Немалую роль в разделении ислама на течения и направления сыграла Сунна. Представители большинства именовали себя «людьми Сунны и согласия». В их среде считалось, что именно они точно следуют Корану, установлениям Мухаммада и его сподвижников. Эти люди стали называть себя суннитами, считая, что именно они будут той единственной группой, которой суждено спасение в конце мира.
Объявив себя последователями правовой веры, суннитские авторитеты стали рассматривать инакомыслящих как «заблудших». Но оппоненты суннитских вождей из-за отсутствия единых критериев правоверия ставили под сомнение их аргументы. Да и сами сунниты не представляли собой сплоченного лагеря единомышленников, и каждый улем-суннит мог претендовать на то, что именно он придерживается «правильного» вероучения.
Суннитским улемам, которые вели длительную борьбу за религиозное единство общины, пришлось выработать единую идейную платформу, отвечавшую запросам верующих и имевшую непосредственную связь с «благой стариной». Это всегда считалось в исламе явным признаком правоверия. В ходе длительной борьбы за влияние среди верующих суннитские улемы сформировали догматы, признание которых они рассматривали как следование «правильным путем».
Среди суннитов наиболее непримиримыми ревнителями правоверия выступали ханбалиты (основатель Ахмад ибн Ханбал, 9 в.), требовавшие неукоснительного следования букве, а не только духу религиозного предания. Добиваясь сохранения чистоты веры, ханбалиты тщательно регламентировали повседневную жизнь мусульманин, устанавливали строгие границы дозволенного и недозволенного.
Отличительные черты «хранителя правоверия» (улема) по мнению знаменитого ханбалитского автора ал-Барбахари, таковы: прежде всего он активный приверженец традиций, т.к. заявление о следовании Корану недостаточно, чтобы отделить правоверного от еретика. Ведь и еретик легко обращается к Корану и прикрывается им. Подлинный пример для мусульманина «изначальная вера», «религия Мухаммада», не замутненная последующими наслоениями.
Правоверный не ищет мудрости в книгах, ибо знает, что от множества услышанных историй и прочитанных книг ума не прибавляется. Подлинный улем тот, кто следует Корану и Сунне, даже если он мало знает и мало читает их в сравнении с предводителями еретиков. Он не пытается объять необъятное, видит, что возможности познания не безграничны.
Бог требует от верующего столько усилий, сколько Он предназначил человеку, не более и не менее. Размер Божьего дара разумения определен от рождения и не возрастает от личных стараний. Ум человека изначально направлен на дела, а не на слова; он необходим для претворения в жизнь благих намерений, а не для бесполезного размышления о непостижимых «первоначалах». Тратить на это время дело напрасное, чреватое уклонением в ересь.
Верующий обязан чувствовать ответственность за благосостояние своей семьи, обеспечивать достойный образ жизни себе и своим ближним, но не должен искать в мирских делах корысти, а тем более нарушать установления Корана и Сунны, касающиеся быта и хозяйства. Он должен внимательно следить за делами общине и по необходимости выступать с увещеваниями; впрочем, он может и промолчать, если публичное выступление угрожает его жизни.
Верующий должен стремиться утверждать добро и избегать зла, не прибегая к насилию. Он обязан подчиниться законной власти правителя, избранного единодушным мнением общины. Даже если правитель неправеден, нельзя перестать считать себя его подданным под предлогом греховности обладателя власти. Верующий должен уклоняться от участия в смутах, от общения с еретиками и позволять себе только те послабления в обязанностях, которые подтверждены Кораном и поддержаны хасидами.
Идеал верующего раскрывается в повседневной жизни и в решении земных проблем. Истины Корана и Сунны он принимает без «умничания», не требует доказательств. Эти истины даны верующему от рождения, то есть в начале, а не в конце жизненного пути. Следует лишь принять и реа лизовать их, а не метаться в поисках потаенных смыслов, приходя к истине методом проб и ошибок.
Объявив себя последователями правовой веры, суннитские авторитеты стали рассматривать инакомыслящих как «заблудших». Но оппоненты суннитских вождей из-за отсутствия единых критериев правоверия ставили под сомнение их аргументы. Да и сами сунниты не представляли собой сплоченного лагеря единомышленников, и каждый улем-суннит мог претендовать на то, что именно он придерживается «правильного» вероучения.
Суннитским улемам, которые вели длительную борьбу за религиозное единство общины, пришлось выработать единую идейную платформу, отвечавшую запросам верующих и имевшую непосредственную связь с «благой стариной». Это всегда считалось в исламе явным признаком правоверия. В ходе длительной борьбы за влияние среди верующих суннитские улемы сформировали догматы, признание которых они рассматривали как следование «правильным путем».
Среди суннитов наиболее непримиримыми ревнителями правоверия выступали ханбалиты (основатель Ахмад ибн Ханбал, 9 в.), требовавшие неукоснительного следования букве, а не только духу религиозного предания. Добиваясь сохранения чистоты веры, ханбалиты тщательно регламентировали повседневную жизнь мусульманин, устанавливали строгие границы дозволенного и недозволенного.
Отличительные черты «хранителя правоверия» (улема) по мнению знаменитого ханбалитского автора ал-Барбахари, таковы: прежде всего он активный приверженец традиций, т.к. заявление о следовании Корану недостаточно, чтобы отделить правоверного от еретика. Ведь и еретик легко обращается к Корану и прикрывается им. Подлинный пример для мусульманина «изначальная вера», «религия Мухаммада», не замутненная последующими наслоениями.
Правоверный не ищет мудрости в книгах, ибо знает, что от множества услышанных историй и прочитанных книг ума не прибавляется. Подлинный улем тот, кто следует Корану и Сунне, даже если он мало знает и мало читает их в сравнении с предводителями еретиков. Он не пытается объять необъятное, видит, что возможности познания не безграничны.
Бог требует от верующего столько усилий, сколько Он предназначил человеку, не более и не менее. Размер Божьего дара разумения определен от рождения и не возрастает от личных стараний. Ум человека изначально направлен на дела, а не на слова; он необходим для претворения в жизнь благих намерений, а не для бесполезного размышления о непостижимых «первоначалах». Тратить на это время дело напрасное, чреватое уклонением в ересь.
Верующий обязан чувствовать ответственность за благосостояние своей семьи, обеспечивать достойный образ жизни себе и своим ближним, но не должен искать в мирских делах корысти, а тем более нарушать установления Корана и Сунны, касающиеся быта и хозяйства. Он должен внимательно следить за делами общине и по необходимости выступать с увещеваниями; впрочем, он может и промолчать, если публичное выступление угрожает его жизни.
Верующий должен стремиться утверждать добро и избегать зла, не прибегая к насилию. Он обязан подчиниться законной власти правителя, избранного единодушным мнением общины. Даже если правитель неправеден, нельзя перестать считать себя его подданным под предлогом греховности обладателя власти. Верующий должен уклоняться от участия в смутах, от общения с еретиками и позволять себе только те послабления в обязанностях, которые подтверждены Кораном и поддержаны хасидами.
Идеал верующего раскрывается в повседневной жизни и в решении земных проблем. Истины Корана и Сунны он принимает без «умничания», не требует доказательств. Эти истины даны верующему от рождения, то есть в начале, а не в конце жизненного пути. Следует лишь принять и реа лизовать их, а не метаться в поисках потаенных смыслов, приходя к истине методом проб и ошибок.
Комментарий