Источник: Творения Тертуллиана, христианского писателя в концевторого и в начале третьего века. 2-е изд.: СПБ: Издание Кораблева и Сирякова,1849. с. 202-224.
Перевод: Е. Карнеева
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I.
Любезная подруга моя в служении Господу! Я призвал полезным помыслить о том,что ты должна делать в случае, если оставлю я мир сей прежде тебя. Завещаю тебесоветы мои, и приглашаю тебя им последовать. Мы всегда довольно занимаемсявременными нашими благами, и не пропускаем делать завещаний об отказе их впользу тех, кого любим. Не лучше ли позаботиться нам об устройстве духовногоблагосостояния нашего потомства, и преподать ему сверх добрых примеров добрыесоветы для приобретения наследия царствия небесного? Сердечно желая, чтобы тывоспользовалась моим увещаниями, молю о том Бога моего, Которому да будетчесть, слава и поклонение во веки веков.
Я начинаю с того, что предлагаю тебе по мере возможности твоей не вступатьво второй брак. Не думай, чтобы совет сей происходил от моего эгоизма. Мне оттого иной выгоды нет, как только упрочить собственное твое счастье, потому чтовоскресение не дает нам права ожидать в будущем веке вторичного соединениясупругов, которые ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как АнгелыБожии на небесах (Мф. 22,30), как то Сам Господь засвидетельствовал,ответствуя саддукеям на вопрос их: кому принадлежать будет жена, бывшая взамужестве за семью братьями? В день судный ни один из сих мужей не оскорбитсятем, ни один не упрекнет ее за то. А потому не полагай, чтобы советовал я тебеостаться вдовою из желания сохранить для себя тело твое в непорочности. Никакоепостыдное удовольствие не возродится тогда для нас: не такое суетное блаженствообещал Господь служителям Своим. Я только хочу показать, что советы мои немогут не быть полезны как тебе, так и другим женам в подобных обстоятельствах.
II.
Мы весьма далеки от того, чтоб осуждать союз мужа и жены, союз,благословенный Богом и необходимый для сохранения рода человеческого и длянаселения мира во времени, лишь бы только союз сей освящаем был единожды. Адамбыл одним мужем Евы, и Ева была одною женою Адама, потомучто Бог одну ее извлек из ребра его. Знаю, что патриархи имели по несколькожен, имели также и наложниц. Но хотя синагога и была парообразованием нашейцеркви; однако ж много вещей заключалось в ней повеленных, или, по крайнеймере, позволенных таких, которые долженствовали быть отменены новым законом.Новый закон был ожидаем потому именно, что старый был не совершен. Слово Божиедолжно было прийти, чтоб облечь нас в духовное обрезание. Таким образом,попущения и самые пропуски первого откровения показывали, что надлежало усовершитьзакон, и сие исполнено Господом нашим в Евангелии и Апостолом Его в посланиях,где отменено все излишнее и объяснено все запутанное.
III.
Если я говорю о свободе древних времен и о последовавшем за тем исправлении:то из сего не должно заключать, якобы Христос пришел для того, чтобы разлучитьсупругов и разрушить брачный союз, как будто бы со времени Его пришествиявсякое супружество было беззаконно. Утверждать сие могут только еретики,которые между прочими заблуждениями полагают, что надобно разлучатьсовокупившихся в плоть единую, и чрез то восстают против Того кто извлекши измужа вещество для создания жены, вселил в того и в другую желание соединитьсябраком. Нигде не читаем мы, чтобы брак был запрещен, потому что он сам по себеесть благо. Апостол научает нас только тому, что может быть лучше брака.Позволяя его, он предпочитает ему воздержание. Он позволяет брак по причинеухищрений искусителя; но предпочитает холостую жизнь, как состояние чистейшее.Рассматривая его доводы, мы видим, что позволение жениться основываетсясобственно на необходимости. А как необходимость уменьшает цену того, чтоузаконяется, то и сказано: лучше жениться, нежели разжигаться (иКор.7,9). Спрашивается: подлинно ли хороша та вещь, которая предлагается потомутолько, что она предпочитается гораздо худшей вещи? Если лучше жениться, то этопотому только, что разжигаться хуже. Во сколько крат было бы лучше и нежениться и не разжигаться? Во время гонения лучше воспользоваться позволениемХристовым бежать из города в город (Мф. 10,23), нежели допустить взять себя имучить, дабы потом отречься может быть от веры среди казней. Но бегство хорошотолько в сравнении с отступничеством. Отрицающиеся от веры теряют достоинство,приобретенное ими при исповедании ее. Я могу даже сказать, что позволенное самопо себе не хорошо, потому что позволение наводит сомнение на счет качествадействия. Позволение не дается на вещь, очевидно хорошую. Много таких вещей,которых не должно искать потому, что они не запрещены, особливо когда они некоторымобразом осуждаются чрез предпочтение им других вещей. Предпочитать холостуюжизнь значит почти тоже, что порицать брак. Не говори, чтоб действие былохорошо потому только, что не дурно, ни чтоб оно не было дурно, когда само посебе не вредно. Истинное добро, предпочитаемое всему сему, не только невредно,но и полезно. Мы должны положительно полезное предпочитать всему тому, что неимеет другого достоинства, кроме того только, что бывает невредно: первоевыводит тебя на сражение, а последнее доставит тебе может быть покой, но непобеду. Забудем последние слова Апостола, и станем помнить только первые, еслихотим лучшего. Если он и не вменяет их нам в обязанность, то по крайне мерепоказывает вид того, говоря: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1 Кор. 7,32 и 33). Нигдене говорит он о браке без прибавления, что он желал бы, чтобы все были какон,оставаясь в холостом состоянии. Счастлив тот, кто последует егопримеру!
IV.
Мы читаем в Евангелии, что плоть немощна, и покоряемся своимжеланиям; но там же сказано, что дух бодр, То и другое заключается водной фразе: дух бодр, плоть же немощна, говорит Спаситель (Мф. 26
,41). Плоть земляная и материальная; а дух имеет происхождениенебесное. Зачем стараемся мы себя извинить, защищаясь тем, что в нас естьслабого, вместо того, чтоб опираться на то, что в нас есть крепкого? Зачем жезаставляем мы земляную свою часть покоряться небесной? Если дух бодр, а бодр онпотому, что происхождения благороднейшего: то вина бывает наша, когда мыувлекаемся плотью, слабейшею своею частью, долженствующею не властвовать, апокоряться. Две главные человеческие слабости делают брак необходимым для тех,кто еще не женат: первая, самая увлекательная, похоть плоти, а потом похотьмира. Похоть плоти ведет тяжбу за нужды природы; ищет жатвы славы; питаетсясвоим позором; предполагает, что муж надобен для жены, дабы ейпокровительствовать, утешать ее и ограждать от всяких неприятностей. Когда тыуслышишь от кого подобные доводы: то приведи ему в пример наших сестер,которые, уневестившись Господу, поставляют девство свое превыше сих доводов исвятость превыше брака. Они сделали выбор свой, стали супругами и дщерями Богасвоего; живут и беседуют с Ним; не оставляют Его ни днем ни ночью; принесши Емув приданое молитвы свои, они ожидают от Него в брачный подарок благодати имилостей, которых всегда и удостаиваются. Они избрали благую часть, и,отказавшись от замужества на земле, считаются уже в семействе ангелов. Дапоселит в тебя пример сей соревнование, и да укрепит тебя в воздержании; дапоглотится всякая плотская похоть в любви божественной: за сии временные ипреходящие пожелания ты получишь вознаграждение небесное, бесконечное. С другойстороны, похоть мира сего имеет источником своим суетную славу, сребролюбие,честолюбие, житейские недостатки: вот что, по-видимому, часто делает бракнеобходимым. Отлагают в сторону вещи небесные, хотят быть госпожами чужогодома, наслаждаться богатствами мужа, пользоваться превосходством своим, чтобыпривлекать к себе уважение не по собственным заслугам. Да будут все сии мыслидалеки от верующих! Они не должны пектись о своей будущности, разве когда кнесчастию не доверяют обетам провидения Божия, которое одевает лилииполевые, питает птиц небесных, не велит заботиться, потому чтовсего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеетенужду во всем этом.(Мф. 6
,26-34). Правда, что Бог не дает им ни тяжелых золотых ожерельев, нипышных и беспокойных одежд, ни Гальских рабов, ни Германских носильщиков, нивсего того, что вселяет в девиц такую охоту выходить замуж; но Он доставляет имвсе нужное, а этого и довольно для благоприличия и умеренности. Подумайосновательно о том, что ты ни в чем не будешь иметь нужды, когда покоришьсяГосподу, или лучше сказать ты всем будешь обладать, обладая Им. Вспомни онебесных Его милостях, и тебе покажется презрительным все земное. Вдова,покоряющаяся воле Божией, ни в чем не имеет надобности, кроме постоянствапребывать с Богом неразлучно.
Есть люди, которые женятся для потомства, и побуждаются к тому желаниемиметь детей, желанием иногда весьма горьким. Мысль сия равномерно должна далекабыть от христианина. Зачем желать иметь детей, когда имея их, хотим мы, чтобони скоро оставили злочестивый век сей для получения царствия небесного,подобно как Апостол сам для себя того желал? Нужны ли дети для служителейБожиих, как будто бы недовольно было для них бдеть о собственном спасении? Ониищут такого бремени, которым тяготятся сами язычники, и которого тем болеедолжны бояться, что оно подвергает опасность самую веру. Для чего Господьсказал: Горе же беременным и питающим сосцами в те дни (Мф. 24,19)? Недля того ли, что в день судный дети будут нам, может быть, в великую тягость,которую должно приписать браку? Вдовы гораздо скорее откликнутся на зов трубыангельской. В мире сем ничто не мешает им подвергаться жестокости гонения: онине беспокоятся о дитяти, которое еще движется в утробе, или которое колышетсяна их руках. Таким образом, кто женится для плоти, для мира или для потомства,тот, во всяком случае, ясно видит, что ни одно из сих побуждений не можетприличествовать христианину: по крайне мере довольно один раз впасть в одно изсих искушений. Христиане женятся ныне каждый день, и впредь будут жениться, каквдруг наступит великий день, которых застигнет их, как застигнуты были Содом иГоморра. Вероятно, жители сих богомерзких городов занимались тогда не одноюженитьбою и торговлею. Хотя же Писание и говорит: ели, пили, покупали, продавали,садили, строили (Лк. 17,28); но оно именует тут только два главные порокавека сего, отвращающие наиболее служителей Божиих от их обязанностей: именуетпохоть и сребролюбие. Общее ослепление и развращение их было причиною ихгибели. Что же последует, когда мы, христиане, станем предаваться страстям,которым Господь гнушается? Время уже коротко, сказано (1 Кор. 7,29).Остается женатым быть, как не имеющим жен (там же).
Перевод: Е. Карнеева
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I.
Любезная подруга моя в служении Господу! Я призвал полезным помыслить о том,что ты должна делать в случае, если оставлю я мир сей прежде тебя. Завещаю тебесоветы мои, и приглашаю тебя им последовать. Мы всегда довольно занимаемсявременными нашими благами, и не пропускаем делать завещаний об отказе их впользу тех, кого любим. Не лучше ли позаботиться нам об устройстве духовногоблагосостояния нашего потомства, и преподать ему сверх добрых примеров добрыесоветы для приобретения наследия царствия небесного? Сердечно желая, чтобы тывоспользовалась моим увещаниями, молю о том Бога моего, Которому да будетчесть, слава и поклонение во веки веков.
Я начинаю с того, что предлагаю тебе по мере возможности твоей не вступатьво второй брак. Не думай, чтобы совет сей происходил от моего эгоизма. Мне оттого иной выгоды нет, как только упрочить собственное твое счастье, потому чтовоскресение не дает нам права ожидать в будущем веке вторичного соединениясупругов, которые ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как АнгелыБожии на небесах (Мф. 22,30), как то Сам Господь засвидетельствовал,ответствуя саддукеям на вопрос их: кому принадлежать будет жена, бывшая взамужестве за семью братьями? В день судный ни один из сих мужей не оскорбитсятем, ни один не упрекнет ее за то. А потому не полагай, чтобы советовал я тебеостаться вдовою из желания сохранить для себя тело твое в непорочности. Никакоепостыдное удовольствие не возродится тогда для нас: не такое суетное блаженствообещал Господь служителям Своим. Я только хочу показать, что советы мои немогут не быть полезны как тебе, так и другим женам в подобных обстоятельствах.
II.
Мы весьма далеки от того, чтоб осуждать союз мужа и жены, союз,благословенный Богом и необходимый для сохранения рода человеческого и длянаселения мира во времени, лишь бы только союз сей освящаем был единожды. Адамбыл одним мужем Евы, и Ева была одною женою Адама, потомучто Бог одну ее извлек из ребра его. Знаю, что патриархи имели по несколькожен, имели также и наложниц. Но хотя синагога и была парообразованием нашейцеркви; однако ж много вещей заключалось в ней повеленных, или, по крайнеймере, позволенных таких, которые долженствовали быть отменены новым законом.Новый закон был ожидаем потому именно, что старый был не совершен. Слово Божиедолжно было прийти, чтоб облечь нас в духовное обрезание. Таким образом,попущения и самые пропуски первого откровения показывали, что надлежало усовершитьзакон, и сие исполнено Господом нашим в Евангелии и Апостолом Его в посланиях,где отменено все излишнее и объяснено все запутанное.
III.
Если я говорю о свободе древних времен и о последовавшем за тем исправлении:то из сего не должно заключать, якобы Христос пришел для того, чтобы разлучитьсупругов и разрушить брачный союз, как будто бы со времени Его пришествиявсякое супружество было беззаконно. Утверждать сие могут только еретики,которые между прочими заблуждениями полагают, что надобно разлучатьсовокупившихся в плоть единую, и чрез то восстают против Того кто извлекши измужа вещество для создания жены, вселил в того и в другую желание соединитьсябраком. Нигде не читаем мы, чтобы брак был запрещен, потому что он сам по себеесть благо. Апостол научает нас только тому, что может быть лучше брака.Позволяя его, он предпочитает ему воздержание. Он позволяет брак по причинеухищрений искусителя; но предпочитает холостую жизнь, как состояние чистейшее.Рассматривая его доводы, мы видим, что позволение жениться основываетсясобственно на необходимости. А как необходимость уменьшает цену того, чтоузаконяется, то и сказано: лучше жениться, нежели разжигаться (иКор.7,9). Спрашивается: подлинно ли хороша та вещь, которая предлагается потомутолько, что она предпочитается гораздо худшей вещи? Если лучше жениться, то этопотому только, что разжигаться хуже. Во сколько крат было бы лучше и нежениться и не разжигаться? Во время гонения лучше воспользоваться позволениемХристовым бежать из города в город (Мф. 10,23), нежели допустить взять себя имучить, дабы потом отречься может быть от веры среди казней. Но бегство хорошотолько в сравнении с отступничеством. Отрицающиеся от веры теряют достоинство,приобретенное ими при исповедании ее. Я могу даже сказать, что позволенное самопо себе не хорошо, потому что позволение наводит сомнение на счет качествадействия. Позволение не дается на вещь, очевидно хорошую. Много таких вещей,которых не должно искать потому, что они не запрещены, особливо когда они некоторымобразом осуждаются чрез предпочтение им других вещей. Предпочитать холостуюжизнь значит почти тоже, что порицать брак. Не говори, чтоб действие былохорошо потому только, что не дурно, ни чтоб оно не было дурно, когда само посебе не вредно. Истинное добро, предпочитаемое всему сему, не только невредно,но и полезно. Мы должны положительно полезное предпочитать всему тому, что неимеет другого достоинства, кроме того только, что бывает невредно: первоевыводит тебя на сражение, а последнее доставит тебе может быть покой, но непобеду. Забудем последние слова Апостола, и станем помнить только первые, еслихотим лучшего. Если он и не вменяет их нам в обязанность, то по крайне мерепоказывает вид того, говоря: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1 Кор. 7,32 и 33). Нигдене говорит он о браке без прибавления, что он желал бы, чтобы все были какон,оставаясь в холостом состоянии. Счастлив тот, кто последует егопримеру!
IV.
Мы читаем в Евангелии, что плоть немощна, и покоряемся своимжеланиям; но там же сказано, что дух бодр, То и другое заключается водной фразе: дух бодр, плоть же немощна, говорит Спаситель (Мф. 26
,41). Плоть земляная и материальная; а дух имеет происхождениенебесное. Зачем стараемся мы себя извинить, защищаясь тем, что в нас естьслабого, вместо того, чтоб опираться на то, что в нас есть крепкого? Зачем жезаставляем мы земляную свою часть покоряться небесной? Если дух бодр, а бодр онпотому, что происхождения благороднейшего: то вина бывает наша, когда мыувлекаемся плотью, слабейшею своею частью, долженствующею не властвовать, апокоряться. Две главные человеческие слабости делают брак необходимым для тех,кто еще не женат: первая, самая увлекательная, похоть плоти, а потом похотьмира. Похоть плоти ведет тяжбу за нужды природы; ищет жатвы славы; питаетсясвоим позором; предполагает, что муж надобен для жены, дабы ейпокровительствовать, утешать ее и ограждать от всяких неприятностей. Когда тыуслышишь от кого подобные доводы: то приведи ему в пример наших сестер,которые, уневестившись Господу, поставляют девство свое превыше сих доводов исвятость превыше брака. Они сделали выбор свой, стали супругами и дщерями Богасвоего; живут и беседуют с Ним; не оставляют Его ни днем ни ночью; принесши Емув приданое молитвы свои, они ожидают от Него в брачный подарок благодати имилостей, которых всегда и удостаиваются. Они избрали благую часть, и,отказавшись от замужества на земле, считаются уже в семействе ангелов. Дапоселит в тебя пример сей соревнование, и да укрепит тебя в воздержании; дапоглотится всякая плотская похоть в любви божественной: за сии временные ипреходящие пожелания ты получишь вознаграждение небесное, бесконечное. С другойстороны, похоть мира сего имеет источником своим суетную славу, сребролюбие,честолюбие, житейские недостатки: вот что, по-видимому, часто делает бракнеобходимым. Отлагают в сторону вещи небесные, хотят быть госпожами чужогодома, наслаждаться богатствами мужа, пользоваться превосходством своим, чтобыпривлекать к себе уважение не по собственным заслугам. Да будут все сии мыслидалеки от верующих! Они не должны пектись о своей будущности, разве когда кнесчастию не доверяют обетам провидения Божия, которое одевает лилииполевые, питает птиц небесных, не велит заботиться, потому чтовсего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеетенужду во всем этом.(Мф. 6
,26-34). Правда, что Бог не дает им ни тяжелых золотых ожерельев, нипышных и беспокойных одежд, ни Гальских рабов, ни Германских носильщиков, нивсего того, что вселяет в девиц такую охоту выходить замуж; но Он доставляет имвсе нужное, а этого и довольно для благоприличия и умеренности. Подумайосновательно о том, что ты ни в чем не будешь иметь нужды, когда покоришьсяГосподу, или лучше сказать ты всем будешь обладать, обладая Им. Вспомни онебесных Его милостях, и тебе покажется презрительным все земное. Вдова,покоряющаяся воле Божией, ни в чем не имеет надобности, кроме постоянствапребывать с Богом неразлучно.
Есть люди, которые женятся для потомства, и побуждаются к тому желаниемиметь детей, желанием иногда весьма горьким. Мысль сия равномерно должна далекабыть от христианина. Зачем желать иметь детей, когда имея их, хотим мы, чтобони скоро оставили злочестивый век сей для получения царствия небесного,подобно как Апостол сам для себя того желал? Нужны ли дети для служителейБожиих, как будто бы недовольно было для них бдеть о собственном спасении? Ониищут такого бремени, которым тяготятся сами язычники, и которого тем болеедолжны бояться, что оно подвергает опасность самую веру. Для чего Господьсказал: Горе же беременным и питающим сосцами в те дни (Мф. 24,19)? Недля того ли, что в день судный дети будут нам, может быть, в великую тягость,которую должно приписать браку? Вдовы гораздо скорее откликнутся на зов трубыангельской. В мире сем ничто не мешает им подвергаться жестокости гонения: онине беспокоятся о дитяти, которое еще движется в утробе, или которое колышетсяна их руках. Таким образом, кто женится для плоти, для мира или для потомства,тот, во всяком случае, ясно видит, что ни одно из сих побуждений не можетприличествовать христианину: по крайне мере довольно один раз впасть в одно изсих искушений. Христиане женятся ныне каждый день, и впредь будут жениться, каквдруг наступит великий день, которых застигнет их, как застигнуты были Содом иГоморра. Вероятно, жители сих богомерзких городов занимались тогда не одноюженитьбою и торговлею. Хотя же Писание и говорит: ели, пили, покупали, продавали,садили, строили (Лк. 17,28); но оно именует тут только два главные порокавека сего, отвращающие наиболее служителей Божиих от их обязанностей: именуетпохоть и сребролюбие. Общее ослепление и развращение их было причиною ихгибели. Что же последует, когда мы, христиане, станем предаваться страстям,которым Господь гнушается? Время уже коротко, сказано (1 Кор. 7,29).Остается женатым быть, как не имеющим жен (там же).
Комментарий