ее долю трудностей. Руфь никогда не жаловалась на то, что покинула свою страну, родных, друзей, на то, что у нее нет возможности выйти замуж за человека из своего народа.
Две женщины неразлучно шли вместе "доколе не пришли в Вифлеем". В «дом хлеба» к Богу Израилеву шли две такие разные, но такие родные женщины свекровь израильтянка и невестка моавитянка. Горе их объединило, «спаяло» в одно целое. Потеряв троих мужчин (мужа и сыновей), Ноеминь приобрела одну невестку Руфь. На первый взгляд, потеря большая, а приобретение малое. Но в лице одной Руфи Ноеминь нашла такое сокровище, которое стало дороже семи ее сыновей, как скажут потом ей женщины вифлеемские. (Руфь моавитянка вошла в родословную Иисуса Христа!)
Придя в Вифлеем, не имея никаких средств к существованию, Руфь не пошла просить милостыню, но своим честным трудом стала зарабатывать на хлеб насущный. Она собирала колоски на поле и за день находила их столько, что хлеба хватало для нее и Ноемини, заменившей ей родную мать.
Здесь, на полях вифлеемских, Руфь познакомилась с Воозом, родственником мужа Ноемини. Она была тронута его вниманием к ней, иноземке, к Ноемини и их нужде. Вооз тоже оценил Руфь. До него дошли слухи о том, какое благодеяние сделала Руфь для своей свекрови, оставив свой народ, пришедши в Вифлеем под покров Бога Израилева.
Заканчивается книга "Руфь" тем, что Вооз берет молодую моавитянку себе в жены, и она рождает от него Овида, дедушку царя Давида, вошедшего в родословную Христа. И Ноеминь, предупреждавшая Руфь, что она должна отказаться от мысли выйти замуж в Израиле, сама помогает найти ей мужа и с радостью нянчит внука.
Я долго размышляла над прочитанным. Внутри меня боролись противоречивые чувства.
Моя свекровь абсолютно не похожа на Ноеминь, значит этот рассказ не для меня, промелькнула первая мысль.
Но Руфь, так же, как и я, была воспитана в другой среде, у нее были иные ценности, однако, она не стала обращаться к своим «корням», а последовала за свекровью и, в конце концов, была благословлена, возразила ей другая.
Внутренне сокрушаясь перед Богом, я внезапно ощутила прилив нежных чувств к своей свекрови. На память мне пришел замечательный стих из Библии: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).Я приняла решение относиться к матери своего мужа доброжелательно, независимо от ее действий. Дух Святой тут же наполнил меня любовью к ней. Я ощутила себя свободной и счастливой. Мысленно я представила, как смотрит на мою свекровь Бог, и увидела в Его взгляде нежность и огромное желание назвать и ее Своей дочерью
Да, милые женщины, жить в согласии с мамой мужа, любить ее как родную мать это искусство, и поучиться ему можно у Руфи. Размышляя над содержанием книги, я поняла, что написана она именно для нас, невесток. И целью ее является показать нам, как вознаграждаются люди, проявляющие милосердие, сострадание и любовь к другим. Обычаи, нравы и традиции изменились, но проблемы в семьях остались прежние. И чтобы достойно их решать, необходимо много сил, любви и мудрости.
Священное Писание не оставляет нас без этой мудрости, показывая, как библейские женщины из разных сложных ситуаций выходили победительницами. На примерах их жизни Бог учит и наставляет женщин всей Земли, как должно вести себя в семьях, чтобы достойно исполнить свой долг.
И пусть на сегодняшний день твоя свекровь не имеет тех прекрасных качеств, которыми обладала Ноеминь, но кто же еще расскажет ей о Божьей любви, как не ты, дорогая невестка? Бог повелел нам быть светилами лучезарными, так будьте же ими для своих свекровей, дарите им свою безусловную любовь, относитесь к ним бережно, приобретайте их для Бога своим целомудренным поведением. И «да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3:3-4).
Ольга Русак
Комментарий