Относительна ли истина?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Sharp
    Атеист

    • 17 July 2009
    • 631

    #1

    Относительна ли истина?

    Эта тема - не очень серьезный эксперемент. Смысл в том, чтобы выяснить, можно ли доказать все что угодно? Если да, то истина в самом широком смысле - относительна.
    Я не знаю, каков будет результат эксперемента, но готов доказать такие вещи как например:
    1. Земля стоит на слонах.
    2. Возможность существования шапки-невидимки.
    3. Серная кислота полезна для организма.
    4. Солнце вращается вокруг Земли.
    5. Добра и зла не существует.
    6. Скорость света относительна.
    Ну и все такое в этом духе (хоть я лично, не могу доказать все что угодно, но подозреваю, что это в принципе возможно).
    В связи с этим всем, возникает вопрос - не является ли истинным все? Но из-за ограничений наших разумов, мы этого не в состоянии увидеть? Также интересно, могут ли паралельно существовать две и больше истин об одном и том же, которые противоречат друг другу (но все они истинны)? Если это действительно так, то это, наверное, ВСЕ меняет.
    Также, хотелось бы узнать, есть ли на это намеки в Библии? Существуют ли конфессии которые признают такую возможность?
    P.S. Только что увидел, что этот раздел, только для христиан. Сорри. Если что - перенесите в другой раздел, только скажите куда. (хотя, можете считать меня христианином)
    Aequat causa effectum
  • Pyatachok
    проста душка

    • 26 July 2008
    • 2845

    #2
    Ну, хе-хе, скорость света точно относительна. Точнее, не постоянна. Относительно систем отсчета, которые движутся с ускорением, скорость света не постоянна.
    Да, и не трогай мой подъемник!

    Комментарий

    • Владимир 3694
      Дилетант

      • 11 January 2007
      • 9795

      #3
      Сообщение от Sharp
      В связи с этим всем, возникает вопрос - не является ли истинным все? Но из-за ограничений наших разумов, мы этого не в состоянии увидеть?
      В каком-то смысле, так оно и есть. Года полтора назад я выдвинул парадоксальный тезис:

      "Неправильных мыслей не бывает".

      Один из постулатов христианства: Бог Всеблаг. А раз так, зло - это добро, искаженное нашим восприятием и "пропущенное через мясорубку" интеллекта, "круто замешанного" на эгоизме. Злых животных не бывает. Злым может быть (как и назвать что-либо злом) лишь существо, наделенное свободой воли.
      Сообщение от Sharp
      могут ли паралельно существовать две и больше истин об одном и том же, которые противоречат друг другу (но все они истинны)?
      "Элементарный" пример, недоступный пониманию ни философов, ни богословов, ни ученых до ХХ века: дуализм элементарных частиц. Но и тут мы имеем не две истины, а только два варианта описания состояния объектов, которые не существуют до измерения.
      Сообщение от Sharp
      есть ли на это намеки в Библии?
      А как же! Вот, навскидку:
      Цитата из Библии:
      все дела Господа прекрасны, и Он дарует все потребное в свое время; и нельзя сказать: "это хуже того", ибо все в свое время признано будет хорошим.
      Сир 39:40-41

      Сообщение от Sharp
      Существуют ли конфессии которые признают такую возможность?
      Да. Адвайта веданта, к примеру. Но христианство с иудаизмом "круче". Помимо них никто (разве что, мусульмане) не догадался, что Бог сотворил Творение (простите за тавтологию. Хотел написать "создал Творение", но это было бы терминологической неточностью) не из Себя, а из НИЧЕГО.
      Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

      Комментарий

      • Orly
        Ветеран

        • 01 November 2003
        • 10371

        #4
        Все относительно, кроме абсолютной истины.
        Человек человеку-радость.

        Комментарий

        • Ольгерд
          Ветеран

          • 16 October 2008
          • 2450

          #5
          Сообщение от Orly
          Все относительно, кроме абсолютной истины.
          Здравствуйте, дор.Orly.

          Если предположить, что абсолютная Истина - суть Б-г, то и она относительна.
          «Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»

          Комментарий

          • ~Chess~
            автор проекта 5vo.ru

            • 07 May 2004
            • 5273

            #6
            Сообщение от Sharp
            Эта тема - не очень серьезный эксперемент. Смысл в том, чтобы выяснить, можно ли доказать все что угодно? Если да, то истина в самом широком смысле - относительна.
            Доказать "всё, что угодно" можно, только если не особенно привередничать в выборе начальной аксиоматики и в определении основных логических понятий.
            Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

            Комментарий

            • Sharp
              Атеист

              • 17 July 2009
              • 631

              #7
              Ну, друзья, тогда это просто, засада. Спасибо за ответы (не ожидал, что никто не будет протестовать).
              Тогда, истина имеет несколько порядков.
              Истина первого порядка, это наши привычные истины, вроде того, что Земля обращается вокруг Солнца.
              Истина второго порядка, это истина, вроде того что Земля обращается вокруг Солнца точно так же как и Солнце вокруг Земли (в зависимости от точки отсчета).
              Истина третьего порядка, заключается в том, что они вообще не обращаются друг относительно друга.
              Истина четвертого порядка - это Абсолютная истина. Что там происходит? Может там вообще нет никакого движения.
              Почему я организовал истины в порядки? Потому что эти истины как бы не паралельны, не находятся в одной плоскости, иначе они бы взаимоисключали друг друга. А в данном случае - более высокий порядок истины, включает в себя истины более низкого порядка, без того, чтобы противоречить им.
              Интересно, можем ли мы, вместо того, чтобы исповедовать истины первого порядка, добраться до истин четвертого порядка(их может быть и больше)? То есть до порядка, абсолютных истин? Или где наш предел?
              Aequat causa effectum

              Комментарий

              • Ольгерд
                Ветеран

                • 16 October 2008
                • 2450

                #8
                Сообщение от Sharp
                Истина первого порядка, это наши привычные истины, вроде того, что Земля обращается вокруг Солнца.
                Истина второго порядка, это истина, вроде того что Земля обращается вокруг Солнца точно так же как и Солнце вокруг Земли (в зависимости от точки отсчета).
                Истина третьего порядка, заключается в том, что они вообще не обращаются друг относительно друга.
                Истина четвертого порядка - это Абсолютная истина. Что там происходит? Может там вообще нет никакого движения.
                Насчет истин первого и второго порядка возражений нет. А вот истины третьего и четвертого порядка обозначены некорректно. И только потому, что нет слов, способных адекватно их обозначить. Можно попытаться это сделать с помощью символов. Но у тут будет велика доля допущений.
                ИМХО, конечно.

                Сообщение от Sharp
                Интересно, можем ли мы, вместо того, чтобы исповедовать истины первого порядка, добраться до истин четвертого порядка(их может быть и больше)? То есть до порядка, абсолютных истин? Или где наш предел?
                Как-то так сложилось, что Священное Писание принято считать Произведением с семью смысловыми уровнями, из которых живому человеку доступны только 4 (последний доступен только Святым). Таким образом, выше этого уровня познание Истины человеку, в принципе, не доступно.
                «Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»

                Комментарий

                • Владимир 3694
                  Дилетант

                  • 11 January 2007
                  • 9795

                  #9
                  Сообщение от Sharp
                  Интересно, можем ли мы, вместо того, чтобы исповедовать истины первого порядка, добраться до истин четвертого порядка(их может быть и больше)? То есть до порядка, абсолютных истин? Или где наш предел?
                  Чуть выше, говоря про дуализм элементарных частиц, я, если Вы заметили, упомянул, что "объективная" истина описывает не сущность объекта, а его восприятие наблюдателем. Более того, абсолютно уверен человек может быть только в собственном существовании и способности мыслить (см. Р. Декарт, М. Мамардашвили). Строго говоря, всё, что находится за пределами нашего организма, может быть подвергнуто сомнению. Краний случай - солипсизм. Но большинство здравомыслящих людей признаёт существование объективной реальности, поскольку все (или почти все) воспринимают окружающее одинаково (или почти одинаково) - хотя и это недоказуемо.

                  Обычными органами чувств человек не ощущает не только Бога, но и духовные миры, вообще. Оттого и споры: есть ли Бог, нет ли Бога, есть ли что-то, помимо материального мира, нет ли... Но у некоторых (очень немногих) такие органы есть. (Я не имею в виду экстрасенсорику: там "работают" дополнительные спосбности восприятия всё того же, материального мира). Это и есть настоящая мистика, а не ее ширпотребовский вариант. Прочим же остается верить тем, кто это состояние пережил. Или - не верить: считать глюками, самовнушением или проще: обманом.

                  Говоря "понятным языком" и крайне упрощенно, Иисус Христос дает методику развития дополнительных "органов чувств", позволяющих воспринимать Бога непосредственно. Причем, достоверность восприятия такова, что не нужны никакие доказательства: отрицать Его существование - всё равно, что отрицать существование собственного "Я".

                  Но и в этом случае человек воспринимает не суть Бога, а то, как Он позволит нам Себя узнать. Можно ли назвать это познанием абсолютной истины? - Вопрос пустой: как мы можем судить о том, чего не воспринимаем? Говорят, там и вопросы-то такие не возникают. А какие возникают? Сумеем "туда" попасть - узнаем на месте. Там и подискутируем.
                  Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

                  Комментарий

                  • Ольгерд
                    Ветеран

                    • 16 October 2008
                    • 2450

                    #10
                    Сообщение от Владимир 3694
                    Причем, достоверность восприятия такова, что не нужны никакие доказательства: отрицать Его существование - всё равно, что отрицать существование собственного "Я".
                    Ваши слова созвучны с моими представлениями о бессмертии, предлагаемом Иисусом. Только для меня Учение Иисуса не методика тренировки особых органов восприятия Б-га (потому, что сие априори невозможно), а Вектор трансформации Эго. Будешь неуклонно следовать Его Заповедям - станешь, как Он. Станешь, как Он, - обретёшь Жизнь Вечную. Можно, конечно, надеяться на Откровение, но я бы на это особо не рассчитывал. ИМХО, конечно.
                    «Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»

                    Комментарий

                    • Weise
                      Участник

                      • 24 March 2009
                      • 186

                      #11
                      Сообщение от Ольгерд
                      Ваши слова созвучны с моими представлениями о бессмертии, предлагаемом Иисусом. Только для меня Учение Иисуса не методика тренировки особых органов восприятия Б-га (потому, что сие априори невозможно), а Вектор трансформации Эго. Будешь неуклонно следовать Его Заповедям - станешь, как Он. Станешь, как Он, - обретёшь Жизнь Вечную. Можно, конечно, надеяться на Откровение, но я бы на это особо не рассчитывал. ИМХО, конечно.
                      Ольгерд, коллега, вы не боитесь прослыть фарисеем?

                      Комментарий

                      • tabo
                        Ветеран

                        • 12 November 2007
                        • 16147

                        #12
                        Сообщение от Sharp
                        то истина в самом широком смысле - относительна.
                        Истина по определению абсолютна, все в нашем мире относительно и Истина не может быть частью нашего мира, Творец мира имеет права находиться вне мира который он создал, на примере повара приготавливающего суп, или архитектора зданий которые имеют права не прибывать в том что сотворили своими "руками"

                        Комментарий

                        • Владимир 3694
                          Дилетант

                          • 11 January 2007
                          • 9795

                          #13
                          Сообщение от Ольгерд
                          для меня Учение Иисуса не методика тренировки особых органов восприятия Б-га (потому, что сие априори невозможно
                          Согласен: нельзя тренировать то, чего нет. Уместней - подготовка сознания. В аскетике это называется "очищением сердца".
                          Переводы: http://vstromata.livejournal.com/

                          Комментарий

                          • Ольгерд
                            Ветеран

                            • 16 October 2008
                            • 2450

                            #14
                            Сообщение от Владимир 3694
                            Уместней - подготовка сознания. В аскетике это называется "очищением сердца".
                            Или: приведение вибраций мозга и вибраций сердца в состояние совместного резонанса.
                            «Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»

                            Комментарий

                            • Sharp
                              Атеист

                              • 17 July 2009
                              • 631

                              #15
                              Сообщение от tabo
                              Истина по определению абсолютна, все в нашем мире относительно и Истина не может быть частью нашего мира, Творец мира имеет права находиться вне мира который он создал, на примере повара приготавливающего суп, или архитектора зданий которые имеют права не прибывать в том что сотворили своими "руками"
                              Истина абсолютна для тех, кто не видит следующий порядок (уровень) истины. То есть, если вы не видите следующий порядок, то и будете себе твердить что - Земля вращается вокру Солнца и никак иначе, ведь - истина же абсолютна по определению.
                              Aequat causa effectum

                              Комментарий

                              Обработка...