Диалог: Откровение 3:14
Геннадий Гоменюк
Откровение 3:14 «начало создания Божия».
Был ли Иисус сотворен?
Практически все Свидетели Иеговы пользуются этим стихом для отрицания божественности Иисуса Христа. Но действительно ли этот стих называет Иисуса творением, а не Творцом?
Опираясь на слова «начало создания Божия» Свидетели сводят суть своих толкований к тому, что Христос по Своей природе всего лишь первое творение, а не Всемогущий Бог, равносильный, равноправный и совечный Богу Отцу. В книге «Ты можешь жить вечно в раю на земле» (1989) говорится следующее: «Он [Христос - прим. авт.] также назывался «первородным» и «единородным» Сыном (Иоанна 1:14, 3:16; Евр. 1:6). Это означает, что Он был создан прежде всех других духовных сыновей Бога, и что только Он был создан непосредственно Богом. Библия объясняет, что этот «первородный» Сын участвовал с Иеговой в создании всего другого (Колоссянам 1:15, 16)» (с. 58).
Такое учение сродни ереси, появившейся еще в IV веке н. э. и осужденной на Никейском соборе (325 г.) Распространил это лжеучение александрийский священник Арий, которому удалось приобрести немало последователей.
Арий утверждал, что только Отец был вечен. Он сотворил Иисуса из ничего, и это было Его первым и величайшим творением. Затем Христос сотворил всю Вселенную. Хотя Христос и был творением, Ему должны были поклоняться и почитать за Бога на основании Его величия и власти (http://www.carm.org/heresy/arianism.htm)
Свидетели утверждают, что греческое слово «начало», употребленное в Отк. 3:14 по отношению ко Христу, необходимо понимать как доказательство Его тварности и того, что в истории творения было время, когда Христос не существовал: «Слово «начало» [греч. архи] нельзя толковать как означающее, что Иисус был «начинателем» Божьего создания. В вошедших в Библию трудах Иоанна различные формы греческого слова архи встречаются более 20 раз и всегда несут общий смысл «начала». Да, Бог создал Иисуса как начало своих невидимых творений» («Следует ли верить в Троицу?», 1998, с. 14).
Во-первых, Свидетели глубоко ошибаются, полагая, что греческое слово архи имеет только один допустимый вариант перевода, имеющий общий смысл «начало». На самом деле, оно имеет гораздо более широкий спектр возможных значений и переводов, например: «старт», «отправная точка», «подлинное начало», «первопричина», «первопричина всего, что существует», «основной принцип всего», также «быть первым», «начинать первым» (The New International Dictionary of New Testament Theology, vol. 1, p. 164).
Многие исследователи греческого языка согласны с тем, что слово архи может переводиться как - «тот, кто начинает», «создатель», поэтому Христос предстает не как творение, а как Творец, Первопричина и Создатель всего существующего (Иоанна 1:3, Колоссянам 1:16).
Другие возможные значения - «правитель», «господин», а во множественном числе - «власти», «начальства», «княжества» (именно в таком значении оно переводится, когда речь идет о человеческих властях (Рим. 8:38, Еф. 3:10) и властях ангельских (Еф. 6:12)).
Если архи в Отк. 3:14 нужно понимать как правитель, то мы должны согласиться с тем, что Христос - Владыка Божьего творения и Правитель царей земных. Об этом нам говорят следущие места Священного Писания - Мф. 28:18; Евр.1:2; Отк. 19:16.
Итак, рассматривая слово архи в совокупности всех его значений, мы приходим к двум возможным объяснениям Отк. 3:14 с библейской точки зрения: 1) Христос - Творец, Первопричина творения, Тот, кто создал все; и 2) Христос - Правитель, Господин, Тот, в чьих руках находится управление всей Вселенной.
Во-вторых, чтобы понять Отк. 3:14, нам необходимо понять - кем в действительности Христос был для Иоанна. Для этого нужно обратиться к первому стиху Евангелия:
1) «В начале было Слово» - говорит о Предсуществовании Слова (Христа) (Иоан.1:1-4). В данном случае идет речь об «абсолютном начале», «абсолютном предсуществовании».
«Иоанна 1:1 подразумевает нечто, существовавшее до начала времен, т. е. не возникшее во времени, а абсолютное начало. Это может означать только Бога, к Которому никакие временные категории не применимы. Логос (Слово) самым определенным образом предсуществовал Вселенной и времени, которое, в свою очередь, возникло вместе со Вселенной)» (The New International Dictionary of New Testament Theology, vol. 1, p. 166).
Иоанн говорит о том, что было еще до момента, когда начало существовать время и само творение.
2) «Слово было с Богом» - здесь мы находим ссылку на личностую характеристику Слова, так как только личность, которой присущи разум и воля может иметь взаимоотношения с другой личностью.
3) «Слово было Бог» - Иоанн говорит о Логосе (Христе), Которого он называет Богом, что служит свидетельством божественности Христа.
Таким образом, с самого начала Евангелия Иоанн развивает идею божественности и предвечности Христа. Он говорит, что Христос не зависит от времени и не является частью творения. Но уже существовал до творения в божественной вечности, и Ему нет начала и нет конца (Евр. 7:3). Иоанн отделяет Христа от творения и называет Его Богом.
В заключение давайте рассмотрим: где еще Иоанн использует слово архи? В греческом тексте Отк.1:8, 21:6 и 22:13, где речь идет об Отце, употребляется все то же слово. Значит ли это, что Отец был сотворен? Если нет, то почему Общество Сторожевой Башни с такой настойчивостью пытается придать слову архи «общий смысл», когда говорится об Иисусе Христе? Когда Свидетели Иеговы утверждают, что греческое слово архи «всегда» означает «начало» в писаниях Иоанна, они не дают нам всей полноты информации, относящейся к этому вопросу. Таким образом, мы приходим к выводу, что попытки Свидетелей Иеговы отрицать божественность Иисуса на основании Отк. 3:14 тщетны. Этот стих свидетельствует о том, что Иисус был Начальником над творением или его Первопричиной, т. е. Творцом, а не творением.
Геннадий Гоменюк
Откровение 3:14 «начало создания Божия».
Был ли Иисус сотворен?
Практически все Свидетели Иеговы пользуются этим стихом для отрицания божественности Иисуса Христа. Но действительно ли этот стих называет Иисуса творением, а не Творцом?
Опираясь на слова «начало создания Божия» Свидетели сводят суть своих толкований к тому, что Христос по Своей природе всего лишь первое творение, а не Всемогущий Бог, равносильный, равноправный и совечный Богу Отцу. В книге «Ты можешь жить вечно в раю на земле» (1989) говорится следующее: «Он [Христос - прим. авт.] также назывался «первородным» и «единородным» Сыном (Иоанна 1:14, 3:16; Евр. 1:6). Это означает, что Он был создан прежде всех других духовных сыновей Бога, и что только Он был создан непосредственно Богом. Библия объясняет, что этот «первородный» Сын участвовал с Иеговой в создании всего другого (Колоссянам 1:15, 16)» (с. 58).
Такое учение сродни ереси, появившейся еще в IV веке н. э. и осужденной на Никейском соборе (325 г.) Распространил это лжеучение александрийский священник Арий, которому удалось приобрести немало последователей.
Арий утверждал, что только Отец был вечен. Он сотворил Иисуса из ничего, и это было Его первым и величайшим творением. Затем Христос сотворил всю Вселенную. Хотя Христос и был творением, Ему должны были поклоняться и почитать за Бога на основании Его величия и власти (http://www.carm.org/heresy/arianism.htm)
Свидетели утверждают, что греческое слово «начало», употребленное в Отк. 3:14 по отношению ко Христу, необходимо понимать как доказательство Его тварности и того, что в истории творения было время, когда Христос не существовал: «Слово «начало» [греч. архи] нельзя толковать как означающее, что Иисус был «начинателем» Божьего создания. В вошедших в Библию трудах Иоанна различные формы греческого слова архи встречаются более 20 раз и всегда несут общий смысл «начала». Да, Бог создал Иисуса как начало своих невидимых творений» («Следует ли верить в Троицу?», 1998, с. 14).
Во-первых, Свидетели глубоко ошибаются, полагая, что греческое слово архи имеет только один допустимый вариант перевода, имеющий общий смысл «начало». На самом деле, оно имеет гораздо более широкий спектр возможных значений и переводов, например: «старт», «отправная точка», «подлинное начало», «первопричина», «первопричина всего, что существует», «основной принцип всего», также «быть первым», «начинать первым» (The New International Dictionary of New Testament Theology, vol. 1, p. 164).
Многие исследователи греческого языка согласны с тем, что слово архи может переводиться как - «тот, кто начинает», «создатель», поэтому Христос предстает не как творение, а как Творец, Первопричина и Создатель всего существующего (Иоанна 1:3, Колоссянам 1:16).
Другие возможные значения - «правитель», «господин», а во множественном числе - «власти», «начальства», «княжества» (именно в таком значении оно переводится, когда речь идет о человеческих властях (Рим. 8:38, Еф. 3:10) и властях ангельских (Еф. 6:12)).
Если архи в Отк. 3:14 нужно понимать как правитель, то мы должны согласиться с тем, что Христос - Владыка Божьего творения и Правитель царей земных. Об этом нам говорят следущие места Священного Писания - Мф. 28:18; Евр.1:2; Отк. 19:16.
Итак, рассматривая слово архи в совокупности всех его значений, мы приходим к двум возможным объяснениям Отк. 3:14 с библейской точки зрения: 1) Христос - Творец, Первопричина творения, Тот, кто создал все; и 2) Христос - Правитель, Господин, Тот, в чьих руках находится управление всей Вселенной.
Во-вторых, чтобы понять Отк. 3:14, нам необходимо понять - кем в действительности Христос был для Иоанна. Для этого нужно обратиться к первому стиху Евангелия:
1) «В начале было Слово» - говорит о Предсуществовании Слова (Христа) (Иоан.1:1-4). В данном случае идет речь об «абсолютном начале», «абсолютном предсуществовании».
«Иоанна 1:1 подразумевает нечто, существовавшее до начала времен, т. е. не возникшее во времени, а абсолютное начало. Это может означать только Бога, к Которому никакие временные категории не применимы. Логос (Слово) самым определенным образом предсуществовал Вселенной и времени, которое, в свою очередь, возникло вместе со Вселенной)» (The New International Dictionary of New Testament Theology, vol. 1, p. 166).
Иоанн говорит о том, что было еще до момента, когда начало существовать время и само творение.
2) «Слово было с Богом» - здесь мы находим ссылку на личностую характеристику Слова, так как только личность, которой присущи разум и воля может иметь взаимоотношения с другой личностью.
3) «Слово было Бог» - Иоанн говорит о Логосе (Христе), Которого он называет Богом, что служит свидетельством божественности Христа.
Таким образом, с самого начала Евангелия Иоанн развивает идею божественности и предвечности Христа. Он говорит, что Христос не зависит от времени и не является частью творения. Но уже существовал до творения в божественной вечности, и Ему нет начала и нет конца (Евр. 7:3). Иоанн отделяет Христа от творения и называет Его Богом.
В заключение давайте рассмотрим: где еще Иоанн использует слово архи? В греческом тексте Отк.1:8, 21:6 и 22:13, где речь идет об Отце, употребляется все то же слово. Значит ли это, что Отец был сотворен? Если нет, то почему Общество Сторожевой Башни с такой настойчивостью пытается придать слову архи «общий смысл», когда говорится об Иисусе Христе? Когда Свидетели Иеговы утверждают, что греческое слово архи «всегда» означает «начало» в писаниях Иоанна, они не дают нам всей полноты информации, относящейся к этому вопросу. Таким образом, мы приходим к выводу, что попытки Свидетелей Иеговы отрицать божественность Иисуса на основании Отк. 3:14 тщетны. Этот стих свидетельствует о том, что Иисус был Начальником над творением или его Первопричиной, т. е. Творцом, а не творением.
Комментарий