И зачем мне это исследование?..
Не знаю.
Наверно, накопилась некоторая "критическая масса", которая требует вдумчивой систематизации.
В письменном виде.
Вывешу всё это здесь, потом сюда я смогу направить всех желающих ознакомиться.
С 1992 года, то есть практически с постсоветского периода, я наблюдаю жизнь в собрании Свидетелей Иеговы, так сказать, изнутри, принимаю в этой жизни непосредственное участие. Можно даже сказать, в нескольких собраниях, мой опыт шире, чем одна отдельно взятая группа.
Смотрю на фотографию... Первая моя фотография, еще черно-белая и порядком уже выцветшая, где можно найти Свидетелей Иеговы, на дружеской неформальной встрече. Такие встречи называются чаепитиями...
Почему "можно найти"? Потому что из полутора десятков Свидетелей на ней, большая часть уже носит приставку "бывшие". Прочие же до сих пор являются моими хорошими знакомыми, хотя и живем мы в разных городах.
Те, что остались братьями, еще молодые на том фото, теперь уже порядком повзрослели, служат старейшинами, у многих из них есть вполне самоходные дети...
Те, что остались сестрами, вне зависимости от замужества, подолгу не отпускают меня с женой, когда мы приходим к ним в гости...
А прочие? У каждого из них своя жизнь, сложившаяся или не вполне... Кто-то ушел раньше, кто-то позднее. Про одних я что-то слышал позже, другие просто куда-то исчезали, об их жизни мне ничего неизвестно.
Почему они уходят?
Отмечу сразу, что мой опыт общения с "ушедшими" ограничивается их "предстартовыми" периодами, когда они еще являются членами собрания, но уже имеют конкретный настрой расстаться с ним. Источниками моей информации также являются случаи невольного общения с теми, кто исключен из собрания.
Вас интересует, как я смог пообщаться с ними? Статьи, размещаемые этими людьми в газетах и интернете, тоже являются формой общения... Исключенные из собрания, к тому же, редко извещают тебя об этом факте. Встретились на конгрессе со знакомым братом, разговорились, попрощались, потом ко мне подходит распорядитель и сообщает, что мой собеседник исключен... Не бежать же мыть уши и язык с мылом?
Достаточно об этом.
Формальная причина ухода человека из собрания проста. Человек - существо свободное и сам решает, как ему жить. Никто из таких же людей не вправе требовать от личности членства в той или иной конфесии, и собрание Свидетелей Иеговы не является исключением. Интересующееся лицо добровольно входит становится членом собрания, то же самое касается и выхода из него. Ну, поскольку собрание не является толпой, вход и выход из него сопряжены с определенными необходимыми формальностями, это понятно. Также членство сопряжено с рядом требований, выполнение которых и отличают члена собрания от постороннего человека.
Долгое время я исследовал вопрос, что приводит человека к Богу. Результат был примерно такой - любовь к Богу. Если она есть в сердце, человек из самого крутого атеиста всё равно переквалифицируется в истинно верующего. Если нет - то все попытки переквалифицировать такового окончатся неизбежной потерей. Вот, собственно и ответ на вопрос...
Предвижу крики на тему "Я очень люблю Бога!", "Что есть истина?!", "На себя посмотри!", и прочее. Ну что же, покричите, дело ваше...
Я продолжу.
Вопрос ведь в другом состоит - почему одни решают уйти, другие остаются и прекрасно себя чувствуют?
Более того, ушедшие гордятся своим положением изгнанника, кооперируются с прочими и даже объявляют своеобразную войну Обществу Сторожевой Башни. Был такой обидный пример, про две булочные. В одной - широкий выбор хлебобулочных изделий, выглядят аппетитно, вкусно пахнут. В другой - давно уже ничего нет (даже если и было), в холодильнике мышь повесилась, зато висит плакат "не берите ничего в булочной напротив!". По своему собственному восприятию скажу - пример очень правильный. Каждый отчисленный из собрания становится уже своим, коллегой по несчастью, а точно ли так? Ведь это все счастливые семьи похожи одна на другую. Каждая несчастная семья... Читайте классику. Хотя бы потому, что одни уходят по доктринальным соображениям, другие - обижены братьями, третьи же совершают тяжкий грех, но не только так делают, но и делающих одобряют. Проблема-то не нова, еще в Греческих Писаниях встречается...
Вот какие характерные проблемы я вижу у уходящих, список не претендует на полноту, не в порядке важности или частоты случаев:
1. Доктринальное неприятие.
Обычно у такого человека происходит несостыковка предлагаемой трактовки Библии с его собственными знаниями или убеждениями. Он не может согласиться с общим мнением, а провести столь глубокое исследование в ближайшем окружении никто не может, да и не особо желает. Такой человек оказывается перед выбором, лицемерить, говорить то же что и все, будучи не согласным в корне, или же покинуть собрание, либо добровольно, либо проколовшись на доктринальном несоответствии и, следовательно, отчисленным принудительно. Самым выдающимся, на мой взгляд, примером, являются датировки, 1914, 607 и прочее.
2. Неприятие требований.
Обычно на этом уровне возникает сомнение в целесообразности тех или иных действий, предписываемых Обществом. Примером может служить отказ от переливания крови или сдача ежемесячного отчета о проповедническом служении, даже сама проповедническая деятельность человека может быть поставлена под вопрос.
3. Неприятие поведения одного или нескольких членов собрания.
Всегда претит, если кто-то близкий, а еще более обидно, когда при этом еще и наделенный властью человек поступает недостойно. Невозможность хоть как-то повлиять на обстановку становится невыносимой и человек принимает решение уйти, а бывает, что становится либо тихим саботажником, либо открытым неприятелем оппонента, что чаще всего приводит к уходу из собрания.
В следующих постах я попытаюсь разобраться, как же тем, кто остался, удалось справится с этими причинами. Кое-что возьму из своей собственной жизни, кое-что обобщу из чужого опыта...
3. Неприятие поведения членов собрания
Иными словами, возмущение по поводу и отсутствие возможности что-либо изменить.
Не думаю, что было бы правильно приводить здесь факты, события и имена участников...
Тем не менее, бегло пройдясь по воспоминаниям, сообщу, что провел немало времени, находясь в полном смятении. Один раз в новом маленьком собрании даже пришел к выводу, что передо мной - секта от Свидетелей Иеговы, что приехав в новую территорию, я присоединился не к собранию, а ко группе отступников, которые "что творят, то хотят".
Поскольку я изначально познакомился с Библией, учась в университете, въедливый подход к изучению снабдил меня изрядным багажом знаний о том, когда и как следует поступать христианину, как устроено и управляется собрание. Однако, в новом собрании настрой братьев был навроде "понаприехали тута, командують, да кому твои (!) книги тут нужны". Это меня, сказать, что расстроило, значит, ничего не сказать...
В прежнем собрании практически любая проблема решалась по следующей схеме: заявка - индекс (тогда самодельный) - публикация - библейское основание - решение. Привыкнув к этой схеме, мне было просто невозможно перейти на заявка - решение "старшего брата" (иногда безосновательное) - повиновение... Привычка требовать библейского основания поступку руководящего (или не руководящего) брата здесь мне вышла боком - меня сочли бунтарем, я расстался со всеми "преимуществами", как тогда именовали назначения, и только и мог делать в собрании, что участвовать в служении, да давать комментарии на встречах. При остром дефиците братьев это было еще больнее.
Стоит, кстати, упомянуть, что моё физическое здоровье было подорвано, появилась буквальная непрекращающаяся боль в сердце, пришлось лечиться у врачей. Мой терапевт, прекрасно знакомый с образом жизни Свидетелей Иеговы, сказал мне:
- Молодой человек, что же вы хотите?! Вы же так живете, что всё пропускаете через сердце, а оно у вас не железное, вот и накопило боль... Боль вашу и чужую...
В собрании обычные братья и сестры, кроме тех, с кем я успел тесно сойтись лично, делали очевиднейший вывод, что не может быть достойным брат, которого лишили всего, только что не общения. Тут же возникла сплетня, что мне светит и эта любящая мера... Да я и сам был чрезвычайно близок к тому, чтобы сказать братьям: "Коль скоро я вам поперек горла, я согласен не ходить в собрание, не общаться ни с кем из вас, только мне бы журналы своевременно получать!" Тем не менее, один мой близкий друг, он сейчас старейшинствует в другом собрании, сказал мне, зная хорошо меня, чтобы я не придумал сказать эту фразу кому-либо из братьев, иначе это быстренько было бы оформлено в качестве отречения от общения... При всем при этом я отлично понимал свою правоту и всю несправедливость такого обращения со мной и моей семьёй.
Дальнейшее описание ситуации я считаю излишним, думаю, вы и так всё поняли.
Прошли годы. Моя семья служит в том же собрании, вернее, в том же городе, где нам пришлось пережить "гонения среди братьев". Иегова доверяет мне всё более серьёзные обязанности в собрании, мне оказана честь заботиться о братьях и сестрах так, как никому вокруг меня. А где те, кто "закручивал гайки"? Ни одного из них нет в собрании. Кто-то всё еще сдает какие-то отчеты, кто-то отпал совсем, но ни один не сохранил своего прежнего назначения. Вот уж воистину "падению предшествует надменность"...
Закономерный вопрос, а что же удержало меня в собрании, когда всё, казалось бы, было против меня?
1. Доверие и любовь к Иегове. Я не сомневался ни на минуту, что Иегова существует, и что он в курсе всех событий, связанных со мною. И если он допустил происшедшее со мной, значит это чему-то служит. Возможно, служит мне, а возможно и не только мне... То, что Иегова не принимает немедленных мер по исправлению ситуации, это нормально, в Библии есть масса примеров тому, что нам доверена бОльшая свобода действий, чем просто молиться и ждать, как с неба выпадет манна или свалится батон с маком... В тех ситуациях я понял, что можно извлекать уроки из происходящего, как в Екклесиаст 7:14,15: "Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем." Но слишком часто человек не может извлечь нужного урока из происшедшего, поскольку этому мешает эмоциональное напряжение. Однако, виноват ли в этом Иегова? Конечно же нет...
Еще один момент к этому пункту состоит в том, что у Бога нет цели кого-то унижать или мучить. Он даже своего сына отправил на Землю для избвления людей, хотя это и не основная причина... Следовательно, Иегова обязательно в своё время исправит ситуацию в своём народе, разберется, кто из каких побуждений служит ему, кто будет и дальше служить, а кто - уже нет. Важно только быть в этом народе, поскольку отойти - это перечеркнуть сделанное Иеговой по твоему присоединению к собранию...
2. Рассмотрение собрания в качестве народа Бога и любовь к братьям. То, что кто-то служит Богу, не дает гарантий, что служение осуществляется правильно и достойно. Это как власть - божий слуга, как Павел пишет в Письме римлянам. Этот божий слуга может служить достойно, а может быть убийственен для христианина, зависит от того, кто эту власть осуществляет. Более того, опасность возрастает в много раз, если христианин имеет наглость показывать неправоту власти. Далее по тексту Екклесиаста, стоит следующее: "Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?". Из этого я извлек урок, что даже Иегова не требует от нас мгновенных изменений к праведности, почему же это должен требовать я? Иисус открыл истину каждому из нас в момент, когда мы могли бы её принять. Не раньше и не позже, следовательно, и к переменам в собрании нужно подходить постепенно, без революций... Собрание - действительно народ Бога, жаль только, что целое подмножество членов этого собрания относится к этому званию недобросовестно. Тем не менее, как писал тот же Павел, способный, кстати, на выходки и неразумные шаги: "Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.", в том же Письме римлянам.
Добавлю, что мне оказывали сильную поддержку братья, поступавшие правильно, хотя и были далеко от меня. Я был уверен, что, пусть не здесь, но где-то далеко есть собрание, где многое происходит лучше и правильнее, чем у нас. А вот беспроблемных собраний - не сущетсвует, покуда жив этот мир.
3. Понимание собственной ответственности. Екклесиаст продолжил: "Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?". Иными словами, если кто-то поступает плохо, то кто же будет поступать хорошо? Иаков указал, что грешен не только тот, кто делает неправду, но и тот, кто зная, как правильно, поступает по-другому. Ной, обнаружив, что окружающие не проявляют должного интереса к его вести, сосредоточился на том, чтобы совершить собственное спасение, да еще своих домашних. Ему это удалось, удастся и мне, нужно только стремиться быть достойным благословений Бога.
Не знаю.
Наверно, накопилась некоторая "критическая масса", которая требует вдумчивой систематизации.
В письменном виде.
Вывешу всё это здесь, потом сюда я смогу направить всех желающих ознакомиться.
С 1992 года, то есть практически с постсоветского периода, я наблюдаю жизнь в собрании Свидетелей Иеговы, так сказать, изнутри, принимаю в этой жизни непосредственное участие. Можно даже сказать, в нескольких собраниях, мой опыт шире, чем одна отдельно взятая группа.
Смотрю на фотографию... Первая моя фотография, еще черно-белая и порядком уже выцветшая, где можно найти Свидетелей Иеговы, на дружеской неформальной встрече. Такие встречи называются чаепитиями...
Почему "можно найти"? Потому что из полутора десятков Свидетелей на ней, большая часть уже носит приставку "бывшие". Прочие же до сих пор являются моими хорошими знакомыми, хотя и живем мы в разных городах.
Те, что остались братьями, еще молодые на том фото, теперь уже порядком повзрослели, служат старейшинами, у многих из них есть вполне самоходные дети...
Те, что остались сестрами, вне зависимости от замужества, подолгу не отпускают меня с женой, когда мы приходим к ним в гости...
А прочие? У каждого из них своя жизнь, сложившаяся или не вполне... Кто-то ушел раньше, кто-то позднее. Про одних я что-то слышал позже, другие просто куда-то исчезали, об их жизни мне ничего неизвестно.
Почему они уходят?
Отмечу сразу, что мой опыт общения с "ушедшими" ограничивается их "предстартовыми" периодами, когда они еще являются членами собрания, но уже имеют конкретный настрой расстаться с ним. Источниками моей информации также являются случаи невольного общения с теми, кто исключен из собрания.
Вас интересует, как я смог пообщаться с ними? Статьи, размещаемые этими людьми в газетах и интернете, тоже являются формой общения... Исключенные из собрания, к тому же, редко извещают тебя об этом факте. Встретились на конгрессе со знакомым братом, разговорились, попрощались, потом ко мне подходит распорядитель и сообщает, что мой собеседник исключен... Не бежать же мыть уши и язык с мылом?
Достаточно об этом.
Формальная причина ухода человека из собрания проста. Человек - существо свободное и сам решает, как ему жить. Никто из таких же людей не вправе требовать от личности членства в той или иной конфесии, и собрание Свидетелей Иеговы не является исключением. Интересующееся лицо добровольно входит становится членом собрания, то же самое касается и выхода из него. Ну, поскольку собрание не является толпой, вход и выход из него сопряжены с определенными необходимыми формальностями, это понятно. Также членство сопряжено с рядом требований, выполнение которых и отличают члена собрания от постороннего человека.
Долгое время я исследовал вопрос, что приводит человека к Богу. Результат был примерно такой - любовь к Богу. Если она есть в сердце, человек из самого крутого атеиста всё равно переквалифицируется в истинно верующего. Если нет - то все попытки переквалифицировать такового окончатся неизбежной потерей. Вот, собственно и ответ на вопрос...
Предвижу крики на тему "Я очень люблю Бога!", "Что есть истина?!", "На себя посмотри!", и прочее. Ну что же, покричите, дело ваше...
Я продолжу.
Вопрос ведь в другом состоит - почему одни решают уйти, другие остаются и прекрасно себя чувствуют?
Более того, ушедшие гордятся своим положением изгнанника, кооперируются с прочими и даже объявляют своеобразную войну Обществу Сторожевой Башни. Был такой обидный пример, про две булочные. В одной - широкий выбор хлебобулочных изделий, выглядят аппетитно, вкусно пахнут. В другой - давно уже ничего нет (даже если и было), в холодильнике мышь повесилась, зато висит плакат "не берите ничего в булочной напротив!". По своему собственному восприятию скажу - пример очень правильный. Каждый отчисленный из собрания становится уже своим, коллегой по несчастью, а точно ли так? Ведь это все счастливые семьи похожи одна на другую. Каждая несчастная семья... Читайте классику. Хотя бы потому, что одни уходят по доктринальным соображениям, другие - обижены братьями, третьи же совершают тяжкий грех, но не только так делают, но и делающих одобряют. Проблема-то не нова, еще в Греческих Писаниях встречается...
Вот какие характерные проблемы я вижу у уходящих, список не претендует на полноту, не в порядке важности или частоты случаев:
1. Доктринальное неприятие.
Обычно у такого человека происходит несостыковка предлагаемой трактовки Библии с его собственными знаниями или убеждениями. Он не может согласиться с общим мнением, а провести столь глубокое исследование в ближайшем окружении никто не может, да и не особо желает. Такой человек оказывается перед выбором, лицемерить, говорить то же что и все, будучи не согласным в корне, или же покинуть собрание, либо добровольно, либо проколовшись на доктринальном несоответствии и, следовательно, отчисленным принудительно. Самым выдающимся, на мой взгляд, примером, являются датировки, 1914, 607 и прочее.
2. Неприятие требований.
Обычно на этом уровне возникает сомнение в целесообразности тех или иных действий, предписываемых Обществом. Примером может служить отказ от переливания крови или сдача ежемесячного отчета о проповедническом служении, даже сама проповедническая деятельность человека может быть поставлена под вопрос.
3. Неприятие поведения одного или нескольких членов собрания.
Всегда претит, если кто-то близкий, а еще более обидно, когда при этом еще и наделенный властью человек поступает недостойно. Невозможность хоть как-то повлиять на обстановку становится невыносимой и человек принимает решение уйти, а бывает, что становится либо тихим саботажником, либо открытым неприятелем оппонента, что чаще всего приводит к уходу из собрания.
В следующих постах я попытаюсь разобраться, как же тем, кто остался, удалось справится с этими причинами. Кое-что возьму из своей собственной жизни, кое-что обобщу из чужого опыта...
3. Неприятие поведения членов собрания
Иными словами, возмущение по поводу и отсутствие возможности что-либо изменить.
Не думаю, что было бы правильно приводить здесь факты, события и имена участников...
Тем не менее, бегло пройдясь по воспоминаниям, сообщу, что провел немало времени, находясь в полном смятении. Один раз в новом маленьком собрании даже пришел к выводу, что передо мной - секта от Свидетелей Иеговы, что приехав в новую территорию, я присоединился не к собранию, а ко группе отступников, которые "что творят, то хотят".
Поскольку я изначально познакомился с Библией, учась в университете, въедливый подход к изучению снабдил меня изрядным багажом знаний о том, когда и как следует поступать христианину, как устроено и управляется собрание. Однако, в новом собрании настрой братьев был навроде "понаприехали тута, командують, да кому твои (!) книги тут нужны". Это меня, сказать, что расстроило, значит, ничего не сказать...
В прежнем собрании практически любая проблема решалась по следующей схеме: заявка - индекс (тогда самодельный) - публикация - библейское основание - решение. Привыкнув к этой схеме, мне было просто невозможно перейти на заявка - решение "старшего брата" (иногда безосновательное) - повиновение... Привычка требовать библейского основания поступку руководящего (или не руководящего) брата здесь мне вышла боком - меня сочли бунтарем, я расстался со всеми "преимуществами", как тогда именовали назначения, и только и мог делать в собрании, что участвовать в служении, да давать комментарии на встречах. При остром дефиците братьев это было еще больнее.
Стоит, кстати, упомянуть, что моё физическое здоровье было подорвано, появилась буквальная непрекращающаяся боль в сердце, пришлось лечиться у врачей. Мой терапевт, прекрасно знакомый с образом жизни Свидетелей Иеговы, сказал мне:
- Молодой человек, что же вы хотите?! Вы же так живете, что всё пропускаете через сердце, а оно у вас не железное, вот и накопило боль... Боль вашу и чужую...
В собрании обычные братья и сестры, кроме тех, с кем я успел тесно сойтись лично, делали очевиднейший вывод, что не может быть достойным брат, которого лишили всего, только что не общения. Тут же возникла сплетня, что мне светит и эта любящая мера... Да я и сам был чрезвычайно близок к тому, чтобы сказать братьям: "Коль скоро я вам поперек горла, я согласен не ходить в собрание, не общаться ни с кем из вас, только мне бы журналы своевременно получать!" Тем не менее, один мой близкий друг, он сейчас старейшинствует в другом собрании, сказал мне, зная хорошо меня, чтобы я не придумал сказать эту фразу кому-либо из братьев, иначе это быстренько было бы оформлено в качестве отречения от общения... При всем при этом я отлично понимал свою правоту и всю несправедливость такого обращения со мной и моей семьёй.
Дальнейшее описание ситуации я считаю излишним, думаю, вы и так всё поняли.
Прошли годы. Моя семья служит в том же собрании, вернее, в том же городе, где нам пришлось пережить "гонения среди братьев". Иегова доверяет мне всё более серьёзные обязанности в собрании, мне оказана честь заботиться о братьях и сестрах так, как никому вокруг меня. А где те, кто "закручивал гайки"? Ни одного из них нет в собрании. Кто-то всё еще сдает какие-то отчеты, кто-то отпал совсем, но ни один не сохранил своего прежнего назначения. Вот уж воистину "падению предшествует надменность"...
Закономерный вопрос, а что же удержало меня в собрании, когда всё, казалось бы, было против меня?
1. Доверие и любовь к Иегове. Я не сомневался ни на минуту, что Иегова существует, и что он в курсе всех событий, связанных со мною. И если он допустил происшедшее со мной, значит это чему-то служит. Возможно, служит мне, а возможно и не только мне... То, что Иегова не принимает немедленных мер по исправлению ситуации, это нормально, в Библии есть масса примеров тому, что нам доверена бОльшая свобода действий, чем просто молиться и ждать, как с неба выпадет манна или свалится батон с маком... В тех ситуациях я понял, что можно извлекать уроки из происходящего, как в Екклесиаст 7:14,15: "Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем." Но слишком часто человек не может извлечь нужного урока из происшедшего, поскольку этому мешает эмоциональное напряжение. Однако, виноват ли в этом Иегова? Конечно же нет...
Еще один момент к этому пункту состоит в том, что у Бога нет цели кого-то унижать или мучить. Он даже своего сына отправил на Землю для избвления людей, хотя это и не основная причина... Следовательно, Иегова обязательно в своё время исправит ситуацию в своём народе, разберется, кто из каких побуждений служит ему, кто будет и дальше служить, а кто - уже нет. Важно только быть в этом народе, поскольку отойти - это перечеркнуть сделанное Иеговой по твоему присоединению к собранию...
2. Рассмотрение собрания в качестве народа Бога и любовь к братьям. То, что кто-то служит Богу, не дает гарантий, что служение осуществляется правильно и достойно. Это как власть - божий слуга, как Павел пишет в Письме римлянам. Этот божий слуга может служить достойно, а может быть убийственен для христианина, зависит от того, кто эту власть осуществляет. Более того, опасность возрастает в много раз, если христианин имеет наглость показывать неправоту власти. Далее по тексту Екклесиаста, стоит следующее: "Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?". Из этого я извлек урок, что даже Иегова не требует от нас мгновенных изменений к праведности, почему же это должен требовать я? Иисус открыл истину каждому из нас в момент, когда мы могли бы её принять. Не раньше и не позже, следовательно, и к переменам в собрании нужно подходить постепенно, без революций... Собрание - действительно народ Бога, жаль только, что целое подмножество членов этого собрания относится к этому званию недобросовестно. Тем не менее, как писал тот же Павел, способный, кстати, на выходки и неразумные шаги: "Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.", в том же Письме римлянам.
Добавлю, что мне оказывали сильную поддержку братья, поступавшие правильно, хотя и были далеко от меня. Я был уверен, что, пусть не здесь, но где-то далеко есть собрание, где многое происходит лучше и правильнее, чем у нас. А вот беспроблемных собраний - не сущетсвует, покуда жив этот мир.
3. Понимание собственной ответственности. Екклесиаст продолжил: "Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?". Иными словами, если кто-то поступает плохо, то кто же будет поступать хорошо? Иаков указал, что грешен не только тот, кто делает неправду, но и тот, кто зная, как правильно, поступает по-другому. Ной, обнаружив, что окружающие не проявляют должного интереса к его вести, сосредоточился на том, чтобы совершить собственное спасение, да еще своих домашних. Ему это удалось, удастся и мне, нужно только стремиться быть достойным благословений Бога.
Комментарий