(138) Слова сокровенные, которые сказал Спаситель Иуде Фоме. Их записал я, Матфей. Я шёл, слушая их, говорящих друг с другом.
Сказал Спаситель:
Брат Фома, пока у тебя есть время в мире, слушай Меня, и Я открою тебе то, о чём ты подумал в сердце своём. И поскольку сказано, что ты Мой близнец и Мой друг истинный, исследуй себя, кто ты, и как ты существуешь, и каким образом ты будешь существовать. Поскольку тебя назовут Моим братом, не должно тебе быть не знающим себя самого. И Я знаю, что ты познал, ибо ты уже познал Меня, ибо Я Знание Истины. И пока ты идёшь со Мной, даже если ты незнающий, ты уже знаешь. И назовут тебя знающим себя самого, ибо не познавший себя не познал ничего, познавший же себя самого уже получил также знание о глубине всего. И поэтому ты, брат Мой Фома, увидел сокрытое от людей, то есть обо что они претыкаются, не зная.
Сказал Фома Господу:
Потому-то я молю Тебя, чтобы Ты рассказал мне о том, о чём я спрашиваю Тебя перед взятием Твоим. [И] когда я услышу от Тебя о сокровенном, тогда я смогу рассказать о нём. И очевидно мне, что истину трудно творить пред людьми.
Спаситель ответил, говоря:
Если то, что вы видите, тайна для вас, как вы сможете услышать о невидимом? Если дела истины, видимые в мире, вам трудно творить, как же вы будете творить принадлежащее величию вышнему и полноте незримой? Как же вы будуте названы делателями? Поэтому вы ученики и не приняли еще величия совершенства.
Фома ответил, сказал Спасителю:
Расскажи нам о том, о чём Ты говоришь, что оно не видимо, [но] сокрыто от нас.
Сказал Спаситель:
Все тела [существуют как] животные, они рождены [] Они видимы подобно [] [] он сам. Небесные [не как] видимые, но они (139) живы от свого собственного корня, и их плоды питают их.
Эти видимые тела поедают подобные им твари. Поэтому тело изменяется, изменчивое же истлеет, погибнет. И нет у него надежды живой отныне, ибо это тело животное. И как тела животных истлевают, так и эти изделия истлеют. Разве оно не от соития, как принадлежащее животным? Если оно от него, как же оно сможет приобрести большое отличие от них? Поэтому вы малы, пока не станете совершенными.
Ответил Фома:
Поэтому я говорю Тебе, Господи, что говорящие о невидимом и трудно объяснимом подобны стреляющим из лука в цель ночью. Они стреляют, как стреляющие в цель, но её не видно. Когда же выйдет свет, он сокроет тьму. Тогда дело каждого станет видно. Ты же наш свет светящий, Господи!
Сказал Иисус:
Свет пребывает в свете.
Сказал Фома, говоря:
Господи, почему свет видимый, светящий для людей, восходит и заходит?
Спаситель сказал:
О, блаженный Фома! Свет видимый стал светить ради вас, чтобы вы не остались в этом мире, но вышли из него, и когда все избранные оставят животное естество, тогда свет удалится к своей сущности, и его сущность примет его в себя, ибо он добрый слуга.
Тогда Спаситель продолжил и сказал:
О, неисследимая любовь света!
О, горечь огня, горящего в телах людей и их мозгах!
Он пылает в них ночью и [днём], сжигая члены людей и опьяняя их сердца. И их души он приводит в безумие, [...] их в мужах и в жёнах, [...] ночью, и движущий их [...] [...] тайно и явно. Ведь мужчины [...], и женщины [...].
[Поэтому] (140) говорят, что каждый, ищущий истину от истинной мудрости, устроит себе крылья, чтобы лететь. Он избегает похоти, сжигающей дух людей, и он устроит себе крылья, избегая всякого духа видимого.
Фома ответил, говоря:
Господи! Об этом-то я и спрашивал Тебя, поскольку я понял, что Ты благ для нас, как Ты сказал.
Вновь ответил Спаситель, сказал:
Поэтому нам необходимо сказать это вам, что это учение для совершенных, и если вы хотите стать совершенными, соблюдайте это, если нет, ваше имя ненаученные. Поскольку не сможет мудрец жить с глупцом, ведь мудрец совершенен во всякой премудрости, глупец же добро и зло едино равны для него; ведь мудрец будет питаться истиной и станет как древо, растущее над потоком вод.
Поскольку некоторые, имея крылья, стремятся к видимому, они далеки от истины, ибо ведущий их, то есть огонь, даст им призрак истины и осветит их красотой тленной, и пленит их сладостью тьмы, и похитит их удовольствием пахучим. И он ослепит их похотью ненасытной, и зажарит их души, и станет для них как кол, вбитый в их сердце, который они не смогут вырвать вовеки, и как уздечка у них во рту, увлекающая их к его собственным желаниям.
И они связаны своими цепями, и все их члены скованы горечью оков похоти к тому, что видимо, что тленно и изменчиво, и обращается согласно влечению. Они во всякое время увлечены с небес на землю, они губят себя, увлекаясь всем скотством скверны.
Ответил Фома, сказал:
Это очевидно. И сказано: "Много [] незнающим [] душа []
Ответил Спаситель, говоря:
[Блажен] мудрый человек, который [искал истину и], найдя, упокоился (141) на ней вовеки, и не испугался желающих смутить его.
Ответил Фома, сказал:
Это хорошо для нас, Господи, упокоиться на принадлежащем нам?
Сказал Спаситель:
Ведь это полезно и хорошо для вас, поскольку видимое людям разрушится. Ведь сосуд их плоти разрушится и, если он пропадёт, он будет среди явных, видимых. И тогда видимый огонь мучает их из-за любви веры, которая была у них до этого времени. Вновь они соберутся к видимому. Созерцающие же незримое без первой любви будут истлевать в заботах жизни и жаре огня малое время, пока не исчезнет видимое. Тогда появятся безобразные образы и среди могил они будут пребывать над трупами вечно, в мучении и истлении души.
Фома же ответил и сказал:
Что есть у нас, чтобы сказать им, и что мы скажем слепым людям, и какое учение мы скажем этим несчастным смертным, говорящим: "Мы пришли к добру, а не к проклятию"?
Ещё они скажут: "Если бы мы не были рождены в плоти, мы не знали бы нечестия".
Сказал Спаситель:
Поистине, [эти] пусть не будут для тебя людьми, но считай их животными, ибо как животные пожирают [друг друга], так и они, люди такого рода, пожирают друг друга. Но они лишены [царства], поскольку любят сладость огня, и они рабы смерти, и стремятся к делам скверны. Они исполняют похоти отцов своих. Они будут брошены в пропасть, будут измучены мучением горечи их злого естества, ибо их будут бичевать, чтобы преследовать их до места, которого они не знают, и заберут из их членов не в надежде, но в отчаянии.
И они радуются над [] безумие и исступление [] они [] они следуют за исступлением сердца, не понимая своего безумия, думая, что они мудры [] их тело [] (142) и их сердце обращено на них самих, и их мысль об их делах, но пламя сожжёт их.
Комментарий