Интервью с профессором арабского языка Эстонского гуманитарного института Таллинского университета Отто Ястровым
Виллу Зирнаск (Villu Zirnask)
Происходящее в арабском мире напоминает Восточную Европу 1989 года, когда начал по очереди крушиться коммунистический режим. Насколько соответствует это сравнение?
- Это не совсем уместное сравнение. В багаже у освободившихся от тоталитарных режимов стран Восточной Европы был прежний опыт демократии они знали, что это такое и чего они хотят, потому они сейчас в ЕС.
В арабских странах ничего подобного не происходит. Режим может измениться, но на смену ему не придет демократическое управление государством. Конечно, будут произведены косметические изменения: в Египте Мубараку придется, скорее всего, покинуть власть, у него уже присмотрен наследник, только что назначенный вице-президентом Омар Сулейман. Может случиться и так, что власть вовсе возьмет в свои руки армия и вместо него придет военный диктатор. Но, по сути, это ничего не изменит.
Что же касается других арабских стран, то не уверен, произойдет ли там вообще что-либо. Сейчас, конечно, у арабов царит оживление проходят митинги, говорят о революции Но это не значит, что все закончится превращением режима в демократический.
- Почему в арабских странах не может расшириться и внедриться демократия?
- Согласно индексу человеческого измерения, это очень отсталые государства, они находятся в конце каравана. Здесь очень большая зависимость от религии, которая не признает прогресса и развития, оказывает давление на женщин и интеллектуальную жизнь. На Западе не хотят особенно прислушиваться, что исламу демократия не симпатична. В исламе люди должны слушаться наказов бога, власть и правительство принадлежат богу. И наказы бога очень обстоятельны, они затрагивают повседневную жизнь. Рядом с ними демократии просто не остается места. Ислам предполагает, что у человека нет права выбирать себе лидеров, принимающих новые законы и меняющих прежние. Ислам говорит, что на все есть правила и их нельзя изменять.
На деле подобная вера означает, что власть и правительство принадлежит богу, что государством правит диктатор, зачастую пришедший к власти военным путем. Если он продемонстрирует, что хороший мусульманин, народ возражать не будет. Люди арабского мира не чувствуют, что власть это нечто такое, что принадлежит им.
- Говорят, у вспыхнувших в арабских странах беспорядков лицо молодого безработного. Насколько религиозно молодое арабское поколение?
- Молодое поколение обычно менее религиозно, но с возрастом оно становится все более религиозным. Я предполагаю, что люди, начавшие беспорядки, не очень хорошие мусульмане. Стиль их жизни не обязательно очень религиозен, тем не менее, они убеждены, что ислам в мире превыше всего. Даже если они не ходят в мечеть и потребляют алкоголь все равно они говорят, что ислам лучше всего. Никто не говорит, что ислам нужно задвинуть на задний план.
- В чем секрет влияния ислама? Он ведь не принес мусульманам хорошей жизни, но, тем не менее, успешно распространяется по всему миру.
- Секрет ислама об этом на западе не очень хотят говорить насилие. Ислам религия, базирующаяся на насилии. Пророк сам был человеком, использовавшим насилие, руководил нападениями на шедшие в Мекку караваны, убивал вожатых караванов и делил награбленное среди своих сторонников. В первые годы ислама люди жили очень бедно и единственным способом выбраться из нищеты был грабеж караванов. Если ты успешен, у тебя было влияние. Затем ислам подмял под себя окружающие цивилизации и приобретенное таким образом богатство стали трактовать как знак: наша религия самая правильная, потому что бог нам помогает.
Мусульмане верили и верят до сих пор, что история движется только в одном направлении и в ее конце стоит мир, где ислам покорит все иные религии. Они очень активно действуют во имя достижения этой цели и в некоторых регионах, прежде всего в Африке, добились больших успехов. Они добиваются этого как миссионерской деятельностью, так и насилием.
- Вы говорите, что даже если Мубарак падет, в Египте на его место просто придет новый диктатор. Для Европы есть разница, кто именно?
- Мубарак был союзником западного мира. Он не был идеальным человеком, но, тем не менее, он был вызывающим доверие союзником. За это Египет не лично Мубарак, он не настолько коррумпирован, как некоторые другие годами получал от США большую поддержку. По сути, США оплачивали Египту счета за продовольствие, своими силами Египет не смог бы накормить взрывообразно увеличившееся население. Рост численности населения действительно взрывоподобен за 30 лет удвоился, с 44 миллионов до 84 миллионов и перенаселенность также является причиной безработицы.
Мубарак заключил мирный договор с Израилем, он его соблюдал и был гарантом мира в этом регионе. Поэтому я шокирован тем, что все европейские политики сейчас критикуют Мубарака где они были предыдущие 30 лет? Да и США во главе с президентом Обамой повернулись к нему спиной. Со стороны США совершенно безответственно отказываться от своего союзника. Если Мубарак падет, в Египте может последовать хаос и к власти придти радикальное "Мусульманское братство".
США сейчас повторяют ошибку, допущенную во времена Джимми Картера в Иране. Иран во главе с шахом был тогда верным союзником США. Разумеется, шах был диктатором, но он пытался модернизировать государство, вести западным курсом. Кто критиковал шаха, оправлялся в тюрьму, но это нормально на Ближнем Востоке. Когда Картер отказался от поддержки шаха, к власти пришел реакционный режим аятоллы Хомейни и Ирак превратился в ярого врага США, каковым является и по сей день.
Моя единственная надежда заключается в том, что в Египте в ближайшие дни власть возьмет в свои руки армия. Иначе мы получим прямо у себя под боком второй Иран.
- Разве ислам не может стать более современным, даже не в отдаленной перспективе?
- Я сталкивался с арабским миром 40 лет работал в разных государствах и встречался с разными людьми. К сожалению, наблюдал, что за это время ислам становился все более реакционным. 30-40 лет назад в Германии можно было свободно пойти с арабскими студентами на праздники или в корчму, они были обычными молодыми людьми. Сейчас среди приезжающих из арабских стран такого больше нет они говорят, что не могут ходить в места, где потребляют алкоголь. Они стали намного более радикальными, а не умеренными. Это вызывает у меня серьезную озабоченность.
В общественном мнении арабских стран все больше доминирует радикальная идеология, находящаяся под воздействием Аль-Каиды. Мусульмане, прибывающие в Европу в Германию, Францию и т.п. в поисках лучшей жизни, настроены даже более радикально, чем те, кто остается дома. Распространилось мнение: это государства неверных, мы не можем с ними смешиваться. Европейцы в то же время становятся все более слабыми, мораль падает, и они не верят больше даже в свои собственные идеалы. Разумеется, это не способствует противостоянию наступающего ислама.
Перевод: Хейно Сарап
Оригинал публикации: Eesti Paevaleht
Виллу Зирнаск (Villu Zirnask)
Происходящее в арабском мире напоминает Восточную Европу 1989 года, когда начал по очереди крушиться коммунистический режим. Насколько соответствует это сравнение?
- Это не совсем уместное сравнение. В багаже у освободившихся от тоталитарных режимов стран Восточной Европы был прежний опыт демократии они знали, что это такое и чего они хотят, потому они сейчас в ЕС.
В арабских странах ничего подобного не происходит. Режим может измениться, но на смену ему не придет демократическое управление государством. Конечно, будут произведены косметические изменения: в Египте Мубараку придется, скорее всего, покинуть власть, у него уже присмотрен наследник, только что назначенный вице-президентом Омар Сулейман. Может случиться и так, что власть вовсе возьмет в свои руки армия и вместо него придет военный диктатор. Но, по сути, это ничего не изменит.
Что же касается других арабских стран, то не уверен, произойдет ли там вообще что-либо. Сейчас, конечно, у арабов царит оживление проходят митинги, говорят о революции Но это не значит, что все закончится превращением режима в демократический.
- Почему в арабских странах не может расшириться и внедриться демократия?
- Согласно индексу человеческого измерения, это очень отсталые государства, они находятся в конце каравана. Здесь очень большая зависимость от религии, которая не признает прогресса и развития, оказывает давление на женщин и интеллектуальную жизнь. На Западе не хотят особенно прислушиваться, что исламу демократия не симпатична. В исламе люди должны слушаться наказов бога, власть и правительство принадлежат богу. И наказы бога очень обстоятельны, они затрагивают повседневную жизнь. Рядом с ними демократии просто не остается места. Ислам предполагает, что у человека нет права выбирать себе лидеров, принимающих новые законы и меняющих прежние. Ислам говорит, что на все есть правила и их нельзя изменять.
На деле подобная вера означает, что власть и правительство принадлежит богу, что государством правит диктатор, зачастую пришедший к власти военным путем. Если он продемонстрирует, что хороший мусульманин, народ возражать не будет. Люди арабского мира не чувствуют, что власть это нечто такое, что принадлежит им.
- Говорят, у вспыхнувших в арабских странах беспорядков лицо молодого безработного. Насколько религиозно молодое арабское поколение?
- Молодое поколение обычно менее религиозно, но с возрастом оно становится все более религиозным. Я предполагаю, что люди, начавшие беспорядки, не очень хорошие мусульмане. Стиль их жизни не обязательно очень религиозен, тем не менее, они убеждены, что ислам в мире превыше всего. Даже если они не ходят в мечеть и потребляют алкоголь все равно они говорят, что ислам лучше всего. Никто не говорит, что ислам нужно задвинуть на задний план.
- В чем секрет влияния ислама? Он ведь не принес мусульманам хорошей жизни, но, тем не менее, успешно распространяется по всему миру.
- Секрет ислама об этом на западе не очень хотят говорить насилие. Ислам религия, базирующаяся на насилии. Пророк сам был человеком, использовавшим насилие, руководил нападениями на шедшие в Мекку караваны, убивал вожатых караванов и делил награбленное среди своих сторонников. В первые годы ислама люди жили очень бедно и единственным способом выбраться из нищеты был грабеж караванов. Если ты успешен, у тебя было влияние. Затем ислам подмял под себя окружающие цивилизации и приобретенное таким образом богатство стали трактовать как знак: наша религия самая правильная, потому что бог нам помогает.
Мусульмане верили и верят до сих пор, что история движется только в одном направлении и в ее конце стоит мир, где ислам покорит все иные религии. Они очень активно действуют во имя достижения этой цели и в некоторых регионах, прежде всего в Африке, добились больших успехов. Они добиваются этого как миссионерской деятельностью, так и насилием.
- Вы говорите, что даже если Мубарак падет, в Египте на его место просто придет новый диктатор. Для Европы есть разница, кто именно?
- Мубарак был союзником западного мира. Он не был идеальным человеком, но, тем не менее, он был вызывающим доверие союзником. За это Египет не лично Мубарак, он не настолько коррумпирован, как некоторые другие годами получал от США большую поддержку. По сути, США оплачивали Египту счета за продовольствие, своими силами Египет не смог бы накормить взрывообразно увеличившееся население. Рост численности населения действительно взрывоподобен за 30 лет удвоился, с 44 миллионов до 84 миллионов и перенаселенность также является причиной безработицы.
Мубарак заключил мирный договор с Израилем, он его соблюдал и был гарантом мира в этом регионе. Поэтому я шокирован тем, что все европейские политики сейчас критикуют Мубарака где они были предыдущие 30 лет? Да и США во главе с президентом Обамой повернулись к нему спиной. Со стороны США совершенно безответственно отказываться от своего союзника. Если Мубарак падет, в Египте может последовать хаос и к власти придти радикальное "Мусульманское братство".
США сейчас повторяют ошибку, допущенную во времена Джимми Картера в Иране. Иран во главе с шахом был тогда верным союзником США. Разумеется, шах был диктатором, но он пытался модернизировать государство, вести западным курсом. Кто критиковал шаха, оправлялся в тюрьму, но это нормально на Ближнем Востоке. Когда Картер отказался от поддержки шаха, к власти пришел реакционный режим аятоллы Хомейни и Ирак превратился в ярого врага США, каковым является и по сей день.
Моя единственная надежда заключается в том, что в Египте в ближайшие дни власть возьмет в свои руки армия. Иначе мы получим прямо у себя под боком второй Иран.
- Разве ислам не может стать более современным, даже не в отдаленной перспективе?
- Я сталкивался с арабским миром 40 лет работал в разных государствах и встречался с разными людьми. К сожалению, наблюдал, что за это время ислам становился все более реакционным. 30-40 лет назад в Германии можно было свободно пойти с арабскими студентами на праздники или в корчму, они были обычными молодыми людьми. Сейчас среди приезжающих из арабских стран такого больше нет они говорят, что не могут ходить в места, где потребляют алкоголь. Они стали намного более радикальными, а не умеренными. Это вызывает у меня серьезную озабоченность.
В общественном мнении арабских стран все больше доминирует радикальная идеология, находящаяся под воздействием Аль-Каиды. Мусульмане, прибывающие в Европу в Германию, Францию и т.п. в поисках лучшей жизни, настроены даже более радикально, чем те, кто остается дома. Распространилось мнение: это государства неверных, мы не можем с ними смешиваться. Европейцы в то же время становятся все более слабыми, мораль падает, и они не верят больше даже в свои собственные идеалы. Разумеется, это не способствует противостоянию наступающего ислама.
Перевод: Хейно Сарап
Оригинал публикации: Eesti Paevaleht
Комментарий