Изданный в 2003 году роман
Дэна Брауна «Код да Винчи»
потряс воображение читателей
и вызвал единодушную ярость
представителей всех
ортодоксальных религий. Тираж
книги, переведенной на
множество языков, был
огромен. Причина такого
успеха в том, что впервые
незамысловатый детективный
сюжет был удачно смешан с
одной из самых дерзких
теологических теорий,
предполагающей, что Иисус
был в любовной связи с
Марией Магдалиной и у них
родились дети, потомки
которых здравствуют и поныне.
Каин и жители Содома
были не преступниками,
а посвященными
Безусловно, идея Дэна Брауна
не более чем красивая
фантазия, не подкрепленная
никакими историческими
свидетельствами. Но, как
говорится, дыма без огня не
бывает: «запретные
евангелия», о которых идет
речь в упомянутом романе,
действительно существуют. И
они меняют представления о
Христе и христианстве куда
более радикально, чем если бы
речь шла всего лишь о тайной
династии потомков Иисуса.
Победа истины при Наг-
Хаммади
В 1945 году, когда весь мир,
ликуя, праздновал победу над
фашизмом и окончание Второй
мировой войны, в небольшом
египетском городке Наг-
Хаммади произошло событие,
которое поначалу осталось
незамеченным. Бедный
крестьянин в поисках топлива
для своей печи набрел на
никем доселе не исследованную
пещеру и нашел там
погребенную много веков
назад библиотеку. Будучи
неграмотным, он решил, что
это что-то вроде бухгалтерских
книг, и успел пустить часть
бесценного архива на растопку.
Но тут, к счастью, умные
соседи посоветовали ему
обратиться к знающим людям.
Когда ученые увидели находку
крестьянина, то потеряли дар
речи от изумления в их руках
оказались уникальные рукописи
древнейших, давно утерянных
евангелий, искаженную
информацию о которых доселе
можно было по крупицам
собрать, анализируя слова тех,
кто отрицал сказанное в этих
священных текстах. Благодаря
случайной находке
человечество получило
возможность узнать правду о
самом раннем этапе развития
христианства.
Ересь или
первоисточник?
Для большинства современных
людей Иисус практически
неотделим от церковных
представлений и догматов.
Сама религиозная догматика
представляется большинству из
нас чем-то незыблемым. Но
совсем иная картина
оказывается перед глазами
историка или религиоведа.
Исторически принятие того или
иного догмата определялась не
его истинностью и даже не
опорой на первоисточники, а
актуальной политической
необходимостью. А главной
«политической
необходимостью» для уже
институализированной церкви
первых веков были, во-первых ,
создание единого канона, а во-
вторых формирование в
глазах власть имущих
максимально приемлемого
образа себя самой.
Первой серьезной проблемой
стал так называемый
гностицизм христианское
учение, отрицающее
необходимость веры, но
утверждающее, что ценность
имеет только знание, или
гнозис, т. е. личный духовно-
мистический опыт переживания
высших уровней бытия или
Бога. Дискредитация
гностицизма стала главной
задачей нарождающейся
церкви: ведь если каждый
человек вместо того, чтобы
слепо верить, будет доверять
лишь непосредственному опыту
взаимодействия с
божественным, о каком
послушании и покорности
паствы может идти речь?
Поэтому о гностиках
создавалась легенда, где
крупицы правды были смешаны
с искажением и клеветой.
Согласно господствующему до
недавнего времени
представлению, гностицизм
это поздняя христианская
ересь. Однако находка в Наг-
Хаммади всерьез поставила эту
позицию под сомнение.
Например, видный
исследователь гностицизма
коптолог Дмитрий Алексеев в
своей монографии «Античное
христианство» весьма
убедительно доказывает, что
именно гностический вариант
христианства и был
первоначальным. Поэтому
современные гностики даже
отказываются от самого слова
«гностицизм» и называют себя
просто «добрыми
христианами». Тем самым они
подчеркивают, что
обнаруженные в Наг-Хаммади
евангелия воплощают в себе
основы единственного
подлинного христианства.
Впрочем, с точки зрения
автора, термин «гностицизм»
нисколько не дискредитирует
учение, но наоборот
прекрасно вычленяет главную
идею его послания.
Учение запрещенного
христианства
Центральным посланием
гностических евангелий
является идея обретения
богоподобия. Гнозис это не
интеллектуальное познание
концепций и догматов учения, а
интуитивно-мистическое
постижение божественной
реальности, прямой контакт с
высшим источником, который
делает человека подобным
богу. Эта идея проскальзывает
даже в каноническом
«Евангелии от Иоанна», где
Иисус говорит людям,
собравшимся его слушать: «Вы
боги» (Ин. 10: 34). Гностические
евангелия еще более
откровенны на этот счет. Так, в
«Евангелии от Филиппа»
говорится, что получивший для
себя «помазание святого духа»
уже «не христианин, но
Христос», после чего
уточняется, что «Сын (божий)
приобретает себе братьев, а не
сыновей». А в «Евангелии от
Фомы», тексте, по мнению
многих современных ученых и
являющемся первоисточником,
по частичным цитатам из
которого были написаны три
синоптических евангелия, очень
четко обозначается
направление движения
истинного гностика: «Если те,
которые ведут вас, говорят
вам: Смотрите, Царствие в
небе! тогда птицы небесные
опередят вас. Если они говорят
вам, что оно в море, тогда
рыбы опередят вас. Но
Царствие внутри вас». Таким
образом, только самопознание
есть путь к богу! Все остальное
лишь приносит вред душе.
Гностическое наследие
радикально меняет
ортодоксальное
представление о связи
Ветхого и Нового завета.
Для гностиков
ветхозаветный бог это
всего лишь несчастный и
слепой демиург, к которому
Иисус не имеет никакого
отношения и власть
которого Иисус пришел
разрушить силой неведомого
Бога. Поэтому для гностика
многие привычные смыслы
Ветхого завета
естественным образом
переворачивались добрый
бог оказывался слепым
тираном, не имеющим
отношения к истинному Богу,
змей-искуситель змеем-
искупителем и первым
воплощением Христа, а
ветхозаветные злодеи от
Каина до содомян
истинными посвященными
неведомого Бога.
Обо всех религиозных
предписаниях типа постов,
ритуалов или жертвованиях
милостыни гностический
Христос говорил: «Не лгите, и
не делайте то, что ненавидите».
Так что распространенное и
наивное представление о «боге
на небесах», которое стало
причиной разочарования в
религии многих людей, было
отвергнуто еще самим
Иисусом. Сенсационная правда
в том, что гностики, то есть
первые христиане, считали, что
истинный бог, который и
посылает Христа, сокрыт и
удален.
Гностицизм и женское
начало
Дэн Браун все же не так далек
от истины. Так, в «Евангелии от
Филиппа», которое, собственно,
и цитирует Браун, есть
следующий текст: «Господь
любил Марию более всех
учеников, и он лобзал ее уста.
Остальные ученики, видя его
любящим Марию, сказали ему:
Почему ты любишь ее более
всех нас? Спаситель ответил им,
он сказал им: Почему не
люблю я вас, как ее?» Конечно,
каждый имеет право
трактовать этот отрывок как
считает нужным, но
эротический подтекст и
сопутствующая ему ирония
Спасителя над недалеким
патриархальным мышлением
вполне допустимое толкование.
Стих 32 «Евангелия от
Филиппа» гласит: «Трое шли
с Господом все время.
Мария, его мать, и ее
сестра, и Магдалина, та,
которую называли его
спутницей». Шок, который
вызвала эта строка у первых
читателей, вполне понятен,
ведь слово, используемое в
оригинале, является
эвфемизмом слова
«любовница» . Несмотря на
утрату этого текста еще в
первых веках, память о нем
еще долго жила в некоторых
уголках христианского мира.
Выдающийся исследователь
Линн Пикнетт в своей книге
«Тайная история Люцифера»
приводит поразительный
факт во время
средневекового крестового
похода целая деревня
приняла мученическую
смерть, не желая отрекаться
от убеждения, что
Магдалина была любимой
ученицей и любовницей
Иисуса.
Для гностиков женское начало,
будь то его земное
воплощение Магдалина, или
небесное София, было
священно. Только в
гностическом христианстве
женщина имела право
принимать дьяконский и
пастырский чин и участвовать
во всех делах управления
наравне с мужчинами.
Повлияло это и на отношение к
женщине в повседневной
жизни. Именно гностики были
первыми, кто фактически
разграничил гендер и пол! Они
считали, что необходимо
преодолеть гендерные
стереотипы, согласно которым
мужчина должен быть
воинственным, грубым и
ксенофобичным мачо,
подавляющим свои чувства, а
женщина истеричной,
капризной и
гиперэмоциональной самкой.
Ортодоксия тщетно пыталась
уничтожить завоевания
гностического христианства, но
не смогла. Первым сочинением
легендарного мага эпохи
Ренессанса Агриппы
Неттесгеймского, считавшегося
самым опасным черным магом
Средневековья, была «речь о
достоинстве женщины», в
котором он доказывал высшее
и сакральное превосходство
женского начала над мужским.
Да только ли он! Культ
куртуазной любви трубадуров и
мифология Грааля, тайные
общества и алхимические
лаборатории, поэзия
Серебряного века и психология
Юнга все они несли в себе
след изначального
гностического послания,
которое точно феникс
возрождалось из пепла в душах
избранных.
Что почитать?
Всем, кому интересна
гностическая философия,
теология и этика, мы
рекомендуем следующий круг
чтения.
● Основными и наиболее
древними источниками
являются следующие тексты
«Евангелие от Фомы» ,
«Евангелие от Филиппа», «Гром
совершенный ум» и
«Евангелие истины».
● Пожалуй, самые лучшие
исследования по гностицизму
пишет епископ гностической
церкви Стефан Хеллер. Такие
его книги как «Гностицизм» ,
«Юнг и потерянные евангелия»,
«Гностический катезизис» на
Западе выходят
многотысячными тиражами, а в
России переводы доступны
только в Интернете.
● Более сложный, но и более
академический источник это
книга Ганса Йонаса
«Гностицизм», которая была
издана в начале 90-х ,
мгновенно разлетелась и с тех
пор не переиздавалась.
● Существуют и
психологические интерпретации
гностицизма. Так, Карл Юнг
посвящает гностическому
пониманию Христа целое
исследование под названием «A
ION », однако это очень
сложный труд, который
невозможно воспринять без
предварительной подготовки.
Автор статьи : Олег Телемский.
Путь к себе - Запрещенное христианство
Дэна Брауна «Код да Винчи»
потряс воображение читателей
и вызвал единодушную ярость
представителей всех
ортодоксальных религий. Тираж
книги, переведенной на
множество языков, был
огромен. Причина такого
успеха в том, что впервые
незамысловатый детективный
сюжет был удачно смешан с
одной из самых дерзких
теологических теорий,
предполагающей, что Иисус
был в любовной связи с
Марией Магдалиной и у них
родились дети, потомки
которых здравствуют и поныне.
Каин и жители Содома
были не преступниками,
а посвященными
Безусловно, идея Дэна Брауна
не более чем красивая
фантазия, не подкрепленная
никакими историческими
свидетельствами. Но, как
говорится, дыма без огня не
бывает: «запретные
евангелия», о которых идет
речь в упомянутом романе,
действительно существуют. И
они меняют представления о
Христе и христианстве куда
более радикально, чем если бы
речь шла всего лишь о тайной
династии потомков Иисуса.
Победа истины при Наг-
Хаммади
В 1945 году, когда весь мир,
ликуя, праздновал победу над
фашизмом и окончание Второй
мировой войны, в небольшом
египетском городке Наг-
Хаммади произошло событие,
которое поначалу осталось
незамеченным. Бедный
крестьянин в поисках топлива
для своей печи набрел на
никем доселе не исследованную
пещеру и нашел там
погребенную много веков
назад библиотеку. Будучи
неграмотным, он решил, что
это что-то вроде бухгалтерских
книг, и успел пустить часть
бесценного архива на растопку.
Но тут, к счастью, умные
соседи посоветовали ему
обратиться к знающим людям.
Когда ученые увидели находку
крестьянина, то потеряли дар
речи от изумления в их руках
оказались уникальные рукописи
древнейших, давно утерянных
евангелий, искаженную
информацию о которых доселе
можно было по крупицам
собрать, анализируя слова тех,
кто отрицал сказанное в этих
священных текстах. Благодаря
случайной находке
человечество получило
возможность узнать правду о
самом раннем этапе развития
христианства.
Ересь или
первоисточник?
Для большинства современных
людей Иисус практически
неотделим от церковных
представлений и догматов.
Сама религиозная догматика
представляется большинству из
нас чем-то незыблемым. Но
совсем иная картина
оказывается перед глазами
историка или религиоведа.
Исторически принятие того или
иного догмата определялась не
его истинностью и даже не
опорой на первоисточники, а
актуальной политической
необходимостью. А главной
«политической
необходимостью» для уже
институализированной церкви
первых веков были, во-первых ,
создание единого канона, а во-
вторых формирование в
глазах власть имущих
максимально приемлемого
образа себя самой.
Первой серьезной проблемой
стал так называемый
гностицизм христианское
учение, отрицающее
необходимость веры, но
утверждающее, что ценность
имеет только знание, или
гнозис, т. е. личный духовно-
мистический опыт переживания
высших уровней бытия или
Бога. Дискредитация
гностицизма стала главной
задачей нарождающейся
церкви: ведь если каждый
человек вместо того, чтобы
слепо верить, будет доверять
лишь непосредственному опыту
взаимодействия с
божественным, о каком
послушании и покорности
паствы может идти речь?
Поэтому о гностиках
создавалась легенда, где
крупицы правды были смешаны
с искажением и клеветой.
Согласно господствующему до
недавнего времени
представлению, гностицизм
это поздняя христианская
ересь. Однако находка в Наг-
Хаммади всерьез поставила эту
позицию под сомнение.
Например, видный
исследователь гностицизма
коптолог Дмитрий Алексеев в
своей монографии «Античное
христианство» весьма
убедительно доказывает, что
именно гностический вариант
христианства и был
первоначальным. Поэтому
современные гностики даже
отказываются от самого слова
«гностицизм» и называют себя
просто «добрыми
христианами». Тем самым они
подчеркивают, что
обнаруженные в Наг-Хаммади
евангелия воплощают в себе
основы единственного
подлинного христианства.
Впрочем, с точки зрения
автора, термин «гностицизм»
нисколько не дискредитирует
учение, но наоборот
прекрасно вычленяет главную
идею его послания.
Учение запрещенного
христианства
Центральным посланием
гностических евангелий
является идея обретения
богоподобия. Гнозис это не
интеллектуальное познание
концепций и догматов учения, а
интуитивно-мистическое
постижение божественной
реальности, прямой контакт с
высшим источником, который
делает человека подобным
богу. Эта идея проскальзывает
даже в каноническом
«Евангелии от Иоанна», где
Иисус говорит людям,
собравшимся его слушать: «Вы
боги» (Ин. 10: 34). Гностические
евангелия еще более
откровенны на этот счет. Так, в
«Евангелии от Филиппа»
говорится, что получивший для
себя «помазание святого духа»
уже «не христианин, но
Христос», после чего
уточняется, что «Сын (божий)
приобретает себе братьев, а не
сыновей». А в «Евангелии от
Фомы», тексте, по мнению
многих современных ученых и
являющемся первоисточником,
по частичным цитатам из
которого были написаны три
синоптических евангелия, очень
четко обозначается
направление движения
истинного гностика: «Если те,
которые ведут вас, говорят
вам: Смотрите, Царствие в
небе! тогда птицы небесные
опередят вас. Если они говорят
вам, что оно в море, тогда
рыбы опередят вас. Но
Царствие внутри вас». Таким
образом, только самопознание
есть путь к богу! Все остальное
лишь приносит вред душе.
Гностическое наследие
радикально меняет
ортодоксальное
представление о связи
Ветхого и Нового завета.
Для гностиков
ветхозаветный бог это
всего лишь несчастный и
слепой демиург, к которому
Иисус не имеет никакого
отношения и власть
которого Иисус пришел
разрушить силой неведомого
Бога. Поэтому для гностика
многие привычные смыслы
Ветхого завета
естественным образом
переворачивались добрый
бог оказывался слепым
тираном, не имеющим
отношения к истинному Богу,
змей-искуситель змеем-
искупителем и первым
воплощением Христа, а
ветхозаветные злодеи от
Каина до содомян
истинными посвященными
неведомого Бога.
Обо всех религиозных
предписаниях типа постов,
ритуалов или жертвованиях
милостыни гностический
Христос говорил: «Не лгите, и
не делайте то, что ненавидите».
Так что распространенное и
наивное представление о «боге
на небесах», которое стало
причиной разочарования в
религии многих людей, было
отвергнуто еще самим
Иисусом. Сенсационная правда
в том, что гностики, то есть
первые христиане, считали, что
истинный бог, который и
посылает Христа, сокрыт и
удален.
Гностицизм и женское
начало
Дэн Браун все же не так далек
от истины. Так, в «Евангелии от
Филиппа», которое, собственно,
и цитирует Браун, есть
следующий текст: «Господь
любил Марию более всех
учеников, и он лобзал ее уста.
Остальные ученики, видя его
любящим Марию, сказали ему:
Почему ты любишь ее более
всех нас? Спаситель ответил им,
он сказал им: Почему не
люблю я вас, как ее?» Конечно,
каждый имеет право
трактовать этот отрывок как
считает нужным, но
эротический подтекст и
сопутствующая ему ирония
Спасителя над недалеким
патриархальным мышлением
вполне допустимое толкование.
Стих 32 «Евангелия от
Филиппа» гласит: «Трое шли
с Господом все время.
Мария, его мать, и ее
сестра, и Магдалина, та,
которую называли его
спутницей». Шок, который
вызвала эта строка у первых
читателей, вполне понятен,
ведь слово, используемое в
оригинале, является
эвфемизмом слова
«любовница» . Несмотря на
утрату этого текста еще в
первых веках, память о нем
еще долго жила в некоторых
уголках христианского мира.
Выдающийся исследователь
Линн Пикнетт в своей книге
«Тайная история Люцифера»
приводит поразительный
факт во время
средневекового крестового
похода целая деревня
приняла мученическую
смерть, не желая отрекаться
от убеждения, что
Магдалина была любимой
ученицей и любовницей
Иисуса.
Для гностиков женское начало,
будь то его земное
воплощение Магдалина, или
небесное София, было
священно. Только в
гностическом христианстве
женщина имела право
принимать дьяконский и
пастырский чин и участвовать
во всех делах управления
наравне с мужчинами.
Повлияло это и на отношение к
женщине в повседневной
жизни. Именно гностики были
первыми, кто фактически
разграничил гендер и пол! Они
считали, что необходимо
преодолеть гендерные
стереотипы, согласно которым
мужчина должен быть
воинственным, грубым и
ксенофобичным мачо,
подавляющим свои чувства, а
женщина истеричной,
капризной и
гиперэмоциональной самкой.
Ортодоксия тщетно пыталась
уничтожить завоевания
гностического христианства, но
не смогла. Первым сочинением
легендарного мага эпохи
Ренессанса Агриппы
Неттесгеймского, считавшегося
самым опасным черным магом
Средневековья, была «речь о
достоинстве женщины», в
котором он доказывал высшее
и сакральное превосходство
женского начала над мужским.
Да только ли он! Культ
куртуазной любви трубадуров и
мифология Грааля, тайные
общества и алхимические
лаборатории, поэзия
Серебряного века и психология
Юнга все они несли в себе
след изначального
гностического послания,
которое точно феникс
возрождалось из пепла в душах
избранных.
Что почитать?
Всем, кому интересна
гностическая философия,
теология и этика, мы
рекомендуем следующий круг
чтения.
● Основными и наиболее
древними источниками
являются следующие тексты
«Евангелие от Фомы» ,
«Евангелие от Филиппа», «Гром
совершенный ум» и
«Евангелие истины».
● Пожалуй, самые лучшие
исследования по гностицизму
пишет епископ гностической
церкви Стефан Хеллер. Такие
его книги как «Гностицизм» ,
«Юнг и потерянные евангелия»,
«Гностический катезизис» на
Западе выходят
многотысячными тиражами, а в
России переводы доступны
только в Интернете.
● Более сложный, но и более
академический источник это
книга Ганса Йонаса
«Гностицизм», которая была
издана в начале 90-х ,
мгновенно разлетелась и с тех
пор не переиздавалась.
● Существуют и
психологические интерпретации
гностицизма. Так, Карл Юнг
посвящает гностическому
пониманию Христа целое
исследование под названием «A
ION », однако это очень
сложный труд, который
невозможно воспринять без
предварительной подготовки.
Автор статьи : Олег Телемский.
Путь к себе - Запрещенное христианство
Комментарий