ОТ представителей различных христианских конфессий часто можно услышать отрицание необходимости обращения к духовному учителю или наставнику. Основной аргумент - слова Иисуса о том, что нет посредника между людьми и Богом, кроме как сам Иисус. В то же время христианская традиция изобилует святыми, мнение которых высоко ценится если не всеми, то подавляющим большенством христиан.
Что же говорят христианские святые о духовном наставничестве? И что говорят по этому поводу вайшнавы? Ниже приводится сравнение высказываний нескольких христианских святых с высказываниями Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Итак:
1. Выбирать духовного учителя следует тщательно, ибо есть много псевдо-наставников, от которых в духовной жизни может быть не польза, а вред.
Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:
«Так велика нужда и столь неисчетно благо подвергнутия себя руководству других, однако ж не без разбора и кому прилучится. Многие из старцев, как там же говорится у святого Кассиана, вместо пользы вред, вместо утешения отчаяние причиняют вопрошающим, и сие оправдывается примером. Святой Петр Дамаскин о себе говорит, что сам он много раз терпел вред от тех, коих спрашивал» (стр. 68).
Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Наука самоосознания»:
«Да. Разумеется, искать гуру это хорошо, но если вы ищете дешевого гуру или хотите быть обманутым, то встретите многих гуру-обманщиков. Если же вы искренни, то найдете искреннего гуру. Людей обманывают, потому что они хотят получить все по дешевке... Человеческая жизнь дана нам для аскезы, но к аскезе никто не готов. В результате приходят обманщики и говорят: "Не надо никакой аскезы. Делайте, что хотите. Просто заплатите мне, я дам вам мантру, и через полгода вы станете Богом». Вот как это бывает. Если вы хотите, чтобы вас так обманули, обманщики придут"» (стр. 85-86).
2. Прежде чем принять кого-то духовным наставником, нужно испытать его, удостоверившись, что все его высказывания согласованы со священными писаниями.
Из «Изречений св. Антония Великого и сказаний о нем»:
«Надобно наперед удостовериться в здравомыслии и в опытности старца, и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим. Надобно смотреть, говорил он [Антоний Великий], на то, что повелевается. Если кто-то укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, прими то с покорностию и старайся соблюдать послужило к сему поводом, что иные брались руководить других, сами опытом не изведавши многого» (цит. по: «Добротолюбие», 1 стр. 124-125).
Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Раджа-видья царь знания»:
""
3. Аналогия с кормчим или капитаном корабля, а также указание на то, что духовный наставник должен быть совершенен.
Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:
«Каков должен быть руководитель, полнее можно видеть у того же святого Иоанна Лествичника в наставлениях его настоятелю. Там назван он врачом, кормчим, учителем, книгу, в сердце написанную, имеющим и не от человека наученным, бесстрастным, в Боге живущим и прочее. Видимо, то есть, что он должен быть из коснувшихся последних ступеней совершенства» (стр. 71).
Из книги Иоанна Лествичника «Лествица»:
«Кормчий духовный тот, кто получил от Бога и чрез собственные подвиги такую духовную крепость, что не только от треволнения, но и от самой бездны может избавить корабль душевный» (Слово к пастырю, 1, п. 2).
Из комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам»:
В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.17) сказано:
нр-дехам адйам сулабхам судурлабхам
плавам сукалпам гуру-карнадхарам
майанукулена набхасватеритам
пуман бхавабдхим на тарет са атма-ха
«Чтобы переправиться через огромный океан, нужен прочный и надежный корабль. В данном стихе говорится, что человеческая форма жизни подходящий корабль, на котором можно пересечь океан неведения. В человеческой форме жизни у человека есть возможность действовать под руководством опытного капитана, духовного учителя» (4.23.28, ком.).
Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Наука самоосознания»:
«Учитель должен быть совершенным, он должен обладать настоящим знанием, тогда он может учить» (стр. 310).
4. Истинный духовный наставник учит не только словами, но и своим примером.
Из книги Тихона Задонского «Сокровище духовное»:
«Учители, научая учеников своих художествам и наукам, показуют им пример, и чему научают, тое и сами делают, и таким образом руководствуют их к успеху во учении их. Сей бо добрый учитель есть, который и учит, и пример показует учения своего. Тако Христос Господь, живучи на земли, учил и творил; учил добру и творил добро; и чему учил, тое и творил, и тако Своим примером научал нас святому и христианскому житию» (изд. Русский Духовный Центр, 1994, стр. 201).
Из комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шри Чайтанья-чаритамрите»:
«Шри Чайтанья Махапрабху учит людей тому же, что делает Сам. Он говорит: апани ачари бхакти карила прачара (Ч.-ч., Ади, 4.41). Прежде всего нужно начать действовать самому, а потом уже учить других. Так поступает настоящий учитель. Пока человек не поймет до конца философию, которую он проповедует, его проповедь не будет успешной. Поэтому нужно не только изучать философию Чайтаньи, но также жить по ней» (Ади, 9.51, ком.).
Что же говорят христианские святые о духовном наставничестве? И что говорят по этому поводу вайшнавы? Ниже приводится сравнение высказываний нескольких христианских святых с высказываниями Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Итак:
1. Выбирать духовного учителя следует тщательно, ибо есть много псевдо-наставников, от которых в духовной жизни может быть не польза, а вред.
Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:
«Так велика нужда и столь неисчетно благо подвергнутия себя руководству других, однако ж не без разбора и кому прилучится. Многие из старцев, как там же говорится у святого Кассиана, вместо пользы вред, вместо утешения отчаяние причиняют вопрошающим, и сие оправдывается примером. Святой Петр Дамаскин о себе говорит, что сам он много раз терпел вред от тех, коих спрашивал» (стр. 68).
Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Наука самоосознания»:
«Да. Разумеется, искать гуру это хорошо, но если вы ищете дешевого гуру или хотите быть обманутым, то встретите многих гуру-обманщиков. Если же вы искренни, то найдете искреннего гуру. Людей обманывают, потому что они хотят получить все по дешевке... Человеческая жизнь дана нам для аскезы, но к аскезе никто не готов. В результате приходят обманщики и говорят: "Не надо никакой аскезы. Делайте, что хотите. Просто заплатите мне, я дам вам мантру, и через полгода вы станете Богом». Вот как это бывает. Если вы хотите, чтобы вас так обманули, обманщики придут"» (стр. 85-86).
2. Прежде чем принять кого-то духовным наставником, нужно испытать его, удостоверившись, что все его высказывания согласованы со священными писаниями.
Из «Изречений св. Антония Великого и сказаний о нем»:
«Надобно наперед удостовериться в здравомыслии и в опытности старца, и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим. Надобно смотреть, говорил он [Антоний Великий], на то, что повелевается. Если кто-то укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, прими то с покорностию и старайся соблюдать послужило к сему поводом, что иные брались руководить других, сами опытом не изведавши многого» (цит. по: «Добротолюбие», 1 стр. 124-125).
Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Раджа-видья царь знания»:
""
3. Аналогия с кормчим или капитаном корабля, а также указание на то, что духовный наставник должен быть совершенен.
Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:
«Каков должен быть руководитель, полнее можно видеть у того же святого Иоанна Лествичника в наставлениях его настоятелю. Там назван он врачом, кормчим, учителем, книгу, в сердце написанную, имеющим и не от человека наученным, бесстрастным, в Боге живущим и прочее. Видимо, то есть, что он должен быть из коснувшихся последних ступеней совершенства» (стр. 71).
Из книги Иоанна Лествичника «Лествица»:
«Кормчий духовный тот, кто получил от Бога и чрез собственные подвиги такую духовную крепость, что не только от треволнения, но и от самой бездны может избавить корабль душевный» (Слово к пастырю, 1, п. 2).
Из комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам»:
В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.17) сказано:
нр-дехам адйам сулабхам судурлабхам
плавам сукалпам гуру-карнадхарам
майанукулена набхасватеритам
пуман бхавабдхим на тарет са атма-ха
«Чтобы переправиться через огромный океан, нужен прочный и надежный корабль. В данном стихе говорится, что человеческая форма жизни подходящий корабль, на котором можно пересечь океан неведения. В человеческой форме жизни у человека есть возможность действовать под руководством опытного капитана, духовного учителя» (4.23.28, ком.).
Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Наука самоосознания»:
«Учитель должен быть совершенным, он должен обладать настоящим знанием, тогда он может учить» (стр. 310).
4. Истинный духовный наставник учит не только словами, но и своим примером.
Из книги Тихона Задонского «Сокровище духовное»:
«Учители, научая учеников своих художествам и наукам, показуют им пример, и чему научают, тое и сами делают, и таким образом руководствуют их к успеху во учении их. Сей бо добрый учитель есть, который и учит, и пример показует учения своего. Тако Христос Господь, живучи на земли, учил и творил; учил добру и творил добро; и чему учил, тое и творил, и тако Своим примером научал нас святому и христианскому житию» (изд. Русский Духовный Центр, 1994, стр. 201).
Из комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шри Чайтанья-чаритамрите»:
«Шри Чайтанья Махапрабху учит людей тому же, что делает Сам. Он говорит: апани ачари бхакти карила прачара (Ч.-ч., Ади, 4.41). Прежде всего нужно начать действовать самому, а потом уже учить других. Так поступает настоящий учитель. Пока человек не поймет до конца философию, которую он проповедует, его проповедь не будет успешной. Поэтому нужно не только изучать философию Чайтаньи, но также жить по ней» (Ади, 9.51, ком.).
Комментарий