Уважаемые, существует ли у Вас существенное различие между понятиями совесть и комплекс (вины)?
Разница межу совестью и комплексом (вины)
Свернуть
X
-
Да,уточню.Я понимала,что не вполне понятно написала.
Комплекс вины ощущаю как чужеродное,приобретённое от внешнего воздействия,а совесть ощущаю как абсолютно не чужеродное,даже когда она меня мучит.
Мне понравился вопрос темы.Комментарий
-
Сообщение от DonatУважаемые, существует ли у Вас существенное различие между понятиями совесть и комплекс (вины)?
Про совесть молчу. Но если приблизительно - то внутренний советчик. Момент положительный, так как выводит на анализ и снабжает критериями поведенческого выбора.Комментарий
-
Совесть - это же тоже в некотором роде болезнь, болезнь эго. Болезнь эго при соприкосновении с установками общества.
Комментарий
-
Сообщение от DonatКомплекс вины вполне четко себя проявляет, только может по-другому трактоваться самим человеком.
Понятие "комплекс" сформировалось в психологии. Я опираюсь на эту научную точку зрения.Комментарий
-
Начинаю склонятся к тому (видимо, просто подумал немного), что совесть - это просто инструмент измерения поступков, а вина - это наказание за несоответствие с этими "замерами".
Другое дело, мне пока не понятно, как отделить совесть от моральных установок, вот кусок из статьи (по Юнгу?):
Пока царствуют традиционные моральные предписания, от*личить от них совесть практически невозможно. Поэтому мы так часто встречаемся с мнением, будто совесть есть не что иное, как воздействие моральных предписаний, что ее не су*ществовало бы вообще без моральных законов. Феномен, имену*емый нами «совестью», обнаруживается повсюду, во всем чело*веческом. Совесть не совпадает с моральным кодексом, а скорее ему предшествует, и она содержательно его превосходит.
Как ни обосновывать совесть, она ставит индивиду требование: следуй своему внутреннему голосу, не бойся сбиться с пути. Можно не повиноваться этому приказу, ссылаясь на моральный кодекс, но при этом испытывая тяжелое чувство измены.
На данном форуме можно еще утяжелить вопрос тем, что достаточное кол-о верующих считает (мне так показалось) совесть - проявлением Бога.
Комментарий
-
Donat, извините, что долго не откликалась.
Другое дело, мне пока не понятно, как отделить совесть от моральных установок, вот кусок из статьи...
Перескажу, как я это восприняла.
Юнг предлагает обострение моральных обязательств. Переход от морали социальной, от морали индивидуальной - к морали, если можно так выразиться, "индивидуально-нуминозной" (соотнесенной напрямую с Богом).
Когда перед человеком встает трудный выбор, он не должен прятаться ни за общественные представления, ни за личные предпочтения, ни даже за религиозные нормы (поскольку эти нормы не всегда трактуются однозначно).
Он должен решить свою сложную моральную проблему, как личное поручение от Бога, выйдя с Ним на прямые отношения и получив от Него особую "весть".
достаточное кол-о верующих считает (мне так показалось) совесть - проявлением Бога.Комментарий
-
"Утешился я от мук совести только тогда, когда мы с мамой кинули по монетке на реставрацию в стеклянный куб с пожертвованиями."?
(вылезло, когда пытался найти этиологию слова "совесть")
Мда... здесь сталкиваюсь с двоякостью проявления Бога на земле, когда Он "участвует - не участвует" в жизни простых смертных.
Да, а пока до Юнга не добрался - впрочем, весьма удивило, что он, например, занимался буддизмом
Комментарий
-
.
А совесть абсолютно объективна у всех,потому что она у всех из одного источника:от Бога.А Бог-Истина.
Субъективно то,что каждый думает и делает в ответ на голос совести.Комментарий
-
"Утешился я от мук совести только тогда, когда мы с мамой кинули по монетке на реставрацию в стеклянный куб с пожертвованиями."?
это было однозначно проявление Бога в человеке, а не его комплекс обладания деньгами, который он мог отдать в виде пожертвования?
И как оценить объективность чувства этого человека?
Комментарий
-
Т.е. в варианте
"Утешился я от мук совести только тогда, когда мы с мамой кинули по монетке на реставрацию в стеклянный куб с пожертвованиями."?
это было однозначно проявление Бога в человеке, а не его комплекс обладания деньгами, который он мог отдать в виде пожертвования?
И как оценить объективность чувства этого человека?
И что значит-объективность чувства?Чувство же субъективно,человек же реагирует чувством.Комментарий
Комментарий