В своей сравнительно небольшой статье я попытался раскрыть тему православного иконопочитания с позиций каббалы. Предупреждая возможные вопросы, сразу хочу сказать, что лично я отдаю свои предпочтения иудаизму и считаю его единственно истинной регигией.
Но в данной теме я не собираюсь глубоко уходить в теологические дискуссии, затрагивающие основы веры. Мне хотелось бы просто увидеть конструктивное обсуждение текста. Интересует мнение как людей, знакомых с иудаизмом и каббалой, так и адептов православной веры.
Итак, вот текст статьи:
Но в данной теме я не собираюсь глубоко уходить в теологические дискуссии, затрагивающие основы веры. Мне хотелось бы просто увидеть конструктивное обсуждение текста. Интересует мнение как людей, знакомых с иудаизмом и каббалой, так и адептов православной веры.
Итак, вот текст статьи:
Вс-вышний, да будет Он благословен, Творец неба и земли, сказал в своей Торе: «Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Шмот, 20:45). Это вторая из Десяти Заповедей, произнесенных Вс-вышним с горы Синай перед всем народом Израиля. За нарушение этой заповеди полагается смертная казнь так были наказаны те, кто участвовал в грехе поклонения золотому тельцу.
Но христианская церковь, самовольно объявившая себя «Новым Израилем», никогда не стремилась делать практических выводов из текста Торы в том числе и из Десяти Заповедей. Еще один пример тому открытое пренебрежение четвертой заповедью: «Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот, 20:8).
Идолопоклонническая сущность христианства особенно ярко проявляется в православии, где чрезвычайно развит культ икон «иконопочитание». Исторически это легко объяснимо: вряд ли что-то другое могло вырасти на языческой почве славянства. Для славянина, привыкшего поклоняться деревянным истуканам, вполне естественно бить земные поклоны перед размалеванными дощечками.
Однако среди самих православных иконопочитание не считается идолопоклонством. Для них икона это «окно в горний мир». Такое утверждение даже на рациональном уровне представляется по меньшей мере абсурдным: как кусок покрашенного дерева может быть проводником в высшие миры?! В миры, где даже ангелы летают, закрывая ноги крыльями от стыда?
Еще более ужасающим это утвержение выглядит, если рассмотреть его с точки зрения каббалы. Сейчас я вкратце объясню некоторые каббалистические термины, необходимые нам для понимания вопроса.
Для начала давайте выясним, а что же это такое каббала? Каббала (на иврите «полученное») это внутренняя, сокровенная часть Торы, которая передавалась еврейскими мудрецами изустно, из поколения в поколение. Источником всех каббалистических знаний является Синайское Откровение, когда Вс-вышний по своей великой милости подарил нашему учителю Моше (Моисею) Свою Тору Письменную (открытую) и Устную (тайную). Каббала это часть Устной Торы, где раскрывается истина о Творце, Его Творении и их соотношениях между собой.
Каббала учит нас, что бесконечный свет Творца изливается в этот мир по десяти каналам так называемым «сфирот» (множественное число от слова «сфира»). Здесь я прошу уважаемых читателей, особенно тех, кто не знаком с каббалистической терминологией, быть очень внимательными. Все понятия каббалы описывают чисто духовные категории и не могут соотноситься ни с одним объектом материального мира. Поэтому когда мы говорим о сфирот как о «каналах, проводящих свет Творца», я надеюсь, что вы не представляете себе эти «каналы» в виде пластиковых труб или еще чего похуже... :-)
Так вот, есть сфирот, а есть их противоположность, этакие «антисфирот». В каббале они называются «клипот» (множественное число от «клипа» дословно «шелуха», «скорлупа», «оболочка»). Если сфирот посылают б-жественную энергию в наш мир, то клипот, наоборот, поглощают, высасывают ее. Как непрозрачные преграды, клипот заслоняют от нас чистый свет Творца. Клипот представляют собой обратную сторону, «изнанку» творения всё зло, которое объективно существует в этом мире.
Однако клипот, в отличие от сфирот, не имеют самостоятельной силы. Они питаются «объедками» с б-жественного стола той духовной энергией, которая не доходит до своего «адресата», а «теряется» по пути. Но как мы знаем из физики, никакая энергия бесследно не исчезает. И если душа человека закрыта от Б-га, если она не может воспринять чистый поток б-жественной энергии, то этой энергией не замедляют воспользоваться клипот.
Каббала говорит, что Вс-вышний, обладающий абсолютным совершенством, создал человека по Своему образу и подобию. В наибольшей степени это касается первого сотворенного человека Адама. С величием и совершенством Адама не может сравниться ни один из его потомков. Но все же каждый человек в той или иной степени содержит в себе искру б-жественной души Адама. И поэтому естественным стремлением совершенного человека является желание вернуться к своему источнику, слиться с Творцом.
Учитель наш Рамхаль (Раббейну Моше-Хаим Луцатто), великий каббалист XVIII века, пишет в своей книге «Путь праведных»: «Человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Вс-вышним, светом Его. Это истинное, утонченное наслаждение, величайшее из всех, какие только могут быть».
Каким же образом человек может ощутить это бесконечное наслаждение? Творец, да будет Он благословен, открыл нам путь Он дал нам Свои заповеди. Для иудеев это 613 заповедей Торы, для всех остальных народов это 7 заповедей потомков Ноя. Я не буду приводить все эти заповеди здесь, желающие могут легко найти их в интернете. Отмечу лишь одну общую заповедь, данную как иудеям, так и всем остальным, запрет поклоняться идолам.
Если же человек не следует своему предназначению, ради которого он был сотворен, не выполняет заповеди, то его душа становится легкой добычей для клипот. Особенно, если человек сознательно обращается к «другой стороне» колдовству, разврату или идолопоклонству.
Что происходит, когда человек, пытаясь заглушить духовный голод, приходит в православный «храм» и начинает молиться иконе? Энергия молитвы, в которую человек вкладывает свою душу, не может уйти «вникуда» она поглощается силами клипот, заключенными в иконе. Икона это по сути «энергетический вампир», который питается духовной энергией людей.
Как мы уже говорили, никакая энергия бесследно не исчезает. И когда клипот в иконе переполняются поглощенной энергией, эта энергия материализуется. Тогда из икон начинает вытекать нечто, похожее то на смолу, то на кровь, то на слезы. Это свидетельство того, что «клипотический сосуд» иконы заполнен до отказа.
Поэтому если и говорить о том, что икона это окно куда-то, то уж точно не в «горний мир», а скорее в мир клипот. Мир грязи, мерзости и тьмы. И чем дольше люди будут продолжать молиться иконам, тем больше будет в мире проявлений сил зла.
В наших силах остановить эту дьявольскую вакханалию. Каждый человек должен отказаться от служения идолам и принять истинную веру в Единого Б-га. Только так мы можем приблизить приход нашего Царя Машиаха, который принесет нам окончательное Избавление. Да будет так.
Но христианская церковь, самовольно объявившая себя «Новым Израилем», никогда не стремилась делать практических выводов из текста Торы в том числе и из Десяти Заповедей. Еще один пример тому открытое пренебрежение четвертой заповедью: «Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот, 20:8).
Идолопоклонническая сущность христианства особенно ярко проявляется в православии, где чрезвычайно развит культ икон «иконопочитание». Исторически это легко объяснимо: вряд ли что-то другое могло вырасти на языческой почве славянства. Для славянина, привыкшего поклоняться деревянным истуканам, вполне естественно бить земные поклоны перед размалеванными дощечками.
Однако среди самих православных иконопочитание не считается идолопоклонством. Для них икона это «окно в горний мир». Такое утверждение даже на рациональном уровне представляется по меньшей мере абсурдным: как кусок покрашенного дерева может быть проводником в высшие миры?! В миры, где даже ангелы летают, закрывая ноги крыльями от стыда?
Еще более ужасающим это утвержение выглядит, если рассмотреть его с точки зрения каббалы. Сейчас я вкратце объясню некоторые каббалистические термины, необходимые нам для понимания вопроса.
Для начала давайте выясним, а что же это такое каббала? Каббала (на иврите «полученное») это внутренняя, сокровенная часть Торы, которая передавалась еврейскими мудрецами изустно, из поколения в поколение. Источником всех каббалистических знаний является Синайское Откровение, когда Вс-вышний по своей великой милости подарил нашему учителю Моше (Моисею) Свою Тору Письменную (открытую) и Устную (тайную). Каббала это часть Устной Торы, где раскрывается истина о Творце, Его Творении и их соотношениях между собой.
Каббала учит нас, что бесконечный свет Творца изливается в этот мир по десяти каналам так называемым «сфирот» (множественное число от слова «сфира»). Здесь я прошу уважаемых читателей, особенно тех, кто не знаком с каббалистической терминологией, быть очень внимательными. Все понятия каббалы описывают чисто духовные категории и не могут соотноситься ни с одним объектом материального мира. Поэтому когда мы говорим о сфирот как о «каналах, проводящих свет Творца», я надеюсь, что вы не представляете себе эти «каналы» в виде пластиковых труб или еще чего похуже... :-)
Так вот, есть сфирот, а есть их противоположность, этакие «антисфирот». В каббале они называются «клипот» (множественное число от «клипа» дословно «шелуха», «скорлупа», «оболочка»). Если сфирот посылают б-жественную энергию в наш мир, то клипот, наоборот, поглощают, высасывают ее. Как непрозрачные преграды, клипот заслоняют от нас чистый свет Творца. Клипот представляют собой обратную сторону, «изнанку» творения всё зло, которое объективно существует в этом мире.
Однако клипот, в отличие от сфирот, не имеют самостоятельной силы. Они питаются «объедками» с б-жественного стола той духовной энергией, которая не доходит до своего «адресата», а «теряется» по пути. Но как мы знаем из физики, никакая энергия бесследно не исчезает. И если душа человека закрыта от Б-га, если она не может воспринять чистый поток б-жественной энергии, то этой энергией не замедляют воспользоваться клипот.
Каббала говорит, что Вс-вышний, обладающий абсолютным совершенством, создал человека по Своему образу и подобию. В наибольшей степени это касается первого сотворенного человека Адама. С величием и совершенством Адама не может сравниться ни один из его потомков. Но все же каждый человек в той или иной степени содержит в себе искру б-жественной души Адама. И поэтому естественным стремлением совершенного человека является желание вернуться к своему источнику, слиться с Творцом.
Учитель наш Рамхаль (Раббейну Моше-Хаим Луцатто), великий каббалист XVIII века, пишет в своей книге «Путь праведных»: «Человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Вс-вышним, светом Его. Это истинное, утонченное наслаждение, величайшее из всех, какие только могут быть».
Каким же образом человек может ощутить это бесконечное наслаждение? Творец, да будет Он благословен, открыл нам путь Он дал нам Свои заповеди. Для иудеев это 613 заповедей Торы, для всех остальных народов это 7 заповедей потомков Ноя. Я не буду приводить все эти заповеди здесь, желающие могут легко найти их в интернете. Отмечу лишь одну общую заповедь, данную как иудеям, так и всем остальным, запрет поклоняться идолам.
Если же человек не следует своему предназначению, ради которого он был сотворен, не выполняет заповеди, то его душа становится легкой добычей для клипот. Особенно, если человек сознательно обращается к «другой стороне» колдовству, разврату или идолопоклонству.
Что происходит, когда человек, пытаясь заглушить духовный голод, приходит в православный «храм» и начинает молиться иконе? Энергия молитвы, в которую человек вкладывает свою душу, не может уйти «вникуда» она поглощается силами клипот, заключенными в иконе. Икона это по сути «энергетический вампир», который питается духовной энергией людей.
Как мы уже говорили, никакая энергия бесследно не исчезает. И когда клипот в иконе переполняются поглощенной энергией, эта энергия материализуется. Тогда из икон начинает вытекать нечто, похожее то на смолу, то на кровь, то на слезы. Это свидетельство того, что «клипотический сосуд» иконы заполнен до отказа.
Поэтому если и говорить о том, что икона это окно куда-то, то уж точно не в «горний мир», а скорее в мир клипот. Мир грязи, мерзости и тьмы. И чем дольше люди будут продолжать молиться иконам, тем больше будет в мире проявлений сил зла.
В наших силах остановить эту дьявольскую вакханалию. Каждый человек должен отказаться от служения идолам и принять истинную веру в Единого Б-га. Только так мы можем приблизить приход нашего Царя Машиаха, который принесет нам окончательное Избавление. Да будет так.
Комментарий