Свидетели Иеговы отрицают учение о Троице, называя его языческим. Чтобы обосновать свои позиции, они специально выпустили брошюру "Следует ли верить в Троицу?" (ОСБ, 1998 г.). В главе "Чему учили доникейские отцы" этой брошюры Свидетелями Иеговы были сильно искажены тексты ранних христиан II и III века, в попытке доказать, что они не верили в Троицу. Этим самым возникновение догмата о Троице Свидетели Иеговы переносят к более позднему времени никейского, первого Вселенского собора в IV веке. Следовательно, как утверждают Свидетели Иеговы, в более ранней Церкви не учили о Троице, оно было позже заимствовано, и соответственно, это учение ложно.
Но у приведенных в этой брошюре учителей ранней Церкви говорится только о том, что Отец и Сын - разные личности, но не разные по Божеству, что не противоречит учению о Троице. Несомненно, сам термин "Троица" появился лишь во второй половине II века, но это вовсе не значит, что основные понятия утверждающие догмат о Троице не были известны в Церкви ранее, а именно: единое Божество Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа, и Их личностное различие. Ключевым элементом догмата Троицы всегда было понятие об истинном Божестве Христа, так как Божество Отца никто не оспаривал, а полемика вокруг Божества и личности Святого Духа возникла в более позднее время. Тем не менее, все приведенные Свидетелями Иеговы христиане на самом деле верили в Божество Иисуса Христа, а некоторые и явно выражали веру в Троицу.
Итак, Свидетели Иеговы пытаются убедить читателей, что в древней Церкви доникейского периода нет следов догмата Троицы:
Чему учили доникейские отцы.
Доникейские отцы были признаны ведущими религиозными учителями первых веков после рождения Христа. То, чему они учили, представляет для нас интерес.
Юстин Мученик, который умер примерно в 165 году н. э., называл Иисуса до его прихода на землю сотворенным ангелом, который "отличен от Бога, сотворившего все". Юстин говорил, что Иисус был ниже Бога и "никогда не делал ничего за исключением того, что Творец... желал, чтобы он сделал или сказал".
Ириней, который умер приблизительно в 200 году н. э., говорил, что, до того как стать человеком, Иисус существовал отдельно от Бога и подчинялся ему. Ириней указывал, что Иисус не равен "Тому, кто является истинным и единым Богом", который "стоит выше всего и кроме которого нет другого".
Климент Александрийский, который умер примерно в 215 году н. э., называл Бога "несотворенным, вечным и единым истинным Богом". Он говорил, что Сын "стоит следом за единственно всемогущим Отцом", но не равен ему.
Тертуллиан, который умер примерно в 230 году н. э., учил тому, что Бог обладает превосходством во всем. Он писал: "Отец отличается от Сына (другой), так как он больше; как тот, кто порождает, отличается от того, кто порожден; тот, кто посылает, отличается от того, кто послан". Тертуллиан также сказал: "Было время, когда Сына не было. [...] Прежде появления всего остального Бог был один".
Ипполит, который умер приблизительно в 235 году н. э., говорил, что Бог - "это один Бог, первый и единственный. Творец и Господь всего", который "не имел ничего, равного ему по времени [одинаковой продолжительности]... Но он был Один, сам по себе; который, пожелав, создал то, чего раньше не было", например сотворил того, кто впоследствии стал человеком Иисусом.
Ориген, который умер примерно в 250 году н. э., говорил, что "Отец и Сын - это две личности... два существа, что касается их сути" и что "по сравнению с Отцом [Сын] очень малый свет".
Обобщая эти исторические свидетельства, Алван Ламсон пишет: "Распространенное сегодня учение о Троице... не находит поддержки в словах Юстина [Мученика]: и это наблюдение можно отнести ко всем доникейским Отцам, то есть ко всем христианским писателям трех столетий после рождения Христа. Правда, они говорят об Отце, о Сыне и... о святом Духе, но не нак о равносущих, не как об одном существе, не нак о Троих в Одном, как это признают сегодня те, кто верит в догмат о Троице. Вернокакразпротивоположное" ("The Church of the First Three Centuries").
Таким образом. Библия и история ясно свидетельствуют, что учение о Троице было неизвестно в библейские времена и в несколько последующих веков.
(Следует ли верить в Троицу? 1998 г., стр. 7).
Эти заявления кажутся довольно серьезными, но что эти христиане писали на самом деле:
Иустин Мученик
Иустин, хотя еще не употреблял термина "Троица", но все же верил в то, что стоит за этим термином:
"Но как Его [Отца], так и пришедшего от Него Сына... равно и Духа пророческого чтим и покланяемся, воздавая честь словом и истиною, и открыто преподавая это всякому желающему научиться так, как сами мы научены." (Апология первая, 6).
Он пишет о равном поклонении Отцу, Сыну и Святому Духу. Иустин также исповедовал истинное Божество Иисуса Христа:
"Выше подробно мною доказано, что Христос, Который есть Господь и по естеству Бог, Сын Божий, силою Своею являвшийся прежде как человек и Ангел, и даже в виде огня, как то было в купине, явился также и при суде над Содомом." (Разговор с Трифоном иудеем, 128).
Иустин Мученик никогда не называл Иисуса сотворенным ангелом. Но только рожденным Богом. Ангелом же Иисус назван по причине Своего служения посланника или вестника, а не потому что имеет природу ангела.
Ириней Лионский
Епископ Лиона Ириней был выдающимся апологетом христианской веры, он называет Иисуса Богом и Иеговой (Исход 3:14) и не считает Его сотворенным ангелом. Хотя Ириней Лионский также не употреблял термина "Троица", но ясно описывал троичные формулы:
"Ибо Бог ни в чем этом не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С ним всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух, чрез Которых и в Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил" (Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания, книга 4, гл. XX, 1).
Ириней ясно указывает, что Христос не просто бог, но является таким же Богом, как и Отец:
"Таким образом, Отец есть Господь и Сын - Господь, и Отец есть Бог и Сын - Бог, ибо от Бога рожденный есть Бог. ...Ибо Сын, поскольку Он - Бог, получает от Отца, т. е. от Бога престол вечного царства и помазание, как никто из Его соучастников." (Доказательство апостольской проповеди, 47).
Климент Александрийский
Апологет Тит Флавий Климент был ректором александрийской школы. "После обращения в христианство он отправился путешествовать с целью получить наставления у самых знаменитых христианских учителей." (Иоанн Мейендорф, Введение в святоотеческое богословие, глава 6). Он ярко выражает веру в Троицу:
"Сын и Отец, оба - единый Бог"; "...славословя, благодарить единого Отца и Сына, Сына и Отца, Тебя Сына в качестве Педагога и Учителя, со Святым Духом, Который собой представляет все в едином, в Котором все, через Которого все едино, через Которого вечность, Которого все мы состоим членами." (Педагог, книга 3, 12).
Также Климент Александрийский применяя Бытие 17:1,2 называет Иисуса "всемогущим Богом". Христос для Климента является истинным Богом, а не каким-то подчиненным существом:
"Наш Педагог, любезные мои, подобен Богу, Своему Отцу, которому Он является Сыном. Он безгрешен, безупречен, Его душа совершенно свободна от страстей. Это - всецело Бог, лишь в человеческом образе; это - исполнитель воли Отчей, Бог Слово (Логос), сущий в Отце, сидящий одесную Его, Бог в видимом образе." (Педагог, книга 1, 2).
Тертуллиан
Тертуллиан называет Иисуса Богом по природе и четко выражает веру в Троицу. То, что Свидетели Иеговы используют его слова против Троицы - является обманом. В действительности, слова Тертуллиана в его сочинении "Против Праксея" выглядят совершенно иначе, чем это представляют Свидетели Иеговы:
"Прежде всего Бог был один, будучи Сам для Себя и миром и местом и всем. Он был один потому, что не было ничего другого вне и кроме Его. Впрочем, даже и тогда он не был один: Он имел с Собою именно свой разум, который имел в самом себе; и Бог существо разумное, и в Нем разум прежде (всего), и таким образом от Него все»; «Бог и тогда, когда еще не произнес Своего Слова, уже имел Его внутри Самого Себя с самим Разумом и в самом Разуме" (Против Праксея, c 5 col 160). ,
Тертуллиан верит, что Христос - такой же Бог, как и Отец:
"Итак необходимо сказать немного о Христе, как Боге. Мы узнали, что Он (Логос) исшел от Бога и благодаря исхождению рожден, и потому Он есть Сын Божий и назван Богом по причине единства природы, ибо и Бог есть Дух. И хотя луч удаляется от солнца, часть от целого; однако солнце находится в луче, и субстанция при этом не отделяется, но распространяется. Так от Духа - Дух и от Бога - Бог, как свет, зажженный от света. Материя, источник, остается целою и неуменьшенною, хотя бы ты заимствовал от нее очень много ветвей. Так, что произошло от Бога, есть Бог и Сын Божий, и оба один. Так Дух от Духа, Бог от Бога, различаясь но порядку, а не по числу, по степени, а не по качеству. Бог не отделяется от источника, но распространяется." (Апология, 21).
Ипполит Римский
Ипполит также был предвзято и нечестно использован Свидетелями Иеговы:
"Ноэций необходимо и против воли должен исповедать Отца Бога Вседержителя, и Христа Иисуса, Сына Божия, Бога вочеловечившегося; и Духа Святого, - должен исповедать, что сии суть истинно три; иначе не можем признавать единого Бога, как истинно веруя во Отца и Сына и Святого Духа." (Против Ноэция, n. 8 et. 12).
Ипполит никогда не писал, что Бог "сотворил" Христа, Свидетели Иеговы сами добавили свои слова. Но Христос есть истинный Бог:
"...является сам Господь, в простом виде, один, без украшения, без спутников, облеченный плотью человеческой и скрыв под нею достоинство Божества, чтобы так утаить его от козней духовного дракона." (Слово на Богоявление).
Но у приведенных в этой брошюре учителей ранней Церкви говорится только о том, что Отец и Сын - разные личности, но не разные по Божеству, что не противоречит учению о Троице. Несомненно, сам термин "Троица" появился лишь во второй половине II века, но это вовсе не значит, что основные понятия утверждающие догмат о Троице не были известны в Церкви ранее, а именно: единое Божество Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа, и Их личностное различие. Ключевым элементом догмата Троицы всегда было понятие об истинном Божестве Христа, так как Божество Отца никто не оспаривал, а полемика вокруг Божества и личности Святого Духа возникла в более позднее время. Тем не менее, все приведенные Свидетелями Иеговы христиане на самом деле верили в Божество Иисуса Христа, а некоторые и явно выражали веру в Троицу.
Итак, Свидетели Иеговы пытаются убедить читателей, что в древней Церкви доникейского периода нет следов догмата Троицы:
Чему учили доникейские отцы.
Доникейские отцы были признаны ведущими религиозными учителями первых веков после рождения Христа. То, чему они учили, представляет для нас интерес.
Юстин Мученик, который умер примерно в 165 году н. э., называл Иисуса до его прихода на землю сотворенным ангелом, который "отличен от Бога, сотворившего все". Юстин говорил, что Иисус был ниже Бога и "никогда не делал ничего за исключением того, что Творец... желал, чтобы он сделал или сказал".
Ириней, который умер приблизительно в 200 году н. э., говорил, что, до того как стать человеком, Иисус существовал отдельно от Бога и подчинялся ему. Ириней указывал, что Иисус не равен "Тому, кто является истинным и единым Богом", который "стоит выше всего и кроме которого нет другого".
Климент Александрийский, который умер примерно в 215 году н. э., называл Бога "несотворенным, вечным и единым истинным Богом". Он говорил, что Сын "стоит следом за единственно всемогущим Отцом", но не равен ему.
Тертуллиан, который умер примерно в 230 году н. э., учил тому, что Бог обладает превосходством во всем. Он писал: "Отец отличается от Сына (другой), так как он больше; как тот, кто порождает, отличается от того, кто порожден; тот, кто посылает, отличается от того, кто послан". Тертуллиан также сказал: "Было время, когда Сына не было. [...] Прежде появления всего остального Бог был один".
Ипполит, который умер приблизительно в 235 году н. э., говорил, что Бог - "это один Бог, первый и единственный. Творец и Господь всего", который "не имел ничего, равного ему по времени [одинаковой продолжительности]... Но он был Один, сам по себе; который, пожелав, создал то, чего раньше не было", например сотворил того, кто впоследствии стал человеком Иисусом.
Ориген, который умер примерно в 250 году н. э., говорил, что "Отец и Сын - это две личности... два существа, что касается их сути" и что "по сравнению с Отцом [Сын] очень малый свет".
Обобщая эти исторические свидетельства, Алван Ламсон пишет: "Распространенное сегодня учение о Троице... не находит поддержки в словах Юстина [Мученика]: и это наблюдение можно отнести ко всем доникейским Отцам, то есть ко всем христианским писателям трех столетий после рождения Христа. Правда, они говорят об Отце, о Сыне и... о святом Духе, но не нак о равносущих, не как об одном существе, не нак о Троих в Одном, как это признают сегодня те, кто верит в догмат о Троице. Вернокакразпротивоположное" ("The Church of the First Three Centuries").
Таким образом. Библия и история ясно свидетельствуют, что учение о Троице было неизвестно в библейские времена и в несколько последующих веков.
(Следует ли верить в Троицу? 1998 г., стр. 7).
Эти заявления кажутся довольно серьезными, но что эти христиане писали на самом деле:
Иустин Мученик
Иустин, хотя еще не употреблял термина "Троица", но все же верил в то, что стоит за этим термином:
"Но как Его [Отца], так и пришедшего от Него Сына... равно и Духа пророческого чтим и покланяемся, воздавая честь словом и истиною, и открыто преподавая это всякому желающему научиться так, как сами мы научены." (Апология первая, 6).
Он пишет о равном поклонении Отцу, Сыну и Святому Духу. Иустин также исповедовал истинное Божество Иисуса Христа:
"Выше подробно мною доказано, что Христос, Который есть Господь и по естеству Бог, Сын Божий, силою Своею являвшийся прежде как человек и Ангел, и даже в виде огня, как то было в купине, явился также и при суде над Содомом." (Разговор с Трифоном иудеем, 128).
Иустин Мученик никогда не называл Иисуса сотворенным ангелом. Но только рожденным Богом. Ангелом же Иисус назван по причине Своего служения посланника или вестника, а не потому что имеет природу ангела.
Ириней Лионский
Епископ Лиона Ириней был выдающимся апологетом христианской веры, он называет Иисуса Богом и Иеговой (Исход 3:14) и не считает Его сотворенным ангелом. Хотя Ириней Лионский также не употреблял термина "Троица", но ясно описывал троичные формулы:
"Ибо Бог ни в чем этом не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С ним всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух, чрез Которых и в Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил" (Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания, книга 4, гл. XX, 1).
Ириней ясно указывает, что Христос не просто бог, но является таким же Богом, как и Отец:
"Таким образом, Отец есть Господь и Сын - Господь, и Отец есть Бог и Сын - Бог, ибо от Бога рожденный есть Бог. ...Ибо Сын, поскольку Он - Бог, получает от Отца, т. е. от Бога престол вечного царства и помазание, как никто из Его соучастников." (Доказательство апостольской проповеди, 47).
Климент Александрийский
Апологет Тит Флавий Климент был ректором александрийской школы. "После обращения в христианство он отправился путешествовать с целью получить наставления у самых знаменитых христианских учителей." (Иоанн Мейендорф, Введение в святоотеческое богословие, глава 6). Он ярко выражает веру в Троицу:
"Сын и Отец, оба - единый Бог"; "...славословя, благодарить единого Отца и Сына, Сына и Отца, Тебя Сына в качестве Педагога и Учителя, со Святым Духом, Который собой представляет все в едином, в Котором все, через Которого все едино, через Которого вечность, Которого все мы состоим членами." (Педагог, книга 3, 12).
Также Климент Александрийский применяя Бытие 17:1,2 называет Иисуса "всемогущим Богом". Христос для Климента является истинным Богом, а не каким-то подчиненным существом:
"Наш Педагог, любезные мои, подобен Богу, Своему Отцу, которому Он является Сыном. Он безгрешен, безупречен, Его душа совершенно свободна от страстей. Это - всецело Бог, лишь в человеческом образе; это - исполнитель воли Отчей, Бог Слово (Логос), сущий в Отце, сидящий одесную Его, Бог в видимом образе." (Педагог, книга 1, 2).
Тертуллиан
Тертуллиан называет Иисуса Богом по природе и четко выражает веру в Троицу. То, что Свидетели Иеговы используют его слова против Троицы - является обманом. В действительности, слова Тертуллиана в его сочинении "Против Праксея" выглядят совершенно иначе, чем это представляют Свидетели Иеговы:
"Прежде всего Бог был один, будучи Сам для Себя и миром и местом и всем. Он был один потому, что не было ничего другого вне и кроме Его. Впрочем, даже и тогда он не был один: Он имел с Собою именно свой разум, который имел в самом себе; и Бог существо разумное, и в Нем разум прежде (всего), и таким образом от Него все»; «Бог и тогда, когда еще не произнес Своего Слова, уже имел Его внутри Самого Себя с самим Разумом и в самом Разуме" (Против Праксея, c 5 col 160). ,
Тертуллиан верит, что Христос - такой же Бог, как и Отец:
"Итак необходимо сказать немного о Христе, как Боге. Мы узнали, что Он (Логос) исшел от Бога и благодаря исхождению рожден, и потому Он есть Сын Божий и назван Богом по причине единства природы, ибо и Бог есть Дух. И хотя луч удаляется от солнца, часть от целого; однако солнце находится в луче, и субстанция при этом не отделяется, но распространяется. Так от Духа - Дух и от Бога - Бог, как свет, зажженный от света. Материя, источник, остается целою и неуменьшенною, хотя бы ты заимствовал от нее очень много ветвей. Так, что произошло от Бога, есть Бог и Сын Божий, и оба один. Так Дух от Духа, Бог от Бога, различаясь но порядку, а не по числу, по степени, а не по качеству. Бог не отделяется от источника, но распространяется." (Апология, 21).
Ипполит Римский
Ипполит также был предвзято и нечестно использован Свидетелями Иеговы:
"Ноэций необходимо и против воли должен исповедать Отца Бога Вседержителя, и Христа Иисуса, Сына Божия, Бога вочеловечившегося; и Духа Святого, - должен исповедать, что сии суть истинно три; иначе не можем признавать единого Бога, как истинно веруя во Отца и Сына и Святого Духа." (Против Ноэция, n. 8 et. 12).
Ипполит никогда не писал, что Бог "сотворил" Христа, Свидетели Иеговы сами добавили свои слова. Но Христос есть истинный Бог:
"...является сам Господь, в простом виде, один, без украшения, без спутников, облеченный плотью человеческой и скрыв под нею достоинство Божества, чтобы так утаить его от козней духовного дракона." (Слово на Богоявление).

Комментарий