Еврейская плоть Святого Причастия (к разгоревшимся тут дебатам)
Во Вторую неделю по Пятидесятнице в церкви читается Вторая глава из Деяний Апостольских.
Всегда, слушая этот текст, невольно полагала, что вот сошлись «дети разных народов» и слышали «Петра же, ставшего с одиннадцатью» «каждый на своем наречии».
Однако, что мы слышим?
«В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.»
...........
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!»
И далее : 22 «Мужи Израильские!»
И далее: 36 «Итак твердо знай, весь дом Израилев...»
И действительно: до крещения "Корнилия, сотника из полка, называемого Италийским",
все христиане были евреями, причем евреями, соблюдающими закон иудейский.
Да и кто же еще мог собраться в Иерусалиме на один из трех положенных для иудеев паломнических праздников?
Оказывается, «еллинами» в Первенствующей церкви называли вовсе не греков, а евреев диаспоры, не проживавших на территории Палестины, плохо владевших еврейским языком и говорящих преимущественно на греческим.
Поэтому "их наречие" было собравшимся понятнее позабытого, прежде родного, языка.
/Говорят, что и перевод ВЗ(Танаха) на греческий был сделан вовсе не для Птолемея II Филадельфа, а для нужд самих разучившихся читать на своем языке александрийских евреев, составлявших до половины населения этого крупнейшего города древнего мира./
Евреями же были и побиенный камнями диакон Стефан и, по всей видимости, евангелист Лука.
Почему же у них были греческие, а не еврейские имена?
Дело в том, что у евреев того времени в ходу обычно было сразу три имени:
- еврейское (аналог имени, нарицаемому при крещении)
- греческое, для светского употребления
- и прозвище.
(Примеры тому мы находим и в самих Евангелиях в именах апостолов).
Понимание таких фактов помогает мне избавляться от неосознанно сызмальства впитанной ереси маркионизма, пренебрежительного отношения к вере и народу, давшего нам не только Новый Завет, но и самую Святую плоть нашего Спасителя, вкушаемую нами во Святом Причастии.
Как Приснодева Мария есть осуществление святости Израилевой, так и на литургии мы причащаемся не просто какой-то, а именно еврейской плоти нашего Господа и Спасителя.
"Денационализация" же Плоти Иисуса есть неосознаваемое нами уклонение в ересь монофизитства и даже докетизма.
По формуле Халкидонского Собора, божественная и человеческая природа Богочеловека перебывает в Нем "неслиянно и нераздельно".
Частое молитвенное задумывание об непостижимой тайне Боговоплощения позволяет освобождаться от недолжного обожествления человеческого естества Иисуса, равно как и недолжного очеловечивания Его божественного естества.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++
Все нижеследующее - слегка измененные выдержки из статьи о. Даниила Сысоева
"Евхаристия: человечество Христово или обоженная пища",
с оригиналом которой можно ознакомиться по приведенной ссылке.
Номер 14 / Евхаристия: человечество Христово или обоженная пища - Православный журнал Благодатный огонь
(Если форум посоветует, можно это из темы перенести в первый ее пост; а впрочем, какая разница.)
о. Даниил пишет "о недавно появившейся ереси, отвергающей пресуществление Святых Даров.
Суть этой ереси заключается в том, что во время Таинства Евхаристии будто бы не происходит субстанциального изменения.
Нам навязывается такой аргумент: как раскаленное железо становится единым с огнем, но при этом природные свойства железа не упраздняются, никакого изменения «сущности» железа не происходит, изменяется только способ его существования, подобным образом и евхаристический Хлеб, будучи соединен с Божеством, не утрачивает своей природы, но обретает новое начало существования, становится Хлебом Небесным.
Это неправославное учение, прямо и недвусмысленно противоречащее Священному Писанию (Мф. 26, 2628; Мк. 14, 2224; Лк. 22, 1920; Ин. 6, 3565; 1 Кор. 10, 1617; 11, 2332).
Появилось это лжеучение только в середине XX века" и развивается и о сю пору.
"Тотчас на новый манифест ереси откликнулись священник Вадим Леонов («Евхаристический докетизм») и другие.
Эти труды исчерпывающим образом опровергают новую ересь, справедливо охарактеризованную как «неправославная» (В.Сарычев), как «догматическая ошибка, которая может лишить человека вечной жизни» (архим. Рафаил (Карелин
, «евхаристический докетизм, маловерие, рационализм» (свящ. Вадим Леонов).
Но сначала должно изложить здравое учение, которого уже две тысячи лет придерживается Святая Церковь. Мы вместе со свят. Кириллом Александрийским и Отцами III и V Вселенских Соборов веруем так: «Возвещая смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, исповедуя Его воскресение из мертвых и вознесение на небеса, мы совершаем в церквах бескровную жертву, приступаем таким образом к таинственным благословениям и освящаемся, причащаясь святой Плоти и честной Крови Христа, Спасителя всех нас; принимаем не как обыкновенную плоть (да не будет!), не как плоть человека, освященного, и сопряженного с Словом единением достоинства или сделавшегося обиталищем Божества, но как Кровь поистине животворящую и собственную для Самого Слова. Ибо Оно, как Бог и Жизнь по естеству, и став едино со Своей Плотью, явно сделало ее животворящей. Посему хотя говорит нам: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его (Ин. 6, 53), однако ж мы должны разуметь плоть не человека, одного из подобных нам (ибо как плоть человека будет животворящей по собственному естеству своему?), но плоть поистине принадлежащую собственно Тому, Кто ради нас сделался и действовал как Сын Человеческий» (Послание Кирилла Александрийского к Несторию об отлучении. VII. Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 195).
Святой VII Вселенский Собор добавляет: «Никто из труб Духа, то есть святых апостолов и достославных отцов наших, Бескровную Жертву нашу, совершающуюся в воспоминание страданий Бога нашего и всего Домостроительства Его, не называл образом Тела Его. Ибо они не принимали от Господа так говорить и возвещать, а слышали Его благовествующего: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе; и также: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем; и еще: приидите, ядите, сие есть Тело Мое... а не сказал: приимите, ядите образ Тела Моего... Итак, ясно, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы Бескровную Жертву, приносимую священниками, никогда не называли образом, но самим Телом и самою Кровию. И хотя прежде, нежели совершится освящение, некоторым из святых отцов казалось благочестивым называть сии вместообразными, но по освящении же они суть Тело и Кровь Христовы и так да веруется» (Цит. по: Архиепископ Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. СПб., 1868. Т. II. С. 398).
Итак, мы веруем, что Тело и Кровь Господа, приносимые Им Самим (чрез епископа или по его поручению через пресвитера) в Жертву Животворящей Троице, есть по сущности, по природе, в реальности Те же Самые, которые Он взял от Пречистой Девы Марии, пригвожденные ко Кресту, воскресшие и вознесшиеся. Мы приобщаемся не хлеба и не вина, сущность которых отлична от человеческого тела, что очевидно и для здравого смысла, а живой человеческой Плоти Христа, одушевленной разумной душой и неотделимой от Его Божества, и через это «делаемся мы сотелесниками и единокровными Христу. Так делаемся мы Христоносцами, потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам» (Свт. Кирилл Иерусалимский. 4-е Тайноводственное Слово. 3). Мы становимся членами истинного Тела Христа, созидая таким образом Церковь, и Кровь Его очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7)."
Добавлено спустя 16 минут 30 секунд:
Добавлю в "аккорд " теме мой длинный ответ об эпизоде с крещением сотника Корнилия на короткий недавно заданный вопрос:
Не все поняла в вопросе, но попробую ответить.
Вот ссылка для освежения в памяти 2-й главы Деяний святых Апостолов:
http://www.patriarchia.ru/bible/act/2/
Недоумение ап. Петра можно кратко сформулировать так:
"Как же я могу его крестить? Он же даже нееврей?!
Откуда же ему знать, кто такой еврейский Мессия?"
Сейчас же напротив, удивление вызывает крещение еврея, а христианство считается ими нееврейской религией .
-- Ап. Петру потребовалось три настойчивых откровений от Бога на кровле, чтоб он решился крестить первого нееврея.
/Да и какого! Этот "Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским" явно, что называется в иудаизме "гер бе цедек", серьезно стремящийся к иудаизму язычник/
Тем не менее автор Деяний Апостольских (ев. Лука) продолжает оправдываться:
"Хотя Корнилий и был язычник, но несмотря на то отличался своею благочестивою жизнью" (Деян 10:2)
И все равно крещение нееврея было для ап. Павла - как поесть всяких змей, лягушек и прочих пресмыкающихся.
"-- И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
-- Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого."
"Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
Петр же...сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым."
"Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.", что как известно, совпадает с учением иудаизма.
"Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех."
Опять же, Петр не отступает от иудаизма ни шага в сторону:
действительно, Мессия "сынов Израилевых" станет Мессией всего мира.
(Деяния, гл. 10) http://www.patriarchia.ru/bible/act/10/
"Тогда-то наконец, восклицает св. Иоанн Златоуст, открылась дверь язычникам"
/Энциклопедия архимандрита Никифора/
Во Вторую неделю по Пятидесятнице в церкви читается Вторая глава из Деяний Апостольских.
Всегда, слушая этот текст, невольно полагала, что вот сошлись «дети разных народов» и слышали «Петра же, ставшего с одиннадцатью» «каждый на своем наречии».
Однако, что мы слышим?
«В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.»
...........
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!»
И далее : 22 «Мужи Израильские!»
И далее: 36 «Итак твердо знай, весь дом Израилев...»
И действительно: до крещения "Корнилия, сотника из полка, называемого Италийским",
все христиане были евреями, причем евреями, соблюдающими закон иудейский.
Да и кто же еще мог собраться в Иерусалиме на один из трех положенных для иудеев паломнических праздников?
Оказывается, «еллинами» в Первенствующей церкви называли вовсе не греков, а евреев диаспоры, не проживавших на территории Палестины, плохо владевших еврейским языком и говорящих преимущественно на греческим.
Поэтому "их наречие" было собравшимся понятнее позабытого, прежде родного, языка.
/Говорят, что и перевод ВЗ(Танаха) на греческий был сделан вовсе не для Птолемея II Филадельфа, а для нужд самих разучившихся читать на своем языке александрийских евреев, составлявших до половины населения этого крупнейшего города древнего мира./
Евреями же были и побиенный камнями диакон Стефан и, по всей видимости, евангелист Лука.
Почему же у них были греческие, а не еврейские имена?
Дело в том, что у евреев того времени в ходу обычно было сразу три имени:
- еврейское (аналог имени, нарицаемому при крещении)
- греческое, для светского употребления
- и прозвище.
(Примеры тому мы находим и в самих Евангелиях в именах апостолов).
Понимание таких фактов помогает мне избавляться от неосознанно сызмальства впитанной ереси маркионизма, пренебрежительного отношения к вере и народу, давшего нам не только Новый Завет, но и самую Святую плоть нашего Спасителя, вкушаемую нами во Святом Причастии.
Как Приснодева Мария есть осуществление святости Израилевой, так и на литургии мы причащаемся не просто какой-то, а именно еврейской плоти нашего Господа и Спасителя.
"Денационализация" же Плоти Иисуса есть неосознаваемое нами уклонение в ересь монофизитства и даже докетизма.
По формуле Халкидонского Собора, божественная и человеческая природа Богочеловека перебывает в Нем "неслиянно и нераздельно".
Частое молитвенное задумывание об непостижимой тайне Боговоплощения позволяет освобождаться от недолжного обожествления человеческого естества Иисуса, равно как и недолжного очеловечивания Его божественного естества.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++
Все нижеследующее - слегка измененные выдержки из статьи о. Даниила Сысоева
"Евхаристия: человечество Христово или обоженная пища",
с оригиналом которой можно ознакомиться по приведенной ссылке.
Номер 14 / Евхаристия: человечество Христово или обоженная пища - Православный журнал Благодатный огонь
(Если форум посоветует, можно это из темы перенести в первый ее пост; а впрочем, какая разница.)
о. Даниил пишет "о недавно появившейся ереси, отвергающей пресуществление Святых Даров.
Суть этой ереси заключается в том, что во время Таинства Евхаристии будто бы не происходит субстанциального изменения.
Нам навязывается такой аргумент: как раскаленное железо становится единым с огнем, но при этом природные свойства железа не упраздняются, никакого изменения «сущности» железа не происходит, изменяется только способ его существования, подобным образом и евхаристический Хлеб, будучи соединен с Божеством, не утрачивает своей природы, но обретает новое начало существования, становится Хлебом Небесным.
Это неправославное учение, прямо и недвусмысленно противоречащее Священному Писанию (Мф. 26, 2628; Мк. 14, 2224; Лк. 22, 1920; Ин. 6, 3565; 1 Кор. 10, 1617; 11, 2332).
Появилось это лжеучение только в середине XX века" и развивается и о сю пору.
"Тотчас на новый манифест ереси откликнулись священник Вадим Леонов («Евхаристический докетизм») и другие.
Эти труды исчерпывающим образом опровергают новую ересь, справедливо охарактеризованную как «неправославная» (В.Сарычев), как «догматическая ошибка, которая может лишить человека вечной жизни» (архим. Рафаил (Карелин
, «евхаристический докетизм, маловерие, рационализм» (свящ. Вадим Леонов).Но сначала должно изложить здравое учение, которого уже две тысячи лет придерживается Святая Церковь. Мы вместе со свят. Кириллом Александрийским и Отцами III и V Вселенских Соборов веруем так: «Возвещая смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, исповедуя Его воскресение из мертвых и вознесение на небеса, мы совершаем в церквах бескровную жертву, приступаем таким образом к таинственным благословениям и освящаемся, причащаясь святой Плоти и честной Крови Христа, Спасителя всех нас; принимаем не как обыкновенную плоть (да не будет!), не как плоть человека, освященного, и сопряженного с Словом единением достоинства или сделавшегося обиталищем Божества, но как Кровь поистине животворящую и собственную для Самого Слова. Ибо Оно, как Бог и Жизнь по естеству, и став едино со Своей Плотью, явно сделало ее животворящей. Посему хотя говорит нам: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его (Ин. 6, 53), однако ж мы должны разуметь плоть не человека, одного из подобных нам (ибо как плоть человека будет животворящей по собственному естеству своему?), но плоть поистине принадлежащую собственно Тому, Кто ради нас сделался и действовал как Сын Человеческий» (Послание Кирилла Александрийского к Несторию об отлучении. VII. Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 195).
Святой VII Вселенский Собор добавляет: «Никто из труб Духа, то есть святых апостолов и достославных отцов наших, Бескровную Жертву нашу, совершающуюся в воспоминание страданий Бога нашего и всего Домостроительства Его, не называл образом Тела Его. Ибо они не принимали от Господа так говорить и возвещать, а слышали Его благовествующего: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе; и также: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем; и еще: приидите, ядите, сие есть Тело Мое... а не сказал: приимите, ядите образ Тела Моего... Итак, ясно, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы Бескровную Жертву, приносимую священниками, никогда не называли образом, но самим Телом и самою Кровию. И хотя прежде, нежели совершится освящение, некоторым из святых отцов казалось благочестивым называть сии вместообразными, но по освящении же они суть Тело и Кровь Христовы и так да веруется» (Цит. по: Архиепископ Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. СПб., 1868. Т. II. С. 398).
Итак, мы веруем, что Тело и Кровь Господа, приносимые Им Самим (чрез епископа или по его поручению через пресвитера) в Жертву Животворящей Троице, есть по сущности, по природе, в реальности Те же Самые, которые Он взял от Пречистой Девы Марии, пригвожденные ко Кресту, воскресшие и вознесшиеся. Мы приобщаемся не хлеба и не вина, сущность которых отлична от человеческого тела, что очевидно и для здравого смысла, а живой человеческой Плоти Христа, одушевленной разумной душой и неотделимой от Его Божества, и через это «делаемся мы сотелесниками и единокровными Христу. Так делаемся мы Христоносцами, потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам» (Свт. Кирилл Иерусалимский. 4-е Тайноводственное Слово. 3). Мы становимся членами истинного Тела Христа, созидая таким образом Церковь, и Кровь Его очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7)."
Добавлено спустя 16 минут 30 секунд:
Добавлю в "аккорд " теме мой длинный ответ об эпизоде с крещением сотника Корнилия на короткий недавно заданный вопрос:
Кто повлиял на то, что теперь христианин может чувствовать себя анти-иудеем,
не понимая того, он есть последний логический вывод иудаизма?
Не все поняла в вопросе, но попробую ответить.
Вот ссылка для освежения в памяти 2-й главы Деяний святых Апостолов:
http://www.patriarchia.ru/bible/act/2/
Недоумение ап. Петра можно кратко сформулировать так:
"Как же я могу его крестить? Он же даже нееврей?!
Откуда же ему знать, кто такой еврейский Мессия?"
Сейчас же напротив, удивление вызывает крещение еврея, а христианство считается ими нееврейской религией .
-- Ап. Петру потребовалось три настойчивых откровений от Бога на кровле, чтоб он решился крестить первого нееврея.
/Да и какого! Этот "Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским" явно, что называется в иудаизме "гер бе цедек", серьезно стремящийся к иудаизму язычник/
Тем не менее автор Деяний Апостольских (ев. Лука) продолжает оправдываться:
"Хотя Корнилий и был язычник, но несмотря на то отличался своею благочестивою жизнью" (Деян 10:2)
И все равно крещение нееврея было для ап. Павла - как поесть всяких змей, лягушек и прочих пресмыкающихся.
"-- И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
-- Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого."
"Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
Петр же...сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым."
"Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.", что как известно, совпадает с учением иудаизма.
"Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех."
Опять же, Петр не отступает от иудаизма ни шага в сторону:
действительно, Мессия "сынов Израилевых" станет Мессией всего мира.
(Деяния, гл. 10) http://www.patriarchia.ru/bible/act/10/
"Тогда-то наконец, восклицает св. Иоанн Златоуст, открылась дверь язычникам"
/Энциклопедия архимандрита Никифора/

Комментарий