Мф.22:41-46. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Почему Иисус задает такой вопрос фарисеям? Что Он хотел этим донести до них?
Что же Иисус хотел донести этим вопросом? Что Он ставит под сомнение, что Мессия Господь, или то, что Мессия - Сын Давида? Если не то и не другое, то зачем этот вопрос?
ПОЧЕМУ Иисус приводит этот текст фарисеям? Для чего? Какую цель Он преследует? Что там фарисеи из этого вопроса поняли такого, что не смогли ничем ответить Ему?
Классический ответ, распространенный в толкованиях, состоит в том,что Иисус хотел этим вопросом показать божественность Мессии, якобы и выраженную в слове ''Господь''. Если это так, то этим самым способом Он отрезает титул ''Сына Давидова'' от Мессии. Так ортодоксия рубит сук, на котором сама основывается.
Но допустим: Иисус этим хотел привести их к приятию Божественности Мессии. Странный, однако, способ. Ведь если так, то Мессия - Господь, но уж никак не Сын Давида.
Фарисеи считали само собой разумеющимся, что Мессия будет Сыном Давида, то есть из рода его. И что Он будет поставлен Господом, Царем над всеми Самим Яхве.
Если Давид называет Мессию Господом в псалме, то как же Мессия является сыном Его? Иисус показывает именно абсурд. Заметьте, что Иисус не говорит обратное, что следовало бы ожидать, если бы Он хотел показать Божественность Мессии. Тогда было бы примерно так. ''Если Мессия является Сыном Давида, то почему Давид называет Его Господом своим? Если Он - Сын его, то как же Он Господь его?''.
Гораздо очевиднее, если Иисус не только показывает логический ЛЯП в их мессианском богословии, но и вообще лично НИКАК И НЕ ПРЕТЕНДУЕТ на мессианство ни в качестве ''Господа'', ни в качестве ''Сына Давида''. А насчет соответствия пророчеств и исполненности их Иисусом - то тут ляп на ляпе. Все притянуто, мягко говоря, за уши и грубо выдернуто из контекста ВЗ. Ну да ладно.
Иисус часто выстраивал Свои вопросы книжникам и фарисеям так, что оставлял им только два варианта ответа. Но каждый вариант ответа автоматически уничтожает другой. Синтез двух ответов в один логически невозможен. Фарисеи четко это понимали и не лукавили, не изворачивались, а просто молчали, что говорило об их поражении. Потому мое к ним уважение. Логика вопроса ими была понята четко и они не прибегли к алогичному синтезу.
В данном вопросе Иисус оставляет им также два варианта ответа: 1. Мессия - Сын Давида. 2. Мессия - Господь. Признание Мессии Сыном Давида уничтожает аргумент Писания, который знали фарисеи. Если Мессия - Господь для Давида, то тем самым Мессия не может быть никак ему сыном. И наоборот. Если Мессия - Сын Давида, то Мессия не может быть Давиду Господом. Отсюда мое уважение к молчанию фарисеям. Они услышали Иисуса и поняли Его. Не смели более спрашивать. Но Иисус этим и достиг Своей цели. Какой? ПОДРЫВ МЕССИАНСКОГО БОГОСЛОВИЯ НА КОРНЮ.
Такой ответ нацелен на подрыв легитимности существования Мессианского богословия в любом ключе.
Иисус не преследовал цель показать Божественность Мессии указанием на текст из Писания. Почему? ''Сказал Господь Господу моему'' - букв. перевод: ''сказал Яхве адону моему''. ''Адон'' - это ''господин'', ''владыка'', ''царь''. Оно применяется в ВЗ в равной степени как к людям, так и к самому Яхве. В нем нет элемента, указующего на ''божественность'' носителя этого титула. На божественность скорее указывали бы слова ''Эль'', ''Элоах'' или ''Элохим'', но никак не адон. Фарисеи знали это прекрасно, потому в их богословии Мессия - не бог, и уж тем более не Бог.
А представим-ка альтернативный ортодоксальный христианский сценарий исхода этого ''диалога''с фарисеями. Допустим они прозрели, пали ниц и исповедали: ''Иисус! Так это Ты - Мессия! Ты - Сын Давидов и Ты же - Господь!'' Иисус: ''ай молодцы! Это Мой Отец вам это открыл Духом Своим!''. Фарисеи: ''Господи! А как же тогда Твой вопрос? Если Ты Сын Давидов,то как же Ты Господь его? И если Ты - Господь Давида, то как же Ты -сын ему?'' Иисус: ээ.. да ладно уж, забудьте, теперь уже неважно... за Мной!'' Фарисеи: ''так зачем же Ты тогда спрашивал?'' Иисус: ''...........'' (вставьте ваш ответ)
Можно спросить и прямо современных христиан: ''является ли Иисус Христос Сыном Давидовым?'' - ''Да, конечно является!''И в подтверждение этого мы получим букет цитат из Писаний ВЗ и НЗ. Но в ответе мы получим лишь факт исповедания Его Господом, подкрепленным цитатами из ВЗ и НЗ. Но вопрос состоит не в том, Господь ли Иисус или нет, а в том, как Давид может называть Сына своего Господином своим? Если Иисус Христос - Сын Давида, то как же Он ему Господин? А если Господин, то как же Он - сын его? Какой-то софистикой занимается Иисус, не правда ли? К чему эти Его силлогизмы? Зачем?
Иисус критикует Мессианское богословие в принципе. Не признание такой цели Иисуса приводит к неразрешимым логическим противоречиям в Его обращении с этим вопросом к фарисеям. Христиане, обращенные из иудеев, не понимали эту историю, и истолковали ее по своему и в своих целях. Именно они обеспечили преемственность иудейского мессианского богословия христианской ортодоксией. Отсюда и наименования Иисуса Мессией с соответствующими титулами ''Сын Давида'' и ''Господь''.
Что же Иисус хотел донести этим вопросом? Что Он ставит под сомнение, что Мессия Господь, или то, что Мессия - Сын Давида? Если не то и не другое, то зачем этот вопрос?
ПОЧЕМУ Иисус приводит этот текст фарисеям? Для чего? Какую цель Он преследует? Что там фарисеи из этого вопроса поняли такого, что не смогли ничем ответить Ему?
Классический ответ, распространенный в толкованиях, состоит в том,что Иисус хотел этим вопросом показать божественность Мессии, якобы и выраженную в слове ''Господь''. Если это так, то этим самым способом Он отрезает титул ''Сына Давидова'' от Мессии. Так ортодоксия рубит сук, на котором сама основывается.
Но допустим: Иисус этим хотел привести их к приятию Божественности Мессии. Странный, однако, способ. Ведь если так, то Мессия - Господь, но уж никак не Сын Давида.
Фарисеи считали само собой разумеющимся, что Мессия будет Сыном Давида, то есть из рода его. И что Он будет поставлен Господом, Царем над всеми Самим Яхве.
Если Давид называет Мессию Господом в псалме, то как же Мессия является сыном Его? Иисус показывает именно абсурд. Заметьте, что Иисус не говорит обратное, что следовало бы ожидать, если бы Он хотел показать Божественность Мессии. Тогда было бы примерно так. ''Если Мессия является Сыном Давида, то почему Давид называет Его Господом своим? Если Он - Сын его, то как же Он Господь его?''.
Гораздо очевиднее, если Иисус не только показывает логический ЛЯП в их мессианском богословии, но и вообще лично НИКАК И НЕ ПРЕТЕНДУЕТ на мессианство ни в качестве ''Господа'', ни в качестве ''Сына Давида''. А насчет соответствия пророчеств и исполненности их Иисусом - то тут ляп на ляпе. Все притянуто, мягко говоря, за уши и грубо выдернуто из контекста ВЗ. Ну да ладно.
Иисус часто выстраивал Свои вопросы книжникам и фарисеям так, что оставлял им только два варианта ответа. Но каждый вариант ответа автоматически уничтожает другой. Синтез двух ответов в один логически невозможен. Фарисеи четко это понимали и не лукавили, не изворачивались, а просто молчали, что говорило об их поражении. Потому мое к ним уважение. Логика вопроса ими была понята четко и они не прибегли к алогичному синтезу.
В данном вопросе Иисус оставляет им также два варианта ответа: 1. Мессия - Сын Давида. 2. Мессия - Господь. Признание Мессии Сыном Давида уничтожает аргумент Писания, который знали фарисеи. Если Мессия - Господь для Давида, то тем самым Мессия не может быть никак ему сыном. И наоборот. Если Мессия - Сын Давида, то Мессия не может быть Давиду Господом. Отсюда мое уважение к молчанию фарисеям. Они услышали Иисуса и поняли Его. Не смели более спрашивать. Но Иисус этим и достиг Своей цели. Какой? ПОДРЫВ МЕССИАНСКОГО БОГОСЛОВИЯ НА КОРНЮ.
Такой ответ нацелен на подрыв легитимности существования Мессианского богословия в любом ключе.
Иисус не преследовал цель показать Божественность Мессии указанием на текст из Писания. Почему? ''Сказал Господь Господу моему'' - букв. перевод: ''сказал Яхве адону моему''. ''Адон'' - это ''господин'', ''владыка'', ''царь''. Оно применяется в ВЗ в равной степени как к людям, так и к самому Яхве. В нем нет элемента, указующего на ''божественность'' носителя этого титула. На божественность скорее указывали бы слова ''Эль'', ''Элоах'' или ''Элохим'', но никак не адон. Фарисеи знали это прекрасно, потому в их богословии Мессия - не бог, и уж тем более не Бог.
А представим-ка альтернативный ортодоксальный христианский сценарий исхода этого ''диалога''с фарисеями. Допустим они прозрели, пали ниц и исповедали: ''Иисус! Так это Ты - Мессия! Ты - Сын Давидов и Ты же - Господь!'' Иисус: ''ай молодцы! Это Мой Отец вам это открыл Духом Своим!''. Фарисеи: ''Господи! А как же тогда Твой вопрос? Если Ты Сын Давидов,то как же Ты Господь его? И если Ты - Господь Давида, то как же Ты -сын ему?'' Иисус: ээ.. да ладно уж, забудьте, теперь уже неважно... за Мной!'' Фарисеи: ''так зачем же Ты тогда спрашивал?'' Иисус: ''...........'' (вставьте ваш ответ)
Можно спросить и прямо современных христиан: ''является ли Иисус Христос Сыном Давидовым?'' - ''Да, конечно является!''И в подтверждение этого мы получим букет цитат из Писаний ВЗ и НЗ. Но в ответе мы получим лишь факт исповедания Его Господом, подкрепленным цитатами из ВЗ и НЗ. Но вопрос состоит не в том, Господь ли Иисус или нет, а в том, как Давид может называть Сына своего Господином своим? Если Иисус Христос - Сын Давида, то как же Он ему Господин? А если Господин, то как же Он - сын его? Какой-то софистикой занимается Иисус, не правда ли? К чему эти Его силлогизмы? Зачем?
Иисус критикует Мессианское богословие в принципе. Не признание такой цели Иисуса приводит к неразрешимым логическим противоречиям в Его обращении с этим вопросом к фарисеям. Христиане, обращенные из иудеев, не понимали эту историю, и истолковали ее по своему и в своих целях. Именно они обеспечили преемственность иудейского мессианского богословия христианской ортодоксией. Отсюда и наименования Иисуса Мессией с соответствующими титулами ''Сын Давида'' и ''Господь''.
Комментарий