Психолог Отто Ранк в работе "Страх жизни и страх смерти" ("Life Fear and Death Fear"), пишет, что в каждом человеке существует врожденный страх, проявляющийся иногда как страх жизни, иногда как страх смерти. Под "страхом жизни" Ранк подразумевал тревогу "утраты связи с большей целостностью". "Страх жизни" это страх встречи с жизнью в качестве изолированного существа, несущего за себя полную ответственность, страх движения вперед, выделения из стаи, отрыва от корней.
Напротив,"страхом смерти" Ранк называл страх исчезновения, потери индивидуальности, растворения отдельного существа возвращения его к целостности. Ранк утверждал, что "Индивида всю его жизнь швыряет между этими двумя возможностями страха, двумя полюсами страха...". Человек пытается отделиться, индивидуироваться, утвердить свою автономию, продвигаться вперед, реализовать свой потенциал. Однако наступает момент, когда у него возникает страх перед лицом жизни."Тревога жизни" -это цена, которую мы платим за то, что, ничем не огражденные, отделяемся от природы. "Тревога смерти" это издержки слияния, когда человек отказывается от автономии, провозглашает над собой власть внешней среды, социума, он теряет себя и претерпевает своего рода смерть.
Продолжая эту мысль, крупнейший экзистенциальный психолог Ялом расматривает два обычных способа ухода от решения вопроса о неминуемости смерти: вера в собственную исключительность, и вера во внешнего избавителя. Если будут нужны подробности, не поленитесь :Ирвин Ялом.ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.
Но вопрос вот в чем: основным двигателем веры в Спасителя также является страх смерти, пусть не осознаваемый до конца( как это, в основном, и бывает), под разными обличьями? Можете ли вы честно сказать о себе, что вы до конца приняли идею собственной смертности и что ваша вера - не детский уход от этой объективной данности?
Напротив,"страхом смерти" Ранк называл страх исчезновения, потери индивидуальности, растворения отдельного существа возвращения его к целостности. Ранк утверждал, что "Индивида всю его жизнь швыряет между этими двумя возможностями страха, двумя полюсами страха...". Человек пытается отделиться, индивидуироваться, утвердить свою автономию, продвигаться вперед, реализовать свой потенциал. Однако наступает момент, когда у него возникает страх перед лицом жизни."Тревога жизни" -это цена, которую мы платим за то, что, ничем не огражденные, отделяемся от природы. "Тревога смерти" это издержки слияния, когда человек отказывается от автономии, провозглашает над собой власть внешней среды, социума, он теряет себя и претерпевает своего рода смерть.
Продолжая эту мысль, крупнейший экзистенциальный психолог Ялом расматривает два обычных способа ухода от решения вопроса о неминуемости смерти: вера в собственную исключительность, и вера во внешнего избавителя. Если будут нужны подробности, не поленитесь :Ирвин Ялом.ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.
Но вопрос вот в чем: основным двигателем веры в Спасителя также является страх смерти, пусть не осознаваемый до конца( как это, в основном, и бывает), под разными обличьями? Можете ли вы честно сказать о себе, что вы до конца приняли идею собственной смертности и что ваша вера - не детский уход от этой объективной данности?
Комментарий