Святые и левитация
В религиозных источниках утверждается, что многочисленные святые были наделены способностью летать или парить. Большинство из этих летающих святых упоминаются в качестве таковых в литературе и хрониках, связанных с ними. Способностью левитировать также были наделены некоторые фигуры в раннем христианстве. Апокрифические Деяния Петра повествуют о легендарной истории смерти Симона Волхва. Симон Волхв использует магию в городском форуме, и для того, чтобы доказать свою божественность, он взлетает в воздух. Апостол Петр молится Богу, чтобы Бог остановил полет Симона Волхва, и тот останавливается в воздухе и падает, ломая ноги, после чего толпа побивает Симона Волхва камнями до смерти.
По преданию, Церковь Санта-Франческа-Романа построена на месте смерти Симона Волхва (тем самым утверждается, что Симон Волхв действительно мог летать).
Явление левитации было вновь и вновь описано в жизнеописании святых. Святой Франциск Ассизский взлетал часто на высоту трёх и четырех локтей (минимум на метр-полтора). Святой Альфонсо Лигуори на глазах у всей общины взлетел на несколько футов от земли во время проповеди в местечке Фоджа Лигуори имел также силу билокации.
В отличие от восточных брахманов, йогов, лам никто из святых специально не стремился овладеть искусством левитации и не готовился к полетам. Обычно они взмывали в воздух, будучи в состоянии восторженного религиозного экстаза и даже не думая об этом.
В числе первых официально зафиксированных левитантов называют святую Терезу, монахиню-кармелитку, свидетелями полетов которой были 230 католических священников. О своем необычном "даре", как считала сама святая, она рассказала в автобиографии, датированной 1565 годом. "Вознесение приходит, как удар, неожиданный и резкий, - пишет она, - и, прежде чем ты можешь собраться с мыслями или прийти в себя, тебе кажется, будто облако уносит тебя в небеса или могучий орел на своих крыльях... Я вполне осознавала себя, чтобы видеть, что нахожусь в воздухе... Должна сказать, что, когда вознесение оканчивалось, я ощущала необыкновенную легкость во всем теле, словно я совсем невесомая". Любопытно, что сама святая Тереза не хотела летать! Долгое время монахиня-левитантка отчаянно молилась, чтобы Господь избавил ее от этого знака своей милости. В конце концов молитвы кармелитки были услышаны и полеты Терезы прекратились.
Самым известным "летающим человеком" является Иосиф Деза (1603-1663), прозванный Купертинским по названию его родной деревни в Южной Италии. Он с детства отличался необычайной набожностью и всячески истязал себя, чтобы испытать состояние религиозного экстаза. А после того как был принят в орден францисканцев, стал действительно впадать в экстаз. Однако дело осложнялось тем, что в таких случаях он взмывал в воздух. Однажды это произошло перед глазами самого главы Католической церкви. Иосиф приехал в Рим, где ему устроили аудиенцию у Папы Урбана VIII. Впервые лицезрев его святейшество, он пришел в столь восторженное состояние, что поднялся в воздух и парил до тех пор, пока присутствовавший при этом глава ордена францисканцев не привел Иосифа в чувство.
Более ста случаев левитации Иосифа наблюдали тогдашние ученые, оставившие на сей счет официальные свидетельства. Поскольку эти полеты смущали верующих, в 1653 году ему приказали удалиться из Ассизи в отдаленный монастырь. Однако уже через три месяца его перевели в другую обитель, затем в третью, четвертую - где бы он ни оказывался, новость о приезде "чудотворца" распространялась по всей округе, и к обители стекались толпы людей. Наконец Иосифа перевели в монастырь в Озимо, где летом 1663 года он тяжело заболел, а 18 сентября того же года умер и через четыре года был канонизирован.
Всего же, как свидетельствуют церковные записи, количество людей, демонстрировавших на глазах верующих явление левитации, приближается к трем сотням. Из русских левитантов можно назвать Серафима Саровского, архиепископа Новгорода и Пскова Иоанна. А московские летописи повествуют о Василии Блаженном, который не раз на глазах у толпы переносился неведомой силой через Москву-реку.
Полеты или левитацию неверно напрямую связывают с колдовством. Когда дело дошло до святых-женщин, возникла некоторая неоднозначность в определении богословами, адвокатами, инквизиторами и иконописцами происхождения силы к левитации. С 1500 года образ святых женского пола в популярном воображении стал более походить на ведьм. И ведьмы, и женщины-святые могли левитировать, будь то святая левитации или билокация, либо слёт на ведьмин шабаш.
В религиозных источниках утверждается, что многочисленные святые были наделены способностью летать или парить. Большинство из этих летающих святых упоминаются в качестве таковых в литературе и хрониках, связанных с ними. Способностью левитировать также были наделены некоторые фигуры в раннем христианстве. Апокрифические Деяния Петра повествуют о легендарной истории смерти Симона Волхва. Симон Волхв использует магию в городском форуме, и для того, чтобы доказать свою божественность, он взлетает в воздух. Апостол Петр молится Богу, чтобы Бог остановил полет Симона Волхва, и тот останавливается в воздухе и падает, ломая ноги, после чего толпа побивает Симона Волхва камнями до смерти.
По преданию, Церковь Санта-Франческа-Романа построена на месте смерти Симона Волхва (тем самым утверждается, что Симон Волхв действительно мог летать).
Явление левитации было вновь и вновь описано в жизнеописании святых. Святой Франциск Ассизский взлетал часто на высоту трёх и четырех локтей (минимум на метр-полтора). Святой Альфонсо Лигуори на глазах у всей общины взлетел на несколько футов от земли во время проповеди в местечке Фоджа Лигуори имел также силу билокации.
В отличие от восточных брахманов, йогов, лам никто из святых специально не стремился овладеть искусством левитации и не готовился к полетам. Обычно они взмывали в воздух, будучи в состоянии восторженного религиозного экстаза и даже не думая об этом.
В числе первых официально зафиксированных левитантов называют святую Терезу, монахиню-кармелитку, свидетелями полетов которой были 230 католических священников. О своем необычном "даре", как считала сама святая, она рассказала в автобиографии, датированной 1565 годом. "Вознесение приходит, как удар, неожиданный и резкий, - пишет она, - и, прежде чем ты можешь собраться с мыслями или прийти в себя, тебе кажется, будто облако уносит тебя в небеса или могучий орел на своих крыльях... Я вполне осознавала себя, чтобы видеть, что нахожусь в воздухе... Должна сказать, что, когда вознесение оканчивалось, я ощущала необыкновенную легкость во всем теле, словно я совсем невесомая". Любопытно, что сама святая Тереза не хотела летать! Долгое время монахиня-левитантка отчаянно молилась, чтобы Господь избавил ее от этого знака своей милости. В конце концов молитвы кармелитки были услышаны и полеты Терезы прекратились.
Самым известным "летающим человеком" является Иосиф Деза (1603-1663), прозванный Купертинским по названию его родной деревни в Южной Италии. Он с детства отличался необычайной набожностью и всячески истязал себя, чтобы испытать состояние религиозного экстаза. А после того как был принят в орден францисканцев, стал действительно впадать в экстаз. Однако дело осложнялось тем, что в таких случаях он взмывал в воздух. Однажды это произошло перед глазами самого главы Католической церкви. Иосиф приехал в Рим, где ему устроили аудиенцию у Папы Урбана VIII. Впервые лицезрев его святейшество, он пришел в столь восторженное состояние, что поднялся в воздух и парил до тех пор, пока присутствовавший при этом глава ордена францисканцев не привел Иосифа в чувство.
Более ста случаев левитации Иосифа наблюдали тогдашние ученые, оставившие на сей счет официальные свидетельства. Поскольку эти полеты смущали верующих, в 1653 году ему приказали удалиться из Ассизи в отдаленный монастырь. Однако уже через три месяца его перевели в другую обитель, затем в третью, четвертую - где бы он ни оказывался, новость о приезде "чудотворца" распространялась по всей округе, и к обители стекались толпы людей. Наконец Иосифа перевели в монастырь в Озимо, где летом 1663 года он тяжело заболел, а 18 сентября того же года умер и через четыре года был канонизирован.
Всего же, как свидетельствуют церковные записи, количество людей, демонстрировавших на глазах верующих явление левитации, приближается к трем сотням. Из русских левитантов можно назвать Серафима Саровского, архиепископа Новгорода и Пскова Иоанна. А московские летописи повествуют о Василии Блаженном, который не раз на глазах у толпы переносился неведомой силой через Москву-реку.
Полеты или левитацию неверно напрямую связывают с колдовством. Когда дело дошло до святых-женщин, возникла некоторая неоднозначность в определении богословами, адвокатами, инквизиторами и иконописцами происхождения силы к левитации. С 1500 года образ святых женского пола в популярном воображении стал более походить на ведьм. И ведьмы, и женщины-святые могли левитировать, будь то святая левитации или билокация, либо слёт на ведьмин шабаш.
Комментарий